ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16 августа 2022 года
город Воронеж
Дело № А35-3986/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи
судей
ФИО1,
ФИО2,
ФИО3,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя ФИО4 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, далее – ИП ФИО4 или заявитель):
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (ИНН <***> ОГРН <***>, далее – Управление Росреестра по Курской области, Управление):
от Комитета по управлению имуществом Курской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – Комитет области):
от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – Комитет города Курска):
ФИО4 – лично, паспорт гражданина РФ, ФИО5 – представитель по доверенности от 15.04.2021,
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 13.05.2022 по делу № А35-3986/2021,принятое по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО4 к Управлению Росреестра по Курской области о признании незаконным отказа, изложенного в уведомлении от 24.02.2021 № КУВД-001/2020-24246791/2, в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 46:29:101050:142, об обязании снять с государственного кадастрового учета объект недвижимого имущества с кадастровым номером 46:29:101050:142,
третьи лица: Комитет по управлению имуществом Курской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО4 обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Росреестра по Курской области о признании незаконным отказа, изложенного в уведомлении от 24.02.2021 № КУВД-001/2020-24246791/2, в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 46:29:101050:142, об обязании снять с государственного кадастрового учета объект недвижимого имущества с кадастровым номером 46:29:101050:142.
Дело рассматривалось при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по управлению имуществом Курской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска.
Решением Арбитражного суда Курской области от 13.05.2022 по делу № А35-3986/2021 заявленные требования удовлетворены.
Признан незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 46:29:101050:142, расположенного в пределах земельного участка с кадастровым номером 46:29:101050:616 по адресу: <...>, изложенный в уведомлении от 24.02.2021 № КУВД-001/2020-24246791/2.
На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области возложена обязанность снять с государственного кадастрового учета объект недвижимого имущества с кадастровым номером 46:29:101050:142, расположенный в пределах земельного участка с кадастровым номером 46:29:101050:616 по адресу: <...>.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на отсутствие у заявителя права на обращение с заявлением о снятии объекта с кадастрового учета.
В судебном заседании представители заявителя возражали против доводов апелляционной жалобы, признавали решение суда законным и обоснованным.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 10.08.2022.
В продолженное судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что на основании постановления Администрации г. Курска земельный участок с кадастровым номером 46:29:101050:20 площадью 169136 кв.м. по ул. 2-я Рабочая, 23 в г. Курске, предоставлен в постоянное бессрочное пользование ОАО «Счетмаш».
В 2015 году, на основании заявлений ООО «Промкомплекстрейд», ФИО6, ФИО7, комитетом по управлению имуществом Курской области принято решение об образовании земельных участков путем раздела земельного участка площадью 169136 кв.м. с кадастровым номером 46:29:101050:20, находящегося по адресу: <...>.
В соответствии со схемой раздела земельного участка, в границах земельного участка с кадастровым номером 46:29:101050:20 площадью 169136 кв.м. образовано 27 земельных участков.
На основании решения комитета по управлению имуществом Курской области от 24.02.2015 № 01-19/249, 15 земельных участков (с кадастровыми номерами 46:29:101050:614, 46:29:101050:615, 46:29:101050:616, 46:29:101050:620, 46:29:101050:621, 46:29:101050:624, 46:29:101050:626, 46:29:101050:627, 46:29:101050:628, 46:29:101050:629, 46:29:101050:630, 46:29:101050:632, 46:29:101050:633, 46:29:101050:635, 46:29:101050:636) были предоставлены ООО «Промкомплекстрейд» в аренду для производственно-хозяйственной деятельности.
27.02.2015 между комитетом по управлению имуществом Курской области и ООО «Промкомплекстрейд», в порядке ст. 36 (в редакции, действовавшей на момент обращения) Земельного кодекса Российской Федерации, были заключены договоры аренды №№ 5100-15ю, 5101-15ю, 5102-15ю, 5103-15ю, 5104-15ю, 5105-15ю, 5106-15ю, 5108-15ю, 5109-15ю, 5110-15ю, 5111-15ю, 5112-15ю, 5113-15ю, 5114-15ю, 5115-15ю земельных участков, находящихся в границах земельного участка с кадастровым номером 46:29:101050:20, с видом разрешенного использования - для производственно-хозяйственной деятельности, сроком на 7 лет.
