ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А35-7966/20 от 27.01.2022 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

03 февраля 2022 года Дело № А35-7966/2020 г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2022 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

ФИО1,

судей

ФИО2,

ФИО3,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

ФИО4,

при участии:

от открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: ФИО5 представитель по доверенности №МОСК НЮ-73/Д от 04.12.2020;

от акционерного общества «ФИО6 ГОК имени Андрея Владимировича Варичева»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании, путем использования системы веб-конференции, апелляционную жалобу акционерного общества «ФИО6 ГОК имени Андрея Владимировича Варичева» на решение Арбитражного суда Курской области от 23.11.2021 по делу №А35-7966/2020 по исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к акционерному обществу «ФИО6 ГОК имени Андрея Владимировича Варичева» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава в октябре 2019 года в размере 242 934 руб., процентов в размере 12 398 руб. 76 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на задолженность в сумме 242 934 руб., начиная с 01.10.2020 по день фактической уплаты кредитору денежных средств, исходя из размера процентов, определяемых ключевой ставкой Банка России, действующей в соответствующие периоды, а также расходов по уплате государственной пошлины,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД», истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу «ФИО6 ГОК им. А.В. Варичева» (далее – АО «ФИО6 ГОК им. А.В. Варичева», ответчик) о взыскании платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава в октябре 2019 года в размере 242 934 руб., процентов в размере 1213 руб. 01 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на задолженность в сумме 242 934 руб., начиная с 01.10.2020 по день фактической уплаты кредитору денежных средств, исходя из размера процентов, определяемых ключевой ставкой Банка России, действующей в соответствующие периоды, а также расходов по уплате государственной пошлины (с учетом уточнения, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Курской области от 23.11.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на то, что до момента оформления перевозчиком уведомления на задержку поезда в пути следования пути станции назначения были освобождены, и у перевозчика имелась возможность по доставке вагонов на пути станции назначения.

Заявитель указывает на несвоевременность уведомления перевозчика о возникшей задержке поезда.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчика не явились.

В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лица, участвующего в деле о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.

От ОАО «РЖД» поступил отзыв на апелляционную жалобу, который суд приобщил к материалам дела.

В порядке ст. ст. 159, 184, 266, 268 АПК РФ суд отказал в удовлетворении ходатайства ОАО «РЖД» о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: акты №2-15629 23.10.2019 г., №2-15619 от 23.10.2019 г., №2-15655 24.10.2019 г., №2-15654 24.10.2019 г., анализ простоя вагонов 23.10.2019-29.10.2019, поскольку исходя из фактических обстоятельств дела, порядка заявления дополнительных доказательств в суде апелляционной инстанции, предусмотренному статьей 268 АПК РФ, п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", правовых оснований для приобщения дополнительных доказательств по делу суд апелляционной инстанции не усматривал.

Представитель ОАО «РЖД» возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил суд оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в октябре 2019 года на станцию назначения Курбакинская Московской железной дороги по железнодорожным накладным в адрес АО «ФИО6 ГОК им. А.В.Варичева» прибыли вагоны, не принадлежащие перевозчику.

24 октября 2019 года в 09 часов 40 минут на станции Курбакинская МСК был составлен акт общей формы № 2/15655 об отсутствии возможности приема порожнего поезда № 3054 индекс 2000-943-2054 на станции Курбакинская МСК в связи с занятостью путей необщего пользования по причине - занятость железнодорожных выставочных путей.

В акте № 2/15655: указано «Ответственность получателя вагонов ПАО «ФИО6 ГОК»». Акт подписан представителем грузополучателя - ФИО7

Факт уведомления о прибытии вагонов подтверждается выпиской книги уведомлений и уведомлениями с подписью представителя АО «ФИО6 ГОК имени А.В.Варичева».

На путях общего пользования станции Курбакинская из-за излишнего наличия вагонов и невозможностью приема на пути станции других вагонов, начальником станции Курбакинская были направлены обращения в адрес начальника дирекции управления движением о том, что в связи с нарушением АО «ФИО6 ГОК им. А.В. Варичева» технологического срока оборота вагонов и невозможностью приема следующего в адрес станции Курбакинская поездов с просьбой отставить от движения поезда с вагонами.

