ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-15788/2020
г. Челябинск
25 января 2021 года
Дело № А34-5288/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 10.11.2020 по делу № А34-5288/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества «Петуховский лесхоз» - ФИО1 (доверенность от 21.05.2020, диплом).
Открытое акционерное общество «Петуховский лесхоз» (далее - заявитель, ОАО «Петуховский лесхоз», общество,) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент), выразившихся в отказе от освобождения ОАО «Петуховский лесхоз» от единовременного внесения платы за заключение охотхозяйственного соглашения от 06.03.2020 N 09-12-01908/20.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 10.11.2020 (резолютивная часть решения объявлена 09.11.2020) заявленные требования удовлетворены.
Действия Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, выразившиеся в отказе от освобождения открытого акционерного общества «Петуховский лесхоз» от единовременного внесения платы за заключение охотхозяйственного соглашения в письме от 06.03.2020 N 09-12-01908/20 признаны незаконными.
На Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Петуховский лесхоз».
С Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в пользу открытого акционерного общества «Петуховский лесхоз» взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Департамент обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что одним из принципов правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, закрепленных в статье 2 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ, Закон об охоте), является платность пользования охотничьими ресурсами.
Указывает на то, что площадь арендуемых лесных участков на основании договора аренды лесного участка N 34-ДР от 22.10.2009 при наложении на участки Золотинского охотничьего угодья составляет всего 8 436,6 га. Площадь лесных участков используемых в целях ведения охотничьего хозяйства составляет 6 118,1 га, остальная площадь не входит в лесной фонд, а находится в границах охотугодья, общая площадь территории Золотинского охотничьего хозяйства Макушинского района Курганской области, необходимая для долгосрочного пользования объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты составляет 88.6 тыс. га (согласно распоряжению Правительства Курганской области от 08.04.2008 г N 76-р и долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты, серия К-ВР N 0027), таким образом, 82.5 тыс. га это площадь земли, которая не входит в предмет договора аренды лесного участка, а также не входит в лесной фонд.
В соответствии с частями 5 и 6 статьи 71 Закона об охоте, ОАО «Петуховский лесхоз» обязано при заключении охотхозяйственного соглашения единовременно внести плату в размере, установленном исходя из площади земель сельскохозяйственного значения и водно-болотных угодий Золотинского охотничьего угодья. Ссылается на то, что требование части 5 настоящей статьи о единовременном внесении платы за заключение охотхозяйственных соглашений не распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших договоры аренды лесных участков для ведения охотничьего хозяйства по результатам аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. Таким образом, данное исключение не распространяется на ту территорию, которая не входит в предмет договора аренды лесного участка для ведения охотничьего хозяйства, что соотносится с принципом платности, закрепленным в Законе об охоте.
До начала судебного заседания ОАО «Петуховский лесхоз» представило в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание представители Департамента не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ГУП "Макушинский лесхоз" на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира (серия К-ВР N 0027, дата выдачи 24.04.2008, срок действия по 08.04.2033, разрешенный вид пользования животным миром - охота) и договора о предоставлении территории, необходимой для долгосрочного пользования объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты N 56 от 24.04.2008, было предоставлено право долгосрочного пользования объектами животного мира на территории Золотинского охотничьего угодья Макушинского района Курганской области сроком на 49 лет.
Согласно пункту 1.1 (предмет) договора N 56 от 24.04.2008 о предоставлении территории, необходимой для долгосрочного пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты:
общая площадь территории Золотинского охотничьего хозяйства Макушинского района Курганской области, необходимая для долгосрочного пользования объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты составляет 88.6 тыс. га (согласно распоряжению Правительства Курганской области от 08.04.2008 г N 76-р и долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты, серия К-ВР N 0027), в границах:
Северная и восточная - от границы с Лебяжьевским районом по линии ж.д. до г. Макушино и далее по дороге через с. Сетовное, с. Бол. Курейное, Мал. Курейное на д. Казанка (Казахстан) до государственной границы с Казахстаном.
Южная и западная - от дороги с. Б. Курейное - д. Казнка (Казахстан) по государственной границе с Казахстаном, а затем по границе Макушинского с Половинским, а затем с Лебяжьевским районами до линии ж.д. г. Курган - г. Омск. Трехкилометровая зона вокруг г. Макушино (т. 1, л.д. 11-17).
