ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-156895/2021 от 03.02.2022 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-85675/2021

г. Москва Дело № А40-156895/21

10 февраля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2022 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи В.А.Свиридова,

судей:

И.В. Бекетовой, ФИО1,

при ведении протокола

помощником судьи С.Э.Исрафиловым,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.11.2021 по делу №А40-156895/21 (146-1189)

по заявлению ТУ Росимущества в городе Москве

к Управлению Росреестра по Москве,

третьи лица: 1) ФГБУК «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея», 2) Департамент городского имущества <...>) Департамент культурного наследия города Москвы

о признании незаконным решения,

при участии:

от заявителя:

не явился, извещен;

от ответчика:

не явился, извещен;

от третьих лиц:

1) ФИО2 по дов. от 12.01.2022; 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее Управление) от 13.09.2021 № КУВД-001/2021-22301752/2 об отказе в осуществлении государственной регистрации прав собственности на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: <...> с кадастровым номером 77:01:0002015:1039 и об обязании Управления Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.

Решением суда от 10.11.2021 заявленные требования удовлетворены, суд обязал ответчика произвести соответствующие регистрационные действия.

Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм материального права при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Государственной Третьяковской галереей представлен отзыв на апелляционную жалобу.

Представитель Государственной Третьяковской галереи в судебном заседании по изложенным в отзыве доводам поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать.

В судебное заседание заявитель, заинтересованное лицо и третьи лица №2, 3 своих представителей не направили, суд располагает доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ

Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав позицию Государственной Третьяковской галереи суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - Территориальное управление) обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением от 02.06.2021 №MFC-O558/2021-936359 об осуществлении действий по государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0002015:1039, расположенного по адресу: <...> (далее - Здание), общей площадью 190,1 кв.м.

Уведомлением от 11.06.2021 №КУВД-001/2021-22301752 Управление Росреестра по Москве уведомило Территориальное управление о приостановлении в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на Здание.

13.09.2021 Управлением Росреестра по Москве вынесен отказ в осуществлении действий по государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении вышеуказанного недвижимого имущества.

Отказывая в регистрации права федеральной собственности, Управление Росреестра по Москве ссылается на то, что правоустанавливающие документы, содержащие сведения о заявленном к регистрации объекте недвижимого имущества, необходимые для государственной регистрации и являющиеся основанием возникновения заявленных прав собственности, в материалы регистрационного дела не представлены.

Посчитав, что основания, указанные в оспариваемом отказе, не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы, заявитель обратился с настоящим заявлении в суд.

Суд правильно посчитал, что предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ срок обжалования решения Управления заявителем соблюден.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных обществом требований ввиду следующего.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве действует на основании Положения «О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве» (далее - Положение), утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 № 67.

В соответствии с п.4.1 раздела II Положения Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, зарегистрированными на территории города Москвы, а также в отношении федерального недвижимого имущества, расположенного на территории города Москвы, в том числе составляющие казну Российской Федерации.

Согласно п.4.1.1 Положения Территориальное управление осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Федеральный закон № 218-ФЗ).

Перечень оснований, наличие которых необходимо для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Как следует из пункта 2 части 2 статьи 14 Закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 18 Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Согласно п.4 ст.18 Закона о государственной регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав;

3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В силу п.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Согласно заявлению MFC-0558/2021-936359-1 от 02.06.2021 №КУВД- 001/2021-22301752 ТУ Росимущества в г.Москве обратилось за государственной регистрацией права собственности Российской Федерации в отношении вышеуказанного объекта недвижимости.

В качестве документа - основания, представлена Выписка из реестра федерального имущества от 30.04.2021 №2355/1 (далее - Выписка). Согласно данным Выписки основанием возникновения права собственности Российской Федерации в отношении указанного объекта недвижимости является Постановление Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991 «О разграничений государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление Верховного Совета РФ №3020-1 от 27.12.1991/Постановление №3020-1).

С учетом исследования всех доказательств по делу Арбитражный суд г. Москвы установил, что объект недвижимости, входит в комплекс недвижимого памятника архитектуры, который включен в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения Постановлением Совета Министров РСФСР Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974г. №624. «О дополнении и частичном изменении Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960г. №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» и пришел к выводу, что Постановление Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 является основанием для регистрации права собственности РФ на объект недвижимости.

Так, как усматривается из материалов дела, ФГБУК «Государственная Третьяковская галерея» имеет на своем балансе объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <...>, с кадастровым номером 77:01:0002015:1039, общей площадью 190,1 кв.м.

Указанное недвижимое имущество входит в комплекс недвижимого памятника архитектуры, который включен в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения Постановлением Совета Министров РСФСР Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 №624 «О дополнении и частичном изменении Постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР».

Данный правовой акт о постановке на государственную охрану содержит сведения о наименовании памятника и его местонахождении: «Жилой дом начало XIX в.», <...> (на листе 241 Приложения № 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 №624).

Суд отмечает, что в данном случае адресный признак памятника, указывает на местонахождение группы памятников, входящих в предмет его охраны, при этом, суд учитывает следующие обстоятельства.

В соответствии со ст.1 Закона СССР от 29.10.1976 №4692-IX «Об охране и использовании памятников истории и культуры», к памятникам истории и культуры, относили сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Памятники истории и культуры подразделялись на виды: памятники истории, памятники археологии, памятники градостроительства и архитектуры, памятники искусства, документальные памятники.

Государственный учет памятников истории и культуры осуществлялся в порядке, определяемом Советом Министров СССР.

В Постановлении Совмина СССР от 16.09.1982 №865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры», указано, что порядок государственного учета памятников истории и культуры и формы учетных документов устанавливаются Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников.

