ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А35-7373/2022 от 08.08.2023 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

11 августа 2023 года Дело №А35-7373/2022

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2023 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Песниной Н.А.,

судей Донцова П.В.,

Капишниковой Т.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климентовым А.А.,

при участии:

от Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курской области»: ФИО1 – представитель по доверенности №4 от 24.01.2023 сроком до 31.12.2023;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области: ФИО2 – представитель по доверенности от 20.12.2022 сроком на один год;

от общества с ограниченной ответственностью «Тру-Рефлектив»: представитель не явился, извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курской области» на решение Арбитражного суда Курской области от 05.06.2023 по делу №А35-7373/2022по заявлению Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным решения,

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «ТРУ-Рефлектив» (ИНН <***>, ОГРН <***>),

УСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курской области» (далее – ФКУ «ЦХИСО УМВД России по Курской области», Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее – Курское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным решения по делу №046/06/49-343/2022 от 22.07.2022 (резолютивная часть решения объявлена 19.07.2022).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено общество с ограниченной ответственностью
«ТРУ-Рефлектив» (далее – ООО «ТРУ-Рефлектив», Общество).

Решением Арбитражного суда Курской области от 05.06.2023 по делу №А35-7373/2022в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ФКУ «ЦХИСО УМВД России по Курской области» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе ее заявитель приводит иную оценку фактических обстоятельств дела, полагает, что отсутствуют условия при которых заказчик при проведении закупки услуг не вправе требовать в составе заявки конкретные показатели товара, ссылаясь на незаконность оспариваемого решения антимонопольного органа.

В отзыве на апелляционную жалобу Курское УФАС России оспаривает доводы заявителя жалобы, поддерживая выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФКУ «ЦХИСО УМВД России по Курской области»поддержал доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Курского УФАС России полагал обжалуемое решение законным и обоснованным, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

ООО «ТРУ-Рефлектив» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного участника процесса о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав правовые позиции представителей сторон, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23.06.2022 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru/) опубликовано извещение №0844100000322000049 о проведении электронного аукциона, объект закупки: «оказание услуг на 2022 год, по изготовлению, нанесению цветографических схем, опознавательных знаков и информационных надписей на поверхность транспортных средств (согласно ГОСТ Р50574-2019 и Приказу МВД России от 24 марта 2015 года №359 «О порядке нанесения на транспортные средства органов внутренних дел Российской Федерации опознавательных знаков и информационных надписей» (в редакции приказов МВД России от 30 июня 2017 года № 433, от 09 декабря 2020 года № 850)), на борта автомобилей для нужд УМВД России по Курской области», заказчик: ФКУ «ЦХИСО УМВД России по Курской области», дата и время окончания срока подачи заявок: 05.07.2022 09:00, дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 05.07.2022, дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 07.07.2022 (в редакции изменений) (т.1 л.д.14-19,140-141).

Согласно указанному извещению и размещенному в составе документации о закупке описанию объекта закупки (техническому заданию) предметом закупки явилось оказание услуг со следующим наименованием:

1.1. Изготовление, нанесение цветографических схем, опознавательных знаков и информационных надписей на поверхность транспортных средств (согласно ГОСТ Р50574-2019).

1.2. Демонтаж цветографических схем, опозновательных знаков и информационных надписей на поверхность транспортных средств (согласно ГОСТ Р50574-2019).

1.3. Изготовление и поклейка эмблем и гербов по ГОСТ Р50574-2019 и Приказу МВД России от 24 марта 2015 года №359 «О порядке нанесения на транспортные средства органов внутренних дел Российской Федерации опознавательных знаков и информационных надписей» (в редакции приказов МВД России от 30 июня 2017 года №433, от 09 декабря 2020 года №850) (т.1 л.д.20-22).

Описание объекта закупки также содержит следующие требования к характеристикам продукта: пленка должна иметь рисунок согласно приведенной фотографии; пленка должна быть прочная атмосферостойкая, предназначенная для использования на открытом пространстве в суровых погодных условиях для нанесения на транспортные средства, материал должен вырезаться штамповкой либо плоттером, легко наноситься на гладкие окрашенные поверхности автомобилей.

