г. Владимир
«19» мая 2022 года Дело № А39-11852/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 17.05.2022.
Полный текст постановления изготовлен 19.05.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Саранск Республики Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.02.2022 по делу № А39-11852/2021,
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным отказа администрации городского округа Саранск Республики Мордовия, выраженного в письме от 03.11.2021 № 6024-ОГ.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – Предприниматель) 14.10.2021 обратился в администрацию городского округа Саранск Республики Мордовия (далее – администрация) с заявлением о согласовании модульной вывески магазина «Вкусновар», расположенного по адресу: <...>.
Письмом от 03.11.2021 № 6024-ОГ администрация отказала в согласовании вывески и предложила доработать ее дизайн-проект.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа администрации, выраженного в письме от 03.11.2021 № 6024-ОГ.
Решением от 22.02.2022 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил заявленное Предпринимателем требование.
Администрация обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, представленная Предпринимателем в дизайн - проекте информация в части раскрытия профиля предприятия с учетом использованных словосочетаний является рекламой, поскольку эта информация направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к магазину «Вкусновар», «Магазин для винокуров», где Предприниматель предлагает к продаже товар, а также на формирование интереса к данному товару и к оказываемым Предпринимателем услугам по его продаже и продвижению на рынке, так как содержит уникальное торговое предложение.
Администрация настаивает на том, что она не возражала в согласовании вывески. В письме от 03.11.2021 № 6024-ог Предпринимателю было предложено доработать дизайн – проект вывески.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, а также заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений.
Согласно Правилам благоустройства территории городского округа Саранск, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12.07.2012 № 114 (далее - Правила благоустройства), устанавливать вывески рекламного характера разрешается только после согласования эскизов с администрацией городского округа Саранск (пункт 5.14 названных Правил благоустройства).
Всякие изменения фасадов зданий, связанные с ликвидацией или изменением отдельных деталей, а также устройство новых и реконструкция существующих оконных и дверных проемов, выходящих на главный фасад, производятся по согласованию с администрацией городского округа Саранск (пункт 5.20 Правил благоустройства).
Устанавливать вывески рекламного характера разрешается только после согласования эскизов с Администрацией городского округа Саранск (пункт 5.14 Правил благоустройства).
Порядок размещения вывесок на территории городского округа Саранск регулируется Положением «О порядке изготовления и размещения вывесок и витрин предприятий, оказывающих услуги населению» от 16.01.2012 (далее - Порядок).
Порядок размещения вывесок на территории городского округа Саранск определяет процедуру размещения вывесок и регулирует правовые отношения между органами местного самоуправления и физическими и юридическими лицами, возникающие в процессе размещения вывесок, а также регламентирует общие требования к вывескам.
Пунктом 2.1 Порядка определено, что вывеской считается техническое средство стабильного территориального размещения, предназначенное для размещения обязательной информации: фирменное наименование (наименование) организации - для юридических лиц (например, ООО «Меркурий») или организационно-правовая форма и ФИО - для предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица (например, ИП ФИО2), место нахождения (адрес) и режим работы. При наличии у организации зарегистрированного в установленном порядке товарного знака допускается его размещение на вывеске.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка в дополнение к обязательной информации на вывеске допускается размещение информации, раскрывающей профиль предприятия (тип, специализация).
Примерный перечень надписей, раскрывающих профиль предприятий и организаций по обслуживанию населения:
- для розничных предприятий, осуществляющих продовольственную торговлю: универсам, супермаркет, гастроном, продукты (продовольственный магазин), специализированный магазин и т.п.;
- для розничных предприятий, осуществляющих непродовольственную торговлю: универмаг, дом торговли (торговый дом), торговый центр, специализированный магазин, комиссионный магазин и т.п.;
- для оформления мест продаж: салонов связи, курс Центробанка.
Допускается при обозначении на информационных конструкциях профиля специализированных предприятий торговли использовать названия: «Рыба», «Булочная», «Кондитерские товары», «Молоко», «Овощи-фрукты», «Одежда», «Обувь», «Меха» и т.д., а при реализации товаров, объединенных по определенному потребительскому признаку, - «Диетические продукты», «Детское питание», «Товары для мужчин», «Товары для женщин», «Подарки», «Товары для спорта», «Букинистические товары» (пункт 2.4 Порядка).
Согласно пункту 5.1 Порядка размещение вывесок производится на основании согласования эскиза и места размещения вывески с Управлением градостроительства и архитектуры.
