ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-103909/19 от 12.11.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-51917/2019

№ 09АП-53092/2019

г. Москва Дело № А40-103909/19

25 ноября 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2019 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Л.А. Москвиной,

судей:

Е.В. Пронниковой, И.В. Бекетовой,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № 13 апелляционные жалобы Департамента лесного хозяйства приморского края и Федерального агентства лесного хозяйства

на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2019, принятое судьей Яцевой В.А. (146-901) по делу № А40-103909/19

по заявлению 1) Департамента лесного хозяйства приморского края, 2) ПСМК «ЭНЕРГИЯ»

к Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз)

о признании незаконными пунктов предписания,

при участии:

от заявителей:

1) Политика А.А. по дов. от 22.04.2019;

2) Фунтусова Е.А. по дов. от 01.04.2019;

от ответчика:

Череватый И.С. по дов. от 08.11.2019;

Алиева А.Ш. по дов. от 04.09.2019;

У С Т А Н О В И Л:

Департамент лесного хозяйства Приморского края обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными пунктов 1-15, 17, 20-25, 27-29 предписания Федерального агентству лесного хозяйства от 15.10.2018 № 21/2018 (с учетом принятого судом уточнения). ПСМК «ЭНЕРГИЯ» также обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным пункта 4 предписания Федерального агентству лесного хозяйства № 21/2018 от 15.10.2018.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2019 признан незаконным п.4 предписания Федерального агентства лесного хозяйства от 15.10.2018 № 21/2018. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, Департамент лесного хозяйства приморского края и Федеральное агентство лесного хозяйства обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционных жалобах.

Заявители жалоб полагают, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.

В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Департамента лесного хозяйства приморского края поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Против апелляционной жалобы ответчика возражал.

В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Федерального агентства лесного хозяйства поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Против апелляционной жалобы Департамента возражал.

Представитель ПСМК «ЭНЕРГИЯ» поддержал свою правовую позицию.

Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.

Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционных жалоб, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.

При исследовании материалов дела установлено, что Федеральным агентством лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) на основании акта плановой выездной проверки деятельности Департамента лесного хозяйства Приморского края (далее - Департамент) от 27.07.2018 № 21/2018 вынесено Предписание № 21/2018 от 15.10.2018.

Не согласившись с доводами проверяющих лиц, изложенными в акте, Департамент направил проверяющему органу Протокол разногласий к акту проверки Рослесхоза от 27.07.2018 № 21/2018.

Доводы Департаменты не были приняты, что подтверждается письмом Рослесхоза от 12.10.2018 № ЕК-07-27/17047.

24.10.2018 в адрес Департамента поступило Предписание от 15.10.2018 № 21/2018 об устранении выявленных нарушений.

Не согласившись с пунктами 1-15, 17, 20-25, 27-29 указанного Предписания, Департамент обратился в суд с настоящим заявлением.

Не согласившись с пунктом 4 Предписания от 15.10.2018 № 21/2018, ПСМК «ЭНЕРГИЯ» также обратился в суд с заявлением.

Поддерживая вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований в части признания недействительным пункта 4 оспариваемого Предписания, а также об отказе в удовлетворении остальных требований, и отклоняя доводы апелляционных жалоб, апелляционная коллегия исходит из следующего.

Из материалов дела следует, то оспариваемое Предписание от 15.10.2018 № 21/2018 «Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Приморского края переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности» (Предписание) выдано на основании Акта плановой выездной проверки деятельности органа государственной власти Приморского края и должностных лиц органа государственной власти Приморского края переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий от 27.07.2018 №21/2018 (проверяемый период 2016, 2017, первое полугодие 2018), с учетом разногласий, рассмотренных Рослесхозом 12.10 2018.

Пунктом 1 оспариваемого Предписания Департаменту в срок до 01.04.2019 предписано обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при ведении государственного лесного реестра.

В рамках приказа Рослесхоза от 19.06.2018 №503, которым утверждено Положение о порядке действий должностных лиц Рослесхоза и его территориальных органов при контроле за исполнением предписаний об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий РФ в области лесных отношений, пунктом 7.2 установлен открытый перечень документов, подтверждающих обеспечение принятия мер направленных на недопущение выявленных нарушений план устранения нарушений, протокол совещания о рассмотрении нарушений, приказ о направлении сотрудников на обучение, приказ или распоряжение о закреплении за конкретным лицом персональной ответственности за недопущение выявленных нарушений и пр.).

Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти часть 9 статьи 91 Лесного кодекса).

В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте лесного хозяйства Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 05.12.2012 №373-па, Департамент является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области лесных отношений на территории Приморского края, а также исполняющим за счет субвенций из федерального бюджета переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений.

За счет субвенций из федерального бюджета Департамент лесного хозяйства Приморского края обеспечивает ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах Приморского края (пп. «р» п.2.1.5 Положения).

Доводы Департамента о том, что неполное внесение в ГЛР документированной информации в лесах расположенных на землях ООПТ не означает, что в формах ГЛР по Приморскому краю отсутствует информация, в связи с отсутствием хозяйственной деятельности в лесах на землях ООПТ, ранее внесенная информация фактически остается актуальной и за не предоставление актуальной информации для внесения в ГЛР от учреждений, является необоснованным.

Проверкой установлено, что ведение государственного лесного реестра не осуществляется в отношении образованных лесничеств на землях ООПТ и землях обороны и безопасности, что является нарушением требований ст.91 ЛК РФ и п. 8 Порядка ведения государственного лесного реестра, утверждённого приказом Рослесхоза от 30 мая 2011 г. № 194. В ГЛР информация о лесах на землях иных категорий содержится только в форме 3-ГЛР, но не по лесничествам, а в границах муниципальных образований.

Таким образом, в оспариваемом пункте Предписания обоснованно указано на обеспечение Департаментом Приморского края мер, направленных на соблюдение установленных требований при ведении ГЛР в отношении лесничеств на землях особо охраняемых природных территорий и землях обороны и безопасности.

