ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
03 октября 2022 года Дело №А36-2534/2022
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Песниной Н.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климентовым А.А.,
при участии:
от акционерного общества «Газпром газораспределение Липецк»:
Пастухов М.В., представитель по доверенности №01-191 от 12.12.2019 сроком действия до 31.12.2022;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области: Сурнина Л.О., представитель по доверенности №3 от 10.01.2022 сроком действия до 31.12.2022;
от Цыценя О.Н.: Карасиков А.В., представитель по доверенности от 26.04.2022 сроком действия три года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Газпром газораспределение Липецк» на решение Арбитражного суда Липецкой области от 23.06.2022 по делу
№А36-2534/2022 по заявлению акционерного общества «Газпром газораспределение Липецк» (ИНН 4824003938, ОГРН 1024800823409) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (ИНН 4826018513, ОГРН 1024840864432) о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа,
третье лицо: Цыценя Ольга Николаевна,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Газпром газораспределение Липецк» (далее – АО «Газпром газораспределение Липецк», Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее – Липецкое УФАС России, Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления №048/04/9.21-1477/2021 от 11.03.2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечена Цыценя Ольга Николаевна.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 23.06.2022 по делу
№А36-2534/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО «Газпром газораспределение Липецк» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель оспаривает наличие события и состава вмененного административного правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу Липецкое УФАС России обосновывает законность оспариваемого постановления.
Во исполнение определения суда апелляционной инстанции Управление представило дополнительный отзыв на апелляционную жалобу, Общество представило возражения на указанный отзыв.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, состоявшемся 27.09.2022, представитель АО «Газпром газораспределение Липецк» поддержал доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Липецкого УФАС России полагалобжалуемое решение законным и обоснованным, по основаниям, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель Цыценя О.Н. поддержал правовую позицию Управления.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, возражений на отзыв, заслушав правовые позиции представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 08.11.2021 в Липецкое УФАС России поступила жалоба Карасикова А.В. (представителя по доверенности от 22.09.2021 №48АА1825568 Цыценя О.Н.) на бездействие АО «Газпром газораспределение Липецк» по заявке на заключение договора о технологическом присоединении (т.2 л.д.99-100).
Определением Управления от 29.11.2021 в отношении АО «Газпром газораспределение Липецк» возбуждено дело №048/04/9.21-1477/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и определено провести административное расследование с указанием на предоставление Обществом необходимых сведений (т.2 л.д.74-78).
В ходе рассмотрения дела и исследование представленных сведений и документов Липецким УФАС России было установлено, что 13.10.2021 Карасиковым А.В. (представителя по доверенности от 22.09.2021 №48АА1825568 Цыценя О.Н.) по электронной почте была подана заявка о заключении договора о технологическом присоединении объекта – жилого дома, расположенного по адресу: г.Липецк, с.Сселки, земельный участок №375, с приложением необходимых документов (т.2 л.д.101-117), своевременного ответа на которую не последовало.
После подачи жалобы в антимонопольный орган 12.11.2021 по электронной почте в адрес гражданина по поданной заявке от АО «Газпром газораспределение Липецк» сопроводительным письмом поступили копия договора №02-28-08-0000594 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения от 12.11.2021 и технические условия №1281 от 12.11.2021 (т.2 л.д.69-70,82-98), своевременность направления которых Общество обосновало необходимостью строительства газопровода до границы земельного участка заявителя и действия в период рассмотрения заявки Указа Президента РФ «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре-ноябре 2021 года».
При этом приказом АО «Газпром газораспределение Липецк» от 29.10.2021 №92 директором Общества в связи с производственной необходимостью для обеспечения непрерывной деятельности по обеспечению бесперебойного газоснабжения и транспортировки природного газа на территории города Липецка и Липецкого района в период с 01.11.2021 по 03.11.2021 были привлечены к работе сотрудники филиала и эксплуатационных служб (пункт 1) с возможностью привлечения в случае производственной необходимости работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни с 30 по 31.10.2021, с 04 по 07.11.2021 (пункт 2) (т.2 л.д.62).
