ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-9621/18 от 18.09.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

20 сентября 2018 года

Дело №

А33-9621/2018

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2018 года

Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2018 года

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Петровской О.В.,

судей: Бабенко А.Н., Белан Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,

при участии:

от ответчика – Администрации Ачинского района- Квашниной О.М., представителя по доверенности от 09.01.2018 № 08-8,

от истца - прокурора Красноярского края- Даценко О.А., юриста третьего класса, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края, служебное удостоверение от 01.03.2018 ТО
№ 253751,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации
Ачинского района

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «11» июля 2018 года по делу № А33-9621/2018, принятое судьёй Шишкиной И.В.

установил:

Прокурор Красноярского края (далее - истец) обратился в интересах муниципального образования Ачинский район в лице администрации Ачинского района Красноярского края в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Универсал» (ИНН 2443049305,
ОГРН 1172468058267,далее- ООО «Универсал»), администрации Ачинского района, муниципальному казенному учреждению «Управление строительства и
Жилищно-коммунального хозяйства» Ачинского района(далее - ответчик) о

-признании недействительным в силу ничтожности договора аренды от 01.11.2017
№ 17-17, заключенный между администрацией Ачинского района, Муниципальным казенным учреждением «Управлением строительства и Жилищно-коммунального хозяйства» Ачинского района» и ООО «Универсал».

-применении последствий недействительности сделки, обязав ООО «Универсал» возвратить администрации Ачинского района сооружение канализационные сети, Красноярский край, Ачинский район, п. Горный, от КК1 до 2-го отстойника, протяженностью 725 им., кадастровый номер 24:00:0000000:412, 1984 года постройки.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 30 мая 2018 года к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Горного сельсовета Ачинского района Красноярского края.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 июля 2018 года иск удовлетворен.

Не согласившись с данным судебным актом, Администрация Ачинского района обратилась с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указала, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:

-длительность процедуры по передаче объекта водоснабжения (водоотведения) по концессионному соглашению не позволяет администрации Ачинского района приостановить работу объектов ЖКХ, поскольку это приведет к нарушению прав жителей Горного сельсовета на бесперебойное водоснабжение (водоотведение), а также может привести к чрезвычайной ситуации.

-договор аренды заключен не в нарушение Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а в силу ст.6 вышеуказанного федерального закона.

-самостоятельно осуществлять водоснабжение (водоотведение) жителям Горного сельсовета администрация Ачинского района не имеет возможности, в связи с отсутствием специалистов и учреждений, которые бы могли предоставить вышеуказанную услугу.

-за использование муниципального имущества от ООО «Универсал» поступает в доходную часть бюджета района арендная плата, ООО «Универсал» поддерживает объекты ЖКХ в рабочем состоянии, обеспечивает жителей жизненно необходимыми ресурсами - водоснабжением (водоотведением).

-в приоритете права жителей Горного сельсовета на водоснабжение (водоотведение), а не предпринимательские интересы хозяйствующих субъектов.

-ни одна из ресурсоснабжающих организаций не обратилась в администрацию Ачинского района с инициативой заключить концессионное соглашение.

-кроме как передать объект ЖКХ в аренду ООО «Универсал», администрация Ачинского района не смогла бы исполнить возложенные не неё полномочия по водоснабжению населения и водоотведению.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2018 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 18.09.2018.

Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в сети «Интернет»).

При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей ООО «Универсал», МКУ «Управление строительства и Жилищно-коммунального хозяйства» Ачинского района, Администрации Горного сельсовета Ачинского района Красноярского края.

От ООО «Универсал», МКУ «Управление строительства и Жилищно-коммунального хозяйства» Ачинского района, Администрации Горного сельсовета Ачинского района Красноярского края отзывы на апелляционную жалобу не поступали.

От истца поступил отзыв, согласно которому передача спорных объектов водоснабжения, водоотведения, введенных в эксплуатацию более 5 лет до даты заключения договоров аренды, возможна только по концессионному соглашению по результатам конкурса. Реализация исключительных полномочий по обеспечению водоснабжения и водоотведению граждан и организаций не означает возможность распоряжаться муниципальным имуществом в обход установленных законом процедур.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Постановлением Администрации Ачинского района от 01.11.2017 №473-п
ООО «Универсал» предоставить в аренду муниципальные объекты недвижимости коммунальной инфраструктуры, расположенные на территориях Горного и Причулымского сельсоветов в целях добычи, производства, транспортировки и реализации коммунальных ресурсов установленного качества с 01 ноября 2017 года по 31 октября 2018 года, согласно приложению. В Приложении к постановлению определен перечень муниципального имущества, передаваемого в аренду ООО «Универсал».