Пунктом 2 Предписания Департаменту в срок до 01.04.2019 предписано обеспечить устранение нарушений, допущенных при внесении документированной информации в ГЛР и ее изменении (актами о внесении документированной информации в ГЛР №1-06- 2018-Рм от 03.05.2018, №1-06-2018-Рв от 16.04.2018, №1-06-2018-Рвв от 23.03.2018, №1- 06-2018-Рв от 26.01.2018, №1-06-2017-Рн от 21.11.2017 в ГЛР внесена недостоверная информация о количественных и качественных характеристиках лесов, о видах и границах особо защитных участков лесов; акты об изменении документированной информации ГЛР в отношении 14 земельных участков из состава земель лесного фонда на основании уведомлений Управления Росреестра по Приморскому краю не составлялись).

Департамент указывает на необходимость дополнительного финансирования, вместе с тем, заявителем не учтено следующее.

Проведенной проверкой установлено: требования приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 соблюдались в части составления актов о внесении документированной информации в ГЛР после ввода в действие материалов таксации лесов. Первичные документы (таксационные описания, лесоустроительные планшеты), на основании которых вносятся данные в ГЛР, поступали в Департамент письмами (Заявлениями) от лиц, обеспечивших проведение таксации лесов.

Выборочная проверка показала, что изменения в лесном фонде, связанные с хозяйственной деятельностью, вносятся в таксационные описания лесных кварталов и лесоустроительные планшеты с оценкой «Удовлетворительно» на основании Отчетов об использовании лесов, Актов сдачи-приёмки выполненных работ, Первичных документов инвентаризации лесных культур, Отчётов об охране, защите и воспроизводству лесов и т.д. согласно письму Рослесхоза от 20.06.2014 №ЮГ-06-54/7228. На основании первичной документации путем арифметических построений вносятся изменения в площадные и объемные показатели в годовых формах ГЛР.

Акты об изменении документированной информации ГЛР в проверяемый период на основании регулярно поступающей в лесничества и Департамент первичной документации не составлялись ни в Департаменте, ни в филиалах КГКУ «Примлес», что является нарушением требований приказа Минприроды России от 11.11.2013 №496.

Акты несоответствия данных ГЛР натурному обследованию в проверяемый период не составлялись.

Согласно ст. 91 Лесного кодекса, государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.

Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.2.1 ст.91 Лесного кодекса).

В силу п. п.2.1.5 Положения о департаменте, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 05.12.2012 №373-па, департамент Приморского края обеспечивает ведение ГЛР в отношении лесов, расположенных в границах Приморского края.

Согласно п.2.7, 2.10 Административного регламента исполнения государственной функции по ведению ГЛР и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из ГЛР, утвержденного приказом Минприроды России от 31.10.2007 №282, лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, а также органы государственной власти, осуществляющие управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, несут ответственность за полноту и достоверность представляемой для внесения в реестр документированной информации.

В случае выявления несоответствия представленной информации установленным критериям качества лицам, представившим информацию, направляется за подписью начальника ответственного структурного подразделения уполномоченного органа государственной власти мотивированный отказ в приемке информации, содержащий прямые ссылки на ошибки и указания на необходимость дополнения представленной информации.

Мотивированный отказ доводится до лиц, предоставивших информацию, в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации в канцелярии входящего пакета документов (3 рабочих дней с момента регистрации входящего электронного сообщения).

Лица, предоставившие информацию, обеспечивают корректировку необходимой информации и представление скорректированного пакета документов в уполномоченный государственной орган власти в срок не позднее 10 рабочих дней с момента получения мотивированного отказа.

Таким образом, действующим законодательством установлена процедура и основания внесения изменений в документированную информацию ГЛР, в том числе в случае наличия разночтений в данных ГЛР и натурных (фактических) характеристиках лесных участков.

В соответствии с п.2.1.3 Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в ГЛР и ее изменение, утвержденного приказом Минприроды от 11.11.2013 №496 одним из документов являющимся основанием для изменения документированной информации в государственном лесном реестре, является акт несоответствия данных ГЛР натурному обследованию.

Акт составляется при несоответствии данных ГЛР натурному обследованию в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в ГЛР, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию (п.4.3 приказа №496).

Основанием для внесения документированной информации в Акты является Акт осмотра лесного участка (п.2.2.25 приказа №496).

С учетом изложенного, Департамент обязан в установленные сроки составить и утвердить акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию и внести сведения в государственный лесной реестр.

Пунктом 3 Предписания Департаменту предписано в срок до 01.04.2019, обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при предоставлении государственной услуги по предоставлению выписки из ГЛР (на информационном стенде департамента размещена неполная информация о предоставлении государственной услуги; допущены нарушения установленных требований при ведении журнала учета заявлений и выписок: в отдельных случаях уведомления об отказе в предоставлении выписки из ГЛР не подготавливалось и не направлялось по почте заинтересованному лицу, отсутствует ФИО ответственного исполнителя, вводившего данные, информация о дате получения выписки и получателе).

Суд верно указал, что проверкой установлено: оказание государственной услуги по выдаче выписок из ГЛР производилось на основании Административного регламента исполнения государственной функции по ведению ГЛР и предоставления государственной слуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, утвержденного приказом МПР РФ от 31Л0.2007 № 282 (далее - Административный регламент).

Согласно приложению 3 и п. 2.13 Административного регламента, информация о процедуре предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из ГЛР размещена на сайте государственных услуг; на официальном сайте Департамента в сети Интернет размещен образец заявления и рекомендации по его заполнению, размещена недостоверная информация о нормативном правовом документе, устанавливающем перечень видов информации, предоставляемой в обязательном порядке заинтересованным лицам, и условий ее предоставления

На информационных стендах Департамента на момент проверки имеется только текст Административного регламента и образец Заявления о предоставлении выписки.

В нарушение п. 2.13 Административного регламента на информационном стенде Департамента отсутствует следующая информация:

- законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие деятельность по предоставлению данной государственной услуги;

- краткое описание порядка предоставления государственной услуги;

- месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса официальных сайтов уполномоченных органов государственной власти в сети Интернет и электронной почты;

- схема размещения сотрудников и режим приема ими заявителей в уполномоченных органах государственной власти;

- порядок получения консультаций;

- порядок обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц уполномоченных органов государственной власти, предоставляющих государственную услугу.

В нарушение п. 3.1-3.3 Административного регламента ежегодный контроль за совершением действий и принятием решений по исполнению государственной функции по ведению ГЛР и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из ГЛР в Департаменте в течение проверяемого периода не осуществлялся.

