ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А34-2687/2022 от 12.09.2023 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-5919/23

Екатеринбург

13 сентября 2023 г.

Дело № А34-2687/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2023 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Рябовой С.Э.,

судей Беляевой Н.Г., Тороповой М.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу кооператива «Потребительский союз «Достояние» (далее – Кооператив) на решение Арбитражного суда Курганской области от 14.02.2023 по делу
№ А34-2687/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по тому же делу.

В судебном заседании принял участие представитель Кооператива – ФИО1 (председатель правления, выписка из протокола от 14.10.2022 № 23).

Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Кооператив обратился в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к администрации Кетовского муниципального округа (далее – Администрация), государственному бюджетному учреждению «Кургангазсеть» (далее – Учреждение), Курганской области в лице Департамента финансов Курганской области (далее – Департамент) о взыскании издержек, связанных с исполнением поручения о разработке проектной документации сетей газораспределения и ее государственной экспертизы в сумме 13 127 585 руб. 67 коп., в том числе, с Администрации – 5 820 780 руб. 47 коп., с Учреждения и Департамента солидарно – 7 306 805 руб. 20 коп.

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, Департамент агропромышленного комплекса Курганской области, Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области.

Решением Арбитражного суда Курганской области от 14.02.2023 в удовлетворении исковых требований судом отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Кооператив просит указанные судебные акты отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт о взыскании с Департамента неосновательного обогащения в сумме 7 306 805 руб. 20 коп.

В обоснование жалобы Кооператив указывает, что недействительность соглашений между Кооперативом и Администрацией свидетельствует о возникновении неосновательного обогащения на стороне одного из ответчиков – Курганской области, поскольку получив в собственность четыре газовых сети, построенные с использованием проектной документации, оплаченной Кооперативом, она сберегла имущество (плата за разработку и государственную экспертизу проектной документации) за счет другого лица (потерпевшего – Кооператива) без установленных законом оснований. Также заявитель жалобы полагает, что суды не учли, что все сделки по передаче проектной документации являются ничтожными.

В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

При рассмотрении спора судами установлено, что Кооператив создан на основании решения общего собрания членов кооператива от 27.07.2015. Запись о создании кооператива внесена в ЕГРЮЛ 11.08.2015.

Согласно Уставу Кооператива целью деятельности Кооператива является газоснабжение жилых домов, а также других объектов сферы социальной инфраструктуры, удовлетворения потребностей членов кооператива (пункт 2.1 Устава).

Пунктом 2.2 Устава Кооператива предусмотрено, что для достижения своих целей кооператив через свои органы управления, в том числе, организует разработку схем газопроводов и газового оборудования, пуск автоматически котельных, ГРП и др.; организует проведение проектно-изыскательских работ с целью наиболее эффективного использования газового хозяйства; выступает заказчиком по строительству и эксплуатации газопроводов, монтажу газового оборудования в ГРП, жилых домах и других объектах инфраструктуры, заключает договоры с предприятиями на оказание этих услуг, производит их оплату.

Между Администрацией и Кооперативом 01.08.2015 заключено соглашение, по условиям которого застройщик – Администрация передает, а Кооператив принимает на себя функции технического заказчика с правом от имени застройщика оформлять технические задания, задания на проектирование, выдавать исходные данные на проектирование, заключать договоры по объектам: «Сеть газораспределения пос. Логовушка Кетовского района Курганской области», «Сеть газораспределения с. Чесноки Кетовского района Курганской области», «Сеть газораспределения с. Пименовка Кетовского района Курганской области», «Сеть газораспределения с. Сычево Кетовского района Курганской области» на:

- выполнение инженерно-строительных изысканий, разработку проектно-сметной документации;

- проведение государственной экспертизы проектно-сметной документации и инженерных изысканий, проверку достоверности и определения сметной стоимости (пункт 1 соглашения).

Пунктом 2 соглашения предусмотрено, что после получения положительных заключений государственной экспертизы вся документация передается застройщику в установленном порядке в 4-х экземплярах.

Срок действия соглашения установлен с момента подписания до 31.12.2017.

В связи с истечением срока действия соглашения от 01.08.2015 между Администрацией и Кооперативом заключено аналогичное соглашение от 01.08.2018 в отношении объектов: «Сеть газораспределения пос. Логовушка Кетовского района Курганской области», «Сеть газораспределения с. Чесноки Кетовского района Курганской области», «Сеть газораспределения с. Пименовка Кетовского района Курганской области», «Сеть газораспределения с. Сычево Кетовского района Курганской области» со сроком действия до 31.12.2020, а затем заключено такое же соглашение от 09.07.2021 со сроком действия по 31.12.2022.