Между Администрацией Ачинского района (арендодатель), Муниципальным казенным учреждением «Управление строительства и Жилищно-коммунального хозяйства» Ачинского района (балансодержатель) и ООО «Универсал» (арендатор) заключен договор аренды муниципальных объектов недвижимости коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории Горного сельсовета от 01.11.2017 № 17-17 согласно условий пункта 1.1 которого балансодержатель передает за плату во временное владение и пользование объекты недвижимости коммунальной инфраструктуры, расположенные на территории Горного сельсовета Ачинского района Красноярского края, а арендатор принимает их и обязуется оплатить пользование и своевременно возвратить эти объекты (индивидуальные характеристики и наименования объектов приведены в п. 1.2.) в исправном состоянии с учетом нормального износа.

Согласно пункта 1.2 объектами аренды являются: сооружение канализационные сети, кадастровый номер 24:00:0000000:412, место нахождения: Ачинский район, п. Горный, от КК1 до 2-го отстойника, технические характеристики: год постройки - 1984, протяженность - 725 пм., количество смотровых колодцев - 18 шт.; трубопровод - керамический, диаметр труб - 200 мм; глубина заложения трубопровода, высота гидранта 1,5 м. Целевое назначение добыча, производство, транспортировка и реализация коммунальных ресурсов установленного качества.

В силу пункта 2.1 срок действия договора установлен с 01.11.2017 по 31.10.2018. Договор имеет силу передаточного акта. Техническое состояние передаваемых в аренду объектов удовлетворяет требования арендатора и может быть использовано в целях оказания ЖКХ. Взаимных претензий у сторон не имеется (пункт 2.2).

В материалы дела представлены копии следующих документов:

- свидетельство о государственной регистрации права от 15.05.2014, согласно которому на основании решения Ачинского городского суда Красноярского края от 06.08.2013, дата вступления в законную силу 11.09.2013, за МО Ачинский район Красноярского края зарегистрировано право собственности на сооружение-канализационная сеть от КК1 до 2-го отстойника, назначение: нежилое, протяженность 725 пм., адрес (местонахождение) объекта: Россия, Красноярский край, Ачинский район, пос. Горный;

- справка Управления муниципальной собственностью, земельно-имущественных отношений и экономики Администрации Ачинского района от 06.02.2018 №67, согласно которой ООО «Универсал» передана на основании договора аренды от 01.11.2017 №17-17 канализационная сеть от 2-го отстойника, общая протяженность сетей составляет 725 пм.; год ввода в эксплуатацию -1984;

- кадастровый паспорт от 09.01.2014 на сооружение, протяженностью 655 м., кадастровый номер 24: 02:0000000:2492, местоположение: Красноярский край, Ачинский район, п. Горный, от колодца №1 до 2-го отстойника. Год ввода в эксплуатацию - 1984 год;

- соглашение от 29.12.2016, заключенное между Администрацией Ачинского района (администрация района) и Администрацией Причулымского сельсовета (администрация поселения), согласно условий пункта 1.1 которого соглашение закрепляет передачу Администрацией поселения Администрации района осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения. Администрация поселения передает, Администрация района принимает осуществление части полномочий по вопросам: организация в границах поселения электро - и водоснабжения населения, водоотведения, в том числе: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) 1водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселения (пункт 1.2.1). В пункте 5.1 соглашения стороны установили срок его действия с 01.01.2017 по 31.12.2017;

- соглашение от 29.12.2016, заключенное между Администрацией Ачинского района (администрация района) и Администрацией Горного сельсовета (администрация поселения), согласно условий пункта 1.1 которого соглашение закрепляет передачу Администрацией поселения Администрации района осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения. Администрация поселения передает, Администрация района принимает осуществление части полномочий по вопросам: организация в границах поселения электро -и водоснабжения населения, водоотведения, в том числе: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) 1водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселения (пункт 1.2.1). В пункте 5.1 соглашения стороны установили срок его действия с 01.01.2017 по 31.12.2017;

- соглашение от 28.12.2017, заключенное между Администрацией Ачинского района (администрация района) и Администрацией Горного сельсовета (администрация поселения), согласно условий пункта 1.1 которого соглашение закрепляет передачу Администрацией поселения Администрации района осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения. Администрация поселения передает, Администрация района принимает осуществление части полномочий по вопросам: организация в границах поселения электро -и водоснабжения населения, водоотведения, в том числе: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) 1водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселения (пункт 1.2.1). В пункте 5.1 соглашения стороны установили срок его действия с 01.01.2018 по 31.12.2018.

Ссылаясь на несоблюдение при заключении договора аренды муниципальных объектов недвижимости коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории Горного сельсовета от 01.11.2017 № 17-17 законодательства в сфере конкуренции, Прокурор красноярского края обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

Предъявляя иск о признании недействительной сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной лицами, названными в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор обращается в арбитражный суд в интересах публично-правового образования. В связи с этим суд извещает соответствующее публично-правовое образование, в интересах которого предъявлен иск, в лице уполномоченного органа о принятии искового заявления прокурора к производству и возбуждении производства по делу. Такое публично-правовое образование в лице уполномоченного органа вправе вступить в дело в качестве истца (пункт 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе").

