г. Москва
09.06.2022 Дело № А40-104672/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2022
Полный текст постановления изготовлен 09.06.2022
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу – Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области – ФИО1 (представителя по доверенности от 17.06.2021),
от заявителя по делу – Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области – ФИО2 (представителя по доверенности от 16.02.2022),
открытого акционерного общества «Теплоэнерго» – ФИО3 (представителя по доверенности от 24.11.2021),
от Федеральной антимонопольной службы – ФИО4 (представителя по доверенности от 21.01.2022),
от общества с ограниченной ответственностью «Барнаульский Водоканал» – извещено, представитель не явился,
от Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области – извещен, представитель не явился,
рассмотрев 02.06.2022 в судебном заседании с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания) кассационные жалобы Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области, Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, открытого акционерного общества «Теплоэнерго»
на решение от 12.10.2021
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 20.01.2022
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу № А40-104672/2021
по заявлению Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области, Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, открытого акционерного общества «Теплоэнерго»
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании решения,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Барнаульский Водоканал», Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области,
УСТАНОВИЛ:
Совет депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области (далее – совет), Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области (далее – администрация), открытое акционерное общество «Теплоэнерго» (далее также – ООО «Теплоэнерго», общество) обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлениями о признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы (далее – служба) от 26.02.2021 по делу № 10/01/15-10/2020.
В качестве третьих лиц в деле участвуют общество с ограниченной ответственностью «Барнаульский Водоканал» (далее – ООО «Барнаульский Водоканал») и Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (далее – департамент).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.10.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационных жалобах совет, администрация, общество просят отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
В судебном заседании представители совета, администрации, общества поддержали доводы и требования кассационных жалоб, представитель службы возражал против их удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве на них.
ООО «Барнаульский Водоканал» и департамент, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационных жалоб, отзыва на них, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что между администрацией, обществом, советом было заключено и реализовано антиконкурентное соглашение, направленное на заключение концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения с заранее определенным хозяйствующим субъектом - обществом, - в отсутствие проведения конкурса, предусмотренного Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях), что привело к ограничению, в том числе ООО «Барнаульский водоканал» и ООО «НОВОГОР-Прикамье», доступа на рынок водоснабжения и водоотведения на территории Старого Оскола.
Так, администрацией в рамках реализации антиконкуретного соглашения осуществлен комплекс действий, направленных на передачу прав владения и (или) пользования в отношении муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения обществу, учредителем которого является департамент, посредством заключения концессионного соглашения. В частности, администрацией подготовлены условия концессионного соглашения, инициировано изменение установленного предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Старооскольском городском округе в связи с заключением концессионного соглашения, принято решение о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных обществом условиях и намеренно не получено одобрение советом крупной сделки до принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения.
Однако после поступления заявок о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения от иных лиц администрацией прекращена процедура заключения концессионного соглашения и отменено решение о возможности заключения концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора, в результате чего муниципальные объекты водоснабжения и водоотведения остались в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия.
Кроме того, администрацией также принято постановление от 01.10.2019 № 2905, которым признано утратившим постановление администрации от 09.01.2019 № 01 «Об утверждении перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионного соглашения».
Также администрацией 01.10.2019 принято постановление № 2897 «О реорганизации в форме слияния муниципального унитарного предприятия «Водоканал» Старооскольского городского округа, муниципального унитарного предприятия «Камелия» Старооскольского городского округа Белгородской области и создании муниципального унитарного предприятия «Старооскольский водоканал».
Советом в рамках реализации антиконкурентного соглашения было подготовлено и направлено обращение к Губернатору Белгородской области и в последующем согласован проект постановления Губернатора Белгородской области «О внесении изменений в постановление Губернатора Белгородской области от 14.12.2018 № 118», предусматривающий установление предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Старооскольском городском округе в размере 17,6% в связи с планируемым заключением с обществом концессионного соглашения, однако после поступления заявок о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения совет фактически уклонился от согласования крупной сделки, вернув администрации проект решения «О согласовании заключения концессионного соглашения» на основании решения постоянной комиссии совета от 13.09.2019, на основании чего администрация прекратила процедуру заключения концессионного соглашения, оставив имущество в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия.
Кроме того, 15.11.2019 совет принял решение № 308 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Старооскольского городского округа от 26 июля 2019 года № 259», направленное на возможность использования постановления Губернатора Белгородской области «Об изменении предельного индекса» при установлении тарифов для вновь созданного администрацией муниципального унитарного предприятия «Камелия».