В ходе рассмотрения дела должностным лицом Управления в качестве свидетеля был опрошен сотрудник филиала АО «Газпром газораспределение Липецк» в лице в городе Липецке, на момент опроса занимавший должность оператора ЭВМ 3 разряда, – Золотухина К.В., согласно пояснениям которой, отраженным в протоколе опроса свидетеля от 13.01.2022, в период с 01.11.2021 по 30.11.2021 последняя занимала должность старшего контролера отдела по обслуживанию населения, в период с 01.11.2021 по 03.11.2021 осуществляла свои должностные обязанности: вносила информацию в электронную базу данных о замене оборудования, вносила договоры о техническом обслуживании ВДГО и ВКГО, при этом в эти дни ею не осуществлялась деятельность по направлению абонентам договоров о технологическом присоединении в связи с тем, что с производственно-технического отдела не были представлены технические условия, на основании которых подготавливается договор о технологическом присоединении; в данный период поручений о выполнении работ, связанных с подготовкой договоров о технологическом присоединении,
Золотухина К.В. не получала (т.2 л.д.33-37).
С учетом приведенных обстоятельств Управление пришло к выводу о нарушении Обществом при функционировании его филиала в обычном режиме в спорный период срока направления подписанного со своей стороны проекта договора о подключении в адрес заявителя Цыценя О.Н. (срок направления документов истекал 02.11.2021, фактически документы направлены 12.11.2021).
По факту выявленного нарушения 27.01.2022 должностным лицом Липецкого УФАС России в отношении АО «Газпром газораспределение Липецк» в присутствии представителей лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего составлен протокол №048/04/9.21-1477/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, его копия под подпись вручена представителям лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего (т.2 л.д.21-27). Определением от 27.01.2022 назначены место и время рассмотрения дела об административном правонарушении, его копия вручена представителям лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего (т.2 л.д.19-20); рассмотрение дела об административном правонарушении откладывалось, срок его рассмотрения продлевался, у Общества истребовались дополнительные необходимые для рассмотрения дела материалы.
Впоследствии в ходе рассмотрения дела антимонопольным органом было установлено, что 01.12.2021 между АО «Газпром газораспределение Липецк» (исполнитель – уполномоченная организация) и Цыценя О.Н. (заявитель) заключен договор №02-28-11-0000014 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации, по условиям которого исполнитель обязался осуществить подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования, принадлежащего заявителю, намеревающемуся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, с учетом выполнения мероприятий в рамках такого подключения (технологического присоединения) до границ земельных участков без взимания его средств при условии, что в населенном пункте, в котором располагается домовладение физического лица г.Липецк, с.Сселки, уч.№375 (по схеме), проложены газораспределительные сети к сети газораспределения, принадлежащей исполнителю на праве собственности или на ином законном основании, или к технологически связанным с сетями исполнителя сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента с учетом максимальной нагрузки (часовым расходом газа) газоиспользующего оборудования, указанной в технических условиях, заявитель обязуется обеспечить готовность газоиспользующего оборудования и сетей газопотребления к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ему земельного участка (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 №1547 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»), расположенного г.Липецк, с. Сселки, уч.№375 (по схеме), а единый оператор газификации обеспечит подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения (т.2 л.д.1-9).
Пунктом 3 указанного договора стороны установили, что при включении в программу газификации домовладения заявителя, срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) домовладения и пуску газа определяется программой газификации и заканчивается 28.02.2022.
11.02.2022 между исполнителем и заявителем подписан акт о готовности сетей газораспределения и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) с указанием на выполнение строительно-монтажных работ и монтажа газоиспользующего оборудования в полном объеме и готовность сетей газораспределения и газоиспользующего оборудования к подключению (технологическому присоединению) (т.1 л.д.138-139).
С учетом приведенных дополнительно установленных обстоятельств Управление пришло к выводу о нарушении Обществом и срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению), который истек 28.02.2022.
По приведенным эпизодам нарушения законодательства 11.03.2022 постановлением заместителя руководителя Липецкого УФАС России по делу об административном правонарушении №048/04/9.21-1477/2021 в присутствии представителей лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего АО «Газпром газораспределение Липецк» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 руб. (т.1 л.д.11-22).
Полагая данное постановление незаконными, АО «Газпром газораспределение Липецк» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Липецкой области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).
