ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-9196/2021 от 10.01.2022 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

11 января 2022 года

Дело № А33-9196/2021

Резолютивная часть постановления объявлена10 января 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 11 января 2022 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

Председательствующего Шелёминой М.М.,

судей: Ананьиной Г.В., Загвоздина В.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Счетной палаты Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 июля
2021 года по делу № А33-9196/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2021 года по тому же делу,

установил:

администрация города Лесосибирска (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным представления Счетной палаты Красноярского края от 19.02.2021 № 01-193/01-09 в части выявления нарушений, указанных в пункте 2 представления по факту установления признаков нецелевого использования средств в общей сумме 2 175 000 рублей.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Желтова Ольга Сергеевна.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 июля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2021 года, заявленные требования удовлетворены.

Счетная палата Красноярского края обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 38, 161, 162, 306.2, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 2, 20 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 185-ФЗ), статей 15, 32, 49, 57, 62, 63, 86, 87, 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 23 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что на момент окончания контрольного мероприятия и вынесения оспариваемого представления отсутствовали документы, подтверждающие, что Желтова О.С. являлась нанимателем помещения в аварийном доме до признания его таковым, и, соответственно, отсутствовали доказательства наличия ее права на включение в Региональную адресную программу (РАП) и получение нового жилого помещения; решение Лесосибирского городского суда от 28 апреля 2021 года не существовало на дату окончания контрольного мероприятия, в связи с чем оно не может свидетельствовать об отсутствии нецелевого использования денежных средств и неправомерно принято судами во внимание; переселению в рамках РАП с участием средств краевого бюджета подлежали только наниматели аварийных жилых помещений, проживающие по договорам социального найма; Желтова О.С. проживала по иному адресу на основании иного договора социального найма, следовательно, на момент признания жилого дома аварийным
в 2016 году она не являлась нуждающейся в жилом помещении; вопрос правомерности переселения Желтовой О.С. за счет средств краевого бюджета по существу предметом исследования не являлся; оспариваемое представление не нарушает права Администрации, поскольку не содержит конкретных мер бюджетного принуждения, ограничивающих его права в финансово-бюджетной сфере.

В отзыве на кассационную жалобу Администрация считает ее доводы несостоятельными, судебные акты – законными и обоснованными; указывает на нарушение оспариваемым представлением ее прав и обязанностей, поскольку представление послужило основанием для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения и взыскания с Администрации на основании приказа Министерства финансов Красноярского края от 15.03.2021 № 49 средств в размере 128 705 рублей 69 копеек.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Дело назначено к судебному разбирательству под председательством судьи Новогородского И.Б.

Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 декабря 2021 года в связи с предоставлением судье Новогородскому И.Б. 10.01.2022 отпуска и его уходом в отставку с 11.01.2022, в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 31, 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации произведена замена председательствующего Новогородского И.Б. судьей Шелёминой М.М., председательствующим назначена судья Шелёмина М.М.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационной системе «Картотека арбитражных дел» – kad.arbitr.ru); своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с планами работы Счетной палаты Красноярского края на 2020 год, на 2021 год, на основании приказа от 07.09.2020 № 63п проведено контрольное мероприятие «Проверка эффективности использования бюджетных средств, направленных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» за период
2019-2020 годов в Администрации, в ее структурных подразделениях – получателях средств краевого бюджета.

Во исполнение Закона Красноярского края от 05.12.20219 № 8-3414 «О краевом бюджете на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов» между Министерством строительства Красноярского края и Администрацией заключено соглашение от 16.03.2020 № 8 (с учетом дополнительного соглашения от 19.06.2020 № 1) о предоставлении субсидии муниципальному образованию из краевого бюджета, в том числе средств, поступивших из Фонда ЖКХ, на реализацию мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках адресной региональной программы в 2020 году в размере 177 782, 6 тыс. рублей, из них: 55 851, 3 тыс. рублей – средства краевого бюджета, 120 153,5 тыс. рублей – средства Фонда ЖКХ; 1 777,8 тыс. рублей – средства местного бюджета (пункты 2.2, 2.3, 2.4 Соглашения № 8).

Счетной палатой Красноярского края установлено, что за счет средств вышеуказанной субсидии на основании муниципального контракта от 24.08.2020 № 78 приобретено жилое помещение по адресу: г. Уяр, ул. Уланова, дом. 16, кв. 9 на сумму
2 175 000 рублей 00 копеек (из них: средства Фонда ЖКХ – 276 922 рубля 07 копеек, средства краевого бюджета – 128 705 рублей 69 копеек, средства местного бюджета –
1 769 372 рубля 24 копейки), которое предоставлено по договору социального найма от 23.09.2020 № 49 Желтовой О.С. в связи с ее переселением из аварийного жилого помещения по адресу: п. Усть-Ангарск, ул. Заречная, д. 22.

Вместе с тем Счетной палатой Красноярского края выявлено, что на момент признания аварийным и подлежащим сносу (29.12.2014) дома по адресу: п. Усть-Ангарск, ул. Заречная, д. 22, не подтверждено проживание Желтовой О.С. в квартире № 2 указанного дома. Из договора социального найма жилого помещения от 27.09.2012 № 565 следует, что Желтовой О.С. было предоставлено другое жилое помещение по адресу: п. Усть-Ангарск, ул. Заречная, д. 19, кв.2. Согласно выписке из финансово-лицевого счета от 07.04.2016 № 2058 в квартире по адресу: п. Усть-Ангарск, ул. Заречная, д. 22, кв. 2 прописанных нет. Договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: п. Усть-Ангарск, ул. Заречная, д. 22, кв. 2, заключен с Желтовой О.С. 30.05.2016 № 16 после признания данного дома аварийным.