По договору купли-продажи недвижимого имущества № ПТК-15/04-1 от 15.04.2015 ИП ФИО4 приобрел в собственность следующее недвижимое имущество, расположенное по адресу: <...>: нежилое здание литер Б24 общей площадью 672, 2 кв. м. с кадастровым номером 46:26:101050:165; нежилое здание литер Б21 общей площадью 38,8 кв. м. с кадастровым номером 46:26:101050:153; нежилое здание литер Б22 общей площадью 38,4 кв. м. с кадастровым номером 46:26:101050:160.
Все три приобретенных предпринимателем нежилых здания расположены на земельном участке площадью 2 657 кв. м., с кадастровым номером 46:26:101050:616 по адресу: <...>, который принадлежал продавцу недвижимости на праве аренды на основании договора аренды земельного участка № 5102-15ю от 02.04.2015.
15.04.2015 между продавцом недвижимости ООО «Промкомплекстрейд» (первоначальный арендатор) и ИП ФИО4 (новый арендатор) заключено соглашение № ПКТ-15/04-1а о передаче прав и обязанностей арендатора, по условиям которого новому арендатору были в полном объеме переданы все принадлежащие первоначальному арендатору права и обязанности по договору аренды земельного участка № 5102-15ю от 02.04.2015.
08.05.2015 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области зарегистрировано право собственности ИП ФИО4 на три приобретенных заявителем нежилых здания по адресу: <...>.
В мае 2015 года комитетом по управлению имуществом Курской области в 5 А35-3986/2021 порядке ст. 22 ЗК РФ была согласована передача прав и обязанностей ООО «Промкомплекстрейд» по договору аренды № 5102-15ю земельного участка с кадастровым номером 46:29:101050:616 ФИО4.
30.06.2015 между комитетом по управлению имуществом Курской области и ФИО4 заключено соглашение о замене стороны в договоре № 5102-15ю земельного участка с кадастровым номером 46:29:101050:616, расположенного по адресу: <...>.
14.08.2020 ИП ФИО4, как собственник расположенных на арендуемом земельном участке зданий, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации обратился в комитет по управлению имуществом Курской области с заявлением о приобретении указанного земельного участка в собственность без проведения торгов.
В представленном сообщении о зданиях, сооружениях, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 46:29:101050:616, указано, что на данном земельном участке расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами: 46:29:101050:165, 46:29:101050:153, 46:29:101050:160, принадлежащие ФИО4 на праве собственности.
Комитетом по управлению имуществом Курской области при проведении анализа представленных документов установлено, что, согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 46:29:101050:616, в границах испрашиваемого участка расположены объекты недвижимости: 46:29:101050:165, 46:29:101050:153, 46:29:101050:160 и 46:29:101050:142.
При этом право собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 46:29:101050:142 не оформлено, в связи с чем комитет по управлению имуществом Курской области Решением от 18.09.2020 № 05.6-01.01-19/11784 отказал ФИО4 в приобретении в собственность испрашиваемого земельного участка.
ФИО4 обратился в орган государственной регистрации с заявлением о проверке сведений относительно нахождения на его земельном участке объекта недвижимости с кадастровым номером 46:26:101050:142.
Согласно ответу Управления Росреестра по Курской области от 05.10.2020 № 14-0567-АС/20 следует, что в сведениях ЕГРН содержится актуальная информация о земельном участке заявителя с кадастровым номером 46:26:101050:616, в пределах которого расположены четыре объекта недвижимого имущества с кадастровыми номерами 46:26:101050:165; 46:26:101050:153, 46:26:101050:160 и 46:26:101050:142.
