ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
25 января 2024 года
Дело №
А33-9583/2023
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «18» января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен «25» января 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Белан Н.Н.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Пластининой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
при участии представителей:
истца – ФИО1 по доверенности от 28.07.2023, ФИО2 по доверенности от 08.07.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Красноярского края в лице Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края от «19» сентября 2023 года по делу №А33-9583/2023,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Ванаварская энергетическая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – ООО «ВанавараЭнергоком», истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Красноярскому краю в лице Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – ответчик) о взыскании за счет казны Красноярского края убытков, понесенных истцом за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 в размере 35 268 500 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Министерство финансов Красноярского края, Муниципальное учреждение «Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края», Министерство тарифной политики Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19.09.2023 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на следующие доводы:
- Красноярский край в лице министерства свои обязательства по предоставлению субвенции муниципальному образованию Эвенкийский муниципальный район выполнил в полном объеме, субвенция предоставлена в полном объеме в соответствии Законом о бюджете;
- истцом неверно определен орган, представляющий интересы ответчика - публично-правового образования, в данном споре интересы Красноярского края должно представлять министерство тарифной политики Красноярского края (по аналогии с делом № А33-11072/2020).
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает доводы жалобы необоснованными, решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Министерство финансов Красноярского края представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержало доводы апелляционной жалобы.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в картотеке арбитражных дел), в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителей ответчика, третьих лиц.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей истца, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 13.12.2021 №39-э, установлены тарифы на электрическую энергию, отпускаемую ООО «Ванаварская энергетическая компания» на период с 01 января по 31 декабря 2022 года.
Согласно приложению № 1 к приказу установлены следующие тарифы:
- одноставочный тариф для населения, проживающего в городских населённых пунктах и домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками на период с 01.01.2022 по 30.06.2022 в размере 37,16 руб./кВт.ч. с 01.07.2022 по 31.12.2022 в размере 38,65 руб./кВт.ч;
- одноставочный тариф для населения, проживающего в городских населённых пунктах и домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и не оборудованые электроотопительными установками на период с 01.01.2022 по 30.06.2022 в размере 37,16 руб./кВт.ч. с 01.07.2022 по 31.12.2022 в размере 38,65 руб./кВт.ч;
- одноставочный тариф для населения, проживающего в городских населённых пунктах и домах, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и оборудованных электроотопительными установками на период с 01.01.2022 по 30.06.2022 в размере 37,16 руб./кВт.ч. с 01.07.2022 по 31.12.2022 в размере 38,65 руб./кВт.ч;
- одноставочный тариф для населения, проживающего в сельских населённых пунктах и приравненных к ним на период с 01.01.2022 по 30.06.2022 в размере 37,16 руб./кВт.ч, с 01.07.2017 по 31.12.2017 в размере 38,65 руб./кВт.ч.
Также указаны тарифы, дифференцированные по зонам суток.
Таким образом, в период с 01.01.2022 по 30.06.2022 для всех категорий населения действовал единый тариф в размере 37,16 руб./кВт.ч., а в период с 01.07.2022 по 31.12.2022 в размере 38,65 руб./кВт.ч.
Согласно пунктам 2, 3 примечания к приложению № 1 к приказу Министерства тарифной политики Красноярского края от 13.12.2021 № 39-э тарифы, указанные в пунктах 1-6, являются экономически обоснованными. На основании обращения администрации Эвенкийского района от 09.12.2021 № 3409-13/1 (вх. от 09.12.2021 № 72-5834) в расчётах с населением с 01.01.2022 подлежит применению тариф 198 коп./кВт.ч (с учётом НДС), с 01.07.2022 подлежит применению тариф 209 коп./кВт.ч (с учётом НДС) с компенсацией выпадающих доходов энергоснабжающей организации от неприменения экономически обоснованного тарифа за счёт средств бюджета Эвенкийского района.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 23.11.2022 № 96-э, признан утратившим силу с 01.12.2022 приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 13.12.2021 № 39-э, установлены тарифы на электрическую энергию, отпускаемую ООО «Ванаварская энергетическая компания» на период с 01 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года.
