ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб-сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 09АП-57257/2022
г. Москва Дело № А40-108622/22
24 октября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2022 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: | ФИО1, Марковой Т.Т., |
при ведении протокола | секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального государственного унитарного предприятие «Главный центр специальной связи»
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.07.2022 по делу № А40-108622/22
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятие «Главный центр специальной связи»
к Федеральной таможенной службе, Центральной акцизной таможне
о признании незаконными решение
при участии:
от заявителя: | ФИО2 по доверенности от 13.12.2021; |
от заинтересованных лиц: | 1.ФИО3 по доверенности от 01.12.2021; 2.Полкошников Д.Д. по доверенности от 13.05.2022; |
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный центр специальной связи» (далее – Заявитель, ФГУП ГЦСС, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ к Центральной акцизной таможне (далее – Ответчик-1, ЦАТ, Таможня, Административный орган), Федеральной таможенной службе (далее – Ответчик-2, ФТС) о признании незаконным и отмене постановления Центральной акцизной таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 29.12.2021 № 10009000-2256/21 и решения Федеральной таможенной службы по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 05.05.2022 № 10000000/27ю/105А в части привлечения ФГУП ГЦСС в качестве владельца временного хранения по статье 16.14 КоАП РФ; возвращении дела № А40-108622/2022 на новое рассмотрение в Центральную акцизную таможню.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.07.2022 в удовлетворении заявления ФГУП ГЦСС отказано.
ФГУП ГЦСС обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Общества при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ФГУП ГЦСС доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании представитель ЦАТ с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ФТС с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено, что 29.12.2021 по делу об административном правонарушении № 10009000-2256/2021 и.о. заместителя начальника Центральной акцизной таможни в отношении ФГУП «ГЦСС» было вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В Федеральную таможенную службу 31.01.2022 поступила жалоба Предприятия об отмене постановления по делу об административном правонарушении.
С учетом положений пункта 3 части 1 статьи 30.1, части 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба принята ФТС России к рассмотрению.
По результатам рассмотрения жалобы ФТС принято решение об оставлении постановления ЦАТ без изменения, жалобы без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Постановление ЦАТ о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным лицом уполномоченного органа, что не оспаривается Заявителем, положения статей 4.5, 28.2, 25.1. 29.7 КоАП РФ соблюдены Административным органом, нарушений процедуры привлечения Заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» не имеется.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
В соответствии со статьей 16.14 КоАП нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, в иное место временного хранения или на свободный склад, порядка их хранения либо порядка совершения с товарами, находящимися под таможенным контролем, операций без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями данной главы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 82 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) предусмотрено, что таможенные операции совершаются таможенными органами, декларантами, перевозчиками, лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, иными заинтересованными лицами.
В силу пункта 3 статьи 100 ТК ЕАЭС товары считаются находящимися на временном хранении после регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Из материалов дела следует, в ЗТК ООО «ТБСС» (125493, <...>, свидетельство о включении в реестр владельцев СВХ №10009/300810/10003/3 от 18.01.2018), расположенную в зоне деятельности Специализированного т/п Центральной акцизной таможни по товаросопроводительным документам: ТД № 10005020/291121/0016737, CMR № 29 от 29.11.2021, инвойсам №№ 65690953, 65690954 от 22.11.2021, авианакладной № 555-56907642 от 24.11.2021 перевозчиком ФГУП «ГЦСС» (129626, <...>) на автотранспортном средстве per. № С442СС77 был доставлен товар - «Часы настольные механические с ручным подзаводом: с корпусом и задней крышкой стали и латуни» в количестве 4 шт., весом брутто - 36,00 кг, фактурной стоимостью 542672,67 руб., код ТН ВЭД ЕАЭС - 9105990000. Отправителем данного товара является компания Richemont International Distribution (СН, 1752, Villars-Sur-Glane FR, Rte Des Biches,8, Швейцария), получателем товара -ООО «АР-ЭЛ-ДЖИ».