Распоряжениями о задержке вагонов в пути следования было предписано задержать в пути следования поезда ввиду занятости станции назначения Курбакинская. Начальником станции Курбакинская в адрес Ответчика было направлено уведомление о задержании поездов следующих в его адрес по причине занятости станционных путей и невозможности приема на станции последующих прибывающих вагонов в адрес АО «ФИО6 ГОК им. А.В. Варичева».

Уведомление передано представителю АО «ФИО6 ГОК им. А.В. Варичева» ФИО8 Задержка вагонов на промежуточных станциях подтверждается актами общей формы.

По факту окончания задержки и отправления поездов составлялись акты общей формы.

В адрес ответчика было отправлено извещение об отправлении поездов.

На станции назначения Курбакинская по прибытии поездов были составлены акты общей формы, в которых по каждому вагону указан срок доставки, указание на технологический срок оборота вагонов по договору и фактический срок оборота вагонов за каждые сутки за период простоя поездов на промежуточных станциях. Кроме того, в актах указаны номера приказов, согласно которых производилась задержка и отправление поездов в пути следования.

24.10.2019 г. в 13 час. 38 мин. в связи с неприемом станции Курбакинская МСК по причине 01 неприема поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования» АО «ФИО6 ГОК им. А.В.варичева» был издан Оперативный приказ № 11463 на временное отставление от движения грузового поезда, следующего на станцию назначения Курбакинская МСК ж.д. № 3054 индекс 2000-943-2054. Приказом, адресованным железнодорожным станциям Орел МСК и Курбакинская МСК, предписано задержать на станции Орел МСК поезд № 3054 индекс 2000-943-2054, ввиду неприема станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования - ПАО «ФИО6 ГОК». ДС (начальнику) станции ДС Орел МСК (станции задержки) обеспечить составление акта общей формы, ДС Курбакинская МСК (станция назначения) необходимо известить в установленном порядке грузополучателей.

Начальником станции Курбакинская МСК в адрес ответчика были направлены извещения № 450 от 24.10.2019 г. о задержании поезда № 3054 индекс 2000-943-2054, следующих в их адрес ввиду неприема станцией назначения Курбакинская МСК по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев и пользователей путей необщего пользования. Задержка вагонов на промежуточной станции Орел МСК подтверждается актом общей формы № 2/40213 от 24.10.2019 года, из которого следует что вагоны, перечисленные в акте, следующие в адрес ответчика на станцию Курбакинская МСК, задержаны по приказу от 24.10.2019 г. № 11463 вследствие невозможности приема станцией назначения (на основании обращения ДС станции Курбакинская МСК о невозможности приема грузовых поездов от 24.10.2019 г. № 4936).

Оперативным приказом о подъеме временно отставленного от движения грузового поезда от 28.10.2019 г. № 11112 было предписано отправить на станцию Курбакинская МСК поезд № 3054 индекс 2000-943-2054.

По факту окончания задержки и отправления поезда № 3054 индекс 2000-943-2054 на станции Орел МСК был составлен акт общей формы 2/40686 от 28.10.2019 года.

Ответчику были вручены извещения от 28.10.2019 г. о том, что по приказу от 28.10.2019 г. № 11112 был отправлен поезд № 3054 индекс 2000-943-2054, ранее задержанный по вине ответчика.

На станции назначения Курбакинская МСК по прибытии поезда были составлены акты общей формы: №№ 2/16075, 2/16076, 2/16077, 2/16078, 2/16079, 2/16080, 2/16081, 2/16082, 2/16083, 2/16095, 2/16096, 2/16097, 2/16098, 2/16099, 2/16100, 2/16101, 2/16102, 2/16103, 2/16104, 2/16105, 2/16106, 2/16107, 2/16108, 2/16109, 2/16110, 2/16111, 2/16112, 2/16113, 2/16114, 2/16115,2/16116,2/16117, 2/16118, 2/16119, 2/16120,2/16121 от 28.10,2019 г., в которых по каждому вагону указан срок доставки, номера приказов, согласно которых производилась задержка и отправление поезда в пути следования.