В свою очередь, Министерство культуры СССР Приказом от 13.05.1986 №203 утвердило и ввело в действие с 01.07.1986 «Инструкцию о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры» (далее - Инструкция).

Согласно п.п.15 и 16 Инструкции, на каждый недвижимый памятник составляется учетная карточка и паспорт.

Из пункта 3.1. Инструкции следует, что памятники градостроительства и архитектуры -это архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, жилой, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства, природные ландшафты.

В соответствии с п.2.2. Инструкции, комплексом недвижимых памятников истории и культуры являлась группа объектов, объединенных общностью территории независимо от времени и причин возникновения, историко-художественной или иной ценности каждого отдельного памятника.

В п.17 Инструкции указано, что для комплекса недвижимых памятников истории и культуры, исторического центра города, другого населенного пункта, квартала, площади, улицы, историко-культурного заповедника составляются: учетная карточка и паспорт на указанные объекты в целом; учетные карточки и паспорта для каждого отдельного памятника; историко-архитектурный опорный план.

Как следует из материалов дела, Государственной Третьяковской галерее, согласно Договору 13-11/19 от 13.11.2019 на разработку документации для обеспечения выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Жилой дом, начало XIX в.» по адресу: 3- й Голутвинский пер., д.8/10, стр.1 и выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Рябушинских - Службы, 1-я треть XIX в.» по адресу: 3-й Голутвинский пер., д.8/10, стр. 5, предоставлены материалы к историко-архивным и библиографическим исследованиям, которые определяют принадлежность недвижимого имущества, указанного в предмете иска, к памятнику культуры «Жилой дом начало XIX в.» по адресу: 1-ый Голутвинский пер., 10/8.

Как следует из материалов исследований, данный памятник имел паспорт на объекты в целом: Усадьба Рябушинских. Комплекс и паспорта для каждого отдельного памятника:

Городская усадьба 1-й пол. XIX в. Главный дом / «Дом Рябушинских».

Усадьба Рябушинских. Флигель.

Усадьба Рябушинских. Флигель.

Городская усадьба 1 -й пол. XIX в. Каретный сарай.

Спорное недвижимое имущество в 1987 году имело паспорт памятника с наименованием - Городская усадьба 1-й пол. XIX в. Каретный сарай и входило в комплекс недвижимого памятника истории и культуры, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 №624.

Комплекс недвижимого памятника истории и культуры являлся, согласно Закону СССР от 29.10.1976 №4692-IX «Об охране и использовании памятников истории и культуры», одной из разновидностей памятников истории и культуры и подлежал охране в соответствии с законодательством об охране памятников, действующих на тот момент.

В соответствии с пунктом 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что отнесение имущества к государственной собственности регулируется Постановлением Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991.

Верховный Совет РФ на момент вынесения Постановления Верховного Совета РФ №3020-1 от 27.12.1991 являлся высшим органом государственной власти, а также постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом.

Таким образом, Постановление Верховного Совета РФ №3020-1 от 27.12.1991 относится к нормативно-правовому акту, подлежащему обязательному исполнению, в том числе Управлением Росреестра по Москве.

На основании пункта 3 раздела I приложения 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Кроме того, согласно выписке из реестра федерального имущества Здание введено в эксплуатацию в 1917 году и является федеральной собственностью на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 .

Как обоснованно указано судом, в соответствии со ст. 13 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства от 16.07.2007 №447, выписка из реестра федерального имущества является документом, подтверждающим факт учета федерального имущества в реестре.

Управление Росреестра по Москве в доводах, изложенных в апелляционной жалобе, полагает, что Выписка не является документом, послужившим основанием для возникновения права собственности РФ и помимо Выписки для осуществления государственной регистрации права собственности требуются документы, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» (далее Постановление Правительства РФ от 13.06.2006 № 374).

Ссылка Управления Росреестра по Москве на перечень документов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 №374, является необоснованной, так как указанные документы необходимы для передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, следовательно, к рассматриваемому делу отношения не имеет.

Кроме того, Управление Росреестра по Москве, ссылаясь на пункт 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», не учел нормы абзаца 3 пункта 36 указанного Постановления Пленума, который прямо предусматривает, что при отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у заявителя. Также, указанное Постановление Пленума содержит в себе раздел «Споры связанные с приобретением права собственности», который напрямую регулирует спорные правоотношения и не содержит запрета на регистрацию права собственности Российской Федерации на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1.

Так, в Приложении № 1 к Постановлению Верховного Совета РФ №3020-1 от 27.12.1991 перечислены объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности.

В пункте 3 раздела I Приложения №1 среди таких объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, перечислены объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

Следовательно, объект недвижимости, являющийся памятником государственного значения с 1974 г., относится к федеральной собственности.

Согласно п. 1 ст. 69 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) проводится по желанию их обладателей.

Таким образом, право собственности Российской Федерации на вышеуказанный объект недвижимости признается юридически действительным даже при отсутствии его государственной регистрации в ЕГРН.

В силу п.5 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Территориальным управлением в Управление Росреестра по Москве были предоставлены все необходимые документы для осуществления испрашиваемых действий для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный объект недвижимости.

При таких обстоятельствах у Управления отсутствовали основания для вынесения оспариваемого отказа, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Территориальным управлением требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления соответствующих регистрационных действий.

Доводы, приведенные Управлением Росреестра по Москве в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда города Москвы от 10.11.2021 по делу №А40-156895/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: В.А. Свиридов

Судьи: И.В. Бекетова

ФИО1

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.