ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-11382/2023, 18АП-11530/2023
г. Челябинск
29 сентября 2023 года
Дело № А34-17961/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калашника С.Е.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и строительства администрации Шадринского района Курганской области, Управления Федерального казначейства по Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 22.06.2023 по делу № А34-17961/2021.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управлением Федерального казначейства по Курганской области – ФИО1 (доверенность от 07.11.2022, паспорт, диплом);
Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области – ФИО2 (доверенность от 17.12.2022, паспорт, диплом);
Департамент образования и науки Курганской области – ФИО3 (доверенность от 10.10.2022, диплом, паспорт);
Департамента финансов Курганской области – ФИО4 (доверенность от 24.04.2023, диплом, паспорт).
Представители от иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Управление жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и строительства Администрации Шадринского района Курганской области (далее – заявитель, Управление ЖКХЭиС Администрации Шадринского района Курганской области) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным представления от 28.10.2021 № 43- 45-14/45-86, вынесенного Управлением Федерального казначейства по Курганской области (далее - заинтересованное лицо, УФК по Курганской области).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области (далее – Департамент строительства), общество с ограниченной ответственностью «Арагацстрой» (далее – общество «Арагацстрой»), Государственное казенное учреждение «Управление капитального строительства Курганской области» (далее – ГКУ «УКС Курганской области»), Департамент образования и науки Курганской области (далее – Департамент образования), Межрегиональный филиал Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в городе Екатеринбурге, Департамент финансов Курганской области.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 14.06.2022, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2022, в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29.11.2022 решение Арбитражного суда Курганской области от 14.06.2022 по делу № А34-17961/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2022 по тому же делу отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курганской области.
Судом кассационной инстанции сделан вывод о недостаточной обоснованности суждения о возможности или невозможности осуществления спорных строительных работ в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», Государственной программы Курганской области «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики», утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 21.01.2016 № 9, Муниципальной программы «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики в Шадринском районе на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Администрации Шадринского района от 03.12.2015 № 948, и реализации показателя регионального проекта «Созданы новые места в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа» в количестве 155 мест, применительно к проектной, сметной документации, требованиям строительных норм и правил, а также документации, поданной Правительством Курганской области в рамках соответствующей заявки в Министерство образования и науки Российской Федерации.
Суд вышестоящей инстанции указал, что не получили оценку установленные в ходе проверки казначейством факты того, что предусмотренные федеральной, областной и муниципальной программой цели субсидии, для достижения которых выделялись средства федерального бюджета: «создание новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа – 155 мест», достигнуты.
Кроме того, по мнению суда кассационной инстанции, судами также не дана оценка правомерности оспариваемого представления в части нарушений, выразившихся в нарушении требований к бюджетному учету за 2020 год, в том числе к составлению бюджетной отчетности за 2020 год, которое привело к искажению информации об обязательствах, а равно в оплате с просрочкой на 184 дня поставленного оборудования по муниципальному контракту от 12.11.2019 № 01433000539190000420001, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью «Вира» (далее – общество «Вира») на поставку вертикальных подъемных платформ для маломобильной группы населения, при том, что представление от 28.10.2021 № 43-45-14/45-86 оспорено управлением в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.06.2023 заявленные требования удовлетворены частично, пункт 4 представления Управления Федерального казначейства по Курганской области от 28.10.2021 № 43-45-14/45-86 признан недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление ЖКХЭиС Администрации Шадринского района Курганской области обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить в части, касающейся пунктов 2 и 3 представления, и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что УФК по Курганской области не имеет достоверных данных, позволяющих установить объем и стоимость выполненных и невыполненных работ по установке ограждения, принятых по акту КС-2 № 20.13. На основании факта «на объекте отсутствуют бетонные столбы в количестве 38 шт.» нельзя сделать вывод о том, что заказчиком приняты невыполненные работы на сумму 87294,32 руб. Вменяемые Управлению ЖКХЭиС Администрации Шадринского района Курганской области действия по принятию и оплате фактически невыполненных объемов работ и приемке фактически невыполненных работ не являются нарушением норм закона, приведенных в оспариваемом представлении. Работы выполнены в полном объеме в соответствии с проектом, выполненном в соответствии с предъявленными к нему требованиями, составленными на основе проекта техническим заданием и сводным сметным расчетом, являющимися приложениями к контракту. Работы выполнены в полном объеме в соответствии с условиями контракта, составленными на основе проекта техническим заданием и водным сметным расчетом, являющимися приложениями к контракту.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФК по Курганской области обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить в части, касающейся пункта 4 представления, и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что ни государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», ни государственная программа Курганской области «Развитие образования и реализации государственной молодежной политики» не предусматривали на момент софинансирования расходов Шадринского района таких целей, как создание 35 новых мест для воспитанников детского сада, а также строительства (реконструкции) спортивной площадки для занятий спортом на открытом воздухе в с. Канаши Шадринского района. При наличии необходимости для Шадринского района в создании дополнительных 35 новых мест для воспитанников, а также строительства (реконструкции) спортивной площадки, расходы на данные цели должны были производиться за счет иных средств (например, средств местного бюджета либо средствсофинансирования, направленных на соответствующие цели), не относящихся к средствам субсидии, выделяемой из федерального и областного бюджетов местным бюджетам на реализацию мероприятий по созданию новых мест в общеобразовательных организациях.Средства субсидии в сумме 49497750,47 руб., в том числе за счет средств субсидии из федерального бюджета в размере 48459277,66 руб., выделенные по соглашению от 21.05.2019 № 37638000-1-2019-010 на строительство объекта «Пристрой к общеобразовательной организации в с. Канаши Шадринского района Курганской области» на создание новых 155 мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, использованы на цели, не соответствующие их целевому использованию.В данном случае имеет место нарушение положений статьи 306.4 БК РФ, выразившееся в направлении бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих частично целям, определенным договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств, что представляет собой нецелевое использование бюджетных средств.