Решения руководителя уполномоченного органа государственной власти по результатам ежегодного контроля не принимались.

В нарушение п. 2.19 Административного регламента в Журнале учета заявлений и выписок за 2017 год отсутствуют Ф.И.О. и подпись ответственного исполнителя, ответственного за внесение данных.

В нарушение п. 2.19 Административного регламента в Журнале учета заявлений и выписок за 2017 год информация об обращениях и предоставлении выписок из ГЛР вносится нерегулярно и не полностью.

В нарушение п. 2.19 Административного регламента в Журнале учета заявлений и выписок за 2016 год имеют место быть случаи:

отсутствие информации о получателе (номера 50, 51, 88);

отсутствие информации о дате получения выписки и получателе (номера 67-72);

отсутствие информации о дате получения выписки (номера 95 96).

В нарушение п. 2.27 Административного регламента уведомления об отказе в предоставлении выписки из ГЛР по причине непредставления заинтересованным лицом документов, подтверждающих внесение платы за предоставление выписки, не подготавливались и заинтересованным лицам по почте не направлялись.

На основании чего было обоснованно предписано обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при предоставлении государственной услуги по предоставлению выписки из ГЛР.

Как верно указал суд первой инстанции, довод заявителя о том, что Департаментом ранее проводилась проверка исполнения государственной услуги по ведению ГЛР и предоставлению услуги по предоставлению выписки из ГЛР, по результатам которой нарушения не установлены не является основанием для признания пункта 3 Предписания незаконным.

Пунктом 5 Предписания в срок до 01.06.2019 Департаменту предписано обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при предоставлении лесных участков в безвозмездное пользование.

Довод заявителя сводится к тому, что пункт неисполним в силу нечеткого его изложения.

При этом, отклоняя указанный довод, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Акт проверки, полученный заявителем в день окончания проверки - 27.07.2018 содержит полную информацию о выявленных нарушениях. В части нарушений, о которых идет речь в предписании, в Акте указано: «Обязанность по регистрации договоров безвозмездного пользования, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 01.05. 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №119-ФЗ) возложена на Ссудодателя (5 рабочих дней со дня поступления подписанного договора).

Выборочной проверкой установлены нарушения сроков государственной регистрации прав:

- заявления Цветаева СЛ., входящие Департамента от 07.03.2017 № 38-2020, № 38-2022, от 24.03.2017 № 38-2687, приказ об утверждении схемы размещения земельного (лесного) участка на публичной кадастровой карте от 16.01.2017 № 36 (приказ о внесении изменений от 07.02.2017 № 124), приказ о предоставлении лесного участка в безвозмездное пользование от 27.02.2017 №231, договор либо уведомление о передаче документов для проведения регистрационных действий в материалах отсутствуют;

- материалы о предоставлении Перминову МЛ. (приказ о предоставлении лесного участка от 02.04.2018 № 352), Бекетову П.В. (приказ о предоставлении от 23.03.2018 № 313) земельного участка в безвозмездное пользование содержат не подписанные сторонами и не зарегистрированные договоры.

В материалах о предоставлении лесного участка Дуюнову Д.В. договор также отсутствует (приказ о предоставлении от 02.06.2016№ 527)».

Таким образом, информация о выявленных нарушениях является четкой, конкретной и обоснованной.

При этом согласно предписанию Департаменту требуется «обеспечить принятие мер по недопущению выявленных нарушений».

Действия, которые следует совершить при исполнении такого рода требований, регламентируются приказом Рослесхоза от 19.06.2018 №503.

Пунктом 7.2 приказа №503 при исполнении предписания об обеспечении принятия мер по недопущению выявленных нарушений необходимо представить: план устранения нарушений либо протокол совещания о рассмотрении нарушений либо приказ о направлении сотрудников на обучение и пр. Представлены могут быть как один из перечисленных документов так и несколько, на усмотрение лица, обеспечивающего принятие таких мер.

Данное требование направлено на недопущение в дальнейшем выявленных нарушений.

В пункте 6 Предписания указано в срок до 01.06.2019 обеспечить расторжение договора о передаче прав и обязанностей ООО «Шетуха» по договору аренды лесного участка от 20.12.2016 №77/41-16.

Проверкой установлено, что победитель торгов от 05.12.2016 ООО «Приморский базальт» заключает 05.07.2017 с ООО «Шетуха» договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка из состава земель лесного фонда для осуществления рекреационной деятельности (предоставление участка для детских оздоровительных лагерей) № 77/41-16 от 20.12.2016. Срок договора о передаче прав до 25.01.2066, регистрационная запись от 21.07.2017.

В силу требований п.7 ст.448 ГК РФ победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом (формулировка нормы в редакции Федерального закона №39-Ф3 от 28.03.2017, действующего в период с 08.04.2017 по 11.07.2017).

Также суд правомерно отклонил довод заявителя о том, что пункт 7 ст.448 ГК РФ введен в действие Федеральным законом от 26.07.2017 №212-ФЗ и не действовал на момент передачи прав, поскольку указанным Федеральным законом №212-ФЗ пункт 7 статьи 448 ГК РФ видоизменен, но правовой смысл статьи остался неизменным.

Пунктом 7 Предписания Департаменту предписано в срок до 01.06.2019 обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при подготовке и проведении аукционов по продаже прав на заключение договора аренды лесного участка.

Довод Департамента о неисполнимости указанного пункта также правомерно отклонен судом первой инстанции.

Из материалов дела следует, что проверкой установлены нарушения действующего законодательства, в том числе положений Административного регламента, утвержденного постановлением Губернатора Приморского края от 04.10.2016 №72-пг, предписывающие порядок проведения аукционов: соглашения о задатках не подписаны, отсутствуют сведения об уведомлении, о допуске к участию в аукционе, отсутствуют выписки из ЕГРЮЛ, сведения о направлении межведомственных запросов и прочее.

Ввиду неустранимости нарушений было предписано обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при подготовке и проведении аукционов по продаже прав на заключение договора аренды.

Действия, которые следует совершить при исполнении такого рода требований, регламентируются приказом Рослесхоза от 19.06.2018 №503.

