ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-120770/2017 от 22.05.2018 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

29 мая 2018 года

Дело № А40-120770/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года

Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2018 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,

судей Латыповой Р. Р., Кузнецова В. В.,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверен. от 09.01.2018, ФИО2 по доверен. от 03.08.2017,

от третьего лица – ФИО3 по доверен. от 18.05.2018,

рассмотрев 22 мая 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу

открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства «Калининградгазификация»

на решение от 16.10.2017

Арбитражного суда города Москвы,

принятое судьей Папелишвили Г.Н.,

на постановление от 30.01.2018

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Марковой Т.Т., Лепихиным Д.Е., Суминой О.С.,

по заявлению открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства «Калининградгазификация»

к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

третье лицо: федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России, федеральный центр науки и высоких технологий»

об оспаривании решения

УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество по газификации и эксплуатации газового хозяйства «Калининградгазификация» (далее ОАО «Калининградгазификация», заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения МЧС России (далее заинтересованное лицо) по согласованию актов о снятии с учета защитных сооружений гражданской обороны от 30.03.2017 о направлении документации, представленной ОАО «Калининградгазификация», на снятие с учета защитного сооружения гражданской обороны – убежища III класса, инвентарный номер 62-Кл/у-40, вместимостью 50 чел., введенного в эксплуатацию в 1977 г., расположенного по адресу: <...> балансодержателю, как несоответствующую предъявляемым требованиям.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России, федеральный центр науки и высоких технологий» (далее ФГБУ ВНИИ ГОЧС ФЦ).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.10.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.

ОАО «Калининградгазификация» подана кассационная жалоба, согласно которой заявитель просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель жалобы указывает, что согласно п. 2.5 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» с учета снимаются защитные сооружения в случае утраты расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно и экономически нецелесообразно.

ОАО «Калининградгазификация» указывает, что техническим заключением о фактическом состоянии защитного сооружения гражданской обороны по итогам обследования несущих строительных конструкций ТО 11-48 установлено, что защитное сооружение находится в аварийном состоянии и не соответствует требованиям Федерального закона Российской Федерации № 384-ФЗ от 30.12ю2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», защитные свойства ограждающих и несущих строительных конструкций утрачены, их восстановление технически невозможно и экономически нецелесообразно, сооружение подлежит демонтажу.

Представители ОАО «Калининградгазификация» в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержали доводы жалобы.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явилось, считается извещенным в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в его отсутствие.

Представитель ФГБУ ВНИИ ГОЧС ФЦ возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными.

Письменные отзывы на жалобу не представлены.

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Судами установлено, что ОАО «Калининградгазификация» обратилось в ГУ МЧС России по Калининградской области с заявлением о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны № 62-Кл/у-40 (ранее № 92), расположенного по адресу: <...>.

Комиссией МЧС России по согласованию актов о снятии с учета защитных сооружений гражданской обороны принято решение возвратить документацию, представленную обществом на снятие с учета сооружения - убежища III класса, инвентарный номер 62-Кл/у-40, вместимостью 50 человек, введенного в эксплуатацию в 1977 году, расположенного по адресу: <...>, балансодержателю как несоответствующую предъявляемым требованиям.

Полагая указанное решение незаконным, ОАО «Калининградгазификация» обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).

Согласно пункту 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309,предусмотрено, что к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Подп. 1.3, 1.7, 1.8 Правил № 583, утвержденных приказом МЧС России от
15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации
защитных сооружений гражданской обороны» предусмотрено, что организации, на учете которых находятся защитные сооружения, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V Правил). В организациях, эксплуатирующих защитные сооружения гражданской обороны, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования.

С учета снимаются защитные сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) в случаях:

при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно;

в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Решение о согласовании акта о снятии с учета защитных сооружений гражданской обороны принимает созданная в МЧС России комиссия коллегиально большинством голосов.

Основными задачами при рассмотрении в МЧС России документации на снятие с учета ЗС ГО являются: недопущение преждевременного и неправомерного снятия с учета ЗС ГО; обеспечение сохранности фонда средств коллективной защиты населения; обеспечение требуемого уровня обеспеченности средствами коллективной защиты установленных категорий населения для защиты от чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время; поддержание в состоянии готовности к использованию по предназначению ЗС ГО; предупреждение нарушений требований техники безопасности и неправомерной эксплуатации ЗС ГО, в том числе пришедших в негодность, а также неправомерных действий уполномоченных на их содержание должностных лиц или недопущение их бездействия.

В соответствии с п. 2.6 Правил, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», в целях подготовки документации для снятия с учета защитных сооружений гражданской обороны создается комиссия решением соответствующего должностного лица, в том числе – руководителем организации.

Комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета защитного сооружения гражданской обороны, оценивает готовность его к использованию по предназначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета этого сооружения или принимает решение об отказе в снятии с учета данного сооружения (п. 2.8 Правил).

В соответствии с приказом МЧС России от 27.12.2010 № 684 «Об организации в МЧС России работы по согласованию актов о снятии с учета защитных сооружений гражданской обороны» представляемая балансодержателями ЗС ГО техническая документация на снятие с учета ЗС ГО проходит экспертизу органа, уполномоченного на решение данной задачи (ФГБУ ВНИИГОЧС(ФЦ).

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд установил, что при рассмотрении заявления ОАО «Калининградгазификация» по снятию с учета ЗС ГО № 62-Кл/у-40 в заключениях указано на недостаточность обоснования возможности снятия с учета данного убежища.

С учетом изложенного суды пришли к выводу, что замечания, указанные в экспертных заключениях, являются достаточными для отказа в согласовании актов о снятии ЗС ГО с учета, так как не представлены рекомендации по использованию помещений защитного сооружения в результате снятия с учета ЗС ГО.

Доказательства, подтверждающие возможность снятия убежища с учета по причине утраты защитных свойств строительных конструкций, технической невозможности их восстановления и экономической нецелесообразности, не представлены.

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Вывод судов соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделан при правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы заявителя жалобы, приведенные им в обоснование несогласия с обжалуемыми судебными актами, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в кассационной инстанции.

Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 16.10.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018 по делу № А40-120770/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий-судья: И. Ю. Григорьева Судьи: Р. Р. Латыпова

В. В. Кузнецов