К дате судебного заседания со стороны УФК по Курганской области, Департамента строительства, Департамента образования в материалы дела поступили отзывы, которые приобщены к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель УФК по Курганской области поддержал доводы жалобы в полном объеме, против удовлетворения жалобы Управление ЖКХЭиС Администрации Шадринского района Курганской областивозражал.
Представители Департаментов строительства, образования, финансов в судебном заседании против удовлетворения жалобы УФК по Курганской области возражали, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, УФК по Курганской области в соответствии с приказом УФК по Курганской области от 20.07.2019 № 611 «О назначении внеплановой выездной проверки Управления жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и строительства Администрации Шадринского района Курганской области» (в редакции приказа УФК по Курганской области от 01.09.2021 № 730) и на основании требования Прокуратуры Курганской области от 12.08.2021 № 7-15-2021/484-21-20370001 в период с 26.07.2021 по 17.09.2021 в отношении Управления ЖКХЭиС Администрации Шадринского района Курганской области проведена внеплановая выездная проверка по теме: «Проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджету Курганской области субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» программы «Развитие дошкольного и общего образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
Период указанной проверки: с 01.01.2020 по 31.12.2020.
В ходе контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения:
1. В нарушение статьи 70, подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пунктов 1.1, 2.8, 2.9, 5.3.2 муниципального контракта от 09.10.2018 № 0143300053918000052-0094007-01, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «Арагацстрой» (далее - ООО «Арагацстрой») на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: «Пристрой к общеобразовательной организации в с. Канаши Шадринского района Курганской области» (далее - муниципальный контракт от 09.10.2018 № 0143300053918000052-0094007-01), в 2020 году приняты и оплачены фактически невыполненные объемы работ на объекте: «Пристрой к общеобразовательной организации в с. Канаши Шадринского района Курганской области» (далее - Объект) за счет средств субсидии из федерального бюджета на сумму 195 723,72 руб. (по КБК 136 0702 04 0 Е1 52300 414) на основании актов о приемке выполненных работ ф. КС-2 (далее - акты КС-2): от 04.06.2020 № 19.2 на сумму 85 443,97 руб., от 04.06.2020 № 19.3 на сумму 22 985,43 руб., от 24.07.2020 № 20.13 на сумму 87 294,32 руб., что является неправомерным расходованием (без правовой основы) средств субсидии, выделенной из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» программы «Развитие дошкольного и общего образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее - Субсидия).
2. В нарушение части 1 статьи 72 БК РФ, подпункта 1 части 1, части 7 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ), пунктов 4.1, 5.3.2 муниципального контракта от 09.10.2018 № 0143300053918000052-0094007-01 на основании актов КС-2: от 04.06.2020 № 19.2, акт КС-2 от 04.06.2020 № 19.3, акт КС-2 от 24.07.2020 № 20.13 произведена приемка фактически не выполненных работ на дату приемки на Объекте на сумму 195 723,72 руб., что привело к дополнительному расходованию средств Субсидии и уменьшению объема выполненных работ для муниципальных нужд, а именно отсутствовали на Объекте:
1) «Противопожарная муфта «Феникс-ППМ» 20» в объеме 58 шт., «Противопожарная муфта «Феникс-ППМ» 25» в объеме 22 шт., «Покрытие поверхности изоляции трубопроводов: сталью, оцинкованной» в объеме 2,42 квадратных метра, «Детали защитных покрытий конструкций тепловой изоляции трубопроводов: из стали тонколистовой оцинкованной толщиной 0,55 миллиметров, криволинейные» в объеме 2,9524 квадратных метра, «Изоляция изделиями из вспененного каучука, вспененного полиэтилена трубопроводов наружным диаметром до 160 миллиметров трубками» в объеме 156 метров, «Теплоизоляция Стенофлекс-400 тип С толщиной 13 мм для трубы d = 20 мм» в объеме 140,4 метра, «Теплоизоляция Стенофлекс-400 тип С толщ. 13 мм для трубы 6 = 25 мм» в объеме 70 метров, «Изоляция трубопроводов: матами из стеклянного штапельного волокна» в объеме 0,94 кубических метров, «Маты теплоизоляционные из стекловолокна URSA, марки: М-25-6000-1200-80» в объеме 2,2888 кубический метр, «Покрытие поверхности изоляции трубопроводов: стеклопластиками РСТ, тканями стеклянными» в объеме 13,53 квадратных метров, «Стеклопластик рулонный марки: РСТ-А-Л-В» в объеме 15,6948 квадратных метров на общую сумму 85 443,97 руб. (акт КС-2 от 04.06.2020 № 19.2);
2) «Противопожарная муфта «Феникс-ППМ» 32» в объеме 1 шт., «Противопожарная муфта «Феникс-ППМ» 25» в объеме 29 шт., «Противопожарная муфта «Феникс-ППМ» 20» в объеме 15 шт., «Покрытие поверхности изоляции трубопроводов: сталью оцинкованной» в объеме 1,92 квадратных метра, «Детали защитных покрытий конструкций тепловой изоляции трубопроводов: из стали тонколистовой оцинкованной толщиной 0,55 миллиметра, криволинейные» в объеме 2,3424 квадратных метра, «Изоляция трубопроводов: матами из стеклянного штапельного волокна» в объеме 0,19 кубических метров, «Маты теплоизоляционные из стекловолокна URSA, марки: М-25-6000-1200-80» в объеме 0,2736 кубических метра, «Покрытие поверхности изоляции трубопроводов: стеклопластиками РСТ, тканями стеклянными» в объеме 2,93 квадратных метров, «Стеклопластик рулонный марки: РСТ-А-Л-В» в объеме 3,3988 квадратных метров на общую сумму 22 985,43 руб. (акт КС-2 от 04.06.2020 № 19.3);
3) бетонные столбы в количестве 38 шт. на сумму 87 294,32 руб. (акт КС-2 от 24.07.2020 № 20.13).