Пунктом 7.2 приказа №503 при исполнении предписания об обеспечении принятия мер по недопущению выявленных нарушений необходимо представить: план устранения нарушений либо протокол совещания о рассмотрении нарушений либо приказ о направлении сотрудников на обучение и пр. Представлены могут быть как один из перечисленных документов так и несколько, на усмотрение лица, обеспечивающего принятие таких мер.

В пункте 8 Предписания указано на необходимость в срок до 01.06.2019 обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при выдаче разрешений на проведение работ по геологическому изучению недр без предоставления лесного участка.

При выдаче разрешений проверкой установлены нарушения Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденных приказом Рослесхоза от 27.12.2010 №515: нарушен срок принятия решений, отсутствуют документы, установленные Положением №515.

Ввиду неустранимости нарушений было предписано обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при выдаче разрешений на проведение работ по геологическому изучению недр без предоставления лесного участка.

Действия, которые следует совершить при исполнении такого рода требований, регламентируются приказом Рослесхоза от 19.06.2018 №503.

Пунктом 7.2 приказа №503 при исполнении предписания об обеспечении принятия мер по недопущению выявленных нарушений необходимо представить: план устранения нарушений либо протокол совещания о рассмотрении нарушений либо приказ о направлении сотрудников на обучение и пр. Представлены могут быть как один из перечисленных документов так и несколько, на усмотрение лица, обеспечивающего принятие таких мер.

С учетом изложенного суд правомерно признал довод Департамента о неисполнимости указанного пункта необоснованным.

Пунктом 9 оспариваемого предписания Департаменту предписано в срок до 31.12.2018 обеспечить привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших выдачу разрешений на проведение работ по геологическому изучению недр без предоставления лесного участка.

Довод о неисполнимости указанного пункта не нашел свое подтверждение в материалах дела, незаконность указанного пункта не установлена.

Как верно отметил суд первой инстанции, срок исполнения данного пункта истек, исполнение пункта 9 предписания проверено.

Письмом от 21.05.2019 Рослесхозом снят с контроля указанный пункт оспариваемого предписания.

В пункте 10 Предписания указано на необходимость в срок до 01.06.2019 обеспечить устранение нарушений, допущенных при выдаче разрешений при проведении работ по геологическому изучению недр без предоставления лесных участков.

Департамент ссылается на устранение выявленного нарушения, вместе с тем, суд отмечает следующее.

Из материалов дела следует, что проверкой установлено 4 разрешения, выданных с нарушением требований, установленных статьей 87 ЛК РФ и п.6 Порядка №515.

Лесохозяйственные регламенты не приведены в соответствие и указанные в разрешениях виды использования лесов предусмотрены лесохозяйственными регламентами Уссурийского, Сергеевского и Арсеньевского лесничеств.

На момент проведения проверки нарушение имело место, в связи с чем обоснованно и законно включено в Предписание для обеспечения устранения.

Пунктом 11 Предписания указано на необходимость в срок до 01.06.2019 обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений.

Проверкой установлены нарушения действующего законодательства, в том числе положений Административного регламента, утвержденного постановлением Губернатора Приморского края от 04.10.2016 №71-пг, предписывающие порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений: нарушены сроки заключения договоров, неполная документация об аукционах, нарушены сроки оформления актов приема- передачи лесных насаждений, отсутствуют наименования лесничеств, осмотры лесосек и прочее.

Ввиду неустранимости нарушений было предписано обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений.

Действия, которые следует совершить при исполнении такого рода требований, регламентируются приказом Рослесхоза от 19.06.2018 №503.

Пунктом 7.2 приказа №503 при исполнении предписания об обеспечении принятия мер по недопущению выявленных нарушений необходимо представить: план устранения нарушений либо протокол совещания о рассмотрении нарушений либо приказ о направлении сотрудников на обучение и пр. Представлены могут быть как один из перечисленных документов так и несколько, на усмотрение лица, обеспечивающего принятие таких мер.

Таким образом, довод заявителя о неисполнимости указанного пункта необоснован.

Пунктом 12 оспариваемого ненормативного акта Департаменту предписано в срок до 01.04.2019 обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Материалами дела подтверждается, в нарушение требований пунктов 5, 7 приказа Минприроды России от 26.09.2016 №496 в принятых заявлениях отсутствуют обязательные данные юридического лица (банковские реквизиты, номер договора аренды, регистрационная запись договора), нарушен срок проведения экспертизы, масштаб тематических лесных карт не соответствует установленным требованиям.

Ввиду неустранимости нарушений административным органом было предписано обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Действия, которые следует совершить при исполнении такого рода требований, регламентируются приказом Рослесхоза от 19.06.2018 №503.

Пунктом 7.2 приказа №503 при исполнении предписания об обеспечении принятия мер по недопущению выявленных нарушений необходимо представить: план устранения нарушений либо протокол совещания о рассмотрении нарушений либо приказ о направлении сотрудников на обучение и пр. Представлены могут быть как один из перечисленных документов так и несколько, на усмотрение лица, обеспечивающего принятие таких мер.

Соответственно, довод заявителя о неисполнимости указанного пункта необоснован.

В пункте 13 Предписания указано на необходимость в срок до 01.06.2019 обеспечить устранение допущенных при утверждении положительных заключений государственной экспертизы на проекты освоения лесов, разработанных с нарушением требований, установленных п.п.31,33 состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 №69, а именно, при внесении изменений в проекты освоения лесов в части лесных участков, предоставленных по договорам аренды от 29.12.2008 №250/29 (АО «Приморский горно-обогатительный комбинат»), от 15.09.2008 №60/29 (ПМСК «Энергия»), от 26.11.2008 №171/29 (ООО «Восточный»), от 27.11.2008 №174/29 (ООО «ЯППИ») использовались материалы таксации лесов, не внесенные в установленном порядке в лесохозяйственный регламент Рощинского лесничества.

Довод заявителя о том, что пункт предписания не является четким, конкретным и обоснованным, правомерно отклонен судом первой инстанции ввиду его необоснованности. В пункте прописано нарушение, обоснование нарушения и четкое требование устранения нарушения.

