ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А34-18548/2022 от 27.07.2023 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-9009/2023

г. Челябинск

03 августа 2023 года

Дело № А34-18548/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2023 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2023 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Калашника С.Е.,

судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Фастмани.ру» на решение Арбитражного суда Курганской области от 12.05.2023 по делу № А34-18548/2022.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.

В судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области, принял участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области – ФИО1 (доверенность от 24.11.2022 № 7, диплом)

Представители общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Фастмани.ру» в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.

Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Фастмани.ру» (далее – заявитель, общество МКК «Фастмани.ру») обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – заинтересованное лицо, УФАС по Курганской области, Управление) о признании недействительным решения от 27.07.2022 № 045/05/28-9/2022.

Решением суда от 12.05.2023 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество МКК «Фастмани.ру» обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что УФАС но Курганской области нарушило порядок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, антимонопольный орган не в праве проводить внеплановую проверку по собственной инициативе, отсутствовали основания для возбуждения дела об административном правонарушении. Полномочия для возбуждения дела об административном правонарушении у УФАС по Курганской области отсутствует, в связи с чем указание на это в оспариваемом решении неправомерно. Сведения о проведении контрольного мероприятия не внесены в Единый реестр контрольных мероприятий, не составлен и не направлен обществу МКК «Фастмани.ру» акт контрольного мероприятия.

К дате судебного заседания со стороны УФАС по Курганской области в материалы дела поступил отзыв, согласно которому сторона ссылается на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.

Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель УФАС по Курганской области против удовлетворения жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, УФАС по Курганской области в ходе осуществления государственного контроля соблюдения хозяйствующими субъектами требований законодательства Российской Федерации о рекламе, в соответствии со статьей 33 Закона о рекламе, зафиксирована информация, размещенная на фасаде здания по адресу: <...>, слева от турагентства «ВИЗА & ТУР» в оконном проеме на баннере, следующего содержания: «ЗАЙМЫ 30 000 Р за 5 минут* изображение веера из шести пятитысячных купюр и штрихового кода *сканируйте код и получайте займ на сайте без очередей!* FASTMONEY быстро деньги» (акт осмотра от 26.05.2022).

Антимонопольным органом по собственной инициативе выявлен факт, указывающий на признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006
№ 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

По результатам рассмотрения материалов антимонопольным органом вынесено определение о возбуждении дела № 045/05/28-9/2022, назначено дело к рассмотрению на 28.06.2022.

28.06.2022 (вх. № Э11-2557) в УФАС по Курганской области поступили письменные пояснения общества МКК «Фастмани.ру», в которых указано, что рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы является общество МКК «Фастмани.ру». Реклама размещена сотрудниками общества в офисах выдачи потребительских микрозаймов. Сотрудники разместили один из плакатов на фасаде здания по адресу: <...>. Услуги по производству рекламы предоставлялись Производственным кооперативом «Декор». Реклама размешалась в период с 03.03.2022 по настоящее время.

В письменных пояснениях общество МКК «Фастмани.ру» указывает, что в рассматриваемой рекламе указаны все условия в полном объеме, определяющие полную стоимость микрозайма для заемщика, приложена копия плаката. На данном плакате указана следующая информация: «Условия акции «День рождения»! В акции участвуют договоры микрозаймов, заключенные в период с 01.09.2021 до 31.12.2022 (включительно), срок проведения акции с 01.09.2021 до 31.12.2022 (включительно). Сумма микрозайма может быть выдана за 7 (семь) дней, предшествующие дате рождения заёмщика, включая день рождения, и по истечении 7 (семи) дней с даты рождения заемщика. Проценты по микрозайму начисляются с 1 по 15 день - 1.82,5% (0,5 % в день). С 16 дня - 365% (1 % в день). Сумма микрозайма составляет от 5 000 до 30 000 руб. Срок возврата до 16 дней. В акции могут принимать участие лица в возрасте от 20 до 28 лет, предоставившие сведения о родственнике в качестве контактного лица, не младше 40 лет. В акции не могут принимать участия сотрудники общества МКК «Фастмани.ру». Услугу по выдаче микрозайма предоставляет общество МКК «Фастмани.ру», ОГРН <***>, зарегистрировано 18.01.2018 в государственном реестре микрофинансовых организаций ОГРН <***>. Не является публичной офертой. Более подробная информация размещена на сайте www.фастмани.рф», следовательно, соблюдены все требования Закона о рекламе.