На момент окончания контрольного мероприятия (17.09.2021) Управлением ЖКХЭиС Администрации Шадринского района Курганской области устранены несоответствия видов и объемов работ по актам КС-2: от 04.06.2020 № 19.2, акт КС-2 от 04.06.2020 № 19.3 на общую сумму 108 429,40 руб., что подтверждается актом визуального осмотра видов и объемов работ на Объекте по муниципальному контракту от 09.10.2018 № 0143300053918000052-0094007-01 от 16.09.2021.
3. В нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162, пунктов 1, 3 статьи 306.4 БК РФ в 2020 году допущено нецелевое использование средств Субсидии из федерального бюджета на общую сумму 48459287,66 руб. (по КБК 136 0702 04 0 Е1 52300 414), выразившееся в оплате денежных обязательств за счет средств Субсидии по муниципальным контрактам, подлежащих финансированию по другим кодам классификации расходов бюджета, а именно:
- 10 452 215,74 руб. израсходованы на оплату выполненных работ по строительству помещений в объеме 7348 м3 для воспитанников детского сада на 35 новых мест по адресу: <...>, то есть связанных с реализацией основных общеобразовательных программ дошкольного образования и обеспечением деятельности дошкольных образовательных организаций (следовало по КБК 136 0701 02 2 Р2 52320 414) или за счет средств областного и местного бюджетов;
- 38 007071,92 руб. израсходованы на оплату выполненных работ по строительству (реконструкции) спортивной площадки (стадиона) для занятий спортом на открытом воздухе работ по отдельному адресу: <...>, то есть связанных с созданием в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом (следовало по КБК 136 0702 02 2 Е2 50970 414) или за счет средств областного и местного бюджетов.
4. В нарушение подпункта 6 пункта 1 статьи 162, пунктов 2, 3, 4 статьи 264.1 БК РФ, пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 70 Инструкции от 28.12.2010 № 191 н, пунктов 18, 68 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» от 31.12.2016 № 256н, пункта 140 Инструкции 162н, допущено нарушение требований к бюджетному учету за 2020 год, в том числе к составлению бюджетной отчетности за 2020 год, которое привело к искажению информации об обязательствах (искажение показателя бюджетной отчетности не более, чем 1 процент и на сумму, превышающую один миллион рублей), выразившееся в отражении принятых бюджетных обязательств по факту и в сумме принятых денежных обязательств - 92460328,93 руб., следовало в сумме бюджетных обязательств, принятых в результате заключения муниципальных контрактов на строительство Объекта - 94 506 384,93 руб., а именно:
- показатель по строке КБК 136 0702 040Е152300 в разделе 1 «Бюджетные обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам» в графе 7 «Принятые бюджетные обязательства» Отчета о бюджетных обязательствах (форма 0503128) по состоянию на 01.01.2021 отражен в сумме 92 460 328,93 руб., следовало отразить 94 506 384,93 руб., то есть занижен на сумму 2 046 056,00 руб. (или 0,1% по строке), из них средства Субсидии - 2 003 129,75 руб.
5. В нарушение части 13.1 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 94, части 6.1 статьи 110.2 Федерального закона № 44-ФЗ, пункта 3.2 Муниципального контракта от 12.11.2019 № 01433000539190000420001, заключенного с обществом «Вира» на поставку вертикальных подъемных платформ для маломобильной группы населения (далее - Оборудование) Управление ЖКХ ЭС несвоевременно (с просрочкой на 184 дня, следовало до 04.02.2020, фактически 07.08.2020) произвело оплату поставленного Оборудования по вышеуказанному муниципальному контракту платежным поручением от 07.08.2020 № 766943 в сумме 559 773,73 руб.
Акт внеплановой выездной проверки составлен 17.09.2021.