После завершения таможенной процедуры таможенного транзита по ТД №10005020/291121/0016737 ФГУП «ГЦСС» было принято решение о хранении товара на СВХ ФГУП «ГЦСС», о чём свидетельствует подтверждение о регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение № 10009131/301121/0005203 от 30.11.2021, а также письмо ФГУП «ГЦСС» (исх. от 30.11.2021 № 802) с просьбой разрешить перемещение на СВХ ФГУП «ГЦСС» товара по ТД № 10005020/291121/0016737 и резолюцией на этом письме заместителя начальника Специализированного т/п ФИО4 ФИО5.
30.11.2021 вышеуказанный товар был доставлен на автотранспортном средстве per. № С442СС77в ЗТК ФГУП «ГЦСС» (129626, <...>), расположенную в зоне деятельности Специализированного т/п Центральной акцизной таможни, и помещен на временное хранение на СВХ ФГУП «ГЦСС» по ДО 1 № 000410 от 30.11.2021.
Согласно пункту 2 Приказа Центральной акцизной таможни от 11.01.2011 № 7, с 27.12.2010 ФГУП ГЦСС включен в Реестр владельцев склада временного хранения закрытого типа.
Приложением № 4 к Приказу Центральной акцизной таможни от 11.01.2011 № 7 определен перечень товаров в соответствии с кодами по ТН ВЭД ЕАЭС, которые ФГУП ГЦСС имеет право хранить на своей территории (далее - Перечень).
Согласно Приложению № 4 к Приказу Центральной акцизной таможни № 7 от 11.01.2011 (в редакции Приказа Центральной акцизной таможни № 697 от 09.09.2013), код товара ТН ВЭД ЕАЭС - 9105990000, не включен в перечень товаров определенных для хранения на складе временного хранения ФГУП «ГЦСС».
Правом Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании не определена возможность помещения на СВХ закрытого типа товаров, которые не указаны в Перечне. Для помещения иных товаров на СВХ закрытого типа владельцу СВХ необходимо обратиться в таможню, в регионе деятельности которой расположен СВХ, с заявлением о расширении Перечня.
ФГУП «ГЦСС» имело возможность отказаться от исполнения договора хранения и не помещать на СВХ товар, не включенный в Перечень. Однако, в нарушение действующего законодательства ФГУП «ГЦСС», являясь складом СВХ закрытого типа, данным правом не воспользовалось и в нарушение установленной сферы деятельности поместило не входящий в Перечень товар на СВХ, что свидетельствует о наличии вины ФГУП «ГЦСС» в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 410 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) владелец СВХ осуществляет хранение на СВХ товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС. Отношения владельца СВХ с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.
Согласно части 2 статьи 354 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ) СВХ могут быть открытого или закрытого типа. СВХ являются складами закрытого типа, если они предназначены для хранения товаров владельца данного склада или для хранения определенных категорий товаров. Владелец СВХ вправе ограничить сферу своей деятельности путем определения типа СВХ. В силу части 3 статьи 354 Федерального закона № 289-ФЗ отношения владельца СВХ с лицами, помещающими товары на хранение, осуществляются на основе договора. Отказ владельца СВХ от заключения договора при наличии у него возможности осуществить хранение товаров не допускается, за исключением случая, когда исполнение такого договора будет выходить за сферу деятельности, ограниченную владельцем СВХ в соответствии с частью 2 статьи 354 Федерального закона.
На основании части 1 статьи 358 Федерального закона № 289-ФЗ заявление о включении в реестр владельцев СВХ должно содержать сведения о типе СВХ (для СВХ закрытого типа). Согласно форме заявления о включении в реестр владельцев СВХ, для СВХ закрытого типа в заявлении должны быть указаны товары, принимаемые на хранение (приложение № 1 к Административному регламенту ФТС России по предоставлению таможенными органами государственной услуги ведения реестра владельцев СВХ, утвержден приказом ФТС России от 28.01.2019 № 103).
Владелец СВХ обязан соблюдать условия включения в реестр владельцев СВХ, а также обязанности, установленные ТК ЕАЭС и законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании (статья 414 ТК ЕАЭС).
Нарушение установленных требований и условий помещения товаров на СВХ образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.14 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, Приказом ЦАТ 11.01.2011 Предприятие включено в реестр владельцев СВХ закрытого типа, а также утвержден Перечень товаров, определенных для хранения на СВХ Предприятия, с указанием их наименования и кодов по ТН ВЭД ЕАЭС. При этом в Перечне не поименованы товары, классифицируемые кодом 9105990000 ТН ВЭД ЕАЭС.