Решением УФАС по Курганской области по делу № 045/05/28-9/2022 от 27.07.2022 признана ненадлежащей реклама, размещенная на фасаде здания по адресу: <...>, слева от турагентства «ВИЗА & ТУР» в оконном проеме (баннер), следующего содержания: «ЗАЙМЫ 30 000 за 5 минут * изображение веера из шести пятитысячных купюр и штрихового кода * сканируйте код и получите займ на сайте без очередей! * FASTMONEY быстро деньги» поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с устранением нарушения (пункт 2 решения). Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Курганской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 3 решения).

Заявитель, не согласившись с данным решением антимонопольного органа, обратился в арбитражный суд с соответствующим требованием.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции руководствовался тем, оспариваемое решение является законным и обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение от 30.06.2004 № 331), предусмотрено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о рекламе.

Из положений главы 5 Закона о рекламе следует, что государственный надзор в сфере рекламы осуществляется антимонопольным органом.

В силу части 1 статьи 36 Закона о рекламе антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные данным Федеральным законом.

Согласно пункту 5.3.1.1 Положения от 30.06.2004 № 331 ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.

В соответствии с частью 9 статьи 36 Закона о рекламе рассмотрение антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Реализуя предоставленные законом полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 24.11.2020 № 1922 утвердило Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (Правила).

В соответствии с пунктом 7 Правил ФАС России вправе поручить своему территориальному органу возбудить и (или) рассмотреть возбужденное дело по ходатайству своего территориального органа или по собственной инициативе независимо от места нахождения (места жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, или места распространения рекламы.

Согласно материалам дела, оспариваемое решение УФАС по Курганской области от 27.07.2022 принято в рамках возбужденного им дела № 045/05/28-9/2022 по признакам нарушения законодательства о рекламе в действиях общества МКК «Фастмани.ру».

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах установленной законом компетенции.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Ненадлежащей рекламой в понимании пункта 4 статьи 3 данного закона признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В с илу части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

В пункте 2 указанного постановления Пленума также отмечено, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

В этом случае данная информация должна быть исследована судом на предмет соответствия требованиям, предъявляемым Законом о рекламе к рекламе, в том числе установленным главой 3 Закона о рекламе в отношении отдельных видов товаров.

Основанием для вынесения оспариваемого решения явился вывод административного органа о размещении обществом МКК «Фастмани.ру» разместило на фасаде здания по адресу: <...>, слева от турагентства «ВИЗА & ТУР» в оконном проеме на баннере, конструкцию следующего содержания: «ЗАЙМЫ 30 000 Р за 5 минут* изображение веера из шести пятитысячных купюр и штрихового кода *сканируйте код и получайте займ на сайте без очередей!* FASTMONEY быстро деньги» (акт осмотра от 26.05.2022).

Данное обстоятельство подтверждено письменными пояснениями общества МКК «Фастмани.ру», представленным в УФАС по Курганской области от 27.06.2022; договором подряда № 01 от 20.01.2020; платежным поручением №5760 от 05.04.2022 за печать рекламных баннеров; справкой общества МКК «Фастмани.ру»; счетом № 122 от 04.04.2022 на оплату баннеров; фотоматериалом.

Как установлено УФАС по Курганской области рекламируемая деятельность, по выдаче займов осуществляет общество МКК «Фастмани.ру», вместе с тем в рассматриваемой рекламе сведения об организаций оказывающей финансовые услуги отсутствуют. Указанное свидетельствует о нарушений части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Проанализировав распространенную обществом МКК «Фастмани.ру» рекламу, суд первой инстанции установил, что объектом рекламирования выступает услуга предоставления займа обществом МКК «Фастмани.ру», заявитель является рекламодателем.

Согласно пунктам 5, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с письмом ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624 «О понятии «неопределенный круг лиц» в статье 3 Закона о рекламе под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Рассматриваемый информационный блок полностью соответствует понятию рекламы так как, распространялся на фасаде здания по адресу: <...>, слева от турагентства «ВИЗА & ТУР» в оконном проеме (баннер), следующего содержания: «ЗАЙМЫ 30 000 за 5 минут * изображение веера из шести пятитысячных купюр и штрихового кода * сканируйте код и получайте займ на сайте без очередей! * FASTMONEY быстрые деньги», круг лиц не был заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализаций объекта рекламирования - финансовых услуг по предоставлению займа, призван формировать и поддерживать интерес к деятельности общества МКК «Фастмани.ру» и оказываемой обществом услуге, способствует продвижению их на рынке.

Объектом рекламирования в указанной информации выступает услуга предоставления займа общества МКК «Фастмани.ру».