Пунктом 14 Предписания Департаменту предписано в срок до 31.12.2018 обеспечить привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших принятие лесных деклараций на 2016, 2017, 2018 годы (ООО «Кировсклес», в котором сведения по видам и объемам использования лесов не соответствуют договору аренды лесного участка и проекту освоения лесов).

Суд отмечает, что срок исполнения данного пункта истек, исполнение пункта 14 предписания проверено. Письмом от 21.05.2019 Рослесхозом снят с контроля указанный пункт оспариваемого предписания.

Отклоняя доводы Департамента, суд правомерно отметил, что истечение сроков привлечения к дисциплинарной ответственности не свидетельствует о том, что на момент вынесения предписания указанное требование являлось необоснованным и неисполнимым.

Пунктом 15 Предписания заявителю предписано в срок до 01.04.2019 обеспечить привлечение к установленной законом ответственности ООО «Фортуна», использующее леса по договору аренды лесного участка от 20.05.2011 №54/41 с нарушением установленных требований, а также принятие мер по устранению Обществом выявленных нарушений, в том числе в форме выдачи соответствующих предписаний и (или) представлений, предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (отчет об использовании лесов за 2017 год не подавался).

Из материалов дела следует, что проверкой установлено, что Арендатор ООО «Фортуна» предоставил отчёт об использовании лесов за январь - декабрь 2017 составленный с нарушением требований приказа Минприроды России от 25.12.2014 №573 от 25.12.2014 № 573 "Об установлении Порядка представления отчета об использовании лесов и его формы, требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме", а именно, не указаны вид использования лесного участка, площадь участка, предоставленная в аренду. Отчет об использовании лесов за 2017 год согласно приказу Минприроды России от 21.08.2017 № 451 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка представления отчета об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме» - не подавался.

Данное нарушение квалифицируется по ст.8.25, 29.13 КоАП РФ.

Довод Департамента об истечении срока привлечения юридического лица к административной ответственности не свидетельствует о незаконности указанного пункта предписания. С указанными выводами соглашается апелляционная коллегия.

В соответствии с ч.1 ст.28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

Правонарушение выявлено 27.07.2018, протокол уполномоченным должностным лицом составлен не был.

В пункте 17 Предписания административный орган предписывает в срок до 01.04.2019 обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при внесении информации в единую государственную систему информации об учете древесины и сделок с ней (далее - ЕГАИС).

Довод заявителя сводится к тому, что граждане не обязаны вносить данные в ЕГАИС по договорам купли-продажи лесных насаждений, однако в таком случае информация должна быть предоставлена органами государственной власти, осуществляющими в соответствии со ст.ст.81-83 Лесного кодекса.

Согласно части 3 статьи 50.6 Лесного кодекса в целях обеспечения учета древесины, информации о сделках с ней, а также осуществления анализа, обработки представленной в нее информации и контроля за достоверностью такой информации создана Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (далее - ЕГАИС учета древесины и сделок с ней).

Информация в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней представляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ полномочия по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду и заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими маркировку древесины, сделки с древесиной (часть 6 статьи 50.6 Лесного кодекса).

Обязанность подавать декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для которых в случае непредставления или несвоевременного представления декларации о сделках с древесиной наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 8.28.1 КоАП РФ. Физические лица, приобретающие древесину, декларацию о сделках подавать не обязаны.

Согласно ч. 2 статьи 50.5, пунктом 8 части 9 статьи 50.6 Лесного кодекса в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней содержится указанная в декларациях о сделках с древесиной информация о лице, подавшем такую декларацию, а также о лице, в собственность которого отчуждается древесина.

В силу пункта 4 части 2 статьи 50.5 Лесного кодекса в декларации о сделках с древесиной указываются также сведения о договоре, по которому приобретается или отчуждается древесина, в том числе наименования сторон этого договора

Соответственно, сделки с древесиной, заключенные с физическими лицами, декларируются в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней в одностороннем порядке продавцом древесины - юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем.

Пунктами 2.1.39, 2.1.47 Положения о Департаменте лесного хозяйства Приморского края, административный орган обеспечивает учет древесины, заготавливаемой гражданами для собственных нужд в соответствии с Лесным кодексом.

Представляет в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней документированную информацию в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Следовательно, именно Департамент лесного хозяйства Приморского края обязан вносить в ЕГ АИС информацию о сделке, совершенной между ним и физическим лицом.

Пункт 20 оспариваемого ненормативного акта предписывает в срок до 31.12.2018 обеспечить привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения при проведении работ по лесовосстановлению.

Суд правомерно отметил, что срок исполнения данного пункта истек, исполнение пункта 20 предписания проверено. Письмом от 21.05.2019 Рослесхозом снят с контроля указанный пункт оспариваемого предписания.

Пунктом 21 Предписания указано на необходимость в срок до 01.04.2019 обеспечить принятие мер, направленных на недопущение использования нерайонированных семян лесных растений.

В нарушение требований п.4 статьи 65 Лесного кодекса, п.5 Порядка использования районированных семян лесных растений основных лесных древесных пород, приказа Минприроды России от 17.09.2015 №400, из представленных департаментом документов не предоставляется возможным определить происхождение семян.

Ввиду неустранимости нарушений было предписано обеспечить принятие мер, направленных на недопущение выявленных нарушений при использовании семян лесных растений.

Действия, которые следует совершить при исполнении такого рода требований, регламентируются приказом Рослесхоза от 19.06.2018 №503.

Пунктом 7.2 приказа №503 при исполнении предписания об обеспечении принятия мер по недопущению выявленных нарушений необходимо представить: план устранения нарушений либо протокол совещания о рассмотрении нарушений либо приказ о направлении сотрудников на обучение и пр. Представлены могут быть как один из перечисленных документов так и несколько, на усмотрение лица, обеспечивающего принятие таких мер.

Таким образом, довод заявителя о неисполнимости пункта является необоснованным.

В пункте 22 Предписания Департаменту предписано в срок до 31.12.2018 обеспечить привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и при производстве по делам об административных правонарушениях, а также принятие мер, направленных на недопущение указанных нарушений.

Отклоняя доводы Департамента, суд первой инстанции правомерно отметил, что истечение сроков привлечения к дисциплинарной ответственности не свидетельствует о том, что на момент вынесения предписания указанное требование являлось необоснованным и неисполнимым.