Частью 4 статьи 210 АПК РФ установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
С учетом представленных в материалы дела доказательств судебная коллегия не усматривает нарушений в компетенции и процедуре привлечения АО «Газпром газораспределение Липецк» к административной ответственности. Липецкое УФАС России действовало в рамках предоставленных законодательством полномочий (части 1, 3 статьи 28.1, статьи 28.3, 23.48 КоАП РФ, Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», Приказ ФАС России от 19.11.2004 №180 «О перечне должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении»), Общество, привлекаемое к административной ответственности, надлежащим образом извещалось о составлении протокола об административном правонарушении, его представитель присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении. Нарушений, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в силу части 2 данной статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом вменяемого правонарушения выступает установленный порядок подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, заключается в повторном нарушении субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Субъектом правонарушения выступают должностные и юридические лица.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется наличием у субъекта вины, которая заключается в том, что лицом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, при наличии такой возможности.
В соответствии со статьей 3 Федерального Закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон №147-ФЗ), субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. При этом понятие субъект естественной монополии не включает в себя условие включения в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (далее - Реестр субъектов естественных монополий), и условие утверждения цен (тарифов) на оказание услуг. Основополагающим признаком субъекта естественной монополии, исходя из определения, данного в Законе №147-ФЗ, следует считать осуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии.
Транспортировка газа по трубопроводам частью 1 статьи 4 Закона №147-ФЗ отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
С учетом приведенных нормативных положений и сведений Раздела II «Транспортировка газа по трубопроводам» Реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, размещенного на официальном сайте ФАС России в сети «Интернет» (http://fas.gov.ru), антимонопольный орган правомерно отнес АО «Гапром газораспределение Липецк» к субъектам естественных монополий, что также свидетельствует об обязанности данного хозяйствующего субъекта соблюдать требования антимонопольного законодательства.
Вопросы подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения регламентируются статьей 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью 1 которой было установлено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сетям связи (далее - сети инженерно-технического обеспечения), определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, о теплоснабжении, о газоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, о связи с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу пункта 1 части 5 статьи 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации для заключения договора о подключении (технологическом присоединении) к правообладателю сети инженерно-технического обеспечения вправе обратиться, в том числе, правообладатель земельного участка и (или) объекта капитального строительства.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, на момент обращения представителя
Цыценя О.Н. с заявкой в АО «Гапром газораспределение Липецк» (13.10.2021) был установлен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 №1314 (далее в редакции, действовавшей на момент обращения с заявкой, – Правила).
Пунктом 3 Правил установлен порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, включающий, в том числе, направление заявителем исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее – заявка о подключении (технологическом присоединении) по типовой форме (подпункт «а»), заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее – договор о подключении) с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении, по типовым формам (подпункт «в»), выполнение заявителем и исполнителем технических условий (подпункт «г»), составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) (подпункт «д»), осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (далее – акт о подключении (технологическом присоединении), по типовой форме (подпункт «е»).
В соответствии с пунктами 59-60 Правил подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении, по которому исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
В соответствии с пунктом 64 Правил для заключения договора о подключении заявитель направляет исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении) в 2 экземплярах письмом с описью вложения или иным доступным способом. Заявитель вправе представить указанную заявку исполнителю лично или через уполномоченного представителя, а исполнитель обязан принять такую заявку. Заявитель вправе направить заявку о подключении (технологическом присоединении) и прилагаемые документы в электронной форме посредством официального сайта исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Пунктом 65 Правил определены сведения, необходимые к указанию в заявке о подключении (технологическом присоединении), пунктом 69 – документы, прилагаемые к такой заявке.
В соответствии с пунктом 74 Правил при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», вручение на руки): а) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной в том числе посредством официального сайта исполнителя, в случае, если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя; б) в течение 30 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной в том числе посредством официального сайта исполнителя, в случае заключения договора о подключении с заявителями второй и третьей категорий, если при выполнении исполнителем мероприятий по подключению (технологическому присоединению) для указанных категорий заявителей требуется направление третьим лицам запроса о согласовании пересечения строящейся (реконструируемой) сети газораспределения с принадлежащими таким лицам объектами инфраструктуры (инженерными коммуникациями) или согласовании строительства газораспределительных сетей на земельных участках, принадлежащих третьим лицам на праве собственности или на ином законном основании и не находящихся в государственной и муниципальной собственности. При этом исполнитель в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении) уведомляет заявителя о необходимости получения исполнителем согласований, указанных в настоящем подпункте, с приложением документов, подтверждающих направление запроса о согласовании; в) в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной в том числе посредством официального сайта исполнителя, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта.
