ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А34-1009/17 от 29.08.2017 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-9552/2017

г. Челябинск

04 сентября 2017 года

Дело № А34-1009/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2017 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2017 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Малышева М.Б.,

судей Костина В.Ю., Плаксиной Н.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 22 июня 2017 года по делу № А34-1009/2017 (судья Лунева Ю.А.).

В заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Лес"– ФИО1 (протокол от 16.10.2015 № 7),

Департамента природных ресурсов и охраны окружающей средств Курганской области ФИО2 (доверенность от 23.01.2017 № 01-07/410).

Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Лес" (далее – заявитель, ООО "ПКФ "Лес") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее – заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным отказа в приеме лесной декларации № 2 от 19.01.2017, оформленного письмами от 25.01.2017 № 01-04/461 и от 25.01.2017 № 01-04/507 (с учетом уточнения заявленных требований).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено государственное казенное учреждение "Шатровское лесничество" (далее - третье лицо, ГКУ "Шатровское лесничество").

Решением арбитражного суда первой инстанции от 22.06.2017 по настоящему делу требования, заявленные обществом удовлетворены.

В апелляционной жалобе Департамент просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым полностью отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя апелляционной жалобы арбитражным судом первой инстанции в данной части допущено неправильное применение норм материального права, а выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности заинтересованное лицо ссылается на то, что арбитражным судом первой инстанции не учтен тот факт. что письма от 25.01.2017 № 01-04/461 и от 25.01.2017 № 01-04/507 являются единым ответом (письменным извещением) об отказе в приеме лесной декларации, в соответствии с Порядком заполнения и подачи лесной декларации, требованиями к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 № 17 (далее - Порядок № 17). Также податель апелляционной жалобы ссылается на то, что арбитражный суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание порядок документооборота, существующий в Департаменте, которым не предусмотрено обязательное направление корреспонденции заказными отправлениями. Также Департамент ссылается на то, что действовал в соответствии с нормами п. 25 раздела III Наставлений по отводу лесосек и таксации в лесах Российской Федерации, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства от 15.06.1993 № 155 (далее - Наставления № 155), п. п. 4.4, 17 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № 474 (далее - Правила № 474), в связи с чем, формальное наличие таблицы "Экспликация объектов" с указанием столбца "направление румбов (азимутов) линий", не свидетельствует о выполнении требований Правил № 474.        

В представленном отзыве на апелляционную жалобу ООО "ПКФ "Лес" просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.                     

Представленный третьим лицом отзыв на апелляционную жалобу хотя и приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела № А34-1009/2017 Арбитражного суда Курганской области, однако не рассматривается судом апелляционной инстанции по существу, по причине несоблюдения третьим лицом требований ч. ч. 1, 2 ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.  

Третье лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенное надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание арбитражного апелляционного суда не направило, представив ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей ГКУ "Шатровское лесничество".

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьего лица.    

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей заинтересованного лица и заявителя,приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из имеющихся в деле доказательств, между ООО "ПКФ "Лес" и Департаментом 26.06.2009 заключен договор аренды лесного участка № 25-Др, по условиям которого Департаментом обществу во временное пользование (в аренду) предоставлен лесной участок, находящийся в государственной собственности, для заготовки древесины.

В соответствии с пунктом 15.6 указанного договора, арендатор обязан в установленном порядке подавать лесную декларацию.

ООО "ПКФ "Лес" 19.01.2017 представило в Департамент лесную декларацию № 2 (далее – декларация № 2, декларация), в которой заявило о намерении использования леса для заготовки древесины по 31.12.2017.

Письмом от 25.01.2017 № 01-04/461 Департамент отказал в приеме лесной декларации № 2 на 2017 год на основании пункта 6 Порядка № 17 и возвратил обществу представленные материалы, сославшись на то, что в соответствии с пунктом 4 "г" «Порядка № 17 в лесной декларации указывается информация о декларируемом периоде. В связи с инициированной Департаментом в судебном порядке процедурой расторжения договора аренды лесного участка от 26.06.2009 № 25-Др возникает основание считать недостоверным срок окончания декларируемого периода "по 31 декабря 2017 года". Кроме того, при подаче лесной декларации нарушена последовательность нумерации. При отсутствии действующей лесной декларации под № 1 на 2017 год к приему подана лесная декларация № 2, что может повлечь нарушение порядка расчета арендной платы по договору аренды, а также неточности при учете изымаемой древесины в пределах ежегодно допустимого объема.

Данное письмо заинтересованным лицом заявителю направлено и последним получено.

