ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-119034/13 от 22.07.2014 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва     

"29" июля 2014 г.

Дело № А40-119034/13 

Резолютивная часть постановления объявлена "22" июля 2014 г.

Полный текст постановления изготовлен  "29" июля 2014 г.                     

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Нечаева С.В.

судей Плюшкова Д.И., Завирюха Л.В.          

при участии в заседании:

от истца: ФИО1, дов. от 30.12.2013 №11096/1

от ответчика: ФИО2, дов. от 05.05.2014 №01-10-08/41

рассмотрев в судебном заседании 22 июля 2014 года кассационную жалобу

Министерства финансов Российской Федерации

на решение от 30 декабря 2013 года

Арбитражного суда города Москвы

принятое судьей Голоушкиной Т.Г.

и постановление от 24 марта 2014 года

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями Алексеевой Е.Б., Лящевским И.С., Седовым С.П.,

по делу по иску Мэрии городского округа Тольятти (ОГРН <***>, Самарская обл., г.Тольятти)

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН <***>, Москва)

третьи лица: Министерство экономического развития Самарской области, Министерство строительства Самарской области

о взыскании убытков

УСТАНОВИЛ:

Мэрия городского округа Тольятти (истец) обратилась с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ответчик) о взыскании за счет казны Российской Федерации 15 438 000 руб.  убытков, возникших в результате внеочередных предоставлений жилых помещений инвалидам по решениям судов

Решением  Арбитражного суда города Москвы от 30 декабря 2013 года исковые требования удовлетворены.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 марта 2014 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование кассационной жалобы истец ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы.

Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.

Третьи лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их  отсутствие.  

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы по следующим основаниям.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, вступившими в законную силу решениями Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 05.08.2011 №2-3454/11; от 22.02.2011 №2-830/2011; от 17.05.2011 №2-2218/11; от 28.11.2011 №2-5098/11; от 28.11.2011 №2-5119/11; от 19.01.2012 №2-155/12; от 20.04.2011 №2-177/2011; от 05.04.2011 №2-1383/11; от 07.07.2010 №2-3457/10; от 27.01.2012 №2-306/2012; от 18.05.2012 №2-2052/2011 мэрию городского округа Тольятти обязали вне очереди предоставить жилые помещения: ФИО3, 1972г.р., жилую площадь в г.Тольятти на состав семьи один человек; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилую площадь в г.Тольятти на состав семьи два человека; ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилую площадь в г.Тольятти на состав семьи четыре человека; ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилую площадь в г.Тольятти на состав семьи два человека; ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилую площадь в г.Тольятти на состав семьи два человека; ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилую площадь в г.Тольятти на состав семьи три человека; ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилую площадь в г.Тольятти на состав семьи три человека; ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилую площадь в г.Тольятти на состав семьи один человек; ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилую площадь в г.Тольятти на состав семьи два человека; ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилую площадь в г.Тольятти на состав семьи четыре человека; ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилую площадь в г.Тольятти на состав семьи два человека.

Во исполнение указанных решений Центрального районного суда города Тольятти Самарской области на основании распоряжений заместителя мэра городского округа Тольятти «О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях»: от 03.07.2012 №7886-р/4; от 20.04.2012 №4826-р/4; от 24.05.2012 №6307-р/4; от 04.06.2012 №6801-р/4; от 15.03.2012 №3067-р/4; от 30.05.2012 №6590-р/4; от 02.05.2012 №5352-р/4; от 20.04.2012 №4828-р/4; от 14.03.2012 №2946-р/4; от 18.05.2012 №6002-р/4; от 25.06.2012 №7501-р/4 были предоставлены квартиры по договорам социального найма выше указанным гражданам.

Общая рыночная стоимость квартир согласно отчетам об оценке составила 15 438 000 руб.

Переданные в социальный найм квартиры являлись собственностью мэрии городского округа Тольятти, но в результате исполнения судебных актов Центрального районного суда города Тольятти Самарской области выбыли из его владения, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что Мэрия городского округа Тольятти выполнила свою обязанность по предоставлению жилых помещений нуждающимся гражданам, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы мэрии на исполнение названных полномочий не компенсировал, в связи с чем бюджету муниципального образования причинены убытки, которые подлежат взысканию с ответчика на основании ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.15 Гражданского кодекса РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для наступления ответственности, установленной правилами названной статьи, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей, (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков.

При этом для взыскания убытков лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать весь указанный фактический состав. Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности не влечет удовлетворение иска.

В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В таких случаях от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.10 Постановления от 01.07.1996 Пленума Верховного Суда Российской Федерации №6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (п.2 ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из доказанности вины ответчика в причинении убытков, наличия причинно-следственной связи между противоправными действиями ответчика и причиненными убытками, а также доказанности размера убытков, подтвержденных допустимыми доказательствами.

Суд кассационной инстанции не может согласиться с данными выводами суда.

Положениями статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета жилых помещений инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно преамбуле указанного закона предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Из представленных истцом договоров социального найма следует, что жилые помещения передавались мэрией г. Тольятти в 2012 году.

В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» Министерству регионального развития Российской Федерации предусмотрены расходы федерального бюджета на обеспечение жильем инвалидов войны и инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, военнослужащих, проходивших военную службу в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года, граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», лиц, работавших на военных объектах в период Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в размере 672 811,2 тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, признанных в соответствии с федеральным законодательством и настоящим законом нуждающимися в жилых помещениях, состоящих на учете по месту жительства и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств, определен Законом Самарской области от 11.07.2006 г. №87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области».

Данным законом определено понятие субвенций, как средств областного  бюджета, предоставляемых бюджетам муниципальных образований на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов на строительство или приобретение жилых помещений и предоставление их по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. №87-ГД обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений отдельным категориям граждан.

В соответствии с ч. 5 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. №87-ГД обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 1 января 2005 года, в том числе инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 г. №115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области, в том числе, по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пп. 1-4 ч. 2 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. №87-ГД.

В силу п. 1 .ч. 1 ст. 2 Закона Самарской области от 24.10.2006 г. №115-ГД органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.

Таким образом, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма – за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В связи с изложенным суд кассационной инстанции приходит к выводу о недоказанности вины ответчика в причинении истцу убытков, а также к выводу о том, что Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Согласно ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При изложенных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, предложить истцу уточнить круг лиц, участвующих в деле, обосновать право на обращение в суд с настоящим иском, исходя из представленных сторонами доказательств, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам и доводам сторон с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства, после чего, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, принять законный и обоснованный судебный акт.

Руководствуясь ст. ст. 284–289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

                                                       ПОСТАНОВИЛ:        

решение Арбитражного суда города Москвы от 30 декабря 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 марта 2014 года по делу А40-119034/13 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

Председательствующий-судья

С.В. Нечаев

Судьи           

Д.И.Плюшков

Л.В.Завирюха