В целях разработки проектно-сметной документации на строительство объекта «Сеть газораспределения пос. Логовушка Кетовского района Курганской области» Кооператив от своего имени заключил договор от 03.09.2015 № 22 с обществом с ограниченной ответственностью «СтройГарант» на разработку проектной документации; договор от 22.09.2015 № 109-15 с обществом с ограниченной ответственностью «Земсервис» на выполнение комплекса инженерных изысканий; договор от 18.05.2021 № 31-21 с обществом с ограниченной ответственностью «ЗауралЛеспроект» на выполнение инженерно-экологических и инженерно-гидрометеорологических изысканий.

Также Кооператив заключил договор от 02.08.2021 № 312.21 с Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области на проведение государственной экспертизы полученной проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства «Сеть газораспределения пос.Логовушка Кетовского района Курганской области».

Выполненные в рамках указанных договоров работы и услуги оплачены Кооперативом в общей сумме 585 036 руб.

Письмом от 15.09.2021 Кооператив передал Главе Кетовского района Курганской области изготовленную разрешительную и проектную документацию на объект «Сеть газораспределения пос. Логовушка Кетовского района Курганской области».

В целях разработки проектно-сметной документации на строительство объекта «Сеть газораспределения с. Чесноки Кетовского района Курганской области» Кооператив от своего имени заключил договор от 07.09.2015 № 69 с ГУП «Дирекция «Курганской АПК» на разработку проектной документации; договор от 22.09.2015 № 105-15 с обществом с ограниченной ответственностью «Земсервис» на выполнение комплекса инженерных изысканий; договор от 21.01.2019 № 9-19 с обществом с ограниченной ответственностью «ЗауралЛеспроект» на выполнение работ по оформлению документации для сдачи на экспертизу, договор от 06.05.2019 № 39-19 с обществом с ограниченной ответственностью «ЗауралЛеспроект» на выполнение работ по корректировке документации, договор от 24.06.2019 № 12/19 с ФИО2 на выполнение работ по доработке комплекса проектно-сметной документации, получил составленные ФГБУ «Нижнеобьрыбвод» на основании акта оказанных услуг от 04.07.2016 № 33 рыбохозяйственные характеристики (в части реки Буерак (Чесноковка) (у с. Чесноки).

Также Кооператив заключил договор от 17.04.2019 № 19/2019 с обществом с ограниченной ответственностью «Челинформцентр» на проведение негосударственной экспертизы выполненной проектной документации и договор от 27.05.2019 № 111.19 с Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства «Сеть газораспределения с.Чесноки Кетовского района Курганской области».

Выполненные в рамках указанных договоров работы и услуги оплачены Кооперативом в общей сумме 1 383 453 руб. 40 коп.

Письмом от 12.07.2019 Кооператив передал Администрации разрешительную и проектную документацию на объект газораспределения с. Чесноки Кетовского района Курганской области.

В целях разработки проектно-сметной документации на строительство объекта «Сеть газораспределения пос.Пименовка Кетовского района Курганской области» Кооператив от своего имени заключил договор от 07.09.2015 № 589 с обществом с ограниченной ответственностью «Спецпроект» на разработку проектной документации; договор от 22.09.2015 № 106-15 с обществом с ограниченной ответственностью «Земсервис» на выполнение комплекса инженерных изысканий; договор от 26.04.2019 № 31-19 с обществом с ограниченной ответственностью «ЗауралЛеспроект» на выполнение работ по корректировке документации для прохождения экспертизы, получил составленные ФГБУ «Нижнеобьрыбвод» на основании акта оказанных услуг от 04.07.2016 № 33 рыбохозяйственные характеристики (в части реки Измайловка (у с. Пименовка).

Также Кооператив заключил с Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области договор от 10.12.2018 № 296.18 на проведение государственной экспертизы полученной проектной документации и договор от 10.12.2018 № 297.18 на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства «Сеть газораспределения пос. Пименовка Кетовского района Курганской области».

Выполненные в рамках указанных договоров работы и услуги оплачены Кооперативом в общей сумме 1 856 308 руб.