Структура продукта: пленка должна состоять из световозвращающих элементов в виде вершин куба (микропризм), неразрывно связанных, гладкой, стойкой к погодным условиям и ультрафиолетовому излучению полимерной пленкой; на призменные поверхности посредством вакуумного осаждения должно быть нанесено алюминиевое покрытие для обеспечения зеркальной поверхности граней призм; получаемый материал должен иметь толщину не более 0,58 мм и оснащен специальным клеем, чувствительным к постоянному давлению и легко удаляемым с поверхности транспортного средства; пленка должна быть однослойной, без необходимости герметизации кромок.

Пленка имеет: 1) акриловый клеевой слой чувствительный к давлению, защищённый бумажной подложкой; 2) специальный слой с воздушными каналами для быстрого и легкого нанесения, без образования пузырей.

Пленка предназначена для нанесения цветографических схем на наружные поверхности транспортных средств оперативных служб: автомобили скорой помощи, полиции.

Основные характеристики световозвращающей пленки: материал – полиуретан; тип клеевого слоя – активируется давлением, позиционируемый, должен содержать каналы для отвода воздуха; цвет клеевого слоя – прозрачный; температурный диапазон: от -31° до + 82°C; минимальные значения коэффициента световозвращения (кд/лк-1*м-2) соответствуют требованиям пункта 5.3.3 ГОСТ Р 50574-2019; срок службы – не менее 5 лет; пленка соответствует требованиям пунктов 4.2.3, 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3 ГОСТ Р 50574-2019.

При обслуживании транспортного средства после оказания услуг должно допускаться: а) мойка внешней графики водой из шланга и под давлением; б) автоматическая мойка внешней графики щетками; в) ручная мойка внешней графики.

Согласно пунктам 1.1, 1.2 размещенного в составе документации о закупке проекта государственного контракта его предметом выступает оказание исполнителем заказчику услуг по изготовлению, нанесению цветографических схем, опознавательных знаков и информационных надписей на поверхность транспортных средств (согласно ГОСТ Р50574-2019 и Приказу МВД России от 24 марта 2015 года №359 «О порядке нанесения на транспортные средства органов внутренних дел Российской Федерации опознавательных знаков и информационных надписей» (в редакции приказов МВД России от 30 июня 2017 года №433, от 09 декабря 2020 года №850), на борта автомобилей для нужд УМВД России по Курской области; услуги по контракту выполняются в соответствии с техническим заданием по изготовлению, нанесению цветографических схем, опознавательных знаков и информационных надписей на поверхность транспортных средств (согласно ГОСТ Р50574-2019) (приложение №1 к контракту) и спецификацией (приложение №2 к контракту), являющимися неотъемлемой частью контракта (т.1 л.д.29-36).

В составе документации о закупке также были размещены требование к содержанию и составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению, так согласно пункту 1 заявка на участие в закупке в соответствии со статьей 43 Федерального закона №44-ФЗ должна содержать, в том числе: 2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки: а) с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона №44-ФЗ характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака); б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона №44-ФЗ; в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром; д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке; 3) предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 43 Федерального закона №44-ФЗ); 4) предложение участника закупки о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона №44-ФЗ); 5) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона №44-ФЗ (в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (т.1 л.д.25-28).

Как следует из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.07.2022 на участие в аукционе была подана, в числе прочих, заявка с идентификационным номером заявки №137
(ООО «ТРУ-Рефлектив») (т.1 л.д.52,128-131), которая была признана не соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и извещения об осуществлении закупки на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в связи с непредоставлением информации и документов, предусмотренных извещением, несоответствия таких информации и документов, поскольку в представленной заявке информация о товаре, соответствующая значениям, установленным извещением об осуществлении закупки (применительно к характеристикам пленки), отсутствовала (т.1 л.д.39-44).