По информации, представленной предпринимателем, состоящий на учете объект недвижимости с кадастровым номером 46:26:101050:142 представляет собой некапитальное сооружение, выполненное из сварных металлических листов, не имеющее подземной части и какой-либо связи с землей.
Характеристики указанного сооружения позволяют осуществить его перемещение в любое время без ущерба его назначению. Зарегистрированные права на указанный объект отсутствуют, сведениями о собственнике указанного сооружения заявитель не располагает.
В целях снятия с государственного кадастрового учета указанного металлического сооружения по заданию ИП ФИО4 кадастровым инженером был составлен акт обследования указанного объекта от 09.10.2020.
Согласно заключению кадастрового инженера, составленному по результатам обследования, для объекта с кадастровым номером 46:26:101050:142 характерны признаки «некапитального строения», что подтверждается натурными исследованиями и приложенными к акту фотоматериалами.
16.11.2020 ИП ФИО4 обратился в Управление Росреестра по Курской области с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 46:26:101050:142.
Уведомлением от 20.11.2020 № КУВД-001/2020-24246791 орган регистрации прав сообщил о приостановлении государственного кадастрового учета сроком до 24.02.2021 на основании пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку представленный заявителем акт обследования от 09.10.2020 не соответствует пунктам 3 и 9 Приказа Минэкономразвития России от 20.11.2015 № 861 «Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке» (акту не приложены документы, предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации, регулирующие процедуру сноса объекта капитального строительства по решению его собственника, представленный акт обследования содержит не предусмотренный Приказом № 861 вывод о том, что для обследованного объекта характерны признаки «некапитального строения»); в нарушение части 2 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ИП ФИО4 не может быть заявителем при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав, поскольку заявитель не является собственником объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 46:26:101050:142.
В связи с истечением срока приостановления уведомлением Управления Росреестра по Курской области от 24.02.2021 № КУВД-001/2020-24246791/2 заявителю отказано в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 46:26:101050:142 в связи с неустранением причин, препятствующих проведению государственного кадастрового учета, изложенных в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета от 20.11.2020.
Не согласившись с указанным решением об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества, индивидуальный предприниматель ФИО4 обратился в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, с учетом результатов экспертного заключения от 21.02.2022 № 1515/22 пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Пунктом 3 статьи 3 Закона № 218-ФЗ к компетенции органа, осуществляющего государственную регистрацию, отнесена проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.05.2016 № П/263 утверждены положения о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (пункт 2 статьи 130 ГК РФ).
В силу пункта 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно части 1 статьи 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).
Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 Закона № 218-ФЗ отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8.1 ГК РФ права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Пунктом 2 статьи 8.1 ГК РФ предусмотрено, что права на имущество, подлежащие регистрации (в том числе право собственности на недвижимое имущество), возникают, изменяются, прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона № 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из:
1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);
2) реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (далее также – реестр прав на недвижимость).
Согласно пункту 4 статьи 7 Закона № 218-ФЗ, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет или государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом порядке.
Согласно части 5 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется:
1) в связи с созданием или реконструкцией объекта недвижимости (за исключением случаев, если в результате реконструкции объекта недвижимости образованы новые объекты недвижимости) на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона;
2) в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
3) в связи с образованием, прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничения и обременения не подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости;
4) в отношении всех помещений и машиномест в здании, сооружении одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета на это здание, сооружение либо в случае, если право собственности на это здание, сооружение уже зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
5) в отношении здания, являющегося многоквартирным домом, и помещений, являющихся общим имуществом в таком доме, одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета расположенных в таком доме квартир;
6) в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости;
7) в отношении образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в установленном федеральным законом порядке) и которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства;
8) в отношении земельных участков, образуемых на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд;
9) в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, в отношении которых непосредственно после образования возникают права или ограничения прав, обременения объекта недвижимости, подлежащие государственной регистрации;
10) в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
11) в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута;
12) в связи с выбором правообладателем земельного участка, здания или сооружения вида разрешенного использования такого объекта недвижимости в случае, если такой правообладатель в соответствии с законом вправе выбрать данный вид разрешенного использования земельного участка, здания или сооружения.