Письмом от 19.06.2019 Кооператив передал Администрации разрешительную и проектную документацию на объект газораспределения пос.Пименовка Кетовского района Курганской области.

В целях разработки проектно-сметной документации на строительство объекта «Сеть газораспределения с.Сычево Кетовского района Курганской области» Кооператив от своего имени заключил договор от 03.09.2015 № 21 с строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области «СтройГарант» на разработку проектной документации; договор от 22.09.2015 № 10815 с обществом с ограниченной ответственностью «Земсервис» на выполнение комплекса инженерных изысканий; договор от 03.04.2019 № 22-19 с обществом с ограниченной ответственностью «ЗауралЛеспроект» на выполнение работ по оформлению документации для сдачи на экспертизу; договор от 20.05.2019 № 41-19 с обществом с ограниченной ответственностью «ЗауралЛеспроект» на выполнение работ по корректировке документации; получил составленные ФГБУ «Нижнеобьрыбвод» на основании акта оказанных услуг от 04.07.2016 № 33 рыбохозяйственные характеристики (в части реки Сычевка (у с.Сычево) .

Также Кооператив заключил договор от 17.04.2019 № 18/2019 с обществом с ограниченной ответственностью «Челинформцентр» на проведение негосударственной экспертизы выполненной проектной документации и договор от 23.06.2019 № 191.19 с Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области договор на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства «Сеть газораспределения с.Сычево Кетовского района Курганской области».

Выполненные в рамках указанных договоров работы и услуги оплачены Кооперативом в общей сумме 1 383 453 руб. 40 коп.

Письмом от 08.11.2019 Кооператив передал Администрации разрешительную и проектную документацию на объект «Сеть газораспределения с.Сычево Кетовского района Курганской области».

Кроме того, между Администрацией и Кооперативом 02.04.2018 заключено соглашение, по условиям которого застройщик – Администрация передает, а Кооператив принимает на себя функции технического заказчика с правом от имени застройщика оформлять технические задания, задания на проектирование, выдавать исходные данные на проектирование, заключать договоры по объектам: «Сеть газораспределения с.Шмаково, д. Галаево, д. Орловка Кетовского района Курганской области», «Сеть газораспределения с.Большое Раково Кетовского района Курганской области» на:

- выполнение инженерно-строительных изысканий, разработку проектно-сметной документации;

- проведение государственной экспертизы проектно-сметной документации и инженерных изысканий, проверку достоверности и определения сметной стоимости (пункт 1 соглашения).

Пунктом 2 соглашения предусмотрено, что после получения положительных заключений государственной экспертизы вся документация передается застройщику в установленном порядке в 4-х экземплярах.

Срок действия соглашения установлен с момента подписания до 31.12.2020.

В целях разработки проектно-сметной документации на строительство объекта «Сеть газораспределения с. Шмаково, д. Орловка, д. Галаево Кетовского района Курганской области» Кооператив от своего имени заключил договор от 25.03.2019 № 114 с обществом с ограниченной ответственностью «Спецпроект» на разработку проектной документации; договор от 14.03.2018 № 15-19 с обществом с ограниченной ответственностью «ЗауралЛеспроект» на инженерно-экологические и инженерно-гидрометеорологические изыскания; договор от 05.09.2018 № 40-18 с обществом с ограниченной ответственностью «ЗауралЛеспроект» на инженерно-геодезические изыскания, договор от 23.07.2019 № 147 с ФГБУ «Главрыбвод» на оказание услуг по выдаче рыбохозяйственных характеристик водного объекта р.Юргамыш (в части указанных сетей газораспределения), договор от 11.11.2019 № 225 с обществом с ограниченной ответственностью «Спецпроект» на разработку рыбохозяйственного раздела проектной документации (в части указанных сетей газораспределения).

Также Кооператив заключил договор от 26.12.2019 № 344.19 с Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства «Сеть газораспределения с.Шмаково, д. Орловка, д. Галаево Кетовского района Курганской области».

Выполненные в рамках указанных договоров работы и услуги оплачены Кооперативом в общей сумме 2 034 132 руб.

Письмом от 26.02.2020 Кооператив передал Администрации разрешительную и проектную документацию на объект «Сеть газораспределения с.Шмаково, д. Орловка, д. Галаево Кетовского района Курганской области».