Требование прокурором предъявлено в защиту имущественных интересов муниципального образования Ачинский район в лице администрации Ачинского района Красноярского края в целях обеспечения более эффективного использования муниципального имущества, то есть в защиту нарушенных публичных интересов.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.

Согласно статьям 166, 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В силу пунктов 74 - 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.

Под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной, как посягающая на публичные интересы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В пунктах 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Из материалов дела следует, что между Администрацией Ачинского района (арендодатель), Муниципальным казенным учреждением «Управление строительства и Жилищно-коммунального хозяйства» Ачинского района (балансодержатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Универсал» (арендатор) заключен договор аренды муниципальных объектов недвижимости коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории Горного сельсовета от 01.11.2017 № 17-17. Согласно пункта 1.2 объектами аренды являются: сооружение канализационные сети, кадастровый номер 24:00:0000000:412, место нахождения: Ачинский район, п. Горный, от КК1 до 2-го отстойника, технические характеристики: год постройки - 1984, протяженность - 725 пм., количество смотровых колодцев - 18 шт.; трубопровод - керамический, диаметр труб - 200 мм; глубина заложения трубопровода, высота гидранта 1,5 м. Целевое назначение добыча, производство, транспортировка и реализация коммунальных ресурсов установленного качества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 41.1. Федерального закона от 07.12.2011
N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Следовательно, передача владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения осуществляется или по договорам аренды или по концессионным соглашениям.

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества установлены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, которая введена Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.

Пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" предусмотрено, что объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Из положений пункта 6 статьи 41.1. Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1., заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

Согласно части 1 статьи 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Вместе с тем, порядок заключения договоров, указанный в части 1 статьи 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется, в том числе, в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 2 статьи 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").

Согласно пункту 3 статьи 41.1. Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В материалы дела представлена выписка из реестра муниципальной сбственности от 06.02.2018 №67, согласно которому сооружение - канализационная сеть от 2-го отстойника, расположенное по адресу: Россия, Красноярский край, Ачинский район, п. Горный, год ввода в эксплуатацию - 1984.

Учитывая, что имущество, переданное по рассматриваемому договору, введено в эксплуатацию в период с 1980 по 1991 годы, Администрация Ачинского района путем передачи в аренду распорядилась муниципальным имуществом по истечении 5 лет после ввода объектов в эксплуатацию.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В пункте 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" указано, что объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Согласно части 1.1. статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", концессионным соглашением может предусматриваться предоставление концедентом во владение и в пользование концессионера имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. В этом случае концессионным соглашением устанавливаются состав и описание такого имущества, цели и срок его использования (эксплуатации) концессионером, порядок возврата такого имущества концеденту при прекращении концессионного соглашения. Концессионным соглашением могут устанавливаться обязательства концессионера в отношении такого имущества по его модернизации, замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, иному улучшению характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества, а также по осуществлению за свой счет страхования риска его случайной гибели и (или) случайного повреждения.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем оспариваемые договоры заключены без проведения конкурсных процедур, что является нарушением названного закона.

Доказательства соблюдения ответчиками процедуры, установленной для заключения концессионного соглашения, вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены.

Заключение спорных договоров без проведения конкурсных процедур привело к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем ограничения их участия в предусмотренных законом конкурсных мероприятиях на право заключения соответствующих договоров.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" целями Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Заключение спорных договоров не обеспечивает достижение целей Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", в том числе экономически эффективного использования имущества, следовательно, не удовлетворяет публичные нужды.

С учетом положений пп. 11 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", п. п. 1, 3, 6 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п. п. 1 , 2 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" пришел к выводу, что с 01.01.2015 передача спорных объектов водоснабжения, которые введены в эксплуатацию более 5 лет до даты заключения договоров аренды, возможна только по концессионному соглашению, заключенному по результатам конкурса. Совершение оспариваемой сделки повлекло нарушение публичных интересов, что является основанием для признания сделки недействительной (статьи 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации) и применения последствий ее недействительности.

Доводы об отсутствии нарушений публичных интересов, судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", следует, что применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

Как указано выше, спорные объекты были переданы без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Таким образом, заключение спорных договоров не обеспечивает достижение целей Закона о концессионных соглашениях, в том числе, экономически эффективного использования муниципальной собственности, следовательно, не удовлетворяет публичные нужды.

Доводы о том, что договоры были заключены с целью недопущения чрезвычайных происшествий, в защиту прав граждан, не принимаются, поскольку не обоснованы документально. Кроме того, заявителем жалобы мер, направленных на начало конкурсных процедур, подготовку конкурсной документации и проведение технического обследования объектов водоснабжения с целью исключения возможности возникновения угрозы жизни и здоровья граждан, принято не было.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация Ачинского района освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «11» июля 2018 года по делу № А33-9621/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

О.В. Петровская

Судьи:

А.Н. Бабенко

Н.Н. Белан