Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-9624/21
Екатеринбург
11 февраля 2022 г.
Дело № А34-9681/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Полуяктова А.С., Столярова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО1 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лесоперерабатывающий комплекс Кособродский ДОЗ» на решение Арбитражного суда Курганской области от 28.05.2021 по делу № А34-9681/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области в порядке, предусмотренном статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Курганской области прибыли представители:
общества с ограниченной ответственностью «Лесоперерабатывающий комплекс Кособродский ДОЗ» – ФИО2 (доверенность от 15.09.2021);
Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области – ФИО3 (доверенность от 24.08.2021).
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее – истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Лесоперерабатывающий комплекс Кособродский ДОЗ» (далее – ответчик, общество «ЛПК Кособродский ДОЗ») о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка
от 02.04.2009 № 22-Др за период с 2010 по 2019 годы в размере 12 588 800 руб.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Курганской области (далее – КСП Курганской области).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 28.05.2021 исковые требования Департамента удовлетворены частично: с общества «ЛПК Кособродский ДОЗ» в пользу Департамента в бюджет субъекта Российской Федерации (бюджет Курганской области) взыскана задолженность по арендной плате по договору аренды лесного участка от 02.04.2009 № 22-ДР за период
с 01.07.2017 по 31.12.2019 в сумме 3 845 300 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований судом отказано. С общества «ЛПК Кособродский ДОЗ» в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина по иску в сумме 26 252 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 06.09.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество «ЛПК Кособродский ДОЗ», ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить.
Заявитель жалобы выражает несогласие с выводами судов о наличии оснований для взыскания с ответчика арендной платы, поскольку материалами дела, в том числе платежными поручениями, актами сверки, дополнительными соглашениями, подтверждается факт оплаты арендных платежей в спорный период в соответствии с установленном в договоре размером. Заявитель в обоснование своих доводов ссылается на решение Арбитражного суда Курганской области по делу № А34-6016/2015 по иску Департамента к обществу «ЛПК Кособродский ДОЗ» о взыскании долга по арендной плате в рамках договора, указанным решением в удовлетворении иска отказано. По мнению кассатора, указанный судебный акт является преюдициальным для настоящего дела. Податель жалобы также считает, что доначисление арендной платы является неправомерным, а настоящие требования фактически направлены на изменение условий договора аренды в части размера арендной платы за прошедший период. Общество «ЛПК Кособродский ДОЗ» настаивает, что сторонами в пункте 7 договора аренды согласован размер арендной платы в сумме 6 105 000 руб., арендный платеж установлен в виде единого платежа, уплачиваемого единовременно. Заявитель жалобы также приводит судебную практику, подтверждающие, по его мнению, доводы последнего.
В возражениях на кассационную жалобу Департамент просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судами, между Департаментом (арендодатель) и обществом «ЛПК Кособродский ДОЗ» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 02.04.2009 № 22-Др (далее – договор), по условиям пункта 1 которого по договору арендодатель, действующий на основании протокола от 25.03.2009 № 9 аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок в целях заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 договора (далее – лесной участок).
В пункте 2 договора определены лесные участки, предоставляемые в аренду по договору:
– Россия, Курганская область, Белозерский, Кетовский район, Советский лесхоз, Заборовское лесничество, квартала с 1 по 123, из лесного участка с условным номером в ЕГРП 45-01.01-68.2003-0116; условный номер лесного участка в государственном лесном реестре 11373529-3 (часть участка), площадь 14 040 га;
– Россия, Курганская область, Белозерский район, территория Белозерского сельского лесхоза, ЗАО «Дружба» квартала с 1 по 16;
ООО «Боровское» квартала с 1 по 8, из лесного участка с условным номером
в ЕГРП 45-01.16-02.2001-0086; условный номер лесного участка
в государственном лесном реестре 11373529-4 (часть участка), площадь
3 246 га.
На основании пункта 7 договора арендная плата по договору составляет
6 105 000 руб.
В соответствии с пунктом 8 договора арендатор вносит арендную плату в полном объеме в сроки, определенные приложением № 4 (оформляется ежегодно за один месяц до декларируемого периода) к договору.
В пункте 9 договора установлено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых федеральным законодательством.
Согласно пункту 10 договора за просрочку арендных платежей арендатору начисляются пени в размере ставки рефинансирования установленной Центробанком Российской Федерации.
Пунктом 11 договора предусмотрено, что арендатор вносит арендную плату согласно приложению и представляет в течение 20 дней арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату. Размер арендной платы подлежит изменению при уточнении разрешенных объемов изъятия лесных ресурсов в соответствии с проектом освоения лесов.
Договор аренды лесного участка от 02.04.2009 № 22-Др зарегистрирован в установленном порядке, о чем свидетельствует отметка регистрирующего органа на договоре.
В приложении № 4 к договору стороны установили сроки внесения арендной платы в течение календарного года. В приложении указано, что арендная плата состоит из двух частей: минимального размера платы, вносимой в федеральный бюджет, и платы, превышающей минимальные ставки арендной платы, которая подлежит уплате в бюджет субъекта Российской Федерации.