Согласно приложению № 1 к приказу установлены следующие тарифы:
- одноставочный тариф для населения, проживающего в городских населённых пунктах и домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками на период с 01.12.2022 по 31.12.2023 в размере 2,28 руб./кВт*ч. (с учетом НДС);
- одноставочный тариф для населения, проживающего в городских населённых пунктах и домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и не оборудованые электроотопительными установками на период с 01.12.2022 по 31.12.2023 в размере 2,28 руб./кВт*ч. (с учетом НДС);
- одноставочный тариф для населения, проживающего в городских населённых пунктах и домах, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и оборудованных электроотопительными установками на период с 01.12.2022 по 31.12.2023 в размере 2,28 руб./кВт*ч. (с учетом НДС);
- одноставочный тариф для населения, проживающего в сельских населённых пунктах и приравненных к ним на период с 01.12.2022 по 31.12.2023 в размере 2,28 руб./кВт*ч. (с учетом НДС).
Также указаны тарифы, дифференцированные по зонам суток.
Согласно пункту 1 примечания к приложению № 1 к приказу Министерства тарифной политики Красноярского края от 23.11.2022 № 96-э экономически обоснованные цены (тарифы) для населения и приравненных к нему категорий потребителей одноставочный тариф с 01.01.2023 по 31.12.2023 – 42,13 руб./кВт*ч (с учетом НДС). В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации тарифы, установленные на 2023 год, действуют с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года. Тарифы установлены без календарной разбивки.
Между муниципальным учреждением «Департамент инженерного обеспечения администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края» (департамент) и ООО «ВанавараЭнергоком» (получатель) подписано соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение затрат, юридическому лицу (кроме не коммерческой организации) не подлежащая казначейскому сопровождению, связанных с применением государственных цен на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями для населения в 2022 году от 02.02.2022 № 01-ДЭС (в редакции дополнительного соглашения от 31.10.2022 № 01/1-ДЭС), предметом которого согласно пункту 1.1 является предоставление получателю из районного бюджета в 2022 году субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с применением государственных цен на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями для населения в сумме 278 240 300 руб. в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета на текущий финансовый год, доведенных Главному распорядителю как получателю средств районного бюджета по кодам классификации расходов районного бюджета: код Главного распорядителя 514, раздел/подраздел 0502, целевая статья 5800075770, вид расходов 813 в рамках муниципальной программы Эвенкийского муниципального района «Реформирование и модернизация энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, повышение энергетической эффективности Эвенкийского муниципального района на 2020-2024 года, утвержденной Постановлением Администрации Эвенкийского муниципального района в целях реализации Получателем мероприятий по компенсации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) не электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями для населения».
Указанная сумма субсидии предоставлена истцу, что подтверждается представленными в материалы дела документами и не оспаривается сторонами.
Как указывает истец, при расчете тарифов на 2022 были учтены объемы полезного отпуска электрической энергии в размере 8841,100 тыс. кВт/ч. Однако фактически за 2022 год было поставлено электрической энергии населению в объеме 9814,540 тыс. кВт/ч., что на 973,440 тыс. кВт/ч больше. Это повлекло увеличение затрат ООО «Ванаварская энергетическая компания» на производство и поставку электрической энергии.
Исходя из фактически произведенной и поставленной населению электрической энергии в 2022 году, как указывает истец, разница между экономически обоснованным тарифом и тарифом, установленным ниже экономически обоснованного (межтарифной разницы) (сумма компенсации выпадающих доходов) составила 313 508 800 руб. Указанная разница была частично компенсирована выплатой субсидии из бюджета Эвенкийского района в сумме 278 240 300 руб. Сумма убытков истца в связи с фактическим объемом поставленной электроэнергии (9814,540 тыс. кВтч/ч) и учтенной при формировании тарифа (8841,100 тыс. кВтч) в связи с оплатой населением данного объема по льготному тарифу, составила 35 268 500 руб.
Порядок расчета компенсации выпадающих доходов регулируется Постановлением Правительства Красноярского края от 20.02.2013 № 43-п «О реализации Закона Красноярского края "О компенсации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями на территории Красноярского края для населения». На основании указанного нормативного документа произведен расчет объема компенсации выпадающих доходов в результате поставки населению по регулируемым ценам электрической энергии за 2022 год.