В силу части 2 статьи 15 Закона № 218-ФЗ, при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется, в том числе, по заявлению: собственника земельного участка, на котором были расположены прекратившие существование здание, сооружение, помещения или машино-места в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, если собственник таких объектов недвижимости ликвидирован (в отношении юридического лица), или если правоспособность собственника таких объектов недвижимости и правообладателя земельного участка (не являющегося собственником), на котором они были расположены, прекращена в связи со смертью и право на данный земельный участки не перешло по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (в отношении физического лица), или если такие объекты недвижимости не имели собственника (пункт 2.2. в редакции, действовавшей в спорном периоде); собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (пункт 4).
Часть 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ предусматривает, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона № 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ).
Согласно пунктам 5, 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В силу статьи 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Материалами настоящего дела подтверждается, что заявитель является законным правообладателем – арендатором земельного участка с кадастровым номером 46:26:101050:616 на основании договора от 27.02.2015 № 5102-15ю, соглашения о передаче прав от 15.04.2015 № ПКТ-15/04-1а (т.1 л.д. 27, 35), а также собственником трех объектов недвижимости с кадастровыми номерами46:26:101050:165, 46:26:101050:153, 46:26:101050:160, расположенных на данном земельном участке, на основании договора от 15.04.2015 № ПКТ-15/04-01, акта приема-передачи имущества от 17.04.2015 (т.1л.д. 22-26).
При этом в отношении расположенного на земельном участке с кадастровым номером 46:26:101050:616 объекта с кадастровым номером 46:29:101050:142 право собственности в установленном порядке не зарегистрировано, что является препятствием для реализации права арендатора на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером 46:26:101050:616 в порядке, установленном подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ (т.1 л.д. 45).
Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 Закона № 218-ФЗ отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
Пунктом 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, закреплена правовая позиция о правомерности отказа органа кадастрового учета в постановке на кадастровый учет объекта, не обладающего признаками недвижимой вещи, поскольку законодательство Российской Федерации не предусматривает осуществления кадастрового учета объекта, не являющегося объектом недвижимости.
Следовательно, при осуществлении государственного кадастрового учета проведенной правовой экспертизой документов, представленных заинтересованными лицами, должно быть подтверждено наличие у объекта признаков недвижимости, в противном случае внесение в ЕГРН сведений об объекте, не являющемся недвижимой вещью, признается незаконным.
В целях выяснения вопроса о принадлежности объекта с кадастровым номером 46:26:101050:142 к числу объектов движимого или недвижимого имущества определением суда первой инстанции назначена судебная экспертиза с постановкой следующих вопросов перед экспертом:
1) Обладает ли объект с кадастровым номером 46:29:101050:142, расположенный в границах земельного участка 46:29:101050:616 по адресу: <...> признаками объекта капитального строительства?
2) Имеет ли объект с кадастровым номером 46:29:101050:142 прочную связь с землей?
3) Возможно ли перемещение объекта с кадастровым номером 46:29:101050:142 без несоразмерного ущерба его назначению?
Согласно заключению эксперта от 21.02.2022 № 1515/22 в ходе проведенной экспертизы эксперт пришел к следующим выводам:
По вопросу № 1 – «Обладает ли объект с кадастровым номером 46:296:101050:142, расположенный в границах земельного участка 46:29:101050:616 по адресу: <...> признаками объекта капитального строительства». Ответ на вопрос: при визуальном осмотре экспертом установлено, что данный объект не имеет стационарных коммуникаций, также установлено отсутствие фундаментов, самонесущие стены опираются непосредственно на грунт. Согласно п. 10 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» - данный объект не является объектом капитального строительства.