По акту приема-передачи лесного участка в аренду от 02.04.2009 лесной участок передан в аренду обществу «ЛПК Кособродский ДОЗ».
В период действия договора аренды лесного участка от 02.04.2009
№ 22-Др обществом «ЛПК Кособродский ДОЗ» произведена оплата арендной платы по договору в сумме 21 543 800 руб. – в федеральный бюджет,
39 506 300 руб. – в областной бюджет, что подтверждается платежными поручения.
Плата вносилась обществом «ЛПК Кособродский ДОЗ» исходя из представляемых Департаментом расчетов арендной платы на очередной календарный год.
В период действия договора аренды лесного участка от 02.04.2009
№ 22-Др сторонами заключены соглашения от 15.05.2017, от 03.12.2018,
от 03.12.2018 к договору аренды лесного участка, которыми внесены изменения в договор, в том числе в части сроков внесения арендной платы.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 05.06.2019
по делу № А34-3825/2019 указанные соглашения признаны недействительными (ничтожными).
В результате проведенной КСП Курганской области проверки исполнения органами государственной власти Курганской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений установлены системные нарушения при осуществлении администрирования платы за использование лесов (в части начисления, учета и контроля за правильностью начисления).
По результатам проверки КСП Курганской области составлен акт
от 19.02.2020 № 03-01/01, в котором среди прочего указано, что возможность для изменения условий договора в отдельных случаях была предусмотрена Лесным кодексом Российской Федерации в период с 2010 по 2014 годы (осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора).
Впоследствии Федеральным законом от 21.07.2014 № 250-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации» в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации введена
часть 2.1, согласно которой договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что в проверяемом периоде между арендаторами лесных участков и Департаментом в нарушение статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации заключались дополнительные соглашения (без соответствующих оснований и решений суда) в случаях изменения ежегодных объемов изъятия лесных ресурсов, объемов и сроков исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемых лесных участках. Часть арендной платы, которая была установлена в ходе аукционного торга («шага»), должна была оставаться постоянной (не ниже установленной в ходе аукциона) на протяжении всего срока действия договора аренды лесного участка, тогда как вследствие необоснованных изменений Департаментом условий договоров аренды начисления в доход областного бюджета (часть арендной платы, установленная в ходе аукционного торга) по договорам аренды существенно занижена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Департамент направил обществу «ЛПК Кособродский ДОЗ» претензию от 28.05.2020 № 09-04-04625/20,
в которой уведомил ответчика об образовавшейся задолженности (недоимке) по арендной плате в областной бюджет в сумме 12 588 800 руб. и просил погасить указанную задолженность частями в срок до 25 числа каждого месяца до конца 2020 года.
Письмом от 15.06.2020 № 239 общество «ЛПК Кособродский ДОЗ» не согласилось с требованиями арендодателя, указывая на оплату арендных платежей в полном объеме.
Оставление обществом «ЛПК Кособродский ДОЗ» претензионных требований без удовлетворения послужило основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Частично удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Из материалов дела усматривается, что стороны согласовали существенные условия договора аренда лесного участка от 02.04.2009 № 22-Др (предмет аренды, размер арендной платы) и приступили к исполнению условий. Поскольку действительность и заключенность указанного договора сторонами не оспаривались, в силу чего суды пришли к выводу о возникновении между сторонами обязательственных правоотношений, вытекающих из исполнения условий данного договора аренды лесного участка.
На основании пункта 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом (часть 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (пункт 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 указанной статьи. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310
«О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».
Таким образом, минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации, относится к категории регулируемых цен.
Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил ГК РФ о договоре аренды», судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017, условие договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, о возможности изменения размера арендной платы пропорционально изменению ставок, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, не противоречит действующему законодательству.
Однако указанные разъяснения применимы лишь к регулируемой части арендной платы за лесной участок, то есть к минимальному размеру арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемому в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
По смыслу статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент заключения спорного договора аренды) приоритет имело заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению. Так, в соответствии с частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в указанной редакции при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускалось.
Федеральным законом от 29.12.2010 № 442-ФЗ «О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации» в Лесной кодекс Российской Федерации, в часть 2 статьи 74 внесены изменения, согласно которым при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускалось, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 указанного Кодекса.
Федеральным законом от 21.07.2014 № 250-ФЗ «О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации» в Лесной кодекс Российской Федерации, в часть 2 статьи 74 снова внесены изменения, согласно которым при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускалось, за исключением случаев изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 указанного Кодекса.