Согласно договору аренды лесного участка N 34-ДР от 22.10.2009, заключенного между Департаментом и ОАО "Петуховский лесхоз" (далее - Договор N 34-Др, т. 1, л.д. 20-28), пользование лесными участками осуществляется в целях заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства.
Согласно пункту 2 Договора аренды лесного участка N 34-Др. лесные участки, предоставленные в аренду по настоящему договору, имеют местоположение:
Площадь 410450662 кв. м, Россия, Курганская область, Макушинский район, Петуховское лесничество, Макушинское участковое лесничество (условный номер в ЕГИП 45-45-01/0183/2008-360; условный номер в государственном лесном реестре 11373536-1.1.2008). Категория земель - земли лесного фонда.
Площадь 693020000 кв. м, Россия, Курганская область, Петуховский, Частоозерский район, Петуховское лесничество, Петуховское участковое лесничество, за исключением: Курортный мастерский участок, кв. 147 выд. 1, Частоозерское участковое лесничество, за Исключением: Частоозерский местерский участок, кв. 64 выдел 9, кв. 66 выд. 37, кв 97 выд. 6, 11 из лесного участка с местоположением: Россия, Курганская область, Петуховский, Частоозерский район, Петуховское лесничество, Петуховское, Частоозерское участковые лесничества, площадь 693070000 кв. м (условный номер в ЕГРИП - 45-01.01-56.2004-0461, условный номер в государственном лесном реестре - 113735336-2). Категория земель - земли лесного фонда.
Арендная плата по договору составляет 273 800 руб. (пункт 6 договора).
В Приложении N 3 к договору аренды лесного участка N 34-Др от 22.10.2009 определен ежегодный объем использования лесов на арендуемом в целях осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства - 98345,0662 га (т. 1, л.д. 58).
В соответствии с распоряжением Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области N 255-р от 16.08.2011 "О правопреемстве пользователей животным миром" ГУП "Петуховский лесхоз" являющийся правопреемником ГУП "Макушинский лесхоз", ГУ "Макушинский лесхоз", считается пользователем животным миром (охотничьими ресурсами) на территории (акватории) Золотинского охотничьего хозяйства Макушинского района Курганской области в границах согласно распоряжения Правительства Курганской области от 08.04.2008 N 76-р на основании долгосрочной лицензии серии К-ВР N 0027 и договора о предоставлении в пользование территории (акватории) необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, от 24.04.2008 N 56, в связи с реорганизацией (т. 1, л.д. 16-17).
Распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 09.10.2012 N 770-р "Об условиях приватизации Государственного унитарного предприятия Курганской области "Петуховский лесхоз", ГУП "Петуховский лесхоз" было реорганизовано в форме преобразования в ОАО "Петуховский лесхоз".
06.12.2019 в Департамент поступило заявление ОАО "Петуховский лесхоз" на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении Золотинского охотничьего угодья Макушинского района Курганской области площадью 88.6 тыс. га (т. 1, л.д. 51).
Письмом от 06.03.2020 N 09-12-01908/20 Департамент сообщил, что проект соглашения подготовлен. Кроме того, по результатам рассмотрения обращения в части освобождения от единовременного внесения платы за заключение охотхозяйственного соглашения, Департамент указал, что согласно договору аренды лесного участка между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области и ГУП "Петуховский лесхоз" N 34-ДР от 22.10.2009, пользование лесными участками осуществляется в целях заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства. Лесные участки относятся к категории земель лесного фонда, расположены в Макушинском, Частоозерском и Петуховском районе и по общей площади значительно превосходят площадь Золотинского охотничьего угодья.
При этом, площадь лесных угодий в Золотинском охотничьем угодье составляет всего 8 436,6 га при общей его площади – 88 600 га. Большую часть угодья занимают земли сельскохозяйственного значения и водно-болотные угодья – 80 163,4 га.
Таким образом, в соответствии с частями 5 и 6 статьи 71 Закона об охоте, ОАО "Петуховский лесхоз" обязано при заключении охотхозяйственного соглашения единовременно внести плату в размере, установленном исходя из площади земель сельскохозяйственного значения и водно-болотных угодий Золотинского охотничьего угодья, за исключением лесных угодий и Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 490 "О ставках платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений".
Также Департамент указал на направление реквизитов счета для внесения платы за заключение охотхозяйственных соглашений, отметив, что соглашения будут предложены обществу для подписания при поступлении от ОАО "Петуховский лесхоз" вышеуказанной платы (т. 1, л.д. 9).
