ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-147320/18 от 11.04.2019 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

Дело № А40-147320/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2019

Полный текст постановления изготовлен 18.04.2019

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,   

судей Каменской О.В., Шевченко Е. Е.,

при участии в заседании:

от заинтересованного лица – ФИО1 по доверен. от 20.12.2018,

рассмотрев 11 апреля 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу

Федеральной таможенной службы

на решение от 12.09.2018

Арбитражного суда города Москвы,

принятое судьей Кастальской М. Н.,

на постановление от 06.12.2018

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Чеботаревой И. А., Красновой Т. Б., Свиридовым В. А.,

по заявлению ООО «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 238420, <...>)

к Федеральной таможенной службе (121087, <...>)

о признании незаконным бездействия

УСТАНОВИЛ: ООО «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействие Федеральной таможенной службы (далее заинтересованное лицо)  при рассмотрении заявления ООО «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» о включении в реестр уполномоченных экономических операторов от 03.11.2017 (вх. ФТС России от 06.12.2017 №60550), выраженное в непринятии предварительного решения о соблюдении иных условий включения в реестр уполномоченных экономических операторов, о признании недействующим письмо Федеральной таможенной службы от 23.03.2018 № 04-56/16095, об обязании Федеральной таможенной службы в течение 30 (тридцати) дней после вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу принять предварительное решение о соблюдении ООО «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» иных условий включения в реестр уполномоченных экономических операторов по заявлению общества от 03.11.2017 (вх. ФТС России от 06.12.2017 № 60550).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.09.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от  06.12.2018, признано недействительным письмо Федеральной таможенной службы от 23.03.2018 № 04-56/16095; признано незаконным бездействие Федеральной таможенной службы при рассмотрении заявления ООО «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» о включении в реестр уполномоченных экономических операторов от 03.11.2017 (вх. ФТС России от 06.12.2017  № 60550); в удовлетворении остальной части требований отказано; суд обязал Федеральную таможенную службу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение месяца со дня вступления решения в законную силу путем рассмотрения заявления ООО «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» о включении в реестр уполномоченных экономических операторов от 03.11.2017 (вх. ФТС России от 06.12.2017 № 60550) в порядке и сроки, установленные таможенным законодательством.

            Федеральной таможенной службой подана кассационная жалоба, согласно которой заинтересованное лицо просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Заявитель жалобы указывает, что суды признали незаконным бездействие Федеральной таможенной службы при рассмотрении заявления общества о включении в реестр УЭО (между тем заинтересованное лицо представило доказательства того, что бездействие отсутствовало, в частности, им было проверено поступившее 06.11.2017 заявление, запрошены дополнительные документы), тогда как заявитель просил признать незаконным бездействие Федеральной таможенной службы, выраженное в непринятии предварительного решения о соблюдении иных условий  включения в реестр уполномоченных экономических операторов. Заявитель жалобы полагает, что в данной части суды фактически удовлетворили требования, которые обществом не заявлялись.

Представитель Федеральной таможенной службы в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.

ООО «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» в судебное заседание не явилось, считается извещенным в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в его отсутствие. Письменный отзыв на жалобу не представлен.

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Судами установлено, что ООО «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» обратилось в Федеральную таможенную службу с заявлением от 03.11.2017 о включении в реестр уполномоченных экономических операторов.

Поскольку заявление не содержало всех необходимых сведений, указанных в части 1 статьи 90 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», а также вместе с указанным заявлением не были представлены все документы, подтверждающие сведения, указанные в этом заявлении, по перечню, предусмотренному частью 3 статьи 90 Закона о таможенном регулировании, ФТС России уведомило об этом ООО «Логистик Сервис» письмом от 12.12. 2017 № 04-56/70559.

ООО «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» направило в ФТС России письмо от 25.12.2017 № 02, в котором информировало, что ООО «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» не подлежит обязательному аудиту и по инициативе ООО «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» аудит не проводился. Кроме того, к данному письму были приложены согласия на обработку персональных данных генерального директора, главного бухгалтера и лиц, в чьи обязанности входит организация совершения таможенных операций и (или) их совершение.

Письмом ФТС России от 23.03.2018 № 04-56/16096 ООО «ЛОГИСТИКСЕРВИС» было сообщено о вступлении в силу ТК ЕАЭС и необходимости обратиться в ФТС России для включения в реестр УЭО в порядке, предусмотренном статьей 434 ТК ЕАЭС. При этом обращено внимание, что результаты проверочных мероприятий, проведенных в отношении ООО «Логистик Сервис», будут учтены при повторном обращении в ФТС России.