Общество в рамках реализации антиконкурентного соглашения выступило с инициативой заключения концессионного соглашения, фактически подготовленного администрацией и направленного на финансовое оздоровление муниципального унитарного предприятия «Водоканал» в структуре общества, а также подготовило письмо от 28.08.2019 № 1867 об отзыве предложения с целью исключения возможности повторного рассмотрения администрацией предложения общества, а также проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Кроме того, направление обществом предложения, предполагающего рост тарифов во втором полугодии 2019 года, значительно превышающий пороговое значение, установленное постановлением Губернатора Белгородской области от 14.12.2018 № 118 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Белгородской области на 2019-2023 годы», также свидетельствует об осведомленности общества об оказании органами местного самоуправления помощи в создании правовой основы для установления обществом с 01.12.2019 тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в связи с заключением концессионного соглашения.
В службу поступила жалоба ООО «Барнаульский водоканал» от 10.10.2019 № И.БВК-10102019-013 на действия администрации и департамента при проведении процедуры заключения концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора в отношении муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения.
По итогам рассмотрения названной жалобы службой в действиях администрации были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в ограничении (создании препятствий) доступа на рынок оказания услуг по водоснабжению и водоотведению путем нарушения порядка, предусмотренного частями 4.2 - 4.10 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях при рассмотрении предложения общества от 04.07.2019 № 1398 о заключении концессионного соглашения в отношении объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности Старооскольского городского округа, что привело или могло привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции.
На основании изложенного, служба выдала администрации предупреждение от 12.03.2020 № ИА/19540/20.
Поскольку признаки нарушения антимонопольного законодательства администрацией устранены не были, в соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) было возбуждено дело № 10/01/15-10/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.
Службой 26.02.2021 по делу № 10/01/15-10/2020 вынесено решение о признании нарушившими администрацию, совет, общества пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Не согласившись со службой, администрация, совет, общество обратились в арбитражный суд с указанными требованиями.
Признавая данные требования не подлежащими удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что между обществом, администрацией и советом было заключено запрещенное пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции антиконкурентное соглашение, направленное на заключение концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения с заранее определенным хозяйствующим субъектом - обществом, - в отсутствие проведения конкурса, предусмотренного Законом о концессионных соглашениях, что привело к ограничению, в том числе ООО «Барнаульский водоканал», доступа на рынок водоснабжения и водоотведения на территории Старого Оскола.
Суды, исходя из того, что протоколы заседаний постоянной комиссии совета депутатов по экономическому развитию и заседаний совета относятся к письменным доказательствам по делу о нарушении антимонопольного законодательства, указали, что письмо общества об отзыве предложения о заключении концессионного соглашения было изготовлено после вынесения службой в адрес администрации предупреждения от 12.03.2020 № ИА/19540/20.
Суды, определив, что службой рассматривались действия совета как самостоятельного органа местного самоуправления, свидетельствующие о реализации антиконкурентного соглашения, результатом которого явилось ограничение, устранение или недопущение конкуренции на соответствующем товарном рынке, отметили, что в нарушение пункта 2 статьи 157.1 Гражданского кодекса Российской Федерации советом не сообщено администрации о своем согласии или об отказе в нем на заключение концессионного соглашения. Советом не было принято решение об одобрении крупной сделки или об отказе в одобрении крупной сделки при наличии имевшихся замечаний. Вопреки утверждениям совета, обращение к Губернатору Белгородской области являлось одним из этапов реализации антиконкурентного соглашения и вызвано необходимостью увеличения тарифов в связи с представленными обществом условиями концессионного соглашения.
Отклоняя доводы совета о том, что службой не был доказан факт получения выгоды участниками антиконкурентного соглашения, суды указали, что в рамках обсуждения вопроса об обращении к Губернатору Белгородской области на заседании постоянной комиссии совета депутатов по экономическому развитию 17.07.2019 обсуждалась возможность распределение прибыли общества после передачи имущества муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» в концессию с учетом того, что 50% получаемой обществом прибыли должно сохраняться непосредственно у общества, а остальные 50% через бюджет городского округа возвращаться в общество для обеспечения текущей деятельности муниципального унитарного предприятия «Водоканал». Таким образом, в случае передачи объектов концессионного соглашения подконтрольному администрации обществу, доход от их использования подлежал возвращению в бюджет городского округа, что отвечает интересам как администрации, так и совета.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, с соблюдением требований АПК РФ, и на применении норм Закона о защите конкуренции, Закона о концессионных соглашениях с учетом таких обстоятельств. Оснований полагать, что судами при рассмотрении дела не были учтены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, не усматривается.
Доводы кассационных жалоб, направленные на иную, чем у судов оценку обстоятельств дела, не могут быть приняты как состоятельные, поскольку их переоценка находится за пределами полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.10.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022 по делу № А40-104672/2021 оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий судья Е.Е. Шевченко
Судьи Е.А. Ананьина
Ю.С. Петропавловская