Из фактических обстоятельств дела усматривается, что заявка
Цыценя О.Н. о заключении договора о технологическом присоединении принадлежащего ему объекта капитального строительства была направлена им в АО «Гапром газораспределение Липецк» 13.10.2021, что применительно к подпункту «в» пункта 74 Правил с учетом установленной Обществом как исполнителем необходимости строительства газопровода до границы земельного участка заявителя обусловило применение к рассматриваемой ситуации пятнадцатидневного срока направления Обществом подписанного со своей стороны проекта договора о подключении в 2 экземплярах в адрес третьего лица, крайним днем которого выступало 02.11.2021.
Фактически же подписанный проект договора был направлен исполнителем лишь 12.11.2021, то есть с нарушением установленного срока.
При этом, с 18.10.2021 начали действовать Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 № 1547 (далее – Правила № 1547), согласно пункту 28 которых при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 11 и 16 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 3 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение на адрес электронной почты заявителя (при наличии), личный кабинет заявителя): а) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки о подключении в случае, если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя; б) в течение 30 рабочих дней со дня получения заявки о подключении, если при выполнении исполнителем мероприятий по подключению (технологическому присоединению) требуется направление третьим лицам запроса о согласовании пересечения строящейся (реконструируемой) сети газораспределения с принадлежащими таким лицам объектами инфраструктуры (инженерными коммуникациями) или согласовании строительства сети газораспределения сетей на земельных участках, принадлежащих третьим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве и не находящихся в государственной и муниципальной собственности. При этом исполнитель в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении уведомляет заявителя о необходимости получения исполнителем согласований, указанных в настоящем подпункте, с приложением документов, подтверждающих направление запроса о согласовании; в) в течение 30 дней со дня получения заявки о подключении для случая, указанного в пункте 12 настоящих Правил, а также для случаев подключения в рамках раздела VII настоящих Правил; г) в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а» - «в» настоящего пункта.
Таким образом, с учетом вышеприведенных обстоятельств по делу, АО «Гапром газораспределение Липецк» также был нарушен подпункт «г» пункта 28 вступивших в действие Правил № 1547.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, антимонопольный орган с учетом пояснений сотрудника Общества и изданного его директором во исполнение пункта 5 Указа Президента РФ от 20.10.2021 №595 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре-ноябре 2021 года» приказа от 29.10.2021 №92 пришел к правомерному выводу о том, что АО «Гапром газораспределение Липецк» в период с 01.11.2021 по 03.11.2021 осуществляло деятельность по обеспечению бесперебойного газоснабжения и транспортировки природного газа на территории города Липецка и Липецкого района в штатном режиме и привлекло своих сотрудников с осуществлению трудовой функции, о чем прямо свидетельствует содержание приказа, в том числе отсутствие в нем ссылки на определенный перечень сотрудников, привлекаемых к исполнению трудовых обязанностей (его «обезличенный» характер). При этом, отсутствие на рабочем месте определенных сотрудников является сферой ответственности самого Общества.
В соответствии с пунктом 85(1) Правил в случае если требуется только фактическое присоединение, срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать с даты подписания акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению): а) 3 месяца для случаев, когда подключение (технологическое присоединение) осуществляется в существующую сеть газораспределения исполнителя диаметром не менее 250 мм под давлением не ниже 0,3 МПа; б) 10 рабочих дней в иных случаях.
В этой связи, согласно пункту 55 действовавших Правил № 1547 в случае если требуется только фактическое присоединение, срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) не может превышать с даты подписания акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению): а) 3 месяца в случае, если подключение (технологическое присоединение) осуществляется к существующей сети газораспределения исполнителя диаметром не менее 250 мм под давлением не ниже 0,3 МПа; б) 10 рабочих дней в иных случаях.
Пунктом 3 договора от 01.12.2021 №02-28-11-0000014 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации стороны установили, что при включении в программу газификации домовладения заявителя, срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) домовладения и пуску газа определяется программой газификации и заканчивается 28.02.2022.