В Курское УФАС России поступила жалоба
ООО «ТРУ-Рефлектив» от 11.07.2022 на действия аукционной комиссии заказчика (ФКУ «ЦХИСО УМВД России по Курской области»), выразившиеся в неправомерном отказе Обществу в допуске к участию в аукционе, что нарушает требования пункта 1 части 2, часть 3 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также требованиям письма ФАС России от 25.06.2020 №ИА/53616/20 (т.1 л.д.54-59).

С учетом представленных в ходе рассмотрения жалобы документов антимонопольный орган пришел к выводу о том, что в содержании заявок на участие в закупке участниками должны были быть представлены информация и документы, предусмотренные пунктами 1,3 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: информация и документы об участнике закупки, предложение участника закупки о цене контракта, поскольку объектом закупки выступало оказание услуг, предполагающее использование продукции – пленки, предназначенной для изготовления и нанесения цветографических схем, опознавательных знаков и информационных надписей на поверхность транспортных средств, являющейся используемым товаром при оказании услуги, не передаваемым исполнителем заказчику при оказании услуг по товарной накладной или акту передачи и не принимаемым к бухгалтерскому учету заказчика.

С учетом приведенных выводов решением Комиссии Курского УФАС России от 22.07.2022 (резолютивная часть объявлена 19.07.2022) по делу №046/06/49-343/2022 жалоба ООО «ТРУ-Рефлектив» признана обоснованной (пункт 1); комиссия заказчика – ФКУ «ЦХИСО УМВД России по Курской области» признана нарушившей требования подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (пункт 2) (т.1 л.д.106-108). Во исполнение пункта 3 указанного решения Учреждению выдано предписание от 22.07.2022 об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе (т.1 л.д.109).

Не согласившись с принятым антимонопольным органом решением, ФКУ «ЦХИСО УМВД России по Курской области» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Арбитражный суд Курской области в удовлетворении заявленных требований отказал.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Спорная закупка была организована в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, в редакции, действовавшей на момент публикации извещения о проведении закупки), согласно пункту 2 части 24 которого открытый аукцион в электронной форме выступает одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений в порядке вынесения оспариваемого решения, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Управление действовало в рамках предоставленных законодательством полномочий (статьи 99, 106 Закона о контрактной системе).

При этом жалоба ООО «ТРУ-Рефлектив» рассматривалась Курским УФАС России в порядке, установленном Главой 6 Закона о контрактной системе, тогда как нормы статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в силу прямого ее указания в рассматриваемом случае применению не подлежат.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, информацию о наименовании объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в числе прочего, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе).

Статьей 33 Закона о контрактной системе определены правила описания объекта закупки, согласно пункту 1 части 1 которой заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в частности, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в частности:

информацию и документы об участнике закупки (пункт 1);

предложение участника закупки в отношении объекта закупки (пункт 2), в том числе: а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака); б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи; в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром; г) с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке; д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;

предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части) (пункт 3).

Согласно части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки: 1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами «а» и «б» пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом «а» пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком; 2) информация, предусмотренная подпунктами «а» и «г» пункта 2 части 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.

В силу части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.

По смыслу приведенных нормативных положений заявка на участие в закупке должна содержать информацию о товаре, предусмотренную подпунктами «а» и «б» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, при этом информация, предусмотренная подпунктом «а» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.

В соответствии с пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

Из оспариваемого решения антимонопольного органа усматривается, что последний при его принятии также руководствовался, в частности, разъяснениями, приведенными в письме ФАС России от 25.06.2020 №ИА/53616/20 «По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)», согласно которым с 01.01.2020 вступили в силу изменения в Закон 44-ФЗ, предусматривающие установление заказчиком требования к составу заявки о предоставлении участником исключительно «согласия» при закупке любых работ, услуг, при выполнении (оказании) которых используется товар, то есть товар, который не передается заказчику.

Учитывая изложенное, по мнению ФАС России, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если: 1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи; 2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; 3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).

Из фактических обстоятельств дела усматривается, что основанием признания заявки ООО «ТРУ-Рефлектив» не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе в связи с непредоставлением информации и документов, предусмотренных извещением, несоответствия таких информации и документов, поскольку в представленной заявке информация о товаре, соответствующая значениям, установленным извещением об осуществлении закупки (применительно к характеристикам пленки), отсутствовала.