Заключение договора социального найма жилого помещения от 30.05.2016 № 16 на заселение жилого помещения, расположенного в доме, признанном 29.12.2014 непригодным для проживания, противоречит требованиям пункта 2 статьи 23 Федерального закона № 52-ФЗ, пункту 50 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», по смыслу которых после признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу заключение договора найма жилого помещения такого дома не допускается.

Таким образом, Счетная палата Красноярского края пришла к выводу, что средства направлены и израсходованы на цели, не соответствующие условиям их получения, - в нарушение части 3 статьи 2, части 13 статьи 20 Федерального закона № 185-ФЗ, пункта 5.1 РАП, приобретено жилое помещение для переселения Желтовой О.С., вселенной в нарушение требований законодательства в аварийное жилье после признания его таковым и не являвшейся согласно представленным документам нанимателем по договору социального найма аварийного жилого помещения на момент признания дома аварийным, то есть Администрацией допущено нецелевое использование средств в общей сумме
2 175,0 тыс. рублей, в том числе средств краевого бюджета в сумме 128,7 тыс. рублей.

Счетной палатой выдано представление от 19.02.2021 № 01-193/01-09, согласно которому Администрации необходимо: 1) провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения;
2) принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем; 3) обеспечить контроль за целевым и эффективным расходованием средств краевого бюджета и за соблюдением законодательства о закупках.

Администрация оспорила указанное представление в части выявления нарушений, указанных в пункте 2, в Арбитражный суд Красноярского края.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что ненормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу – удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 13 статьи 20 Федерального закона № 185-ФЗ средства местного бюджета, полученные за счет средств Фонда, средств бюджета субъекта Российской Федерации и предусмотренные в местном бюджете на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда, используются органом местного самоуправления на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, с учетом ограничений, установленных частью 6 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма (часть 6 статьи 16 Федерального закона
№ 185-ФЗ).

Законом Красноярского края от 06.12.2018 № 6-2299 «О краевом бюджете на
2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов» предусмотрено предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований края на строительство жилья, участие в долевом строительстве многоквартирных домов, приобретение жилых помещений, выплату возмещения собственникам жилых помещений за изымаемое жилое помещение для переселения граждан, проживающих в жилых домах муниципальных образований, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также на снос таких домов после расселения граждан.

Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 514-п утверждены государственная программа Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», которая содержит подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» (приложение
№ 2), предусматривающую реализацию мероприятия «Субсидии бюджетам муниципальных образований на строительство жилья, участие в долевом строительстве многоквартирных домов, приобретение жилых помещений, выплату возмещения собственникам жилых помещений за изымаемое жилое помещение для переселения граждан, проживающих в жилых домах муниципальных образований, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и на снос таких домов после расселения граждан» (в редакции постановления Правительства Красноярского края от 29.12.2020 № 924-п); также Порядок, цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований из краевого бюджета.

По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что за счет средств вышеуказанной субсидии на основании муниципального контракта от 24.08.2020 Администрацией приобретено жилое помещение по адресу: г. Уяр, ул. Уланова, 16-9 стоимостью
2 175 000 рублей, в том числе на средства краевого бюджета 128 700 рублей. Оплата за указанное жилое помещение произведена в полном объеме.

Постановлением Администрации от 22.09.2020 предусмотрено предоставление названного жилого помещения Желтовой О.С. на основании договора социального найма в связи с ее переселением из аварийного жилого помещения по адресу: г. Лесосибирск, п. Усть-Ангарск, ул. Заречная, 22-2. Администрацией заключен договор от 23.09.2020 социального найма жилого помещения с Желтовой О.С.

Вступившим в законную силу решением Лесосибирского городского суда
от 28 апреля 2021 года по делу № 2-1010/2021 по заявлению Администрации в интересах Желтовой О.С. установлен факт владения и пользования Желтовой О.С. жилым помещением по адресу: Красноярский край, г. Лесосибирск, п. Усть-Ангарск,
ул. Заречная, д. 22, кв. 2, на условиях договора социального найма жилого помещения с 27.11.2012.

Также за Желтовой О.С. признано право на заключение договора социального найма жилого помещения по указанному адресу и на получение жилого помещения по Региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы.

Названный судебный акт вступил в законную силу и согласно положениям части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установленные в данном судебном акте фактические обстоятельства правомерно учтены судами и признаны не подлежащими установлению вновь при рассмотрении настоящего дела.

Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие названное, со ссылкой на то, что упомянутый судебный акт был вынесен после проведения проверки и вынесения оспариваемого представления, не могут быть учтены, как не основанные на положениях статей 16, 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, поскольку суды двух инстанций пришли к обоснованному и мотивированному выводу о недоказанности Счетной палатой Красноярского края факта нецелевого использования средств краевого бюджета то, соответственно, суды правомерно признали незаконным представление в оспариваемой части.

Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.

Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.

При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 июля 2021 года по делу
№ А33-9196/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда
от 13 сентября 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

М.М. Шелёмина

Судьи

Г.В. Ананьина

В.Д. Загвоздин