ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-130995/20 от 01.04.2021 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-6189/2021

г. Москва                                                                                Дело № А40-130995/20

08 апреля 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2021 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи    Никифоровой Г.М.,

судей:                         

Попова В.И., ФИО1,

при ведении протокола             

секретарем судебного заседания Омаровым А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.11.2020 по делу № А40-130995/20

по заявлению Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области

к 1) Министерству обороны РФ, 2) Центральный научно-исследовательский институт военно-воздушных сил Министерства обороны РФ

третье лицо: Министерство имущественных отношений МО

о признании незаконным решения

в присутствии:

от заявителя:

ФИО2 по дов. от 09.12.2020;

от заинтересованных лиц:

1. ФИО3 по дов. от 20.11.2020;

2. ФИО4 по дов. от 20.01.2021;

от третьего лица:

не явился, извещен;

У С Т А Н О В И Л:

Администрация муниципального образования городской округ Люберцы Московской области (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Министерства обороны РФ (далее – заинтересованное лицо) от 22.05.2020 г. № 141/14837.

Решением арбитражного суда 16.11.2020 указанные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом неполно выяснены обстоятельства по делу, выводы не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.

Представители заинтересованных лиц поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласны, считают ее необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.

Представитель третьего лица, извещенный надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.

Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, письмом от 11.03.2019 № 10/641, направленным на имя Главы городского округа Люберцы ЦНИИ ВВС Минобороны сообщило, что на балансе ЦНИИ ВВС Минобороны России имеются объекты недвижимого имущества, которые находятся на жилой территории и по прямому назначению  не используются, указало на возможность передачи данного имущества в муниципальную собственность.

В качестве приложения к данному письму указан перечень имущества планируемого к передаче, в том числе: здание (столовая), к.н 50:22:0010208:2799, площадью 1654 кв.м., расположенное по адресу: МО, г.о. Люберцы, <...>; - нежилое здание (комендатура), к.н. 50:22:0010208:2797, площадью 561,3 кв.м, расположенное по адресу: МО, г.о. Люберцы, <...>; - здание нежилого назначения (контрольно-пропускной пункт № 1), к.н. 50:22:0010208:2795, площадью 76,1 кв.м, расположенное по адресу: МО, г.о. Люберцы, <...>; - здание нежилого назначения (контрольно-пропускной пункт №2), к.н. 50:22:0010208:2793, площадью 14,8 кв.м, расположенное по адресу: МО, г.о. Люберцы, <...>; - нежилое здание (газораспределительная подстанция № 2), к.н. 50:22:0010208:2710, площадью 18 кв.м, расположенное по адресу: МО, г.о. Люберцы, <...>.

Администрация городского округа Люберцы выразила согласие на прием спорных объектов, о чем 15.03.2019 направлено письмо № 1202/1-1-9 на имя начальника ФГБУ ЦНИИ ВВС Минобороны России.

Письмом от 11.06.2019 ЦНИИ ВВС (Минобороны России)  в адрес Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ направлен перечень (в т.ч. спорных) объектов недвижимого имущества ФГБУ ЦНИИ ВВС Минобороны не планируемых к дальнейшему использованию.

 Письмом начальника ЦНИИ ВВС (Минобороны России) от 16.08.2019   Директору Департамента имущественных отношений Минобороны РФ направлены документы на предлагаемые к передаче в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества, находящиеся по адресу: МО, г.о. Люберцы, 3-е Почтовое отделение, а именно: столовая, комендатура, КПП-1, КПП-2, газораспределительная подстанция № 2.

Письмом от 10.03.2020 № 230/1-1-22 Глава городского округа Люберцы на имя первого Заместителя Министра обороны РФ обратился за передачей вышеназванных объектов в муниципальную собственность.

Письмом от 22.05.2020 № 141/14837 Департамент имущественных отношений Министерства обороны указал, что здание столовой спланировано к использованию в интересах ВВС РФ, в связи с чем, в настоящее время рассмотрение вопроса его передачи в муниципальную собственность не представляется возможным. В отношении иных объектов недвижимого имущества продолжаются мероприятия по согласованию вопроса заключения договора безвозмездного пользования.

В судебное заседание апелляционной инстанции, третьим лицом,  представлен на обозрение заключенный с Администрацией городского округа Люберцы договор безвозмездного пользования на спорные объекты, за исключением здания столовой.

Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.

Согласно п. п. 1, 3 ст. 125, п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.