23 октября 2019 года в 21 часов 45 минут на станции Курбакинская МСК был составлен акт общей формы № 2/15629 об отсутствии возможности приема порожнего поезда № 3115 индекс 1080-052-2054 на станции Курбакинская МСК в связи с занятостью путей необщего пользования по причине - занятость железнодорожных выставочных путей. Как указано далее в акте № 2/15629: «Ответственность владельца ПНП ПАО «ФИО6 ГОК»». Акт подписан представителем грузополучателя - ФИО9

24 октября 2019 года в 01 час. 43 мин. в связи с неприемом станции Курбакинская МСК по причине «01 неприема поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования» ПАО «ФИО6 ГОК» был издан Оперативный приказ № 11447 на временное отставление от движения грузового поезда, следующего на станцию назначения Курбакинская МСК ж.д. № 3115 индекс 1080-052-2054. Приказом, адресованным железнодорожным станциям Льгов-Киевский МСК и Курбакинская МСК, предписано задержать на станции Льгов-Киевский МСК поезд № 3115 индекс 1080-052-2054, ввиду неприема станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования - ПАО «ФИО6 ГОК». ДС (начальнику) станции ДС Льгов-Киевский МСК (станции задержки) обеспечить составление акта общей формы, ДС Курбакинская МСК (станция назначения) необходимо известить в установленном порядке грузополучателей.

Начальником станции Курбакинская МСК в адрес ответчика были направлены извещения № 447 от 24.10.2019 г. о задержании поезда № 3115 индекс 1080-052-2054, количество вагонов - 71, следующих в их адрес ввиду неприема станцией назначения Курбакинская МСК по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев и пользователей путей необщего пользования. Задержка вагонов на промежуточной станции Льгов-Киевский МСК подтверждается актом общей формы № 2/8354 от 24.10.2019 года, из которого следует что вагоны, перечисленные в акте, следующие в адрес ответчика на станцию Курбакинская МСК, задержаны по приказу от 24.10.2019 г. № 11447 вследствие невозможности приема станцией назначения (на основании обращения ДС станции Курбакинская МСК о невозможности приема грузовых поездов от 23.10.2019 г. №4927).

Оперативным приказом о подъеме временно отставленного от движения грузового поезда от 29.10.2019 г. № 11175 было предписано отправить на станцию Курбакинская МСК поезд № 3115 индекс 1080-052-2054.

По факту окончания задержки и отправления поезда № 3115 индекс 1080-052-2054 на станции Льгов-Киевский МСК был составлен акт общей формы № 2/5492 от 29.10.2019 г.

Ответчику были вручены извещения от 29.10.2019 г, о том, что по приказу от 29.10.2019 г. № 11175 был отправлен поезд № 3115 индекс 1080-052-2054, ранее задержанный по вине ответчика.

На станции назначения Курбакинская МСК по прибытии поезда были составлены акты общей формы: №№ 2/16220, 2/16221, 2/16222, 2/16223, 2/16224, 2/16225, 2/16226, 2/16227, 2/16228, 2/16229, 2/16230, 2/16231, 2/16232, 2/16233, 2/16234 от 30.10.2019 г., в которых по каждому вагону указан срок доставки, номера приказов, согласно которых производилась задержка и отправление поезда в пути следования.

Как следует из материалов дела, ранее, 30 ноября 2016 года между АО «Российские железные дороги» (Перевозчик) и АО «ФИО6 ГОК им. Варичева А.В.» (Владелец) был заключен договор №8-9/79 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО «Михайоловский ГОК» при станции Курбакинская Московской железной дороги..