Полагая, что Федеральной таможенной службой допущено незаконное бездействие при рассмотрении заявления ООО «ЛОГИСТИКСЕРВИС» о включении в реестр уполномоченных экономических операторов от 03.11.2017, выраженное в непринятии предварительного решения о соблюдении иных условий включения в реестр уполномоченных экономических операторов, а также полагая, что письмо Федеральной таможенной службы от 23.03.2018 №04-56/16095 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).

Статьей 90 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» пунктом 23 Административного Регламента установлено, что включение в Реестр происходит на основании заявления, поданного в соответствии с п. 11 Регламента. ФТС России рассматривает заявление о включении в реестр в срок, указанный в пункте 7 Административного Регламента (с учетом его приостановления в случае, указанном в пункте 16 Административного Регламента), и принимает одно из следующих решений:

- о включении юридического лица в Реестр и выдаче Свидетельства при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 30 Административного регламента;

- предварительное решение о соблюдении иных условий включения в Реестр, предусмотренное пунктом 36 Административного регламента, в случае, если юридическим лицом вместе с заявлением о включении в Реестр не были представлены документы, подтверждающие предоставление ФТС России обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;

- об отказе во включении юридического лица в реестр по основаниям, приведенным в пункте 17 Административного Регламента.

01.01.2018 вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС).

Исходя из положений пункта 2 статьи 444 ТК ЕАЭС если правоотношения, возникли до вступления ТК ЕАЭС в силу и такие правоотношения основаны на международных договорах и актах в сфере таможенного регулирования, то права и обязанности в рамках данных правоотношений продолжают регулироваться указанными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.

Суды установили, что заявление ООО «Логистик-Сервис» подано 03.11.2017.

Согласно ч. 2 ст. 38 ТК ТС статус уполномоченного экономического оператора присваивается юридическому лицу таможенными органами путем выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и признается на территории того государства, таможенным органом которого присвоен данный статус.

Общий перечень условий для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора устанавливается ст. 39 ТК ТС.

В силу п. 8 ст. 91 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенный орган принимает решение об отказе во включении в реестр уполномоченных экономических операторов только в случае несоблюдения заявителем условий присвоения юридическому лицу статуса уполномоченного экономического оператора, предусмотренных статьей 39 Таможенного кодекса Таможенного союза и статьей 88 настоящего Федерального закона.

Исходя из указанных положений, законодатель установил исчерпывающий список действий Федеральной таможенной службы при рассмотрении заявлений о включении в реестр уполномоченных экономических операторов.

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения сторон, суды пришли к выводу, что по существу заявление ООО «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» не было рассмотрено (письмом ФТС России от 23.03.2018 № 04-56/16096 ООО «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» было сообщено о вступлении в силу ТК ЕАЭС и необходимости обратиться в ФТС России для включения в реестр УЭО в порядке, предусмотренном статьей 434 ТК ЕАЭС).

При изложенных обстоятельствах, суды обоснованно сочли, что письмо Федеральной таможенной службы от 23.03.2018 № 04-56/16095 не соответствует закону, Федеральной таможенной службой допущено бездействие при рассмотрении заявления ООО «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» о включении в реестр уполномоченных экономических операторов от 03.11.2017.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (часть 5 статьи 201 Кодекса).

Суд, установив, что Федеральной таможенной службой допущено бездействие при рассмотрении заявления ООО «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» о включении в реестр уполномоченных экономических операторов от 03.11.2017,  правомерно обязал Федеральную таможенную службу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение месяца со дня вступления решения в законную силу путем рассмотрения заявления ООО «ЛОГИСТИК-СЕРВИС» о включении в реестр уполномоченных экономических операторов от 03.11.2017 в порядке и сроки, установленные таможенным законодательством.

Доводы заявителя жалобы, приведенные им в обоснование несогласия с обжалуемыми судебными актами, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в  силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации недопустимо в кассационной инстанции.

Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, судебная коллегия в данном случае не находит, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению; решение Арбитражного суда Московской области и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда - подлежащими оставлению без изменения.

Руководствуясь  статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 12.09.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от06.12.2018 по делу № А40-147320/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий-судья:                                    И. Ю. Григорьева

Судьи:                                                                                 О. В. Каменская    

                                                                                                          Е. Е. Шевченко