На стадии рассмотрения спора в арбитражном суде первой инстанции (что послужило для ООО "ПКФ "Лес" основанием для уточнения заявленных требований) было установлено,  что Департаментом 25.01.2017 было изготовлено дополнение к письму от 25.01.2017 № 01-04/461 - № 1-04/507, в котором сообщены дополнительные мотивы в отказе в приеме лесной декларации № 2, а именно, невыполнение требований п. 4.4 Порядка № 17, выразившееся по мнению заинтересованного лица в отсутствии в  представленных обществом приложениях общей ориентировки схем размещения лесосек по главным (нулевым) направлениям плоскости горизонта, что не предоставляет возможности проверить точность румбов (азимутов) при определении границ лесосек.

Доказательств реального направления данного дополнения в адрес общества Департаментом не представлено; заявитель при этом отрицает факт получения письма Департамента от 25.01.2017 № 1-04/507.

Исходя из условий статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов; ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду; форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 № 17 утвержден Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требований к формату лесной декларации в электронной форме.

Пунктом 2 Порядка № 17 установлено, что лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов; срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.

Согласно абзацу 1 пункта 3 Порядка № 17 в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.

Пунктом 4 Порядка № 17 установлено, что в лесную декларацию вносится следующая информация: а) о наименовании уполномоченного органа; б) о лице, подавшем лесную декларацию: наименование (включая организационно-правовую форму), место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной  государственный регистрационный номер (ОГРН), контактные данные (номер телефона, факс<***> для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), контактные данные (номер телефона, факс<***> для гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя; основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации (ОГРНИП<***> для индивидуального предпринимателя; в) о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, в частности: номер договора аренды лесного участка или иного документа, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, номер государственной регистрации (при наличии); дата договора аренды лесного участка или иного документа, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; г) о декларируемом периоде; д) о виде использования лесов в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации; е) о наименовании органа, утвердившего заключение государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, и дата утверждения.

В приложении 3 к лесной декларации указывается общая схема расположения мест проведения работ при использовании лесов в пределах лесных кварталов и лесотаксационных выделов в соответствии с приложениями 1 и 2 к лесной декларации; при размещении лесосек указываются схема(ы) размещения лесосеки декларируемого периода и предшествующих ему четырех лет в пределах лесного квартала и лесных кварталов, смежных с ним (пункт 4.3 Порядка № 17).

Согласно пункту 4.4 Порядка № 17 в приложении к лесной декларации указывается: схема(ы) размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры. Для каждой лесосеки декларируемого периода указывается: номер и площадь лесосеки; номера точек (номера столбов) на углах лесосеки и расстояния между ними (длина линий, м); румбы (азимуты) линий; привязка лесосеки к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам; выделенные в пределах лесосеки неэксплутационные участки.

В соответствии с пунктом 6 Порядка № 17 уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов,  недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.

Таким образом, из анализа положений пункта 6 Порядка № 17 следует, что в нем содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятия лесной декларации, а именно: несоответствие лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию; несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов; недостоверность сведений, содержащихся в лесной декларации.

Заинтересованным лицом заявителю первоначально было вменено нарушение пп. "г" п. 4 Порядка № 17, что выразилось по мнению Департамента, в неверном указании срока декларируемого периода (31.12.2017), поскольку Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о расторжении договора аренды лесного участка от 26.06.2009 № 25-Др.

В то же время, само по себе обращение в арбитражный суд с заявлением о расторжении договора аренды лесного участка не означает, что обществом был неверно указан декларируемый период, поскольку вступившего в законную силу судебного акта, которым были бы удовлетворены требования Департамента о расторжении договора аренды земельного участка не имело места быть, а инициирование заинтересованным лицом судебного процесса не изменяет срок декларируемого периода.

Арбитражный суд первой инстанции также обоснованно указал на то, что помимо того, что неверная нумерация представляемых лесных деклараций не поименована в Порядке № 17, в качестве оснований для отказа в ее приеме, у заинтересованного лица имелись сведения о принятии им же, ранее поданной 26.12.2016 ООО "ПКФ "Лес" лесной декларации № 1.

Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области от 10.05.2017 по делу № А34-942/2017, а потому не доказываются вновь (ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Арбитражный суд первой инстанции также дал законную правовую оценку письму Департамента от 25.01.2017 № 1-04/507, по мнению заинтересованного лица, "дополняющего" письмо от 25.01.2017 № 01-04/461. В письме от 25.01.2017 № 1-04/507 Департамент привел новые основания для отказа в приеме лесной декларации № 2, сославшись на пункт 4.4 Порядка № 17 и указав на то, что в приложении № 4 к лесной декларации для каждой лесосеки декларируемого периода указываются румбы (азимуты) линий; в представленных приложениях отсутствует общая ориентировка схем размещения лесосек по главным (нулевым) направлениям плоскости горизонта, что не представляет возможности проверить точность румбов (азимутов) при определении границ лесосек.