Согласно пункта в) § 19) договора № 8-9/79 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО «ФИО6 ГОК» при станции Курбакинскал МСК «Владелец» уплачивает «Перевозчику» плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов, иного железнодорожного подвижного состава, контейнеров, которая включает в себя г дату за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе для нахождения на них железнодорожного подвижного состава, по причинам, зависящим от «Владельца», грузополучателей, грузоотправителей и другие затраты и расходы «Перевозчика», связанные с таким нахождением в случаях, предусмотренных ст. 39 Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". Размер указанной платы определяется Тарифным руководством, утвержденным приказом ФСТ России от 29.04.2015 г, № 127-т/1. При этом оформляется Акт общей формы (ГУ-23, ГУ-23ВЦ) с указанием причины задержки, не зависящей от перевозчика, и отражением в акте времени нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику, на инфраструктуре ОАО «РЖД». Размер платы, установленный настоящим пунктом, может быть изменен с учетом индексации цен на услуги, оказываемые ОАО «РЖД». В случае изменения компетентными органами РФ ставок Тарифного руководства, перерасчет причитающейся «Перевозчику» суммы производится агентом МТЦФТО, без заключения дополнительного соглашения к договору, с уведомлением «Владельца».

Ввиду вышеизложенного истец начислил плату за октябрь 2019 года в сумме 242934 рубля 00 копеек за время нахождения вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя - ответчика.

29 июля 2020 года истец направил в адрес ответчика претензионное письмо № исх-171/ФИО10 с предложением в добровольном порядке оплатить задолженность за октябрь 2019 года.

Неисполнение требований претензии явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Исходя из правовой природы отношений, вытекающих из спорного договора, к возникшему спору подлежат применению нормы главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре перевозки груза.

В соответствии со ст. 307, 309 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом. По общему правилу только надлежащее исполнение прекращает обязательство (ст. 408 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Согласно п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

В силу п. 2 ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

На основании ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (п. 1 ст. 793 ГК РФ).

Отношения по эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования между перевозчиком и владельцем указанного пути регулируются Федеральным законом № 18-ФЗ от 10.01.2003 «Устав железнодорожного транспорта РФ» и Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте 19.06.2003 № 4764, а также договорам заключаемым на основании указанных нормативно-правовых актов.

В силу статьи 55 Устава железнодорожного транспорта отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

Статьей 64 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов. Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» заключение договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя).

В рамках рассмотрения дела А40-120867/17 судебными инстанциями исследовался вопрос об урегулировании разногласий при заключении договора № 8-9/79 на эксплуатацию путей необщего пользования ПАО "ФИО6 ГОК".

Параграф № 9 указанного договора изложен в следующей редакции: «прием вагонов с железнодорожного пути необщего пользования Владельца на выставочные пути (включая приемосдаточные операции) осуществляется Перевозчиком не позднее чем через 2 часа 53 минуты с момента получения от владельца уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к передаче на выставочные пути.».

Параграф 11 изложен в следующей редакции: «О готовности вагонов к сдаче на выставочные пути станции ФИО6 Рудник «Владелец» передает ответственному работнику «Перевозчика» уведомление по телефонам №№ 9-01-03,9-02-55, с последующим письменным подтверждением по форме ГУ-26-ВЦ. Письменное уведомление составляется в двух экземплярах, один экземпляр с отметкой «Перевозчика» остается у «Владельца».

Параграф № 13 изложен в следующей редакции: «На железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагона: 7,5 часа.»

Параграф 19 изложен в следующей редакции: «в плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов, иного железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее - вагоны, контейнеры), которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе для нахождения на них железнодорожного подвижного состава, по причинам, зависящим от «Владельца», грузополучателей, грузоотправителей и другие затраты и расходы «Перевозчика», связанные с таким нахождением в случаях, предусмотренных статьей 39 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Размер указанной платы определяется Тарифным руководством, утвержденным приказом ФСТ России от 29.04.2015 г. № 127-т/1.

При этом оформляется акт общей формы (ГУ-23, ГУ-23ВЦ) с указанием причины задержки, не зависящей от перевозчика, и отражением в акте времени нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику, на инфраструктуре ОАО «РЖД».

Согласно ч. 11 ст.39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения). если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.

В ч.12 ст.39 УЖТ РФ указано, что если в указанных в части одиннадцатой статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем). владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику

В силу ч. 17 ст.39 УЖТ РФ размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.

Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 №35/12 утверждены Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (далее - Тарифное руководство).