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой и должна распространятся с учетом положений Закона о рекламе.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности общество МКК «Фастмани.ру» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, 198217, <...>, литер А, пом.4Н) является микрофинансовая деятельность (64.92.7 ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС Ред. 2).

По сведениям с официального сайта Центрального банка России общество МКК «Фастмани.ру» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) значится в государственном реестре микрофинансовых организаций, регистрационный номер записи: <***> от 18.01.2018.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 Ш35-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Общество МКК «Фастмани.ру» являющаяся микрофинансовой организацией, как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в силу пункта 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции является финансовой организацией.

В действиях рекламодеталя - общества МКК «Фастмани.ру» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, 198217, <...>, литер А, пом.4Н) содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.

Пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В рекламе указано на возможность получения займа, данная услуги является финансовой услугой.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя липа, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Как установлено антимонопольным органом рекламируемая деятельность но выдаче займов осуществляет общество МКК «Фастмани.ру», вместе с тем в рассматриваемой рекламе сведения об организации, оказывающей финансовые услуги, отсутствуют. Указанное свидетельствует о нарушении части 1 статьи 2 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами липа, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Пунктом 25 постановления Пленума ВАС РФ № 58 определено, что в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием: им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой обществом МКК «Фастмани.ру», следовательно, нарушает часть 7 статьи 5, пункт 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Также в рекламной информации не указаны все условия приобретения займа, тем самым вводят потребителей в заблуждение и нарушают часть 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Комиссия пришла к выводу, что рассматриваемая реклама «ЗАЙМЫ 30 000 за 5 минут* изображение веера из шести пятитысячных купюр и штрихового кода* сканируйте код и получайте займ на сайте без очередей! * FASTMONEY быстрые деньги» нарушает часть 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Таким образом, установлено, что в рассматриваемой рекламе отсутствует существенная информация, связанная с условиями приобретения, пользования услугами общества МКК «Фастмани.ру», следовательно, нарушает часть 7 статьи 5, пункт 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Также присутствует информация «ЗАЙМЫ 30 000 за 5 минут *изображение веера из шести пятитысячных купюр и штрихового кода* сканируйте код и получайте займ на сайте без очередей! * FASTMONEY быстрые деньги» без указания иных условий приобретения займа, тем самым вводят потребителей в заблуждение и нарушают часть 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Таким образом, рассматриваемая реклама: «ЗАЙМЫ 30 000 за 5 минут *изображение веера из шести пятитысячных купюр и штрихового кода* сканируйте код и получайте займ на сайте без очередей! * FASTMONEY быстрые деньги» нарушает части 1 статьи 28, часть 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

При таких обстоятельствах коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции о нарушении обществом МКК «Фастмани.ру» положений части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе и о законности решения от 27.07.2022 № 045/05/28-9/2022 Управления, что правомерно повлекло отказ в удовлетворении заявления общества.

Доводы общества МКК «Фастмани.ру» на то, что УФАС но Курганской области нарушило порядок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, антимонопольный орган не в праве проводить внеплановую проверку по собственной инициативе, отсутствовали основания для возбуждения дела об административном правонарушении опровергаются материалами проверки антимонопольного органа, действующим законодательством о рекламе и установленными в ходе рассмотрения настоящего дела обстоятельствами.

Суд первой инстанции правомерно указал, что в соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» к государственному и муниципальному контролю (надзору) не относится рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе. Согласно ст. 36, 42 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» антимонопольный орган по собственной инициативе возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В случае установления факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решение о признании рекламы ненадлежащей и выдаче лицу предписания об устранении нарушения. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 регламентирует порядок производства контрольно-надзорных мероприятий и не ограничивает полномочия антимонопольных органов возбуждать и рассматривать дела о нарушении законодательства о рекламе. Полномочия федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях, в том числе по ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, закреплено ст. 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем в случае установления факта нарушения требований Закона о рекламе антимонопольный орган вправе возбудить дело об административном правонарушении по ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечь виновное лицо к административной ответственности. Невнесение сведений о проведении внеплановой проверки в Единый реестр проверок в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не отнесено к числу грубых нарушений, влекущих недействительность проведенных мероприятий.

Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.

В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче юридическим лицом апелляционной жалобы на судебные акты, вынесенные по делам, в рамках которых рассмотрены заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, незаконными, государственная пошлина составляет 1500 рублей.

В связи с указанным излишне уплаченная обществом МКК «Фастмани.ру» государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Курганской области от 12.05.2023 по делу
№ А34-18548/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Фастмани.ру» – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Фастмани.ру» из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 05.06.2023 № 7663.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья С.Е. Калашник

Судьи: А.А. Арямов

Е.В. Бояршинова