В целях разработки проектно-сметной документации на строительство объекта «Сеть газораспределения с.Большое Раково Кетовского района Курганской области» Кооператив от своего имени заключил договор от 04.09.2018 № 38-18 с обществом с ограниченной ответственностью «ЗауралЛеспроект» на инженерно-геодезические изыскания; договор от 21.03.2018 № 19-19 с обществом с ограниченной ответственностью «ЗауралЛеспроект» на инженерно-экологические и инженерно-гидрометеорологические изыскания, договор б/д № 160 с обществом с ограниченной ответственностью «Спецпроект» на разработку проектной документации, договор от 23.07.2019 № 147 с ФГБУ «Главрыбвод» на оказание услуг по выдаче рыбохозяйственных характеристик водного объекта р.Юргамыш (в части указанной сети газораспределения), договор от 11.11.2019 № 225 с обществом с ограниченной ответственностью «Спецпроект» на разработку рыбохозяйственного раздела проектной документации (в части указанной сети газораспределения).

Также Кооператив заключил договор от 28.02.2020 № 65.20 с Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области на проведение государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства «Сеть газораспределения с.Большое Раково Кетовского района Курганской области».

Выполненные в рамках указанных договоров работы и услуги оплачены Кооперативом в общей сумме 1 373 522 руб.

Письмом от 12.05.2020 Кооператив передал Администрации разрешительную и проектную документацию на объект «Сеть газораспределения с.Большое Раково Кетовского района Курганской области».

Кроме того, между Администрацией и Кооперативом 15.06.2018 заключено соглашение, по условиям которого застройщик – Администрация Кетовского района Курганской области передает, а Кооператив принимает на себя функции технического заказчика с правом от имени застройщика оформлять технические задания, задания на проектирование, выдавать исходные данные на проектирование, заключать договоры по объектам: «Сеть газораспределения д. Галишово Кетовского района Курганской области» на:

- выполнение инженерно-строительных изысканий, разработку проектно-сметной документации;

- проведение государственной экспертизы проектно-сметной документации и инженерных изысканий, проверку достоверности и определения сметной стоимости (пункт 1 соглашения).

Пунктом 2 соглашения предусмотрено, что после получения положительных заключений государственной экспертизы вся документация передается застройщику в установленном порядке в 4-х экземплярах.

Срок действия соглашения установлен с момента подписания до 31.12.2020.

В целях разработки проектно-сметной документации на строительство объекта «Сеть газораспределения Галишово Кетовского района Курганской области» Кооператив от своего имени заключил договор от 21.03.2018 № 18-19 с обществом с ограниченной ответственностью «ЗауралЛеспроект» на инженерно-экологические и инженерно-гидрометеорологические изыскания; договор от 02.10.2018 № 43-18 с обществом с ограниченной ответственностью «ЗауралЛеспроект» на инженерно-геодезические изыскания, договор № 159 от 10.06.2019 с обществом с ограниченной ответственностью «Спецпроект» на разработку проектной документации, договор от 23.07.2019 № 147 с ФГБУ «Главрыбвод» на оказание услуг по выдаче рыбохозяйственных характеристик водного объекта р. Юргамыш (в части указанной сети газораспределения), договор от 11.11.2019 № 225 с обществом с ограниченной ответственностью «Спецпроект» на разработку рыбохозяйственного раздела проектной документации (в части указанной сети газораспределения).

Также Кооператив заключил договор от 12.03.2020 № 94.20 с Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области на проведение государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства «Сеть газораспределения с. Галишово Кетовского района Курганской области».

Выполненные в рамках указанных договоров работы и услуги оплачены Кооперативом в общей сумме 1 095 301 руб.

Письмом от 26.05.2020 Кооператив передал Администрации разрешительную и проектную документацию на объект «Сеть газораспределения с. Галишово Кетовского района Курганской области».

Всего расходы Кооператива на оплату работ и услуг, связанных с разработки проектно-сметной документации на вышеуказанные сети газораспределения и проведение государственной экспертизы проектной документации составили 10 052 660 руб. 20 коп.

В исковом заявлении истец указал, что помимо названных расходов, Кооператив понес еще иные расходы, связанные с деятельностью Кооператива, но вызванные исполнением поручения Администрации, из которых 1 674 999 руб. 20 коп. – расходы Кооператива на выплату заработной платы своим работникам и отчислений в страховые фонды, 853 162 руб. 27 коп. – расходы Кооператива на оплату ГСМ и ТО автомобиля, 127 758 руб. 25 коп. – расходы Кооператива на оплату услуг банка, 419 005 руб. 75 коп. – расходы Кооператива на оплату прочих услуг, всего 3 074 925 руб. 47 коп.