По результатам указанной проверки Управлению ЖКХЭиС Администрации Шадринского района Курганской области выдано представление от 28.10.2021, в соответствии с которым Управлению необходимо:
1. Принять меры по устранению причин и условий нарушений (пункты 1 - 5) в срок до 31.03.2022.
2. Устранить нарушение путем выполнения ООО «Арагацстрой» фактически невыполненного объема работ на Объекте, с предоставлением копий документов, подтверждающих факт выполнения работ, или путем взыскания денежных средств с ООО «Арагацстрой» в сумме 87 294,32 руб. (пункт 1) в срок до 31.03.2022.
3. Взысканные средства в сумме 87 294,32 руб. перечислить в доход бюджета Курганской области по коду бюджетной классификации 13321825230020000150 «Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от возврата остатков субсидий на создание новых мест в общеобразовательных организациях расположенных в сельской местности и поселках городского из бюджетов муниципальных образований» (для последующего перечисления в доход федерального бюджета) (пункт 1).
4. Восстановить средства Субсидий, использованных не по целевому назначению в размере 48 459 287,66 руб., путем перечисления в доход бюджета Курганской области по коду бюджетной классификации 13321825230020000150 «Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от возврата остатков субсидий на создание новых мест в общеобразовательных организациях расположенных в сельской местности и поселках городского из бюджетов муниципальных образований» (для последующего перечисления в доход федерального бюджета) (пункт 3) в срок до 31.03.2022.
Не согласившись с указанным представлением, Управление ЖКХЭиС Администрации Шадринского района Курганской области обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Полномочия Федерального Казначейства по надзору в бюджетной сфере установлены частью 3 статьи 166.1 БК РФ, в соответствии с которой Федеральное казначейство осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также Постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований».
В силу части 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций).
Положениями пункта 1 статьи 269.2 БК РФ установлено, что полномочием органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является, в том числе, контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Также согласно пункту 3 части 2 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ.
При этом в соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:
- соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона;
- определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;
- соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
- соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Пунктом 1 части 9 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, БК РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета.
Таким образом, Федеральное казначейство и его территориальные органы являются уполномоченными органами, которые в соответствии с БК РФ и Федеральным законом № 44-ФЗ осуществляют непосредственный контроль в сфере закупок.
Согласно пункту 4 оспариваемого представления заявителю необходимо восстановить средства субсидий, использованных не по целевому назначению в размере 48 459 287,66 руб., путем перечисления в доход бюджета Курганской области по коду бюджетной классификации 13321825230020000150 «Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от возврата остатков субсидий на создание новых мест в общеобразовательных организациях расположенных в сельской местности и поселках городского из бюджетов муниципальных образований» (для последующего перечисления в доход федерального бюджета) (пункт 3) в срок до 31.03.2022.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что нарушение, изложенное в пункте 4 оспариваемого представления отсутствует в связи со следующим.
Условия предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Курганской области на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по содействию созданию в субъектах. Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее - субсидия на создания новых мест) закреплены в Правилах предоставления и расходования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Об образовании» (далее - Правила).
Так, Правилами закреплены следующие условиями представления субсидий на создание новых мест:
а) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также порядка определения объемов указанных ассигнований, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации;
б) наличие в субъекте Российской Федерации утвержденной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации региональной программы, включающей в себя одно или несколько мероприятий, предусмотренных пунктом 2 Правил;
в) заключение соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии (далее - соглашение) в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».
Кроме того, в целях повышения эффективности реализации Государственной программы «Развитие образования» пунктом 11 Правил установлены следующие обязательства субъекта Российской Федерации:
а) использование экономически эффективной проектной документации повторного использования, в случае отсутствия такой документации – типовой проектной документации для объектов образовательных организаций из соответствующих реестров Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации при осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником софинансирования которых является субсидия;
б) обеспечение создания новых мест в общеобразовательных организациях путем строительства, приобретения (выкупа), реконструкции и (или) капитального ремонта не менее одного здания (пристроя к зданию) в соответствии с заявкой и прогнозируемой потребностью, предусмотренной региональной программой, санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами, федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, включая оснащение новых мест средствами обучения и воспитания в соответствии с перечнем, указанным в подпункте «г» пункта 5 Правил;
в) направление субсидии на софинансирование расходов субъекта Российской Федерации на проведение строительства, приобретение (выкуп), капитальный ремонт или реконструкцию не менее одного здания (пристроя к зданию) общеобразовательной организации в рамках региональной программы для решения задач по переводу обучающихся в односменный режим обучения, переводу обучающихся из аварийных зданий и зданий, требующих капитального ремонта, а также по обеспечению зданий общеобразовательных организаций современными средствами обучения и воспитания, необходимыми видами благоустройства, в том числе санитарно-гигиеническими помещениями указанных зданий;
г) неиспользование субсидии на строительство, приобретение (выкуп), капитальный ремонт зданий и реконструкцию (пристроя к зданию) общеобразовательных организаций, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет иных средств федерального бюджета;
д) обеспечение 24-часового онлайн-видеонаблюдения с трансляцией в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» за объектами строительства, приобретения (выкупа), капитального ремонта и реконструкции, на софинансирование расходов которых направляется субсидия в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил установлена возможность предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам.