В соответствии с пунктом 5.2 Порядка к заявлению на согласование вывески прилагаются:
- дизайн-проект вывески с привязкой к месту ее размещения с отражением окружающего пространства с точки зрения его архитектурных особенностей, рекламно-информационного оформления;
- копии документов, подтверждающих государственную регистрацию заявителя;
- копии документов, подтверждающих право на здание (строение);
- согласие собственника имущества или иного уполномоченного собственником лица, на размещение вывески на указанном имуществе (при необходимости);
- копии документов, подтверждающие право собственности (пользования) торговой маркой, знаком обслуживания.
Требования к размещению вывески установлены в разделе 3 Порядка.
В силу пункт 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее - Постановление № 58), следует, что согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
При применении данной нормы судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
Разграничение рекламной конструкции и вывески может быть осуществлено с учетом целевого назначения содержащихся в них сведений, которое выявляется в результате оценки обстоятельств размещения таких сведений, в том числе внешнего вида, характера, размера и места расположения указанной конструкции.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Предпринимателем на согласование в администрацию одновременно с заявлением представлен дизайн-проект, предполагающий размещение двух видов конструкций:
- в виде объемных световых букв «Вкусновар. Магазин для винокуров» на композитной подложке размером 6600 x 500 мм. Указанная конструкция располагается на козырьке входной группы в нежилое помещение по адресу: <...>;
- световой короб размером 2710 x 1800 мм на наружной стене указанного нежилого помещения, на котором указана дополнительная информация о реализуемых товарах:
- «самогонные аппараты»;
- «дубовые бочки»;
- «пивоварни»;
- «домашние колбасы»;
- «и сыры»;
- «коптильни».
Предпринимателем в администрацию также представлены: договор от 01.02.2020 аренды нежилого помещения по адресу: <...>, разрешение собственника ФИО3 на размещение вывески.
Отказывая в согласовании вывески, администрация сослалась на то, что решением Совета депутатов городского округа Саранск от 30.08.2013 № 239 (в редакции от 17.05.2021), утверждена Концепция размещения наружной рекламы на территории городского округа Саранск (далее - Концепция). Согласно Концепции вывеска является средством наружной информации, содержащим сведения о фирменном наименовании (наименовании) организации, месте ее нахождения (адресе) и режиме ее работы. Содержание данных сведений является обязательным в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». В случае размещения на вывеске дополнительной информации о товарах, услугах и другой информации, она расценивается как рекламная конструкция (пункт 10.3 Концепции).
Администрация сочла, что конструкция, содержащая сведения о наименовании организации: «Вкусновар», «Магазин для винокуров», располагаемая на козырьке входной группы, является вывеской, световой короб, устанавливаемый на стене здания - рекламной конструкцией, поскольку на нем указана дополнительная информация в части реализуемых товаров.
Письмом от 03.11.2021 №6024-ОГ администрация предложила Предпринимателю доработать дизайн-проект вывески с учетом сделанных замечаний и получить разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы письмом от 03.11.2021 №6024-ОГ администрация фактически отказала Предпринимателю в согласовании эскиза вывески.
Между тем, исследовав материалы дела в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что информация, размещенная Предпринимателем на световом коробе, устанавливаемом на стене здания, в части реализуемых товаров, не отвечают признакам рекламы, установленным в статье 3 Закона о рекламе (отсутствуют изображения единиц продукции конкретных видов товаров (с маркировкой, наименованием, товарным знаком или иными обозначениями, позволяющими индивидуализировать конкретного производителя и марку товара), а равно индивидуализирующие и привлекающие внимание рядовых потребителей изображения средств индивидуализации конкретных хозяйствующих субъектов), следовательно, эта конструкция является информационной вывеской.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит в выводу, что в отношении спорной конструкции не требуется получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, поскольку она является информационной, а не рекламной.
Световой короб предполагается к размещению в месте осуществления Предпринимателем предпринимательской деятельности и информирует о профиле деятельности его магазина – продаже самогонных аппаратов, дубовых бочек, пивоварни, домашних колбас и сыров, коптильни.
Размещение такой конструкции не противоречит требованиям Порядка, Правил благоустройства, Концепции. Доказательств обратного администрацией не представлено и нормативно не обоснованно.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Предпринимателем были представлены в администрацию все необходимые документы, и оснований для отказа в согласовании вывески с предложением Предпринимателю доработать дизайн-проект вывески с учетом сделанных замечаний и получить разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции у администрации не имелось.
С целью восстановления нарушенного права суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильно обязал администрацию согласовать Предпринимателю модульную вывеску магазина «Вкусновар» по адресу: <...>.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное Предпринимателем требование.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Администрация от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.02.2022 по делу № А39-11852/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Саранск Республики Мордовия – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья А.М. Гущина
Судьи М.Н. Кастальская
Т.В. Москвичева