На Спецпост ЗОЛ 1.2021 Предприятием, выступающим в качестве перевозчика, по ТД № 10005020/291121/0016737, товаротранспортной накладной от 29.11.2021 № 29 доставлены товары в адрес ООО «АР-ЭЛ-ДЖИ» - часы настольные, код 9105990000 ТН ВЭД ЕАЭС.
Указанные товары 30.J1.2021 Предприятием перемещены па свой СВХ и приняты на временное храпение (отчет от 30.11.2021 № 000410 о принятии товаров на хранение).
Таким образом, факт принятия Предприятием на СВХ закрытого типа и хранение Предприятием товара, отсутствующего в Перечне, установлен материалами дела об административном правонарушении, подтвержден при пересмотре постановления и в жалобе Предприятием не оспаривается.
Приведенные нормы права ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном регулировании предусматривают требование о хранении на СВХ закрытого типа только определенных видов товаров, соответствующих сфере деятельности владельца СВХ. Самостоятельно установленная владельцем СВХ сфера деятельности фиксируется таможней в приказе. При этом выбор товаров для хранения на СВХ закрытого типа закреплен за лицом, претендующим на осуществление деятельности в качестве владельца СВХ.
Учитывая изложенное, владелец СВХ закрытого типа обязан соблюдать сферу своей деятельности и не вправе осуществлять приемку и хранение товаров, выходящих за ее пределы.
Объективной стороной статьи 16.14 КоАП РФ охватывается, в том числе, нарушение установленных требований и условий помещения товаров на СВХ, а также порядка их хранения.
Соответственно, владелец СВХ закрытого типа, нарушивший порядок хранения товаров на СВХ, установленный ТК ЕАЭС и Федеральным законом, и осуществляющий хранение товаров, не входящих в соответствующий Перечень, является субъектом ответственности по статье 16.14 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, вывод ЦАТ о наличии в действиях ФГУП «ГЦСС» события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.14 КоАП РФ, является правомерным.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ и в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (пункт 16.1) юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из положений Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на СВХ и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров (далее - Порядок № 1), Порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов (далее Порядок № 2) (утверждены приказом ФТС России от 18.03.2019 №444, зарегистрирован в Минюсте России 17.04.2019 № 54416): для помещения товаров на временное хранение уполномоченное лицо (перевозчик или декларант) представляет таможенному посту, в регионе деятельности которого планируется временное хранение товаров, транспортные, коммерческие и таможенные документы, содержащие сведения о товарах, либо уведомление с реквизитами этих документов (если документы представлены таможенному посту при прибытии товаров/завершении таможенного транзита). Вместе с уведомлением уполномоченное лицо может представить договор хранения, в соответствии с которым будет осуществляться временное хранение товаров (пункт 4 Порядка № 1); фактическое размещение товаров на СВХ производится после получения уполномоченным лицом подтверждения о регистрации таможенным постом представленных документов, а также получения владельцем СВХ информации о факте регистрации этих документов, которая передается таможенным постом в информационную систему владельца СВХ при условии наличия у таможенного поста сведений, подтверждающих заключение договора хранения (пункт 5 Порядка № 1); в случае отсутствия у таможенного поста сведений о договоре хранения, владелец СВХ запрашивает у таможенного поста информацию об указанных документах, представив таможенному посту одновременно с запросом договор хранения (пункт 4 Порядка № 2); если временное хранение товаров будет осуществляться не в месте расположения таможенного поста, указанный таможенный пост контролирует фактическое размещение товаров в месте временного хранения в ходе проведения проверки товаров. Перемещение товаров из места расположения таможенного поста до места их временного хранения осуществляется под непосредственным или опосредованным наблюдением должностных лиц таможенного поста, в том числе с использованием технических средств (пункт 6 Порядка № 1).
Таким образом, выбор конкретного СВХ для хранения товаров является исключительным правом лица, уполномоченного в отношении товаров. Таможенный орган руководствуется только договором хранения, заключенным между владельцем СВХ и этим лицом, и не обладает компетенцией по выбору СВХ, в том числе при решении вопроса о возможности перемещения товаров из места нахождения таможенного органа на СВХ и осуществлении контроля за таким перемещением.