Правительством Курганской области все условия предоставления субсидии на создание новых мест, а также обязательства, предусмотренные пунктом 11 Правил, выполнены в полном объеме.
Государственная Программа Курганской области «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики» утверждена постановлением Правительства Курганской области от 21 января 2016 года № 9 (далее - Государственная программа).
Подпрограммой «Развитие общего образования» к Государственной программе к объектам строительства, реконструкции и капитального ремонта общеобразовательных организаций, в том числе создание в общеобразовательных организациях условий, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам и правилам и требованиям комплексной безопасности, включая обеспечение соблюдения лицензионных условий деятельности образовательных организаций отнесено строительство пристроя к общеобразовательной организации в с. Канаши Шадринского района Курганской области с предусмотренным объемом финансирования.
Согласно Соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Курганской области на софинасирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», заключенному 10.02.2019 между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Курганской области (далее - Соглашение) уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области, осуществляющим взаимодействие с Министерством просвещения Российской Федерации, на который стороны возлагают функции по исполнению (координации исполнения) настоящего Соглашения и представлению отчетности, является Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области.
Предметом Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2019-2021 гг. бюджету Курганской области субсидии на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов РФ, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее - Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 073, раздел 07, подраздел 02, целевая статья 02 2 Е1 52300, вид расходов 523 в рамках федерального проекта «Современная школа», одного из направлений государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
Согласно п. 2.1. общий объем бюджетных ассигнований на достижение результатов регионального проекта составлял 217731633,0 руб.
Типы образовательных организаций в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности, определены в ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании).
Так, в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
4) образовательная организация высшего образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
Часть 4 указанной статьи также регламентирует, что общеобразовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, дополнительным, общеобразовательным программам, программам профессионального обучения, реализация которых не является основной целью их деятельности.
Созданные 35 мест для воспитанников, получающих дошкольное образование, созданы в общеобразовательной организации, в которой в качестве основной цели деятельности является реализация программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, что соответствует типологии образовательных организаций, закрепленной Федеральным законом об образовании, поскольку образовательная организация вправе также осуществлять образовательную деятельность по иным видам образовательных программ, основным и дополнительным.
Информация о сведениях об основном виде деятельности Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Канашская средняя школа» (далее - МКОУ Канашская СОШ) содержится в выписке из ЕГРЮЛ (по коду ОКВЭД ред.2): 85.14 - Образование среднее общее.
Таким образом, МКОУ Канашская COШ является именно общеобразовательным учреждением, реализующим в качестве дополнительного вида деятельности программы дошкольного образования.
Суд первой инстанции верно отметил, что «детский сад» является структурным подразделением образовательной организации (что подтверждается Уставом образовательной организации, постановлением Администрации Шадринского района от 20 июля 1998 года № 260, лицензией, выданной на осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программ по следующим видам образования: «Общее образование» и «Дополнительное образование»).
Таким образом, ввиду того, что тип образовательной организации определяется по основной цели ее деятельности, отнесение части расходов по объекту капитального строительства «Пристрой к общеобразовательной организации с. Канаши Шадринского района Курганской области» (далее - Объект) в части расходов по созданию дошкольных мест на раздел 0701 «Дошкольное образование» на основании типологии образовательных организаций, закрепленной статьей 23 Федерального закона об образовании является неправомерным.
Отражение расходов по целевой статье, предусматривающей расходы на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования» противоречит целям предоставления субсидии, так как проектно-сметной документацией предусмотрено создание новых, а не дополнительных мест для детей младшего дошкольного возраста, то есть ясельных групп.
Целью предоставления субсидии является создание новых мест в общеобразовательных организациях, исходя из прогнозируемой потребности. При этом Правилами установлено, что субъект Российской Федерации должен использовать экономически эффективную проектную документацию повторного использования.
Кроме того, в сведениях об объектах, которым планируется предоставление субсидии, указано: «Пристрой к общеобразовательной организации в с. Канаши Шадринского района» (заявка Правительства от 08.08.2017 № 01-08-393).
При направлении заявки Правительством Курганской области на предоставление субсидии на создание новых мест указано, что Администрацией Шадринского района приобретена проектная документация в формате dwg, шифр 2612-12 «Средняя общеобразовательная школа на 155 учащихся в комплексе с детским садом на 35 мест в <...>, Куртамышский район», внесенная в реестр Минстроя России приказом от 21.10.2016 № 737/пр.
Таким образом, при принятии решения о выделении субсидии при строительстве Пристроя к общеобразовательной организации в с. Канаши Шадринского района, запланированного на создание новых мест исходя из прогнозируемой потребности учтено, что при строительстве Объекта (пристроя) в соответствии с проектно-сметной документацией будет создано 155 мест для обучающихся и 35 мест для воспитанников соответствующего общеобразовательного учреждения, реализующего образовательные программы по виду образования «Общее образование».
Правила не содержат каких-либо условий, обязывающих использовать все созданные новые места только для реализации программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в первый же год, после окончания строительства, поскольку данное мероприятие рассчитано на реализацию поставленных задач на перспективу.
Объект капитального строительства «Пристрой к общеобразовательной организации в с. Канаши Шадринского района» введен в эксплуатацию, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 24.12.2020.
Результатом регионального проекта является создание новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа.