В связи с наделением Учреждения полномочиями по выполнению функций государственного заказчика по реализации мероприятий в рамках региональной программы газификации Курганской области на 2021-2025 годы, в целях реализации мероприятий по строительству объектов газораспределения Курганской области Администрация на основании соглашения от 02.07.2021 и соглашения от 20.09.2021 безвозмездно передала Учреждению разрешительную и проектную документацию для последующего строительства объектов газораспределения: «Сеть газораспределения с. Чесноки Кетовского района Курганской области», «Сеть газораспределения с. Пименовка Кетовского района Курганской области», «Сеть газораспределения с. Сычево Кетовского района Курганской области»; «Сеть газораспределения п. Логовушка Кетовского района Курганской области».

Указанные четыре газопровода были построены, акты приемки законченных строительством объектов подписаны 16.02.2022, 18.02.2022, 23.03.2022.

Право собственности на указанные четыре объекта газораспределения зарегистрировано за Курганской областью, газопроводы закреплены на праве оперативного управления за Учреждением.

Кооператив 10.11.2021 и 06.12.2021 направил Администрации претензии о возмещении расходов, понесенных кооперативом в связи с разработкой проектной документации и ее экспертизе, а также иных расходов, связанных с выполнением поручения ответчика.

Кооператив 16.12.2021 направил претензию Учреждению о возмещении неосновательного обогащения в связи с передачей учреждению проектной документации на четыре газопровода, в виде расходов Кооператива на разработку проектной документации на четыре газопровода и ее экспертизе, а также иных расходов.

Отказ ответчиков удовлетворить требования Кооператива явился основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил иск, предъявив исковые требования также к Курганской области, как к собственнику построенных газопроводов.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Федеральный закон Российской Федерации от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (статья 1 указанного Закона).

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В силу пункта 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Законом № 44-ФЗ установлено, что государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного и муниципального контракта, заключаемого посредством конкурентных процедур.

Таким образом, привлечение исполнителя без соблюдения процедур, установленных Законом № 44-ФЗ, противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, приводит к необоснованному ограничению числа участников закупок и не способствует выявлению лучших условий поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг. Следовательно, в силу пункта 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит взысканию плата за фактически оказанные услуги для государственных и муниципальных нужд в отсутствие заключенного государственного или муниципального контракта.

В пункте 20 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, разъяснено, что по общему правилу поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления.

При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судами установлено, что соглашения от 01.08.2015, от 02.04.2018, от 15.06.2018, от 01.08.201, от 09.07.2021, на которые Кооператив ссылается как на основание возникновение обязательства по возмещению ему стоимости проектной документации, использованной в дальнейшем для строительства спорных объектов газораспределения, заключены без проведения конкурсных процедур. При этом из их содержания можно сделать вывод о безвозмездности данных соглашений.

Кроме того, из договоров на разработку проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение инженерно-экологических и инженерно-гидрометеорологических изысканий, проведение государственной экспертизы проектной документации следует, что Кооператив выступал при заключении договоров от своего имени, поименован в договорах как «заказчик», контрагент по договорам указан как «подрядчик»/»исполнитель», по условиям договоров результат работ/услуг передается подрядчиком/исполнителем Кооперативу, Кооператив обязан оплатить результат работ/услуг. Платежные документы по произведенным по договорам оплатам также свидетельствуют о том, что Кооператив от своего имени производил оплату выполненных работ/оказанных услуг.

Таким образом, учитывая отсутствие государственного (муниципального) контракта на выполнение работ (услуг), заключенного с соблюдением требований, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, принимая во внимание, что истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о срочном характере, обязательности оказания услуг в силу закона, а также в связи с аварией или иной чрезвычайной ситуаций природного или техногенного характера, угрозой их возникновения, что не могло быть отложено до проведения конкурентных процедур, предусмотренных названным законом, суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Оказывая услуги без наличия государственного (муниципального) контракта, заключение которого является обязательным в соответствии с нормами названного Закона, Кооператив не мог не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства.

