ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-12869/2021
г. Челябинск
13 октября 2021 года
Дело № А34-7567/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Арямова А.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Энергосбытовая компания «Восток» на решение Арбитражного суда Курганской области от 16.07.2021 по делу № А34- 7567/2021.
Акционерное общество «Энергосбытовая компания «Восток» (далее - заявитель, АО «Энергосбытовая компания «Восток», общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации Далматовского района Курганской области в лице Отдела записи актов гражданского состояния (далее – заинтересованное лицо, Администрация) по отказу в предоставлении сведений о родителях несовершеннолетних граждан, о возложении обязанности на Администрацию Далматовского района Курганской области в лице Отдела записи актов гражданского состояния предоставить АО «ЭК «Восток» сведения о родителях несовершеннолетних граждан, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 16.07.2021 (резолютивная часть решения объявлена 13.07.2021) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с таким решением, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе АО «Энергосбытовая компания «Восток» просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы общетво ссылается на ошибочность вывода суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для предоставления обществу истребованных сведений. Обращает внимание на то, что сведения необходимы обществу в связи с тем, что обязанность по оплате коммунальных платежей в помещениях, собственниками которых являются несовершеннолетние граждане, возложена на их родителей, и отказ в предоставлении сведений о родителях этих граждан нарушает права общества, так как ограничивает его возможность взыскания платы в судебном порядке. Полагает, что общество вправе получать истребованную информацию. Также, указывает на то, что в силу части 6 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ) отказ в предоставлении информации по запросу может иметь место в случае возможного разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну, однако, в настоящем случае предоставление сведений, по мнению подателя жалобы, не является распространением персональных данных физических лиц, так как не осуществляется неопределенному кругу лиц, и заявитель, получив доступ к таким сведениям, несет установленную законом обязанность не раскрывать их третьим лицам. По мнению заявителя, Отделом записи актов гражданского состояния допущено нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 10 Закона № 59-ФЗ.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО «Энергосбытовая компания «Восток» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1037739123696 и является гарантирующим поставщиком, обеспечивающим поставку электрической энергии для потребителей Курганской области, в соответствии с постановлениями Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 23.08.2007 № 14-4 и от 13.10.2006 № 17-2, приказом Минэнерго Российской Федерации от 23.10.2012 № 500 и приказом Федеральной службы по тарифам России от 14.03.2013 № 267-э.
Как указывает заявитель, в ходе проверки начислений платы гражданам-потребителям за поставленный коммунальный ресурс обществом было установлено, что собственниками (владельцами) некоторых жилых помещений на территории Долматовского района Курганской области являются несовершеннолетние граждане, сведения о которых приведены в сводной таблице (л.д. 69). При этом, за поставляемые в указанные помещения коммунальные ресурсы оплата своевременно не производится.
В связи с тем, что обязанность по оплате коммунальных услуг в жилом помещении, собственником которого является несовершеннолетний, возложена на его родителей, и сведения о родителях указанных несовершеннолетних граждан у заявителя отсутствуют, общество направило в Отдел записи актов гражданского состояния Администрации от 18.02.2021 № И-КТЭ-2021-4426 о предоставлении информации о родителях этих несовершеннолетних граждан.
В ответ на это обращение Администрация 25.02.2021 № 108 со ссылкой на положения пункта 3 статьи 13.2 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее - Закон № 143-ФЗ) отказал заявителю в предоставлении запрашиваемых сведений.
Полагая, такой отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы АО «Энергосбытовая компания «Восток» в сфере экономической деятельности, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев спор по существу, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований.
Вывод суда первой инстанции является правильным.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В силу положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Пунктом 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ.
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» от 27.06.2017 № 22 разъяснено, что в случае, если собственником жилого помещения (доли) является несовершеннолетний, то обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг несут его родители независимо от факта совместного с ним проживания (статьи 21, 26, 28 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 56, 60, 64 Семейного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При недостаточности у несовершеннолетнего средств, обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в субсидиарном порядке возлагается на его родителей (статья 26 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулированы положениями Закона № 59-ФЗ, в силу пунктов 1 и 4 части 1 статьи 10 которого государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение, а также дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Частью 6 статьи 11 Закона № 59-ФЗ предусмотрено, что в случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Частью 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации установлен конституционный принцип неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны.
Согласно части 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации, сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ), персональными данными признается любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Статьей 7 этого же Закона установлен запрет операторам и иным лицам, получившим доступ к персональным данным, на раскрытие третьим лицам и распространение персональных данных без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Закона № 143-ФЗ, сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния или работнику многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, в том числе персональные данные, являются информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, и разглашению не подлежат. Предоставление сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется в порядке и случаях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
С 01.10.2018 введен в действие Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (ФГИС ЕГР-ЗАГС).
В силу пунктов 7 - 9 статьи 13.1 Закона № 143-ФЗ ведение Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, включая формирование, сбор, хранение, обработку и предоставление информации, осуществляется в федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, функционирование которой обеспечивается, в том числе, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Законом № 152-ФЗ. Оператором федеральной информационной системы, обеспечивающим ее создание и эксплуатацию, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Оператор федеральной информационной системы осуществляет: создание, эксплуатацию федеральной информационной системы и обработку содержащейся в ней информации, в том числе персональных данных; обеспечение бесперебойного ежедневного и круглосуточного функционирования федеральной информационной системы; защиту сведений, содержащихся в федеральной информационной системе, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Закона № 152-ФЗ; предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Предоставление сведений, содержащихся в ФГИС ЕГР-ЗАГС, регулируется статьей 13.2 Закона № 143-ФЗ в силу пункта 3 которой орган записи актов гражданского состояния сообщает сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (его территориального органа), федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (его территориального органа), федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.
Как верно отмечено судом первой инстанции, указанный перечень является исчерпывающим, и энергоснабжающие организации в этот перечень не включены.
В этой связи у заинтересованного лица отсутствовали правовые основания для предоставления в порядке части 1 статьи 10 Закона № 59-ФЗ истребованных заявителем сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, в частности - о родителях несовершеннолетних собственников жилых помещений, а потому оспоренный обществом отказ в предоставлении таких сведений является законным и обоснованным, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании его незаконным. Приведенные заявителем возражения в этой части обоснованно отклонены судом первой инстанции, как основанные на неверном толковании закона.
Оспоренный отказ в предоставлении заявителю сведений о родителях и законных представителях несовершеннолетних собственников жилых помещений не препятствует осуществлению обществом своей деятельности, не ограничивает его права в сфере экономической деятельности и не возлагает на него дополнительные обязанности. Заявитель вправе осуществлять защиту своих интересов в сфере энергоснабжения установленными законом способами, включая судебную защиту.
Наличие у заявителя предполагаемых трудностей, связанных со взысканием задолженности с несовершеннолетних собственников помещений, не имеет отношения к рассматриваемому вопросу о законности оспоренного отказа Администрации Далматовского района Курганской области в лице Отдела записи актов гражданского состояния.
С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
При обращении в суд с апелляционной жалобой АО «Энергосбытовая компания «Восток» излишне уплачена госпошлина в размере 1 500 руб. платежным поручением от 09.08.2021 № 81666.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации эта сумма подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 16.07.2021 по делу № А34-7567/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Энергосбытовая компания «Восток» - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу «Энергосбытовая компания «Восток» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 09.08.2021 № 81666.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Н.А. Иванова
Судьи:
А.А. Арямов
П.Н. Киреев