Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«31» октября 2018 года Дело № А39-1203/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 24.10.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 31.10.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Большаковой Т.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия (ОГРН <***>, ИНН <***>) на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.08.2018 по делу № А39-1203/2018, принятое судьей Александровым С.В. по заявлению администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), при участии в деле заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, муниципального бюджетного учреждения Ковылкинского муниципального района «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Ковылкинского муниципального района, Центрального банка Российской Федерации.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Администрация Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия (далее по тексту - Администрация) 13.12.2017 направила в адрес Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее по тексту - Управление) заявление №3886 о разграничении из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия имущества:
- административное здание Центрального банка Российской Федерации, назначение: нежилое, год ввода в эксплуатацию 1988 г., с кадастровым номером 13:24:0109064:221, площадь 1182,3 кв. м, расположенное по адресу: <...>. правообладатель (правообладатели): Центральный банк Российской Федерации (Банк России), ИНН: <***>; номер и дата государственной регистрации права: № 131/12-257/2003-128 от 02.12.2003; ограничение прав и обременение объекта недвижимости, вид - аренда, <...>, условный номер 13:24:257/2003:128, помещение в административном здании Центрального банка Российской Федерации, назначение: нежилое, общая площадь 1154, 8 кв. м, инв. № 16227, лит. АА; срок, на который установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости: с 16.05.2011 по 15.05.2021; номер и дата государственной регистрации права: № 13-13-03/003/2011-476 от 24.05.2011: лицо, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости: МБУ «МФЦ ФИО1», основание государственной регистрации: договор аренды объектов недвижимости от 16.05.2011 № ДТ-10-25/36, зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Республике Мордовия, дата регистрации: 24.05.2011, № 13-13-03/003/2011-476;
- здание дизильно-топочной Центрального банка Российской Федерации, назначение: нежилое, 1-этажный, год ввода в эксплуатацию 1988 г., с кадастровым номером 13:24:0109064:222, площадь 55 кв. м, расположенное по адресу: <...>. правообладатель (правообладатели): Центральный банк Российской Федерации (Банк России), номер и дата государственной регистрации права: № 13-1/12257/2003-129 от 02.12.2003; ограничение прав и обременение объекта недвижимости вид: аренда, <...>, условный номер 13:24:257/2003:129. Помещение в здании дизельно-топочной Центрального банка Российской Федерации, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 39, 1 кв. м, инв. № 19715, лит. Б, срок, на который установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости: с 16.05.2011 по 15.05.2021; номер и дата государственной регистрации права: № 13-13-03/003/2011-476 от 24.05.2011. Лицо, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости: МБУ «МФЦ ФИО1», основание государственной регистрации: договор аренды объектов недвижимости от 16.05.2011 № ДТ-10-25/36, зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия; дата регистрации: 24.05.2011, № 13-13-03/003/2011-476;
- бокс, назначение: нежилое, 1-этажный, с кадастровым номером 13:24:0109064:254, площадь 38,5 кв. м, расположенный по адресу: <...> д 70. правообладатель (правообладатели): Центральный банк Российской Федерации (Банк России), ИНН: <***>; номер и дата государственной регистрации права: № 13-1/12-257/2003-130 от 02.12.2003; ограничение прав и обременение объекта недвижимости вид: аренда, весь объект; номер и дата государственной регистрации права: № 13-13- 03/003/2011-476 от 24.05.2011; срок, на который установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости: с 16.05.2011 по 15.05.2021. Лицо, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости: МБУ «МФЦ ФИО1», основание государственной регистрации: договор аренды объектов недвижимости от 16.05.2011 № ДТ-10-25/36, зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия; дата регистрации: 24.05.2011, № 13-13-03/003/2011-476;
- земельный участок, с кадастровым номером 13:24:0101066:37 площадью 1400,0 кв. м, расположенный по адресу: Республика Мордовия, <...>, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования «общественное управление», правообладатель (правообладатели): Центральный банк Российской Федерации (Банк России), номер и дата государственной регистрации права: № 13-1/12-92/2001-214,1 от 10.12.2001, вид - постоянное (бессрочное) пользование, собственность № 13-13-03/034/2007-086 от 08.11.2007.