Указанный результат Курганской областью достигнут и он не зависит от создания дошкольных мест, так и спортивной площадки образовательной организации в виде стадиона.
В силу пункта 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 данного Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Согласно части 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Как следует из материалов и установлено судом первой инстанции, заявителем в рамках исполнения муниципальных контрактов приняты и оплачены только работы, выполненные в целях, которые полностью предусмотрены: проектно-сметной документацией, получившей положительные заключения государственной экспертизы; приложениями 13, 33 (таблица 112) к Федеральному закону от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»; приложением 10 к Закону Курганской области от 27.12.2018 № 163 «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»; постановлением Правительства Курганской области от 05.03.2018 № 44 «О распределении субсидий, выделяемых из областного бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий по содействию созданию новых мест в общеобразовательных организациях в 2018 - 2019 годах»; постановлением Правительства Курганской области от 21.01.2016 № 9 «О государственной Программе Курганской области «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики»; соглашением от 10.02.2019 № 073-09-2019-195 между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Курганской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Курганской области на финансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»; соглашением от 21.05.2019 № 37638000-1-2019-010, заключенному между Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области и Администрацией Шадринского района, что в полной мере согласуется с положениями части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доказательства о нецелевом использовании средств заявителем в материалы дела не представлено (статья 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, оценив в соответствии с требованиями, установленными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства дела в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, доводами и возражениями сторон, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пункт 4 оспариваемого представления не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд, установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в оставшейся части, суд первой инстанции верно исходит из следующего.
Формулировка пункта 1 оспариваемого представления, по которому заявитель должен принять меры по устранению причин и условий нарушений (пункты 1-5), носит формальный характер без признаков нарушения.
Согласно пунктам 2 и 3 оспариваемого представления требуется устранить нарушение путем выполнения ООО «Арагацстрой» фактически невыполненного объема работ на Объекте, с предоставлением копий документов, подтверждающих факт выполнения работ, или путем взыскания денежных средств с ООО «Арагацстрой» в сумме 87 294,32 руб. (пункт 1) в срок до 31.03.2022. Взысканные средства в сумме 87 294,32 руб. перечислить в доход бюджета Курганской области по коду бюджетной классификации 13321825230020000150 «Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от возврата остатков субсидий на создание новых мест в общеобразовательных организациях расположенных в сельской местности и поселках городского из бюджетов муниципальных образований» (для последующего перечисления в доход федерального бюджета) (пункт 1).
Строительство объекта «Пристрой к общеобразовательной организации в с. Канаши Шадринского района Курганской области» Управлением ЖКХЭиС Администрации Шадринского района Курганской области осуществлялось в рамках исполнения следующих муниципальных контрактов:
- от 09.10.2018 № 0143300053918000052-0094007 на сумму 151 950 511,00 руб. (с НДС 20%) (в редакции дополнительного соглашения от 18.01.2021 № б/н), в том числе за 2020 год - 53 079 007,20 руб.;
- от 14.09.2020 № 08435000002200029570001 на сумму 38 821 548,00 руб. (в редакции дополнительного соглашения от 18.01.2021 № б/н).
В ходе контрольного мероприятия в период с 05.08.2021 по 13.08.2021 на основании уведомления о проведении контрольных обмеров от 04.08.2021 № 43-45-12/45-33 проведен выборочный контрольный обмер объемов выполненных работ по муниципальным контрактам от 09.10.2018 № 0143300053918000052-0094007-01, от 14.09.2020 № 08435000002200029570001 по строительству объекта при участии представителя Управления ЖКХЭиС Администрации Шадринского района Курганской области - заместителя Главы Шадринского района, начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и строительства Администрации Шадринского района ФИО5., представителя ООО «Арагацстрой» - ФИО6, представителей УФК по Курганской области - старших контролеров - ревизоров контрольно - ревизионного отдела в финансово - бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по Курганской области ФИО7, ФИО8, представителей ФКУ «ЦОКР» в г. Екатеринбурге - экспертов 1 категории ФИО9, ФИО10
По результатам выборочного контрольного обмера составлен акт контрольного обмера и осмотра видов и объемов работ от 09.08.2021 № б/н (далее по тексту - Акт обмера), выполненных по объекту подрядчиком - ООО «Арагацстрой», принятых по Актам КС-2 и оплаченных Управлением ЖКХЭиС Администрации Шадринского района Курганской области в рамках исполнения муниципальных контрактов от 09.10.2018 № 0143300053918000052-0094007-01, от 14.09.2020 № 08435000002200029570001.
В нарушение статьи 70, подпункта 2 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 1 части 1 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ, пунктов 1.1, 2.8, 2.9, 5.3.2 муниципального контракта от 09.10.2018 № 0143300053918000052-0094007-01, на основании актов КС-2 от 04.06.2020 № 19.2, от 04.06.2020 № 19.3, от 24.07.2020 № 20.13, заказчиком приняты и оплачены фактически невыполненные объемы работ на объекте на общую сумму 199 918,00 руб. (по КБК 136 0702 040Е1 52300), в том числе 195 723,72 руб. за счет средств субсидии из федерального бюджета, что является неправомерным расходованием средств субсидии, выделенной на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» программы «Развитие дошкольного и общего образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
В нарушение части 1 статьи 72 БК РФ, подпункта 1 части 1, части 7 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ, пунктов 4.1, 5.3.2 муниципального контракта от 09.10.2018 № 0143300053918000052-0094007-01 на основании актов КС-2 актов КС-2 от 04.06.2020 № 19.2, от 04.06.2020 № 19.3, от 24.07.2020 № 20.13 произведена приемка фактически не выполненных работ на дату приемки по Объекту на общую сумму 199 918,00 рубля, что привело к дополнительному расходованию средств субсидии и уменьшению объема выполненных работ для муниципальных нужд.