На основании подп. 71 п. 7, подп. 1 п. 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. № 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Министерства обороны Российской Федерации (далее – ВС Минобороны РФ) в целях реализации своих полномочий имеет право издавать ненормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. № 1053, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящемся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного бессрочного пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008г. № 1053, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 08.12.2011 № 423-ФЗ) безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения (в том числе сети инженерно-технического обеспечения), жилые помещения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, жилых помещений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся: 1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); 2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности ВС Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.

Согласно части 2.1 статьи 423 ФЗ Федерального закона от 08.12.2011 № 423-ФЗ одновременно с передачей в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность указанного в настоящей статьи имущества, за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, передаче подлежит земельный участок, на котором расположено указанное имущество и который необходим для его использования. Передача в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность указанного имущества без передачи земельного участка, на котором оно расположено, не допускается.

В пункте 4 статьи 35 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.

В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2011 № 423-ФЗ передача в муниципальную собственность имущества без передачи земельного участка на котором оно расположено не допускается.

Как усматривается из материалов дела, в целях рассмотрения возможности формирования земельного участка под зданиями КПП №1, КПП №2, газораспределительной подстанции № 2, комендатуры Министерством обороны Российской Федерации за счет средств местного бюджета был направлен запрос в адрес Главы муниципального образования городской округ Люберцы Московской области.

Согласно п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:

- если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, передача здания комендатуры, КПП № 1, КПП № 2 и газораспределительной подстанции № 2 без земельного участка в настоящее время представляется возможным осуществить исключительно в порядке, установленном п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

 Поскольку 4 объекта на момент рассмотрения настоящего спора в суде апелляционной инстанции уже переданы в безвозмездное пользование,    оспариваемое решение в части данных объектов не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Кроме этого, согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В отношении здания столовой, суд первой инстанции обоснованно применил нормы  ч. 2 ст. 209 ГК РФ,  Положение о Минобороны России, утвержденное Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. № Ю82, Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053, указав, что Министерство обороны РФ являясь федеральным органом исполнительной власти,  осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ     осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящемся у ВС РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного бессрочного пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

С учетом     стратегии национальной безопасности  реализует  основных задачи Вооруженных Сил РФ, других войск и органов в мирное время, в том числе путем  создание новых, модернизация и развитие имеющихся объектов военной инфраструктуры ВС, других войск и органов, а также отбор объектов инфраструктуры двойного назначения для использования войсками (силами) в целях обороны (пп. «к» п.32 Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ от 25.12.2014 №Пр-2976).

 Министерством обороны Российской Федерации была организована работа по рассмотрению вопроса о вовлечении здания столовой по адресу: <...> Почтовое отделение, д. 110 в хозяйственный оборот через единый институт развития в жилищной сфере АО «ДОМ РФ», в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ.

Согласно письму АО «ДОМ РФ» от 15 июня 2020 г. № 8415-АА указанный объект недвижимого имущества и расположенный под ним земельный участок имеют потенциал инвестиционного спроса и АО «ДОМ РФ» готово рассмотреть вопрос их вовлечения в хозяйственный оборот.

В соответствии с решением заместителя Министра обороны Российской Федерации ФИО5 от 17.06.2020 г. № 106/2718 вовлечению в хозяйственный оборот подлежит земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010209:76 с расположенным на нем объектом недвижимости «Здание (столовая)» с кадастровым номером 50:22:0010208:2799 по адресу: Московская обл., Люберецкий Район, г. Люберцы, Городок Б, войсковая часть 75360. В этой связи ФГАУ «УИСП» Минобороны России подготовлен и направлен проект приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о закреплении вышеуказанных объектов недвижимости за ФГАУ «УИСП» Минобороны России.

С учетом изложенного, в указанной части оспариваемое решение суда также является обоснованным, законным.

 Довод апелляционной жалобы  о преюдициальном характере дела № А40-51981/2016   для рассмотрения настоящего дела судебной коллегией отклоняется, поскольку   устанавливались иные обстоятельства, отличные от настоящего дела.

Вовлечение в хозяйственный оборот здания столовой направлено на привлечение дополнительных финансовых средств для обеспечения полномочий Минобороны России в области обороны страны и безопасности государства, поскольку средства, получаемые в результате вовлечения военного имущества в хозяйственный оборот, направляются на строительство объектов военной и сопутствующей инфраструктуры.

 С учетом установленных фактических обстоятельств по делу суд правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в соответствии со ст. 13 ГК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, который дал им верную оценку, и с которой у суда апелляционной инстанции не имеется оснований не согласится.

При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку указанные требования не обоснованы и документально не подтверждены.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

          Решение Арбитражного суда города Москвы от 16.11.2020 по делу № А40-130995/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья:                                                       Г.М. Никифорова

Судьи:                                                                                                В.И. Попов

                                                                                                            Л.Г. Яковлева

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.