Письмом от 20.12.2017 № 13445 Управление сообщило, что согласно плану-графику перераспределения объектов Банка России на 2016-2020 гг изъятие объектов в г. Ковылкино запланировано на 2020 году, в связи с этим рассмотреть вопрос о передаче объектов в муниципальную собственность в настоящее время не представляется возможным.
Полагая, что данный отказ является недействительным, нарушающими его права и законные интересы, Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в непринятии решения по прекращению права федеральной собственности указанного имущества, а также обязании прекратить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 13:12:0211001:657 площадью 1400 кв. м.
Решением от 14.08.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Администрация ссылается на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Указывает, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Управление и Центральный Банк Российской Федерации в отзывах на апелляционную жалобу считают решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в установленном законом порядке не представили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из абзацев 6, 7, 8 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В силу пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее по тексту - Постановление № 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к настоящему Постановлению, в частности объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 5 Постановления № 3020-1).
Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с Приложением № 3 к Постановлению № 3020-1.
В соответствии со статьями 125 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственника в отношении федерального имущества осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 4 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяется Конституцией Российской Федерации и законом о Центральном банке Российской Федерации.
В статье 75 Конституцией Российской Федерации определены исключительное право Банка России на осуществление денежной эмиссии и основная функция - защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, а также статьей 1 Федерального Закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее по тексту - Закон о Центральном банке), согласно которой функции и полномочия, установленные указанным Законом, он осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 14.12.2000 № 268-0, от 15.01.2003 № 45-0 и в Постановлении от 03.07.2001 №10-П сформулировал правовую позицию, согласно которой Банк России в связи с исполнением им некоторых полномочий, по своей природе относящихся к функциям органов государственной власти, может быть отнесен к органам государственной власти.
В соответствии со статьей 2 Закона о Центральном банке имущество Банка России являются федеральной собственностью, в отношении него Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению.
На указанные в заявлении объекты за Центральным банком Российской Федерации в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрированы права владения, пользования и распоряжения. В отношении имущества, являющегося федеральной собственностью, Банк России осуществляет права собственника.
Принятие решения о прекращении права федеральной собственности возможно органом власти, осуществляющим права собственника.
В соответствии с пунктом 5.2 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности.
Вместе с тем в отношении федерального имущества в соответствии со статьей 2 Закона о Центральном банке Банк России самостоятельно осуществляет права собственника, состоящие согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации из права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России на основании статьи 2 Закона о Центральном банке без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Передача объектов недвижимости Росимуществу для осуществления им прав собственника от имени Российской Федерации осуществляется в соответствии с нормативными актами Банка России - Положением от 27.03.3017 № 584-П «О порядке исполнения структурными подразделениями Банка решений Комиссии Банка России по списанию имущества, дебиторской задолженности и других затрат о передаче Росимуществу и списании имущества с баланса Банка России».
При изложенных обстоятельствах, передача объектов недвижимости в муниципальную собственность Управлением без предварительной передачи ему имущества Банком России для осуществления им прав собственника является невозможной.
Кроме того, внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации и признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» связано с передачей полномочий из одного уровня власти в другой.
Следовательно, передача спорных объектов из федеральной собственности в муниципальную не может быть осуществлена в порядке, установленном положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при отсутствии доказательств перераспределения соответствующих полномочий.
Между тем Администрацией, как органом местного самоуправления, не представлены доказательства наделения ее новыми полномочиями, ранее относившимися к полномочиям федеральных органов государственной власти.
В соответствии со статьей 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно лицам, указанным в настоящей статье, в перечне которых находятся органы государственной власти и управления.
Согласно пункту 4 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанным в настоящей статье лицам на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования.
Права Банка России зарегистрированы в ЕГРН в установленном порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав. На указанных земельных участках расположены объекты недвижимого имущества Банка России.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной власти, их территориальным органам, федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, в случае, если на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал Администрации в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, Арбитражный Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.08.2018 по делу № А39-1203/2018оставить без изменения.
Апелляционную жалобу администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья Т.В. Москвичева
Судьи М.Б. Белышкова
А.М. Гущина