Материалами дела подтверждено, что акт о готовности сетей газораспределения и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) между исполнителем и заявителем был подписан 11.02.2022 с указанием на выполнение строительно-монтажных работ и монтажа газоиспользующего оборудования в полном объеме и готовность сетей газораспределения и газоиспользующего оборудования к подключению (технологическому присоединению), что обусловило необходимость осуществления мероприятий по подключению в установленный десятидневный срок (до 25.02.2022).
На момент принятия оспариваемого постановления антимонопольным органом технологическое присоединение объекта Цыценя О.Н. к сети газораспределения АО «Гапром газораспределение Липецк» в рамках догазификации произведено не было.
Приведенные нормативные положения применительно к фактическим обстоятельствам дела, установленным антимонопольным органом и подтвержденными представленной в материалы дела совокупностью доказательств, не оспариваемым Обществом, свидетельствуют о наличии в деянии АО «Гапром газораспределение Липецк» объективных признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении им установленных Правилами сроков осуществления технологического присоединения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1. КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина АО «Гапром газораспределение Липецк» заключается в несоблюдении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства. Как крупнейший профессиональный участник рынка оказания услуг по транспортировке газа на территории Липецкой области и субъект естественной монополии, обязанный соблюдать Правила, Общество не предприняло достаточных мер для соблюдения ими установленного порядка подключения объекта заявителя.
У Общества имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административном правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, создающих объективную невозможность надлежащего соблюдения установленных Правилами процедур технологического присоединения, в материалы дела не представлены.
Вышеизложенное свидетельствует о наличии субъективных признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
При этом, признавая АО «Гапром газораспределение Липецк» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, то есть в повторном совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, антимонопольный орган правомерно установил необходимый признак объективной стороны данного правонарушения – повторность, с учетом факта привлечения АО «Гапром газораспределение Липецк»постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №048/04/9.21-760/2020 от 21.05.2021 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.
Повторное совершение однородного административного правонарушения, как разъяснено в пункте 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, предполагает совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.
При этом данное обстоятельство не может учитываться как отягчающее, поскольку таковое предусмотрено в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (часть 2 статьи 4.3. КоАП РФ).
Нарушений порядка привлечения АО «Гапром газораспределение Липецк» к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исходя из правовых позиций высших судов, изложенных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» и Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
При этом, апелляционная коллегия учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 06.06.2017 №1167-О, согласно которой освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения допустимо лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
Из обстоятельств рассматриваемого спора усматривается, что административное правонарушение совершено Обществом в области хозяйствования субъектов естественных монополий и в условиях установления порядка подключения (технологического присоединения) потенциальных потребителей к сетям газораспределения.
При этом состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является формальным, следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении Общества как субъекта естественной монополии и исполнителя к установленному порядку осуществления подключения (технологического присоединения) заявителей.
В этой связи антимонопольный орган, как и суд области, правомерно не усмотрели оснований для признания совершенного АО «Гапром газораспределение Липецк» деяния малозначительным.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ).
В частности, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.11.2003 №349-О разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 КоАП).
Наказание назначено Обществу в размере 600 000 руб., выступающим минимальным пределом административного штрафа, установленного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, что признается судом апелляционной инстанции справедливым и соразмерным совершенному деянию.
Судебная коллегия также не усматривает оснований для применения в рассматриваемом случае части 3 статьи 3.4 в совокупности с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку рассматриваемые обстоятельства по спору не соответствуют критериям, установленным для применения указанных норм права.
В силу части 3 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2 статьи 4.1. КоАП РФ).
Из материалов дела не усматривается, что назначение наказания в минимальном предусмотренном санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ размере приведет к возникновению признаков убыточной хозяйственной деятельности Общества, как и не усматриваются обстоятельства, свидетельствующие об исключительности обстоятельств совершения рассматриваемого правонарушения.
Вышеизложенные обстоятельства и нормативное обоснование свидетельствуют о правомерности вывода суда первой инстанции о законности постановления Липецкого УФАС России №048/04/9.21-1477/2021 от 11.03.2022 о привлечении к административной ответственности.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции находит решение суда области законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений, а направлена на переоценку фактических обстоятельств дела. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 23.06.2022 по делу №А36-2534/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Н.А. Песнина
Судьи Н.Д. Миронцева
П.В. Донцов