Одновременно статья 74 Лесного кодекса Российской Федерации была дополнена частью 2.1, согласно которой договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
В результате последующих изменений нормы Лесного кодекса Российской Федерации были дополнены статьей 73.1, устанавливающей правила заключения договоров аренды лесного участка, и статьей 74.1, регулирующей порядок расторжения и изменения таких договоров. Кроме того, статья 74 Лесного кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции и определяет условия заключения договоров аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов (Федеральные законы от 29.06.2015 № 206-ФЗ
и от 23.06.2016 № 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено общее правило, в силу которого изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Гражданским, Земельным и Лесным кодексами Российской Федерации. Ограничения во внесение изменений в договор аренды лесного участка установлены частями 2 и 3 статьи 74.1 названного Кодекса и касаются договоров аренды, заключенных по результатам торгов.
В соответствии с частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 455-ФЗ) изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, по общему правилу изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, в том числе в части определенной по результатам торгов арендной платы, не допускается.
Из материалов настоящего дела, в том числе устных пояснений представителя Департамента, данных суду апелляционной инстанции в судебном заседании 01.09.2021, усматривается, что при заключении договора аренды лесного участка от 02.04.2009 № 22-Др размер арендной платы по договору был определен на основании минимального размера арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемого в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Итоговая величина размера арендной платы сформировалась в результате «шагов аукциона» на основании поступивших от претендентов предложений.
Как верно отмечено судом, указанные обстоятельства согласуются с положениями статей 51, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации о составном характере арендной платы за лесной участок, а также подтверждается содержанием приложения № 4 к договору, подписанного сторонами непосредственно после проведения аукциона, в котором стороны отразили, что арендная плата состоит из двух частей: минимального размера платы, вносимой в федеральный бюджет, и платы, превышающей минимальные ставки арендной платы, которая подлежит уплате в бюджет субъекта Российской Федерации.
Таким образом, суды заключили, что та часть арендной платы, превышающая минимальный размер платы, вносимый в федеральный бюджет, которая была определена в результате аукциона (его «шагов»), являлась фиксированной (нерегулируемой) и не подлежала изменению сторонами.
Так, согласно приложению № 4 к договору аренды лесного участка фиксированный размер арендной платы в год, который не подлежал изменению сторонами и который подлежал уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, составил 5 209 500 руб.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что в период действия договора аренды лесного участка от 02.04.2009 № 22-Др общество «ЛПК Кособродский ДОЗ» произвело оплату арендной платы в областной бюджет в меньшем размере, чем установлено по результатам аукциона и закреплено в приложении № 4 к договору аренды лесного участка.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что на стороне общества «ЛПК Кособродский ДОЗ» образовалась недоимка по арендным платежам.
В отсутствие доказательств погашения задолженности, учитывая заявление ответчика о пропуске срока исковой давности, установив, чтоДепартамент обратился с рассматриваемым иском в суд 11.08.2020, принимая во внимание направление истцом в адрес ответчика претензии от 28.05.2020
№ 09-04-04625/20об оплате задолженности по арендной плате в областной бюджет в размере 12 588 800 руб., руководствуясь статьями 195, 196, 199, 200, 202 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций признали пропущенным срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности за период начисления арендной платы, предшествующий 3 кварталу 2017 года, и правомерно взыскали задолженность частично в сумме 3 845 300 руб. (в пределах срока исковой давности).
Таким образом, суды двух инстанций правомерно удовлетворили заявленные Департаментом требования частично.
Доводы общества «ЛПК Кособродский ДОЗ» о том, что истец произвел доначисление арендной платы, а настоящие требования фактически направлены на изменение условий договора аренды в части размера арендной платы за прошедший период, отклоняются судом кассационной инстанции. Так, Департаментом производится взыскание задолженности с общества «ЛПК Кособродский ДОЗ», исходя из условий договора, действующих с момента его заключения, а заявленные исковые требования направлены на исполнение заключенного между сторонами договора, положения которого оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поскольку в результате проведенной проверки КСП Курганской области выявлено занижение арендной платы, установленной приложением № 4 к договору аренды, величина арендной платы сверх минимальной величины является нерегулируемой частью арендной платы и остается неизменной на весть срок действия договора, оснований полагать, что истец произвел доначисление арендной платы не имеется.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на судебные акты по делу
№ А34-6016/2015, как имеющих преюдициальное значение, отклоняется ввиду необоснованности с учетом того, что предметом указанного дела являлись иные фактические обстоятельства.
Доводы кассатора о недопустимости применения к спорным правоотношениям разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» признаются судом округа несостоятельными. Содержащиеся в постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснения по вопросам судебной практики основаны на требованиях закона, способствуют правильному толкованию и единообразному применению закона. Указанные разъяснения даны применительно к конкретным нормам материального права, которые действовали на момент заключения договора аренды лесного участка
от 02.04.2009 № 22-Др.
С учетом изложенного доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов о наличии оснований для взыскания арендной платы в заявленном размере, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права и не могут быть приняты в качестве оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Курганской области от 28.05.2021
по делу № А34-9681/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лесоперерабатывающий комплекс Кособродский ДОЗ» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий С.В. Лазарев
Судьи А.С. Полуяктов
А.А. Столяров