В свою очередь, из извещения о проведении закупки и документации о закупке усматривается, что объектом таковой выступало «оказание услуг на 2022 год, по изготовлению, нанесению цветографических схем, опознавательных знаков и информационных надписей на поверхность транспортных средств (согласно ГОСТ Р50574-2019 и Приказу МВД России от 24 марта 2015 года №359 «О порядке нанесения на транспортные средства органов внутренних дел Российской Федерации опознавательных знаков и информационных надписей» (в редакции приказов МВД России от 30 июня 2017 года № 433, от 09 декабря 2020 года № 850)), на борта автомобилей для нужд УМВД России по Курской области», со следующим наименованием: 1.1. изготовление, нанесение цветографических схем, опознавательных знаков и информационных надписей на поверхность транспортных средств (согласно ГОСТ Р50574-2019); 1.2. демонтаж цветографических схем, опозновательных знаков и информационных надписей на поверхность транспортных средств (согласно ГОСТ Р50574-2019); 1.3. изготовление и поклейка эмблем и гербов по ГОСТ Р50574-2019 и Приказу МВД России от 24 марта 2015 года №359 «О порядке нанесения на транспортные средства органов внутренних дел Российской Федерации опознавательных знаков и информационных надписей» (в редакции приказов МВД России от 30 июня 2017 года №433, от 09 декабря 2020 года №850).

При этом судебная коллегия усматривает, что описание объекта закупки также содержало требования к характеристикам продукта, из которого подлежали изготовлению цветографические схемы, опознавательные знаки и информационные надписи – пленке, таким образом, к материалу, из которого подлежал изготовлению товар, предоставляемый исполнителем в рамках оказания услуг, а не к самому товару (цветографическим схемам, опознавательным знакам и информационным надписям).

Иными словами, в описании объекта закупки заказчиком были установлены требования непосредственно не к товару, подлежавшему передаче при оказании закупаемых услуг, а к материалу, из которого такой товар в рамках оказания услуг будет изготовлен.

Между тем, Закон о контрактной системе позволяет заказчику устанавливать в документации об аукционе в качестве показателей товара требования к техническим, качественным характеристикам самого товара, а не к его составляющим, как и не содержит норм, которые обязывали бы участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, а также норм, обязывающих участников закупки подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства.

В этой связи вопреки доводам апелляционной жалобы антимонопольный орган и суд первой инстанции пришли к верному выводу о том, что в рассматриваемом случае пленка не выступала товаром, передаваемым заказчику в рамках оказания закупаемых услуг, в связи с чем по смыслу приведенных нормативных положений информация о таковой не подлежала включению в состав заявок участников.

Судебная коллегия также обращает внимание на то существенное обстоятельство, что в заявке ООО «ТРУ-Рефлектив» содержалась информация о товарном знаке пленки, что в силу пункта 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе исключает необходимость указания в заявке информации, предусмотреннойподпунктом «а» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Иные доводы заявителя апелляционной жалобы получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и применительно к фактическим обстоятельствам спора правового значения с учетом изложенного не имеют.

При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает незаконность оспариваемого решения антимонопольного органа по существу, поскольку в рассматриваемом случае имело место необоснованное признание заявки Общества не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.

Обстоятельств нарушения прав и законных интересов ФКУ «ЦХИСО УМВД России по Курской области» оспариваемым решением судебная коллегия также не усматривает, поскольку принятие такового явилось следствием допущения нарушений комиссией заказчика при рассмотрении заявки Общества.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта по доводам заявителя не имеется.

При этом доводы апелляционной жалобы не опровергают окончательного и по существу верного вывода суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ним, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на ее заявителя. Однако
ФКУ «ЦХИСО УМВД России по Курской области» при рассмотрении настоящего спора в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, ввиду чего таковая взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Курской области от 05.06.2023 по делу №А35-7373/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья Н.А. Песнина

Судьи П.В. Донцов

Т.И. Капишникова