В силу положений статьи 410 ТК ЕАЭС, статьи 354 Федерального закона № 289-ФЗ, отношения владельца СВХ с уполномоченным лицом строятся на договорной основе; владелец СВХ вправе отказаться от заключения договора, если его исполнение выходит за сферу деятельности, ограниченную владельцем СВХ путем выбора для хранения определенных категорий товаров.
К отношениям владельца СВХ с лицами, помещающими товары на хранение, применяется гражданско-правовое законодательство, нормы которого предусматривают заключение договора по свободному взаимному соглашению сторон (статьи 421, 422, 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного владелец СВХ закрытого типа, ограничивший сферу своей деятельности определенным Перечнем хранимых товаров, имеет возможность в целях соблюдения права ЕАЭС при заключении договора хранения предусмотреть категории товаров, помещаемых на СВХ, и самостоятельно определить порядок отказа от принятия на хранение товаров, не соответствующих сфере его деятельности.
Как следует из Единого государственного реестра юридических лиц, Предприятие длительный период времени осуществляет коммерческую деятельность, функционирует с декабря 1991 года, в том числе с 2009 года является владельцем СВХ (свидетельства о включении в реестр владельцев СВХ от 03.08.2009 № 10009/200093, от 17.12.2010 №10009/200145, от 25.02.2015 №10009/271210/20028/2). Соответственно, являясь профессиональным участником правоотношений в области таможенного дела, обязано при осуществлении своей деятельности строго соблюдать требования законодательства.
Решение о включении в Реестр в качестве владельца СВХ принимается путем подписания приказа таможни (пункт 53 Административного регламента ФТС России по предоставлению таможенными органами государственной услуги ведения реестра владельцев СВХ, утвержден приказом ФТС России от 28.01.2019 № 103, зарегистрирован в Минюсте РФ 25.02.2019, per. № 53888, далее - Административный регламент).
В силу положений Федерального закона № 289-ФЗ СВХ закрытого типа - склады, предназначенные для хранения определенных категорий товаров (статья 354); ограничить сферу своей деятельности, то есть определить тип СВХ, вправе владелец СВХ (часть 2 статьи 354); в заявлении о включении в Реестр в качестве владельца СВХ указываются сведения о типе СВХ (только для СВХ закрытого типа) (часть 1 статьи 358).
В этом же заявлении о включении в Реестр владельцев СВХ, а также непосредственно в Реестре должен содержаться перечень товаров, принимаемых на хранение СВХ закрытого типа (приложения № 1, 3 к Административному регламенту). Таким образом, исходя из анализа норм права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании: СВХ закрытого типа являются складами для хранения ограниченного перечня товаров, определенного непосредственно владельцами СВХ; список товаров, принимаемых на хранение СВХ закрытого типа, зафиксирован в соответствующем приказе таможенного органа (с приложением Перечня таких товаров) и в Реестре; возможность хранения на СВХ закрытого типа иных товаров, помимо указанных в Перечне, в том числе с уведомлением таможенного органа либо по его разрешению, не предусмотрена.
Выбор товаров для хранения на СВХ закрытого типа закреплен за лицом, претендующим на осуществление деятельности в качестве владельца СВХ, а не возложен на таможенный орган, в приказе которого только фиксируется сфера деятельности владельца СВХ.
Факт административного правонарушения подтвержден материалами административного дела.
ФТС при вынесении решения по жалобе ФГУП ГЦСС проверены все доводы заявителя.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания незаконным и отмены постановления Центральной акцизной таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 29.12.2021 № 10009000-2256/21, решения Федеральной таможенной службы по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 05.05.2022 № 10000000/27ю/105А в части привлечения ФГУП ГЦСС в качестве владельца временного хранения по статье 16.14 КоАП РФ и возвращении дела № А40-108622/2022 на новое рассмотрение в Центральную акцизную таможню.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления ФГУП «ГЦСС».
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.07.2022 по делу
№А40-108622/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: М.В. Кочешкова
Судьи: Т.Т. Маркова
ФИО1