Плата за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами поименованная в Тарифном руководстве как плата за пользование вагонами, контейнерами, по своей природе является платой за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности (плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта).

Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также внесены изменения и дополнения в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 35/12".

Пунктом 2 Приказа ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 внесены следующие изменения и дополнения в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 35/12 (зарегистрирован Минюстом России 8 августа 2002 года, регистрационный N 3678), с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением ФЭК России от 7 октября 2003 года N 82-т/З - исключены пункт 12 и таблицу N 9 из Тарифного руководства N2.

В силу пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18 июня 2003 года N 26 за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.

Основанием для начисления платы за вагоны, задержанные в пути следования, является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, их номера, дата, время и причина задержки.

Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.

Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции.

Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.

На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами. Причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.

В материалы дела представлены соответствующие акты по общей форме.

Согласно акту общей формы № 2/15629 от 23.10.19 (21:45), установлено отсутствие возможности приема порожнего поезда № 3115 индексы 1080-052-2054 на станции Курбакинская МСК в связи с занятостью путей пеобщего пользования по причине - занятость железнодорожных выставочных путей, норма переработки: ответственность
владельца ПНП ПАО "ФИО6 ГОК", вагоны следуют в адрес получателей: ПАО "ФИО6 ГОК", что подтверждается документом: Акт общей формы.

Согласно акту общей формы № 2/15619 от 23.10.19 21:15 установлено, что на пути общего пользования простаивают гружёные вагоны в ожидании подачи на выставочный путь для грузополучателя ПАО "ФИО6 ГОК" пути необщего пользования Сортировочный парк/15 по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования.

Причина задержки подачи гружёных вагонов по причинам зависящим от владельца пути необщего пользования-отсутствие локомотива.

Согласно акту общей формы № 2/15654 от 24.10.19 09:15 установлено, что на пути общего пользования простаивают порожние вагоны в ожидании подачи на выставочный путь для владельца пути необщего пользования ПАО "ФИО6 ГОК" пути необшего пользования Сортировочный парк но причине, зависящей от владельца пути необщего пользования.

Согласно акту общей формы № 2/5428 23.04.19 04:40 установлено, что на пути общего пользования простаивают порожние вагоны в ожидании подачи на выставочный путь для владельца пути необщего пользования ПАО "ФИО6 ГОК" пути необшего пользования Сортировочный парк/15 по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования.

Указанные акты подписаны представителями грузополучателя без замечаний и возражений.

При этом позиция ответчика об устранении данных обстоятельств (занятости железнодорожных выставочных путей), 24.10.2019 в 00:45 и 24.10.2019 в 10:55 судом отклоняется, поскольку как до указанного момента, так и после, в составленных перевозчиком актах, ответчик подтверждал изложенные в обстоятельства занятости путей.

Более того, по условиям заключенного сторонами договора (параграф 9, 13) предусмотрен нормативный срок уведомления - 2 часа 53 минуты с момента получения от владельца уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к передаче на выставочные пути и технологический срок оборота вагона: 7,5 часа.

Следовательно, перевозчик исчисляет время нахождения вагонов на путях пользования, с учетом данных сроков, и ответчик, уведомив о занятости путей, впоследствии их освободив, должен был осознавать согласованные сторонами сроки размещения вагонов.

В период с 23.10.2019 по 29.10.2019 истцом представлен анализ занятости приемо-отправочных путей, подтверждающий занятость путей в указанные сроки (т. 2, л.д. 56 – 62).

При этом, незначительное количество свободного временного интервала времени по иным путям, указываемый ответчиком в апелляционной жалобе не позволял соблюсти установленный договором срок технологического оборота вагонов, что не является допустимым.

В соответствии с приказом МПС России N 70 от 10.10.2003 «О Методике по разработке и определении технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки из вагонов» устанавливаются технологические нормы на погрузку, выгрузку, которые указаны в приложение к договору.

АО «ФИО6 ГОК им. А.В. Варичева» обязан уплачивать плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования станций по причинам, зависящим от владельца, грузополучателей, грузоотправителей по ставкам, согласованным сторонами.