Акты КС-2 от 04.06.2020 № 19.2, от 04.06.2020 № 19.3, от 24.07.2020 № 20.13 подписаны со стороны заказчика - заместителем Главы Шадринского района, начальником Управления ЖКХЭиС Администрации Шадринского района Курганской области ФИО5 В ходе контрольного мероприятия Управлением ЖКХЭиС Администрации Шадринского района Курганской области приняты меры по устранению выявленных несоответствий объемов работ по результатам ранее проведенного выборочного контрольного обмера объемов работ на объекте (акт контрольного обмера и осмотра видов и объемов работ от 09.08.2021 № б/н).
16.09.2021 проведен повторный визуальный осмотр видов и объемов работ на объекте по муниципальному контракту от 09.10.2018 № 0143300053918000052-0094007-01, в части подтверждения (устранения подрядчиком) выявленных несоответствий видов и объемов работ на Объекте, по результатам которого установлено следующее: выявленные нарушения, отраженные в акте контрольного обмера и осмотра видов и объемов работ от 09.08.2021 № б/н устранены частично, а именно: устранены несоответствия видов и объемов работ на Объекте по актам КС-2 от 04.06.2020 № 19.2, от 04.06.2020 № 19.3; не устранено несоответствие по акту КС-2 от 24.07.2020 № 20.13 в части пункта 2 «Установка дополнительных бетонных столбов» (расценка ФЕР07-01-055-11) в объеме 38 квадратных метров на общую сумму 89 165,00 руб.
Таким образом, на момент окончания контрольного мероприятия (17.09.2021) выявленное несоответствие объемов и видов работ по акту КС-2 от 24.07.2020 № 20.13 «Установка дополнительных бетонных столбов» в объеме 38 квадратных метров на общую сумму 89 165,00 руб. не устранено.
Согласно приказу УФК по Курганской области от 23.07.2021 № 655 «Об изменении состава проверочной группы плановой проверки УЖКХ Администрации Шадринского района от 20.07.2021 № 611» в рамках приказа Управления от 20.07.2021 № 611 «О назначении плановой выездной проверки УЖКХ Администрации Шадринского района» выполнено строительно-техническое исследование на объекте: «Пристрой к общеобразовательной организации в с. Канаши Шадринского района Курганской области» (далее - Объект исследования).
В рамках строительно-технического исследования специалистами Межрегионального филиала Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в г. Екатеринбурге (далее - филиал), осуществлен выезд для проведения контрольного обмера и визуального осмотра видов и объемов работ на Объекте исследования, результатом которых явился подписанный сторонами акт контрольного обмера и визуального осмотра видов и объемов работ от 09.08.2021 № б/н.
Специалистами Филиала выполнен расчет стоимости работ согласно проектным данным с применением «прямых» расценок, соответствующих технологии установки решетчатого ограждения из готовых панелей заводского изготовления по металлическим стойкам, составлен расчет согласно смете, примененной при расчетах за выполненные работы по актам формы КС-2.
В результате чего выявлено, что работы, принятые по актам КС-2 с учетом применительно расценки ФЕР 07-01-054-11 по стоимости полностью обеспечивают затраты по установке ограждения территории, следовательно, внесение дополнительных затрат по расценке ФЕР 07-01-055-11 «Установке дополнительных бетонных столбов» не целесообразно и является излишним расходованием средств Федерального бюджета.
Управлением ЖКХЭиС Администрации Шадринского района Курганской области для определения сметной стоимости монтажа металлического решетчатого ограждения по металлическим стойкам применена расценка ФЕР 07-01-054-11 «Установка металлических оград по железобетонным столбам: без цоколя из сетчатых панелей высотой до 1,7 м», с корректирующей расценкой ФЕР 07-01-055-11 «Установка дополнительных бетонных столбов».
Применение корректирующей расценки ФЕР 07-01-055-11 «Установка дополнительных бетонных столбов» является нарушением МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (далее - МДС 81-35.2004), так как она является корректирующей к иной технологии, иным материалам, иным механизмам и трудозатратам, не соответствующим проектным решениям и фактическому исполнению.
В соответствии с пунктом 2.2 МДС 81-35.2004, главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.
Поскольку технология установки бетонных столбов отличается от технологии установки металлических столбов, не требуется такое количество машин и механизмов, не требуется столько трудозатрат рабочих и машинистов, так как бетонные столбы значительно тяжелее металлических, не требуется выполнения обратной засыпки с трамбованием ям для установки столбов, поскольку столбы бетонируются, и не требуется установки для ручной сварки и сварочные работы, поскольку крепление панелей ограждения производится болтовыми соединителями, - применение корректирующей расценки приводит к увеличению и без того завышенных затрат на эксплуатацию машин и механизмов, трудозатраты рабочих и машинистов.