По вопросу № 2 - «Имеет ли объект с кадастровым номером 46:296:101050:142 прочную связь с землей?» Ответ на вопрос: для установления наличия связи объекта с землей, было выполнено шурфирование грунта под стенами объекта. Установлено отсутствие фундаментов, самонесущие стены опираются непосредственно на грунт. Объект с кадастровым номером 46:296:101050:142 не имеет прочную связь с землей.
По вопросу № 3 - «Возможно ли перемещение объекта с кадастровым номером 46:296:101050:142 без несоразмерного ущерба его назначению?» Ответ на вопрос: так как объект с кадастровым номером 46:296:101050:142 имеет каркасное строение из металлических уголков, обшитых металлическими листами и, ввиду отсутствия фундаментов, не имеет прочной связи с землей, то возможно перемещение без несоразмерного ущерба его назначению (т.1 л.д. 93-108).
По смыслу вышеанных положений, государственный кадастровый учет может быть осуществлен лишь в отношении тех вещей, которые являются недвижимостью, и способны выступать в гражданском обороте в качестве самостоятельных объектов гражданских прав.
При разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам (определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.2016 № 304-КГ16-761).
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что, по смыслу статьи 131 ГК РФ, закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса, либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).
Таким образом, при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлении от 22.07.2022 по делу № А14-9348/2021.
Представленными в материалы дела доказательствами актом обследования от 09.10.2020, экспертным заключением от 21.02.2022 № 1515/22 объективно подтверждается, что спорный объект не обладает признаками объекта недвижимости, в связи с чем сохранение объекта на кадастровом учете в ЕГРН нарушает установленный частью 1 статьи 7 Закона № 218-ФЗ принцип достоверности его сведений.
Доводы регистрирующего органа об отсутствии оснований для снятия объекта с кадастрового учета по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО4, поскольку он является арендатором, а не собственником земельного участка, были правомерно отклонены судом первой инстанции.
Так, действительно, на основании пункта 2.1 части 2 статьи 15 Закона № 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника земельного участка, на котором были расположены прекратившие существование здание, сооружение - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, или если такие объекты недвижимости не имели собственника.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции учитываются разъяснения, изложенные в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019), согласно которым одним из фундаментальных принципов права является запрет приоритета формального над существом (запрет пуризма), в связи с чем рассмотрение дела долэжно осуществляться исходя из фактических обстоятельств конкретных правоотношений как процессуальных, так и по существу спора, в целях того, чтобы формальное обеспечение какого-либо элемента права не приводило к иллюзорности такого права и нарушению баланса интересов сторон.
Исходя из содержания части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и пункта 2 статьи 201 АПК РФ, для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 для признания действий (бездействия) должностного лица незаконными необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 АПК РФ, а также в соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Определении от 21.06.2013 № ВАС-7328/13 по делу
№ А45-12747/2012, бремя доказывания нарушенного права лежит на заявителе.
Судом апелляционной инстанции учитывается, что в рассматриваемом деле заявителем представлено достаточно доказательств, обосновывающих, что отказ в снятии объекта с кадастрового учета непосредственно затрагивает его права как арендатора и претендента на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов на основании пункта 6 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Само по себе отсутствие правового интереса в снятии с кадастрового учета объекта у собственника земельного участка (Комитета области) не должно влечь необоснованного ограничения права арендатора на реализацию установленных прав в соответствии со статьей 39.3 ЗК РФ.
Таким образом, учитывая, что каких-либо обстоятельств, которые могли бы исключить снятие с кадастрового учета спорного объекта недвижимости, из материалов дела не усматривается, судебная коллегия считает, что основания для приостановления осуществления кадастрового учета и, как следствие, основания для отказа в снятии с кадастрового учета спорного объекта недвижимости по истечении срока приостановления кадастрового учета у Росреестра отсутствовали.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции были правомерно удовлетворены заявленные индивидуальным предпринимателем ФИО4 требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 13.05.2022 по делу
№ А35-3986/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росреестра по Курской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
ФИО1
Судьи
ФИО2
ФИО3