Истец производил подачу и уборку вагонов исключительно на местах погрузки, выгрузки. Таким образом, договорные отношения между Истцом и Ответчиком, не предусматривают работу истца на путях, не относящихся к местам погрузки выгрузки.

На основании ЕТП предварительная информация, передаваемая из отделения дороги по телефонной связи или через АРМ, с заданием на смену содержит данные о предстоящем общем прибытии поездов вагонов на 12 часов вперед с указанием количества порожних вагонов и местных вагонов под выгрузку.

Как следует из материалов дела, в период с 24 октября 2019 года по 29 октября 2019 года по железнодорожной станции Курбакинская количество прибывших и заявленных вагонов превышает количество погруженных, что свидетельствует об излишней заадресовке порожних вагонов собственниками парка грузовых вагонов в адрес АО «ФИО6 ГОК им. А.В.Варичева»: 23.10.19г. 1446 вагонов, 24.10.19г. 1480 вагонов, 25.10.19г. 1360 вагонов, 26.10.19г. 1265 вагонов, 27.10.19г. 1226 вагона, 28.10.19г. 1302 вагона, 29.10.19г. 1226 вагонов, что свидетельствует о полном обеспечении порожним подвижным составом под погрузку железорудного сырья.

Кроме того, согласно §22. Договора согласованный сторонами среднесуточный грузооборот составляет 576 вагонов/сутки.

Согласно материалам дела, в период с 24 октября 2019года по 29 октября 2019 года по железнодорожной станции Курбакинская: 23.10.19 г. прибыло 1070 вагонов 24.10.19 г. грузоотправителем АО «ФИО6 ГОК им. А.В.Варичева» заявлено 736 вагонов погружено 636 вагонов; 24.10.19 г. прибыло 697 вагонов 25.10.19 заявлено 1159 вагонов погружено 667 вагонов; 25.10.19 г. прибыло 609 вагонов 26.10.19 заявлено 1116 вагонов погружено 735 вагонов; 26.10.19 г. прибыло 784 вагона 27.10.19 заявлено 1139 вагонов погружено 679 вагонов; 27.10.19 г. прибыло 879 вагонов 28.10.19 заявлено 933 вагона погружено 748 вагонов; 28.10.19 г. прибыло 852вагона 29.10.19 заявлено 1086 вагонов погружено 675 вагонов; 29.10.19 г. прибыло 722 вагона 30.10.19 заявлено 1161 вагон погружено 750 вагонов.

Причинами несвоевременной уборки готовых порожних или груженых составов на пути железнодорожной станции Погрузочная являются: излишняя заадресовка собственниками парка грузовых вагонов в адрес АО «ФИО6 ГОК им. А.В.Варичева», невыполнение АО «Михайловским ГОКом им. А.В.Варичева» требований Единого Технологического Процесса работы в части завышения времени технологического оборота вагонов в период с 24 октября 2019года по 29 октября 2019 года.

Занятость путей станции Курбакинская образовалась по причине чрезмерного наличия порожнего подвижного состава, прибывшего под погрузку в адрес грузополучателя АО «ФИО6 ГОК им. А.В.Варичева».

Непродолжительность «свободности» приемо-отправочных путей не позволила принять составы спорных поездов в более короткий срок ввиду: необходимости приёма готовых рудных маршрутов с путей необщего пользования АО «ФИО6 ГОК им. А.В.Варичева», необходимость приёма составов из-под выгрузки с путей необщего пользования АО «ФИО6 ГОК им. А.В.Варичева», необходимость приёма составов поездов, находящихся в подходе назначением на железнодорожную станцию Курбакинская, необходимость приёма ранее отставленных от движения поездов, проведение технического и коммерческого обслуживании прибываемым составам поездов на железнодорожную станцию Курбакинская, расформирование осмотренных составов для дальнейшего отправления на пути необщего пользования АО «ФИО6 ГОК им. А.В.Варичева».

Также, исходя из данных первичных документов (актов общей формы ф.ГУ-23 ВЦ) за период с 24 октября 2019 года по 29 октября 2019 года на путях железнодорожной станции Курбакинская простаивали группы вагонов, готовые к подаче под погрузку АО «ФИО6 ГОК им. А.В.Варичева».

