ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А36-2752/18 от 16.10.2018 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 октября 2018 года                                                            Дело № А36-2752/2018

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2018 года

Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2018 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                                Семенюта Е.А.,

судей                                                                                           Миронцевой Н.Д.,

                                                                                                     ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Насоновым В.А.,

при участии:

от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязинском районе Липецкой области (межрайонное) представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от общества с ограниченной ответственностью «Добринская швейная фабрика» представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.

       рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязинском районе Липецкой области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Липецкой области от 10.07.2018 по делу №А36-2752/2018 (судья Никонова Н.В.) по заявлению  общества с ограниченной ответственностью «Добринская швейная фабрика» (ИНН <***>) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязинском районе Липецкой области (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным решения № 058S19180000859 от 22.02.2018 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде наложения штрафа в размере 37500 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Добринская швейная фабрика» (далее – заявитель, ООО «Добринская швейная фабрика», Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным решения ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязинском районе Липецкой области (далее – Пенсионный фонд, ГУ УПФ) № 058S19180000859 от 22.02.2018 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и отмене наказания в виде штрафа в размере 37500 руб. (с учетом уточнений).

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 10.07.2018 по делу №А36-2752/2018 заявленные требования удовлетворены.

Решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязинском районе Липецкой области № 058S19180000859 от 22.02.2018 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования признано незаконным.

Суд обязал Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязинском районе Липецкой области (межрайонное) устранить допущенные нарушения прав и интересов общества с ограниченной ответственностью «Добринская швейная фабрика».

Не согласившись с решением суда первой инстанции Пенсионный фонд обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что в отчетный период организацией не был сдан отчет СЗВ-М за ноябрь 2016.

Считает,  что предоставление Обществом дополняющей формы отчета СЗВ-М за ноябрь 2016 -10.04.2017 является нарушением требований закона № 27-ФЗ.

Общество с ограниченной ответственностью «Добринская швейная фабрика» отзыв в суд апелляционной инстанции не представило, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не оспорило.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.12.2016 ООО «Добринская швейная фабрика» в Пенсионный фонд была представлена отчетность по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года по телекоммуникационным каналам связи с ЭЦП на 78 застрахованных лиц, что зафиксировано на основании положительного протокола входного контроля.

05.12.2016 ООО «Добринская швейная фабрика» представлена отчетность по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года по телекоммуникационным каналам связи с ЭЦП на 75 застрахованных лиц.

Предоставление данной отчетности обусловлено ошибочным указанием сведений в отношении 3 уволенных работников.

10.02.2017 ООО «Добринская швейная фабрика» представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, что зафиксировано на основании положительного протокола входного контроля.

По требованию сотрудника ГУ - УПФ 10.04.2017 ООО «Добринская швейная фабрика» вновь представлена отчетность по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года по телекоммуникационным каналам связи с ЭЦП, что зафиксировано на основании квитанции о получении сведений Пенсионным фондом.

Доказательств направления документального запроса ГУ - УПФ не представлено.

Пенсионным фондом на основании представленных форм СЗВ-М за ноябрь 2016 года в отношении Общества была проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ)

 По результатам проверки должностным лицом Пенсионного фонда 25.01.2018 был составлен акт № 058S18180000304 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым предложено привлечь ООО «Добринская швейная фабрика» к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Рассмотрев указанный акт, начальник ГУ УПФ 22.02.2018 вынес решение № 058S19180000859 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской  Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страховании в виде штрафа на общую сумму 37500 рублей.

Полагая, что основания для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ отсутствуют, заявитель обратился в суд с требованием о признании незаконным решения Пенсионного фонда.

Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.

Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и  полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконных решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ) юридические лица для целей данного Федерального закона отнесены к категории страхователей.

      В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда РФ документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно статье 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы ПФР по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц по формам, определяемым ПФ РФ.

В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем предоставляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-М.

Частью 3 статьи 17 Закона 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".

Данным постановлением предусмотрено представление следующих форм СЗВ-М:

"исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;

"доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;

"отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

В силу статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах в соответствии с инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.

Обстоятельства дела свидетельствуют, что 05.12.2016 ООО «Добринская швейная фабрика» в Пенсионный фонд была представлена отчетность по  форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года по телекоммуникационным каналам связи с ЭЦП на 75 застрахованных лиц по форме «дополняющая».

Вместе с тем, Пенсионный фонд, привлекая Общество к ответственности, указал, что 05.12.2016 ООО «Добринская швейная фабрика» была представлена отчетность по  форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года по телекоммуникационным каналам связи с ЭЦП на 75 застрахованных лиц по форме «отменяющая».

Суд первой инстанции указал, что данный вывод Пенсионного фонда документально не подтвержден, отметив, что в отчетности по форме СЗВ-М за ноябрь 2016г., датированной 05.12.2016, в строке тип формы указано: «ДОП»;в квитанциях и протоколах входного контроля на ошибки не указывалось.

В этой связи судом первой инстанции верно отмечено, что в действиях Общества не усматривается события правонарушения, выражающегося в непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.

Оценивая основания для привлечения к ответственности по п. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в связи с предоставлением неполных и (или) недостоверных сведений, суд области верно исходил из того, что оценка действий страхователя в данном случае производится с учетом того, в какие сроки после получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, страхователем направлены полные и достоверные сведения.

В соответствии с п. 37 Приказа Минтруда России от 21.12.2016 № 766н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» (далее - Приказ № 766н) при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

Согласно п. 39 Приказа № 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Суд первой инстанции принял во внимание правовую позиции. Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П и доведенную до сведения территориальных органов Пенсионного фонда в письме Пенсионного фонда от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, согласно которой, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.

Анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации позволил прийти к выводу о том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования привлечению подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок, недочетов в предоставленных сведениях в установленный срок.

По смыслу действующего законодательства в его конституционном понимании первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии самостоятельно исправленные заявителем, не могут расцениваться как недостоверные или как сведения, предоставленные не в полном объеме либо содержащие недостоверные данные.

В данном случае ГУ - УПФР не было направлено уведомление об устранении ошибок по форме предоставления отчетности.

Вместе с тем, сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М) за ноябрь 2016 года были направлены обществом в ГУ - УПФР по телекоммуникационным каналам связи дополнительно -10.04.2017.

Таким образом,  как правильно указал суд первой инстанции, по состоянию на 25.01.2018  до момента выявления нарушений заявителем в адрес пенсионного фонда были переданы все необходимые и достоверные сведения, указанные в пункте 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в отношении всех застрахованных лиц.

С учетом изложенного, апелляционная коллегия считает необходимым согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии в действиях страхователя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ - непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.

Аргументированных доводов, опровергающих выводы суда области, в  апелляционной инстанции не заявлено.

При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не разрешается.

Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

       Решение Арбитражного суда Липецкой области от 10.07.2018 по делу №А36-2752/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            Е.А. Семенюта

Судьи                                                                                   Н.Д. Миронцева

                                                                                              ФИО1