Кроме того, срок исполнения данного пункта истек, исполнение указанного пункта предписания проверено.

Пунктом 23 Предписания указано на необходимость в срок до 01.11.2019 обеспечить перерасчет арендной платы по договорам аренды лесных участков с учетом выявленных нарушений и внесение в них изменений, а также доначисление недополученного дохода в федеральный бюджет в сумме 15144,12 тыс. рублей.

Департамент ссылается на то, что пункт Предписания фактически исполнен: анализ договоров произведен, нарушения устранены (письмо от 02.11.2018 №672).

Вместе с тем, указанное основание не является основанием для признания пункта незаконным, и не свидетельствует о том, что на момент вынесения предписания указанное требование являлось необоснованным.

Пункт 24 оспариваемого ненормативного акта предписывает в срок до 01.04.2019 обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при расчете платы по договорам купли-продажи лесных насаждений, а также начисление пени за просрочку платежей по договорам купли-продажи лесных насаждений в сумме 47,18 тыс. рублей.

Довод заявителя об отсутствии расчетов, сведений о договорах, где требуется провести начисление пени необоснован.

На странице 192 Акта проверки имеется таблица №11.8, в которой отражены реквизиты договоров, наименование арендатора, суммы, поступившие в ФБ по факту и сумма, которая должна быть перечислена по договору с учетом применения коэффициента, в примечании отражено основания по которым требуется применение указанного коэффициента 1,51.

Действия, которые следует совершить при обеспечении принятия мер, направленных на соблюдение установленных требований, регламентируются приказом Рослесхоза от 19.06.2018 №503.

Пунктом 7.2 приказа №503 при исполнении предписания об обеспечении принятия мер по недопущению выявленных нарушений необходимо представить: план устранения нарушений либо протокол совещания о рассмотрении нарушений либо приказ о направлении сотрудников на обучение и пр. Представлены могут быть как один из перечисленных документов так и несколько, на усмотрение лица, обеспечивающего принятие таких мер.

Пункт 25 оспариваемого ненормативного акта предписывает в срок до 01.04.2019 обеспечить начисление неустойки по договорам аренды лесных участков за нарушение представления проектов освоения лесов для проведения государственной экспертизы на сумму 4350,0 тыс. рублей, а также принятие мер, направленных на соблюдение арендаторами лесных участков установленных требований при использовании лесов в части разработки проектов освоения лесов.

Полная информация о договорах и о причитаемых суммах по данным комиссии и по данным Департамента, недополученных суммах в ФБ отражена в Акте проверки в таблице №11.13 (стр. с 200 по204).

В конце указанной таблицы сделан анализ о нарушении и отражены суммы, подлежащие начислению (стр.204 Акта абз.2 после таблицы) «...пени за 2016 год в сумме 46,81 тыс. рублей, за 2017 год в сумме 0,37 тыс. рублей».

Таким образом, довод Департамента о неясности пункта и о его неисполнимости не нашел своего подтверждения.

С указанными выводами суда первой инстанции также соглашается апелляционная коллегия.

Пунктом 27 оспариваемого ненормативного акта предписано в срок до 31.12.2018 обеспечить привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нецелевое использование средств субвенций из федерального бюджета, а также принятие мер по недопущению указанных нарушений;

Пунктом 28 оспариваемого ненормативного акта предписано в срок до 31.12.2018 обеспечить привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших неэффективное использование средств субвенций из федерального бюджета, а также принятие мер по недопущению указанных нарушений.

Ссылки на неисполнимость указанных пунктов суд отклоняет, на момент вынесения предписания указанные требования являлись обоснованными ввиду следующего.

В соответствии с частью 9 статьи 83 Лесного кодекса уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю за осуществлением переданных полномочий организует и осуществляет контроль за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений.

Вместе с этим, указанная редакция части 9 статьи 83 Лесного кодекса вступила в законную силу 01.01.2019, предыдущая редакция статьи (действовавшая в период издания предписания) была изложена следующим образом:

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет контроль за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности, в том числе освобождению от занимаемой должности.

Кроме, того, указанные пункты Предписания не обязывают Департамент нарушать положения трудового законодательства. В частности, в случае, если по результатам проведения служебной проверки, будет установлено, что виновное лицо, в отношении которого на основании положений Трудового кодекса невозможно применение дисциплинарного взыскания (в связи с увольнением, в связи с истечением максимального срока привлечения к ответственности и по иным обстоятельствам), указанные пункты Предписания могут быть сняты с контроля.

Кроме того, сроки исполнения указанных пунктов истекли. Их исполнение проверено.

В пункте 29 Предписания содержится указание на необходимость в срок до 01.04.2019 обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при формировании, доведении и исполнении государственного задания, а также при предоставлении субсидии на финансовое обеспечение государственного задания (в 2016-2017 годах отсутствуют обоснованные расчета нормативных затрат на выполнение работ «Тушение лесных пожаров», «Предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, включая территорию ООПТ»...)

Ввиду неустранимости нарушений было предписано обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при формировании, доведении и исполнении государственного задания, а также при предоставлении субсидии на финансовое обеспечение государственного задания в последующие периоды.

Действия, которые следует совершить при исполнении такого рода требований, регламентируются приказом Рослесхоза от 19.06.2018 №503.

Пунктом 7.2 приказа №503 при исполнении предписания об обеспечении принятия мер по недопущению выявленных нарушений необходимо представить: план устранения нарушений либо протокол совещания о рассмотрении нарушений либо приказ о направлении сотрудников на обучение и пр. Представлены могут быть как один из перечисленных документов так и несколько, на усмотрение лица, обеспечивающего принятие таких мер.

Таким образом, довод Департамента о неисполнимости данного пункта необоснован.

Кроме того, предписанием № 21/2018 от 15.10.2018 «Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Приморского края переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности» (далее - Предписание) контроль за его исполнение, а также плана мероприятий возложен на Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу.

В связи с чем, по истечении срока, предоставленного для исполнения Департаменту лесного хозяйства Приморского края, пунктов предписания Рослесхоза Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу проводит проверку исполнения Департаментом лесного хозяйства Приморского края переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений по вопросу исполнения пунктов Предписания, по итогу которой составляется Акт проверки.