Факт прибытия вагонов, задержанных в пути следования, с нарушением сроков доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей, представленных в материалы дела. Факт нарушения Ответчиком технологических норм погрузки грузов в вагоны и занятости путей необщего пользования в периоды, за которые начислена плата, подтверждается памятками приема-сдатчика и подробным анализом занятости путей.

Отсутствие возможности приема порожнего поезда № 3115 индексы 1080-052-2054 на станции Курбакинская МСК в связи с занятостью путей необщего пользования по причине - занятость железнодорожных выставочных путей оформлено актом общей формы № 2/15629 от 23.10.19г. время 21:45 (основание: акт общей формы № 2/15619-10 вагонов на простой по 15 пути), который подписан представителем АО «ФИО6 ГОК им. А.В.Варичева» ФИО9 без разногласий. На основании акта общей формы № 2/15629 от 23.10.19г. в службу Дирекции управления движения (далее - Д) передано обращение № 4927 от 23.10.19 время 21:46 о необходимости задержки в пути следования вагонов поезда индекс 1080-052-2054.

Окончание простоя вагонов по 15 пути станции Курбакинская 24.10.19г. время 00:45 акт общей формы № 2/15632.

После подачи на путь необщего пользования АО «ФИО6 ГОК им. А.В.Варичева» по 15 пути были произведены маневровые работы с другими вагонами АО «ФИО6 ГОК им. А.В.Варичева» (Справка АСУСТ ВЦ Москва (Осн) №1, в т.ч.: 24.10.2019 00:45 подача подъездной путь МГОКа, 24.10.2019 01:10 поставлено 10 вагонов, 24.10.2019 01:41 поставлено 44 вагона.

Отсутствие возможности приема порожнего поезда № 3054 индексы 2000-943-2054 на станции Курбакинская МСК в связи с занятостью путей необщего пользования по причине - занятость железнодорожных выставочных путей оформлено актом общей формы № 2/15655 от 24.10.19 время 09:40 (основание: акт общей формы № 2/15654-58 вагонов на простой по 9 пути), который подписан представителем АО «ФИО6 ГОК им. А.В.Варичева» ФИО7. без разногласий. На основании акта общей формы № 2/15655 от 24.10.19г. в службу Д передано обращение № 4936 от 24.10.19г. время 09:45 о необходимости задержки в пути следования вагонов поезда индекс 2000-943-2054.

Окончание простоя вагонов по 9 пути станции Курбакинская 24.10.19г. время 10:55 акт общей формы № 2/15656.

После подачи на путь необщего пользования АО «ФИО6 ГОК им. А.В.Варичева» по 9 пути были произведены маневровые работы с другими вагонами АО «ФИО6 ГОК им. А.В.Варичева» (Справка АСУСТ ВЦ Москва (Осн) №2 в т.ч.: 24.10.2019 10:55 подача подъездной путь МГОКа, 24.10.2019 11:45 поставлено 22 вагона, 24.10.2019 12:13 поставлено 5 вагонов, 24.10.2019 13:37 поставлено 12 вагонов, 24.10.2019 13:52 поставлено 7 вагонов.

Согласно Приказа Министерства транспорта РФ от 7 декабря 2016г. №374 «Об утверждении Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом» глава 2 пункт 7 о времени подачи грузоотправителю вагонов под погрузку перевозчик уведомляет грузоотправителя, владельца железнодорожного пути необщего пользования не позднее чем за два часа до подачи с одновременной регистрацией такого уведомления в Книге уведомлений.

За рассматриваемый спорный период АО «ФИО6 ГОК им. А.В.Варичева» допущены случаи превышения нормативного времени простоя готовых порожних составов по железнодорожной станции Курбакинская.

Согласно данным информационной системы АСУ СТ состав поезда индекс 1080-052-2054 прибыл на станцию Льгов-Киевский МСК 24.10.19 время 00 час 34 мин. Проведенным анализом и согласно составленных актов общей формы установлено, что сортировочно-отправочный путь № 15 - простой с 23.10.2019г. 21 час 15 мин по 24.10.2019г. 00 час 45 мин, общий простой составил 0З часа 30 мин акты №№2/15619, 2/15632.