Из содержания пункта 6 Порядка № 17, при выявлении несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, уполномоченный орган обязан в адрес лица, подавшего лесную декларацию, направить письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа. Требование данной нормы предусматривает обязанность окончательного рассмотрения заявления в рамках 5-дневного срока, принятия финального по его результатам решения и направления заявителю однократного извещения об отказе в приеме лесной декларации.

В этой связи арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Порядком № 17 не предусмотрено какое-либо "дополнение" ранее принятого решения об отказе в приеме лесной декларации, в том числе и в день принятия соответствующего решения.

Кроме того, суд апелляционной инстанции критически относится к утверждению Департамента о том, что "дополнительное" письмо № 1-04/507 было в действительности издано 25.01.2017, учитывая отсутствие реальных доказательств его направления в адрес ООО "ПКФ "Лес", и возникшего в процессе рассмотрения спора по настоящему делу в арбитражном суде первой инстанции.

Пунктом 6 Порядка № 17 содержат обязательное требование в части направления отказа в приеме лесной декларации в адрес заявителя в 5-тидневный срок с целью уведомления последнего о результатах рассмотрения его заявления. При ненаправлении в указанный срок отказа в приеме лесной декларации, последняя считается принятой.

Ссылки Департамента на то, что согласно установленному порядку ведения документооборота, отправка соответствующей корреспонденции осуществляется простыми почтовыми отправлениями, были предметом рассмотрения судом первой инстанции, и обоснованно отклонены, учитывая, что установленный заинтересованным лицом порядок документооборота фактически противоречит положениям пункта 6 Порядка № 17.

Соответственно, сославшись на ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции обоснованно указал на непредставление Департаментом доказательств направления в адрес ООО "ПКФ "Лес" письма от 25.01.2017 № 1-04/507.

Также обоснованно арбитражный суд первой инстанции указал на отсутствие со стороны ООО "ПКФ "Лес" нарушений п. 4.4 Порядка № 17.

В общих схемах расположения мест проведения работ при использовании лесов в пределах лесных кварталов и лесотаксационных выделов (приложение № 3 к лесной декларации) обществом указаны схемы размещения лесосеки декларируемого периода в пределах лесного квартала и лесных кварталов, смежных с ним, что соответствует пункту 4.3 Порядка № 17.

Заявителем в схемах размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры в 2017 году (приложение № 4 к лесной декларации) для каждой лесосеки декларируемого периода указаны: номер и площадь лесосеки; номера точек (номера столбов) на углах лесосеки и расстояния между ними (длина линий, м); румбы (азимуты) линий; привязка лесосеки к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам; выделенные в пределах лесосеки не эксплуатационные участки, что соответствует пункту 4.4 Порядка № 17.

Департамент указывает на то, что в представленных приложениях отсутствует общая ориентировка схем размещения лесосек по главным (нулевым) направлениям плоскости горизонта, что не предоставляет возможности проверить точность румбов (азимутов) при определении границ лесосек. Заинтересованное лицо полагает, что  обязательным требованием при выполнении схем лесосек с нанесенными на них румбами (азимутами) является ориентирование нанесенного изображения рабочего участка по сторонам горизонта, в том числе, со ссылкой на письмо ФГБУ "Рослесинфорг" от 30.05.2017 № Ф09/320, согласно которому, линия направления (ориентация север - юг) является основанием для построения чертежа по румбам, в соответствии с пунктом 25 Приказа Рослесхоза от 15.06.1993 № 155 "Об утверждении Наставления по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации", согласно положениям которого, при отводе лесосек составляется полевой абрис, на основании полевого абриса составляется чертеж лесосеки.

В то же время, указанное письмо ФГБУ "Рослесинфорг" от 30.05.2017 № Ф09/320 отсутствовало на момент принятия Департаментом решения в форме письма от 25.01.2017 № 1-04/507. 

Как верно указано арбитражным судом первой инстанции, схемы лесосек не относятся к картографическим материалам (топографическим картам, чертежам лесосек), содержат упрощенно-обобщенные изображения элементов содержания, не соотносимы с назначением чертежей, которые не предусмотрены Порядком № 17. По существу в рассматриваемом дополнении к отказу замечания нормативно, применительно к Порядку № 17, не обоснованы и также основаны на использовании положений Наставления № 115.

Требования о наличии общей ориентировки схем размещения лесосек по главным (нулевым) направлениям плоскости горизонта, а также требования к точности (каких-либо параметров) нанесения румбов (азимутов) линий при определении границ лесосек, положениями Порядка № 17 не установлено. Привязка (ориентировка) на местности в представленных в приложении № 4 схемах размещения лесосек при определении границ лесосек может быть осуществлена на основании экспликации объекта, обозначенной для каждой схемы лесосеки.

При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил заявленные обществом требования.                                     

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Курганской области от 22 июня 2017 года по делу № А34-1009/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                    М.Б. Малышев

Судьи:                                                                          В.Ю. Костин

                                                                                            Н.Г. Плаксина