Актом проверки от 22.04.2019 № 17 (Приложение № 1 к настоящим письменным пояснениям) Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу отчитался в Рослесхоз об исполнении Департаментом лесного хозяйства Приморского края требований пунктов: 1, 3, 12, 15, 16, 17, 19, 21, 24, 25, 26, 29 и просил Рослесхоз снять их с контроля.

Актом проверки от 28.06.2019 № 32 (Приложение № 2 к настоящим письменным пояснениям) Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу отчитался в Рослесхоз об исполнении Департаментом лесного хозяйства Приморского края требований пунктов: 5, 6, 7, 8, 11, 13 и просил Рослесхоз снять их с контроля.

Письмом от 21.05.2019 № ЕК-07-27/8831 Рослесхоз проинформировал Департаменты, что, рассмотрев материалы об исполнении пунктов 9, 14, 20 Предписания принял решения о снятии с контроля указанных пунктов Предписания.

Таким образом, на момент рассмотрения дела Департаментом лесного хозяйства Приморского края были исполнены обжалуемые пункты 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 24, 25, 26, 29, что в том числе не может свидетельствовать о неисполнимости указанных пунктов предписания.

Удовлетворяя требования в части признания недействительным пункт 4 Предписания, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Из материалов дела следует, что Пунктом 4 Предписания Департаменту в срок до 01.06.2019 предписано обеспечить отмену приказов Департамента от 20.11.2017 №1281, от 25.01.2018 №74, от 21.03.2018 №285, от 11.04.2018 №389, от 28.04.2018 №479 о введении в действие материалов лесоустройства Рощинского и Спасского лесничеств, утвержденных с нарушением установленных требований (в отсутствии приказов Рослесхоза об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ введены в действие материалы лесоустройства, в которых изменены границы особо защитных участков лесов в Мельничном, Восточном, Вострецовском, Новопокровском участковых лесничествах Рощинского лесничества, Свягинском и Нововладимирском участковых лесничествах Спасского лесничества; Новопокровское участковое лесничество Рощинского лесничества: масштаб топографических карт не соответствует масштабу лесоустроительных планшетов, при проектировании мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов не составлены соответствующие ведомости; Свиягинское участковое лесничество Спасского лесничества: запас древесины, коэффициент состава, высоты и диаметра преобладающей породы определены с нарушением установленных нормативов точности, запас насаждений рассчитан с нарушением установленных требований).

Приказами Департамента по вводу в действие материалов таксации производилось отнесение лесных участков к особо защитным участкам (далее - ОЗУ) и установление их границ на лесоустроительных планшетах и в таксационных описаниях. Кроме того, этими же приказами Департамента производилось исключение лесных участков из состава ранее выделенных ОЗУ с соответствующим исключением информации из таксационных описаний и лесоустроительных планшетов.

ПСМК «Энергия» является арендатором лесного участка согласно договору аренды лесного участка от 15.09.2008 № 60/29, заключенному с Департаментом лесного хозяйства Приморского края. Срок действия договора до 2028 года.

Пункт 4 Предписания № 21/2018 содержит требование об отмене приказа № 285 от 21.03.2018 о введении в действие материалов лесоустройства лесного участка, переданного ПСМК «Энергия» по договору аренды.

Материалы лесоустройства в соответствии с Актами о внесении информации внесены в Государственный лесной регламент (ГЛР) учтены в лесном плане и лесохозяйственном регламенте, процедура исключения их из ГЛР не предусмотрена.

Приказ Минприроды России от 11.11.2013 N 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» (далее - Приказ) не содержит положений о возможности исключения сведений из ГЛР.

Указанным Приказом утверждены прилагаемые перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение.

Согласно п. 2.1. Приказа документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются следующие Акты:

2.1.1. Акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр.

2.1.2. Акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра.

2.1.3. Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию.

То есть Акт об исключении информации из ГЛР законом не предусмотрен.

Пунктом 2.2. Приказа установлено, что основанием для внесения документированной информации в Акты является первичная документация, именно материалы лесоустройства.

Таким образом, Департамент лесного хозяйства Приморского края ввел в действие материалы лесоустройства приказом № 285 от 21.03.2018 «О введение в действие материалов лесоустройства лесного участка, переданного в аренду ПСМК «Энергия» по договору от 15.09.2008 №60/29 (Рощинское лесничество, Восточное и Вострецовское участковые лесничества), общей площадью 56791,83га», а не утвердил ОЗУ.

Исходя из п. 2.1. Приказа в материалы лесоустройства могут быть внесены изменения, по форме Акта установленного Приказом образца.

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от

15.01.2019 № 10 "Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра и внесении изменений в Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденные приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 г. № 496" (Зарегистрирован 04.04.2019 № 54270) также не предусматривает возможность исключения сведений из ГЛР, а регулирует порядок внесения изменений.

Таксация лесов на лесном участке, предоставленном ПСМК «Энергия» по договору аренды проведена глазомерным способом по второму таксационному разряду в соответствии с требованиями «Лесоустроительной инструкции», утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 года № 516, а также параметрами, работ, установленными в рамках первого лесоустроительного совещания.

В соответствии с п. 84 лесоустроительной инструкции технической основой таксационных работ являлись материалы цифровых космических съемок.

Согласно п. 85 лесоустроительной инструкции, материалы космических съемок использовались при выполнении полевых и камеральных съемочно-геодезических, таксационных и картографических работ. По снимкам производилось: опознавание границ, просек, визиров, ходовых линий в процессе натурной таксации, опорных точек, необходимых для трансформирования снимков и последующего создания ортофотопланов и цифровых карт; полевое, полекамеральное и камеральное контурное и лесотаксационное аналитическое, аналитико-измерительное дешифрирование с целью определения или уточнения границ лесотаксационных выделов и их таксационных характеристик; составление лесоустроительных планшетов и других лесных карт.

При проведении аналитико-измерительного дешифрирования, в соответствии с п. 67 лесоустроительной инструкции, устранялись видимые на космоснимках ошибки контурного дешифрирования прежнего лесоустройства.