Не согласившись с указанными действиями Департамента, выразившихся в отказе от освобождения ОАО "Петуховский лесхоз" от единовременного внесения платы за заключение охотхозяйственного соглашения, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из неправомерности действий Департамента, выразившихся в требовании внесения единовременной платы за заключение охотхозяйственного соглашения.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ, Закон об охоте) осуществляется правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в связи с деятельностью в сфере охотничьего хозяйства.
Согласно статье 27 Закона № 209-ФЗ в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет, по которым одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
Частями 2, 3 статьи 27 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 данного Закона.
На основании части 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу данного Закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 71 Закона N 209-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 71 Закона N 209-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, указанные в части 3 данной статьи, при заключении охотхозяйственных соглашений обязаны единовременно внести плату за заключение таких соглашений (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 данной статьи), определяемую как произведение ставки платы за единицу площади охотничьего угодья, установленной в соответствии с частью 6 данной статьи, и площади соответствующего охотничьего угодья.
Согласно части 7 статьи 71 Закона N 209-ФЗ данное требование о единовременном внесении платы за заключение охотхозяйственных соглашений не распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших договоры аренды лесных участков для ведения охотничьего хозяйства по результатам аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
При этом под оплатой в данном случае понимается плата за право на заключение договора аренды лесного участка и охотхозяйственного соглашения, которая вносится участниками аукциона по его результатам (часть 6 статьи 28 Закона N 209-ФЗ, пункт 4 части 4 статьи 79 Лесного кодекса РФ). Арендные платежи за пользование лесным участком в понятие такой платы не входят.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что право пользования животным миром возникло у общества на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 31.10.2008.
На основании договора от 22.10.2009, заключенного по результатам проведенного аукциона, обществу был предоставлен в аренду лесной участок в целях осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства площадью 98 345,0662 га.
Между тем, 06.12.2019 ОАО «Петуховский лесхоз» обратилось в Департамент с заявлением на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении Золотинского охотничьего угодья Макушинского района Курганской области площадью 88.6 тыс. га (т. 1, л.д. 51).
При заключении в льготном порядке (без проведения торгов) охотхозяйственных соглашений с лицами, имеющими долгосрочные лицензии на пользование животным миром в соответствии с ранее действовавшим законодательством, такие лица освобождаются от внесения платы за заключение охотхозяйственных соглашений, если ими уже внесена плата за заключение договоров аренды лесных участков для ведения охотничьего хозяйства, определенная по результатам аукциона. Данные положения направлены на исключение внесения двойной платы за заключение соглашений, предоставляющих права на использование лесного участка для ведения охотхозяйственной деятельности, и реализацию принципов соразмерности и справедливости ее взимания.
В настоящем случае, заявитель по результатам аукциона внес плату за право пользования лесным участком с целью ведения охотничьего хозяйства, в результате чего приобрел право пользования охотничьими ресурсами на территории площадью 98345,0662 га.
На основании изложенного, вопреки доводам апеллянта, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку площадь арендованного лесного участка (98 345,0662 га) больше площади охотничьего угодья (88,6 тыс. га), предоставляемого истцу в рамках спорного охотхозяйственного соглашения, у истца отсутствует обязанность вносить единовременную плату за заключение охотхозяйственного соглашения, размер которой определяется путем исключения площади арендованных лесных участков из площади, определяющей размер платы за заключение соглашения.
Границы лесного участка, переданного в аренду обществу на основании договора аренды N 34-Др от 22.10.2009 указаны в приложении N 1 к договору "Схема расположения и границы лесного участка".
Из представленной схемы и схемы расположения охотничьих угодий по отношению к лесному участку следует, что территория Золотинского охотничьего угодья значительно меньше площади лесного участка и в полном объеме входит в границы лесного участка, переданного заявителю в соответствии с договором аренды лесного участка.
Поскольку обществом вносится арендная плата по договору N 34-ДР от 22.10.2009 исходя из площади арендованного лесного участка в полном объеме (пункт 6 договора), которая, в свою очередь, превышает площадь охотничьего угодья по охотхозяйственному соглашению, необходимости внесения дополнительной оплаты за право пользования природными ресурсами не имеется.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам. Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заинтересованным лицом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 10.11.2020 по делу № А34-5288/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Н.А. Иванова
Судьи:
П.Н. Киреев
А.П. Скобелкин