Ввиду несвоевременной уборки готовых составов на пути АО «ФИО6 ГОК им. А.В. Варичева» с путей железнодорожной станции Курбакинская локомотивом грузополучателя, поезд индекс 1080 -052-2054, готовый к проследованию в 00 час 34 мин был отставлен от движения по железнодорожной станции Льгов-Киевский МСК.

Согласно данным информационной системы АСУ СТ состав поезда индекс 2000-943-2054 прибыл на станцию Орел МСК 24.10.2019 время 07:50. Проведенным анализом и согласно составленных актов общей формы установлено, что приемоотправочный путь № 7а - простой с 24.10.2019г. 0З час 45 мин по 24.10.2019г. 09 час 05 мин, общий простой составил 5 час 20 мин акты №№2/15649, 2/15653.

Сортировочно-отправочный путь № 9 - простой с 24.10.2019г. 09 час 15 мин по 24.10.2019г. 10 час 55 мин, общий простой составил 1 час 40 мин акты №№2/15654, 2/15656.

Ввиду несвоевременной уборки готовых составов на пути АО «ФИО6 ГОК им. А.В. Варичева» с путей железнодорожной станции Курбакинская локомотивом грузополучателя, поезд индекс 2000-943-2054, готовый к отправлению в 07 час 50 минут был отставлен от движения по железнодорожной станции Орел.

Из представленного ОАО «РЖД» Анализа занятости путей станции ж.д. следует, что время освобождения путей АО «ФИО6 ГОК им. А.В. Варичева» различно.

Грузополучатель АО «ФИО6 ГОК им. А.В.Варичева» о подъеме отставленных от движения поездов в пути следования письменное обращение не предоставлял.

В период с 24 октября 2019 года по 29 октября 2019 года по железнодорожной станции Курбакинская количество прибывших и заявленных вагонов превышало количество погруженных, что свидетельствует об излишней заадресовке порожних вагонов собственниками парка грузовых вагонов в адрес АО «ФИО6 ГОК им. А.В.Варичева». В октябре 2019 года было отставлено от движения больше 30 поездов.

Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта установлено одним из условий для начисления платы за время задержки вагонов на промежуточных станциях является нарушение срока доставки груза.

Поскольку плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования предусмотрена договором (который действует в рамках УЖТ), следовательно, ОАО "РЖД" вправе начислить плату при наличии соответствующих оснований.

Факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования установлен судом и подтверждается актом общей формы.

Произведенный расчет задолженности за октябрь 2019 года судом проверен, признан арифметически правильным, соответствующим положениям законодательства и требований договора.

С учетом изложенного, требования истца о взыскании суммы задолженности являются законными по праву требования, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, правомерно удовлетворены.

Истцом также заявлено требование о взыскании процентов по ст. 395 ГК РФ в размере 1213 руб. 01 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на задолженность в сумме 242 934 руб., начиная с 01.10.2020 по день фактической уплаты кредитору денежных средств, исходя из размера процентов, определяемых ключевой ставкой Банка России, действующей в соответствующие периоды

Согласно положениям ч. 1 ст. 395 Гражданского кодекса в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Суд апелляционной инстанции проверил представленный расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, признал его арифметически правильным, соответствующим положениям действующего законодательства.

Ответчик требование о взыскании процентов не оспорил, контррасчета исковых требований в части взыскания процентов не представил.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 от 24.03.2016 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» следует, что сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.

Учитывая изложенное заваленное требование правомерно удовлетворено.

Исследовав и оценив в совокупности и взаимной связи представленные в дело доказательства, установив необходимые для разрешения спора обстоятельства, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил исковые требования в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела были полно установлены фактические обстоятельства дела, всесторонне исследованы доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, им дана надлежащая правовая оценка и принято решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.

В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

В соответствии с п.п. 4, 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в сумме 3000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя, возврату либо возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Курской области от 23.11.2021 по делу №А35-7966/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «ФИО6 ГОК имени Андрея Владимировича Варичева» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья

ФИО1

Судьи

ФИО2

ФИО3