Для соблюдения преемственности данных и в соответствии с п. 89 лесоустроительной инструкции разделение лесных кварталов на лесотаксационные выделы и нанесение их границ на космические снимки производилось с использованием материалов предыдущего лесоустройства, также проводились полевые работы с целью проверки данных материалов на местности (выезды на территорию арендного участка)

В соответствии с п. 96 лесоустроительной инструкции, новые объекты лесной инфраструктуры (лесные дороги), созданные за период, прошедший со времени предыдущего лесоустройства, выделялись в отдельные выделы. В случаях, когда лесные дороги проходили через выделы ОЗУ, данные выделы разделялись и часть их площади перераспределялась на новые выделы, занятые лесной инфраструктурой. Данные методы основаны на Лесоустроительной инструкции.

Таким образом, изменения в ОЗУ вызваны изменениями Водного кодекса в части берегозащитных полос.

При выполнении положений лесоустроительной инструкции и Водного кодекса, при проведении таксации лесов, границы и площади ОЗУ не могут не подвергаться изменениям даже в том случае, если при проведении лесоустройства новые ОЗУ не проектировались. Площадь ОЗУ при проведении базового, предыдущего лесоустройства составлял 20174 Га. В конце декабря 2018 подготовлен новый проект освоения лесного участка ПСМК «Энергия», который прошел экспертизу и утвержден Департаментом лесного хозяйства Приморского края. Площадь ОЗУ по данным материалам составила 20142,4 га. В результате проведенного лесоустройства и проекта освоения лесов суммарная площадь ОЗУ на лесном участке по сравнению с базовым лесоустройством 2008 года уменьшалась всего на 31,6 га (на 0,16%) по сравнению с предыдущими материалами лесоустройства. Незначительное изменение границ и площадей ОЗУ, в данном случае, свидетельствует о том, что при лесоустройстве новые ОЗУ не проектировались, а таксация лесов на лесном участке проведена в полном соответствии с действовавшей в период проведения работ лесоустроительной инструкцией.

Таким образом, изменения границ ОЗУ в Рощинском лесничестве не связана с проектированием новых ОЗУ, следовательно, со стороны Департамента лесного хозяйства Приморского края в этой части не может быть нарушений установленных требований по введению в действие материалов лесоустройства лесного участка в отсутствие приказов Рослесхоза о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ.

Проведение лесоустройства - полномочия органа исполнительной власти субъекта РФ, таксация - вид работ по лесоустройству. Выделение лесных участков с признаками ОЗУ, согласно п. 62 Лесоустроительной инструкции в отдельные выделы не является проектированием ОЗУ, поскольку проектирование ОЗУ является отдельным видом работ, не относящийся к таксации. Соответственно, предписание об отмене приказа № 285 в этой части неправомерно, а действия Департамента лесного хозяйства Приморского края по утверждению приказа № 285 в полном объеме соответствуют его компетенции.

Пунктом 93 лесоустроительной инструкции предусмотрено в обязательном порядке выделять в отдельные лесотаксационные выделы участки, отнесенные к особо защитным участкам лесов. Выполняя данный пункт, выделены защитные полосы лесов вдоль гребней и линий водоразделов.

Установление границ новых выделов, в том числе и границ, проектируемых ОЗУ, произведено в соответствии с лесоустроительной инструкцией и в этой части не противоречит требованиям Лесного Кодекса и Водного Кодекса.

Из изложенного следует, что п.4 предписания Рослесхоза не основан на законе.

Необходимо также отметить, что ОЗУ, выделенные по результатам предыдущего лесоустройства на территории Рощинского участкового лесничества, проведенного в 2008 г., ФГУП «Рослесинфорг», не были утверждены приказом Рослесхоза, т.е. проблема не утверждения границ и площадей новых ОЗУ не может быть решена формальной отменой приказа Департамента лесного хозяйства Приморского края о введение в действие материалов лесоустройства ПСМК «Энергия».

В п. 4 предписания указано, что Департамент лесного хозяйства Приморского края нарушил следующие нормы права:

Пункты 26 и 39 ст. 81 Лесного Кодекса РФ.

Согласно данным нормам к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений (Рослесхоз) относится проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки, отнесение лесов к защитным лесам, выделение особо защитных участков лесов и установление их границ.

В настоящем случае не имело место проектирование особо защитных участков лесов. Таким образом, нарушений данной нормы закона со стороны Департамента лесного хозяйства Приморского края не имеется.

Статья 107 Лесного Кодекса РФ устанавливает правовой режим особо защитных участков лесов.

В настоящем случае не производилось изменение категорий защитности. Таким образом, нарушений данной нормы закона со стороны Департамента лесного хозяйства Приморского края также не имеется.

Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что п. 4 Предписания Рослесхоза № 21/2018 содержит необоснованное требование, понуждающее орган исполнительной власти субъекта РФ обеспечить отмену приказа № 285 от 21.03.2018 «О введении в действие материалов лесоустройства лесного участка, переданного в аренду ПСМК «Энергия» по договору от 15.09.2008 №60/29 (Рощинское лесничество, Восточное и Вострецовское участковые лесничества), общей площадью 56791,83га».

Требование оспариваемого пункта, а именно: обязание Департамента лесного хозяйства Приморского края отменить приказ не основано на законе, влечет отмену проекта освоения лесов, отмену утвержденных лесных деклараций, то есть влечет остановку деятельности указанного юридического лица, чем нарушает права и обязанности ПСМК «Энергия».

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их проведении регулируются положениями Закона № 294-ФЗ. По смыслу статьи 17 Закона № 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение требований предписания наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Кроме того, предписание должностного лица должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами, что в настоящем случае не исполнено административным органом.

Оспариваемый пункт предписания не отвечает принципу исполнимости.

Неопределенность и неисполнимость оспариваемого предписания уполномоченного органа является самостоятельным основанием для признания его незаконным, не соответствующим требованиям Закона № 294-ФЗ.

Все доводы подателей жалоб, изложенные в апелляционных жалобах, были предметом рассмотрения при разрешении дела по существу судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка.

Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и материалов дела судом первой инстанции и подателями жалоб, также не является правовым основанием для отмены или изменения решения суда по настоящему делу.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.

Заявителями не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.

Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2019 по делу №А40-103909/19 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья Л.А. Москвина

Судьи Е.В. Пронникова

И.В. Бекетова

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.