Исходя из пункта 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит взысканию плата за фактически оказанные услуги в отсутствие надлежащим образом заключенного государственного (муниципального) контракта. Иной подход допускал бы поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в обход норм Закона о контрактной системе (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Приведенный в кассационной жалобе довод о ничтожности сделок по передаче истцом Администрации проектной документации был предметом исследования суда апелляционной инстанции и мотивированно им отклонен как не имеющий значение при рассмотрении о взыскании неосновательного обогащения.

При этом необходимо отметить следующее.

Из материалов дела и пояснений сторон следует, что постановлением Правительства Курганской области 14.10.2013 № 474 принята государственная программа Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014-2017 годы и на период до 202 года», согласно которой предполагалось выделение субсидий, в том числе на развитие газификации (распределительные газовые сети).

Однако в рамках реализации данной государственной программы предоставление бюджетных ассигнований областного бюджета на реализацию мероприятий по строительству внутрипоселковых сетей газораспределения в населенных пунктах с.Чесноки, с.Пименовка, с.Сычево, д. Галишово, с.Шмаково, д. Галаево, д. Орловка, с.Большое Раково Кетовского района в период с 2015 по 2018 годы, в 2021 году не осуществлялось.

Постановлением администрации Кетовского района Курганской области от 26.02.2020 № 312 утверждена муниципальная программа «Комплексное развитие сельских территорий Кетовского района» (далее - Программа). Заказчиком Программы является Администрация Кетовского района, исполнителем-координатором - отдел капитального строительства Администрации Кетовского района. Создание сети газораспределения в с.Чесноки, с.Пименовка, с.Сычево, д. Галишово, с.Шмаково, д. Галево, д. Орловка, с.Большое Раково Кетовского района включено в план мероприятий в части развития инженерной инфраструктуры на сельских территориях в соответствии с Программой.

Так как бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию вышеуказанных мероприятий в Кетовском районе на 2021 год не были предоставлены, финансирование происходило за счет средств региональной программы газификации Курганской области на 2021-2025 годы, утвержденной постановлением Губернатора Курганской области от 22.04.2021 № 38 «Об утверждении региональной программы газификации Курганской области на 2021-2025 годы».

Между Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области и Учреждением 02.08.2021 было заключено соглашение № 1-Газ о предоставлении Учреждению субсидии из бюджета Курганской области на проектирование и строительство сетей газораспределения на территории муниципальных образований Курганской области, в соответствии с которым субсидия предоставлена на строительно-монтажные работы, в том числе, сетей газораспределения - с.Сычево, п.Логовушка, с.Пименовка, с.Чесноки.

Учреждение провело открытый конкурс на закупку строительно-монтажных работ по строительству объектов газораспределения: «Сеть газораспределения с.Чесноки Кетовского района Курганской области», «Сеть газораспределения с.Пименовка Кетовского района Курганской области», «Сеть газораспределения с.Сычево Кетовского района Курганской области»; «Сеть газораспределения п.Логовушка Кетовского района Курганской области». По результатам конкурса заключен контракт от 13.10.2021 № 1/2021 на строительство указанных газопроводов.

Указанные четыре объекта газораспределения были построены, акты приемки законченных строительством объектов подписаны 16.02.2022, 18.02.2022, 23.03.2022.

Истец в судебном заседании суда кассационной инстанции пояснил, что он полагает, что на основании вышеуказанных нормативных актов за счет субсидий, то есть средств бюджета, должно было осуществляться не только строительство, но и проектирование спорных объектов газораспределения. Однако проектирование произведено за счет граждан, проживающих в данных населенных пунктах, поскольку денежные средства, потраченные им на разработку проектной документации, составили сумму целевых взносов, собранных Кооперативом для этих целей.

Таким образом, Кооператив не является потерпевшим, за счет которого могло возникнуть неосновательное обогащение, поскольку на проектирование спорных объектов газораспределения были потрачены средства граждан, которые также выступили в качестве выгодоприобретателей от проектирования и строительства спорных объектов газораспределения, в связи с чем, суды обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований о взыскании неосновательного обогащения.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на ошибочном толковании положений действующего законодательства применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого спора. Кроме того, указанные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и сводятся, по сути, лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.

Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», при проверке соответствия выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,) необходимо исходить из того, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). С учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не допускается.

Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба Кооператива – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Курганской области от 14.02.2023 по делу № А34-2687/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу кооператива «Потребительский союз «Достояние» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий С.Э. Рябова

Судьи Н.Г. Беляева

М.В. Торопова