Современная технология фактически установленного ограждения является современной, преимуществом такого ограждения является быстрота сборки, так как конструкция легкая и не подразумевает применение техники, а также сварки.
С учетом вышеизложенного, фактически работы по устройству бетонных столбов не выполнялись. В соответствии с выполненным перерасчетом фактически понесенных затрат на возведение решетчатого ограждения по металлическим стойкам не превышают затраты, принятые УЖКХ Администрации Шадринского района по «применительной» расценке.
Что касается выявленного нарушения в части требований к бюджетному учету за 2020 год, в том числе к составлению бюджетной отчетности за 2020 год, которое привело к искажению информации об обязательствах, а равно в оплате с просрочкой на 184 дня поставленного оборудования по муниципальному контракту от 12.11.2019 № 01433000539190000420001, заключенному с обществом «Вира» на поставку вертикальных подъемных платформ для маломобильной группы населения, то причины и условия нарушений в представлении не выявлены и относятся к конкретным обстоятельствам, как свершившийся факт.
Судом первой инстанции верно установлено, что Управлением ЖКХЭиС Администрации Шадринского района Курганской области оплата за поставленный товар поставщиком производилась с нарушением установленных сроков, а именно: в нарушение части 13.1 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 94, части 6.1 статьи 110.2 Федерального закона № 44-ФЗ, пункта 3.2 муниципального контракта от 12.11.2019 № 01433000539190000420001, заключенного с обществом «Вира» на поставку вертикальных подъемных платформ для маломобильной группы населения, оплата за поставленный товар осуществлена с нарушением установленных сроков.
Согласно пункту 3.2 муниципального контракта, оплата за поставку товара осуществляется по безналичному расчету путем перечисления заказчиком денежных средств на счет поставщика, указанный в контракте, на основании выставленного поставщиком счета или счета-фактуры в течение 15 рабочих дней после подписания сторонами товарной накладной и акта приема-передачи товара.
В силу пункта 5.1 муниципального контракта, срок поставки и монтажа товара: по 05.12.2019. В адрес заказчика 13.01.2020 поставлен товар, что подтверждается, товарной накладной № 2. Соответственно оплату за поставленный товар следовало произвести до 04.02.2020.
Согласно платежному поручению № 766943 от 07.08.2020 на сумму 559 773,73 руб., оплата заказчиком произведена с просрочкой в 184 дня.
Согласно пояснению заявителя, в рамках реализации проекта «Пристрой к общеобразовательной организаций в с. Канаши Шадринского района» заключен муниципальный контракт с обществом «Вира» на поставку и монтаж электрических подъемников для маломобильных групп учащихся. Контракт заключался на основании соглашения с Правительством Курганской области на выделение субсидии на условиях софинансирования за счет федерального, областного и местного бюджетов. Срок поставки и монтажа по контракту предусмотрен не позднее 5 декабря 2019 года, с учетом исполнения обязательств, в том числе, и со стороны заказчика в части оплаты за поставленный товар.
Соглашение на выделение субсидии по сроку реализации ограничено до конца финансового года, то есть до 31.12.2019. Поставщик обязательства не выполнил и осуществил поставку и монтаж подъемников только в январе 2020 года, на момент, когда соглашение 2019 года уже завершено, а новое на 2020 год не заключено.
Указанное соглашение между Администрацией Шадринского района Курганской области и Правительством Курганской области заключено 23.06.2020.
Учитывая вышеизложенное, произвести оплату заказчиком за поставленный товар в срок, не представлялось возможным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оспариваемые пункты п. 1, 2, 3 представления Управления Федерального казначейства по Курганской области являются законными и обоснованными, не нарушают права и законные интересы заявителя и соответствуют требованиям действующего законодательства.
Оценивая изложенные в апелляционных жалобах доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и документов дела судом первой инстанции и апеллянтами, не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу, так как выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям законодательства Российской Федерации.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для полного, всестороннего и своевременного рассмотрения настоящего дела, правильно установлены подлежащие применению нормы материального права, нарушение либо неправильное применение норм материального права не допущено.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции и не принимает доводы УФК по Курганской области, исходя из того, что при предоставлении субсидии предусматривалось строительство по типовому проекту многоразового использования «Средняя общеобразовательная школана 155 учащихся в комплексе с детским садом на 35 мест», внесенному в реестр Минстроя России приказом от 21.10.2016 № 737/пр, указанный проект предусматривает в том числе строительство детского сада на 35 мест. Строительство общеобразовательной школы в силу положений судебного пристава - исполнителя 251.1325800.2016 «Свод правил. Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования» обуславливает строительство спортивной площадки, требование является обязательным. Объект капитального строительства «Пристрой к общеобразовательной организации в с. Канаши Шадринского района» введен в эксплуатацию, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 24.12.2020, то есть результат финансирования достигнут. Исходя из изложенного не имеется правовых оснований для вывода о невыполнении целей предоставления субсидии.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 22.06.2023 по делу
№ А34-17961/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и строительства администрации Шадринского района Курганской области, Управления Федерального казначейства по Курганской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья С.Е. Калашник
Судьи: Е.В. Бояршинова
Н.Г. Плаксина