Согласно контррасчету ответчика, сумма недополученных доходов (убытков) ООО «Ванавараэнергоком» равна 35 268 500 рублей.
Также истец указал, что у него отсутствует иной способ компенсации недополученных доходов, в том числе путем включения в тариф на 2023 год.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием оплатить задолженность в виде возмещения разницы между экономически обоснованным тарифом и тарифом, установленным ниже экономически обоснованного (межтарифной разницы), которая ответчиком оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Суд апелляционной инстанции считает судебный акт суда первой инстанции правомерным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу положений статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» (далее – Постановление Пленума № 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Межтарифной является разница между двумя установленными нормативными правовыми актами тарифами - экономически обоснованным и льготным.
В пункте 2 Постановления Пленума № 87 разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
Пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В отношении поставляемой ООО «ВанавараЭнергоком» в 2022 году электрической энергии тарифы установлены Приказами Министерства тарифной политики Красноярского края от 13.12.2021 № 39-э, от 23.11.2022 № 96-э.
Предметом иска по настоящему делу является материально-правовое требование истца к ответчику о взыскании убытков, связанных с межтарифной разницей между экономически обоснованными тарифами (тарифами, установленными истцу) и тарифами для расчета с населением.
В подтверждение объемов и стоимости фактически поставленной потребителям электроэнергии истцом в материалы дела представлены документы, которые проверены ответчиком, арифметическая правильность расчета суммы убытков ответчиком не оспаривается.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.03.2011 № 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 Постановления Пленума № 87.
В период с января по декабрь 2022 года общество поставило населению электрическую энергию в объеме 9814,540 тыс. кВт/ч.
Сведения, указанные в представленных истцом платежных квитанциях и журналах учета показаний индивидуальных приборов учета (объем фактически поставленной энергии), ответчиком не опровергнуты (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Межтарифная разница (сумма компенсации выпадающих доходов), исходя из фактически произведенной и поставленной населению электрической энергии, составила 313 508 800 рублей. Сумма убытков, вызванных межтарифной разницей, с учетом выплаченной из бюджета Эвенкийского района субсидии и с учетом возврата из бюджета суммы НДС за приобретенное топливо составила – 35 268 500 рублей.
Убытки, возникшие у истца в связи с применением государственных регулируемых тарифов за 2022 год, не были включены в тариф, установленный Министерством тарифной политики Красноярского края на 2023 год.
На основании изложенного и принимая во внимание тот факт, что ответчиком не представлены доказательства возмещения истцу межтарифной разницы за спорный период в полном объеме, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности заявленного обществом требования.
При этом, как следует из материалов дела и пояснений сторон, ответчиком в суде первой инстанции представлен контррасчет на сумму 35 268 500 рублей, в соответствии с которым истцом уточнены исковые требования.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований ООО «ВанавараЭнергоком» о взыскании с ответчика 35 268 500 рублей убытков за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 в виде невозмещенных экономических потерь за фактически поставленный населению и приравненных к нему категориям объем электроэнергии, связанных с установлением для истца тарифа на электроэнергию, вырабатываемую дизельными электростанциями, в размере ниже экономически обоснованного.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Довод апеллянта о недоказанности истцом факта наличия причинно-следственной связи между незаконными действиями (бездействием) Красноярского края и причиненными обществу убытками, противоправного характера действий (бездействия) Красноярского края, наличия вины, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Возникновение межтарифной разницы является следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому Красноярский край не может быть освобожден от обязанности возместить возникшие убытки. Следовательно, неисполнение этой обязанности по компенсации выпадающих доходов субъектом Российской Федерации, автоматически влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам.
Ссылка ответчика на дело № А33-11072/2020 является несостоятельной, поскольку по указанному делу рассмотрен спор с иными фактическими обстоятельствами.
В апелляционной жалобе заявителем не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от «19» сентября 2023 года по делу № А33-9583/2023 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от «19» сентября 2023 года по делу № А33-9583/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.Н. Белан
Судьи:
О.Ю. Парфентьева
Н.Н. Пластинина