ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-165153/2017 от 06.06.2018 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

Дело № А40-165153/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2018 года

Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2018 года  

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,

судей Кузнецова В. В., Каменской О. В.,                     

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверен. от 19.12.2017,

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверен. от 10.03.2017,

от третьих лиц

от Департамента финансов Тюменской области – ФИО3 по доверен. от 05.08.2015,

рассмотрев 06 июня 2018 года в судебном заседании кассационные жалобы

Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области, Департамента финансов Тюменской области

на постановление от 19 февраля 2018 года

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Поповым В.И., Яковлевой Л.Г., Мухиным С.М.,

по заявлению Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области

к Министерству финансов Российской Федерации

третьи лица Департамент финансов Тюменской области, Управление Федерального казначейства по Тюменской области, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

о признании недействительным приказа

УСТАНОВИЛ: Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным приказа Министерства финансов Российской Федерации (далее Минфин России, заинтересованное лицо) от 19.05.2017 № 378.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов Тюменской области, Управление Федерального казначейства по Тюменской области, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.11.2017 заявленные требования удовлетворены; суд признал недействительным приказ Минфина России от 19.05.2017 № 378 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета»; обязал Минфин России устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента в течение 30 дней со дня вступления судебного акта в законную силу в порядке, установленном действующим законодательством.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2018 указанное решение отменено; в удовлетворении заявленных требований отказано.

Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области, Департамент финансов Тюменской области поданы кассационные жалобы, согласно которым заявители просят постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.

Представитель Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы  своей жалобы и жалобы Департамента финансов Тюменской области.

Представитель Департамента финансов Тюменской области в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы своей жалобы и жалобы Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области.

Представитель Минфина России возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая постановление Девятого арбитражного апелляционного суда законным и обоснованным.

Управление Федерального казначейства по Тюменской области, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явились, считаются извещенными в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в их отсутствие.

Письменные отзывы на жалобу не представлены.

Обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Судами установлено, что УФК по Тюменской области в Департаменте агропромышленного комплекса Тюменской области, являющемся главным распорядителем бюджетных средств, проведена выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета, направленных на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в рамках подпрограммы «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы» за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 в сумме 4 064 600 руб., полученных на софинансирование расходных обязательств Тюменской области по оказанию несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.

По результатам проведенной проверки выявлены нарушения пункта 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 №1431, (действовавшим на момент спорных правоотношений), а именно:

выявлены нарушения условий предоставления субсидии (субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в размере 4 064 600 руб. предоставлены при отсутствии в Законе Тюменской области от 08.12.2015 № 142 «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных в реализацией мероприятия «Развитие овощеводства открытого и защищенного фунта и семенного картофелеводства» подпрограммы «Развитие агропромышленного производства Тюменской области» государственной программы Тюменской области «Основные направления развития агропромышленного комплекса» на 2013 - 2020 годы);

средства федерального бюджета, предоставленные в 2016 году бюджету Тюменской области на реализацию государственной программы субъекта по направлению «оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта» в рамках подпрограммы «Развитие овощеводства открытого и защищенного фунта и семенного картофелеводства», использованы Департаментом с нарушением условий предоставления на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в рамках мероприятия «Стимулирование овощеводческих и картофелеводческих предприятий на создание материально-технической базы» подпрограммы «Развитие агропромышленного производства Тюменской области» Государственной программы Тюменской области «Основные направления развития агропромышленного комплекса».

Указанные нарушения зафиксированы в акте от 17.03.2017.

Минфином России принят приказ от 19.05.2017 № 378 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета», согласно которому Федеральному казначейству надлежит исполнить бюджетную меру принуждения в отношении Правительства Тюменской области (Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области) путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета, бюджету Тюменской области, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Тюменской области, в сумме 4 046 600 рублей, рассчитанной по состоянию на 27.04.2017, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет на счет получателя (указан счет) «Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (Министерство сельского хозяйства Российской Федерации л/с <***>).

Полагая, что указанный приказ нарушает права и законные интересы Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).

В соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» бюджету Тюменской области на 2016 год определены субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в сумме 4 064 600 рублей.

Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Подпунктами «а» и «б» пункта 4 Правил № 1431 установлено, что условиями предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации являются:

а) наличие государственной программы субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных программ, предусматривающих мероприятия по направлениям, указанным в пункте 2 Правил № 1431;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (местном бюджете)
бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований), связанных с реализацией государственной и (или) муниципальных программ.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что в Законе Тюменской области от 08.12.2015 № 142 «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» предусмотрены бюджетные ассигнования на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в сумме 7 653 тысяч рублей, в том числе: субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 4 065 тысяч рублей, софинансирование расходов из областного бюджета в сумме 3 588 тысяч рублей.

Согласно пункту 1.1 Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта РФ от 29.01.2016 № 39/17-с (в редакции дополнительного соглашения от 15.07.2016 № 1059/17-с), заключенного между Министерством сельского хозяйства РФ и Правительством Тюменской области, предметом данного соглашения является, в частности предоставление в 2016 году субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии согласно приложению № 1, в примечании 1 которого содержится указание на то, что наименование мероприятий должны соответствовать наименованию мероприятий в Правилах предоставления субсидий.

Апелляционным судом установлено, что государственной программой Тюменской области «Основные направления развития агропромышленного комплекса» на 2013 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 № 699-п (в редакции от 09.08.2016 №330-п), в рамках задачи 7 «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» были предусмотрены два вида мероприятий: «1. Мероприятия, направленные на стимулирование овощеводческих и картофелеводческих предприятий на создание материально-технической базы» и «2. Несвязанная поддержка сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта».

С учетом изложенного апелляционный суд пришел к обоснованному выводу, что в государственной программе Тюменской области, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 № 699-п, отсутствовало указание на направление бюджетных средств субъекта Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, обеспечивающих увеличение производства семенного картофеля, а также овощей открытого грунта и семян овощных культур открытого грунта в соответствии с перечнем, утвержденным Минсельхозом России, в расчете на 1 гектар посевной площади, как того требуют подпункт «б» пункта 2 и подпункт «а» пункта 4 Правил № 1431.

Апелляционный суд установил, что Законом Тюменской области от 08.12.2015 № 142 «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» также не были предусмотрены бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств субъекта РФ, связанных с реализацией мероприятия по направлению «оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, обеспечивающих увеличение производства семенного картофеля, а также овощей открытого грунта и семян овощных культур открытого грунта в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в расчете на 1 гектар посевной площади».

Апелляционным судом обоснованно принято во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.10.2017 по делу №А70-7341/2017 об отказе в удовлетворении требований Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области о признании недействительным п.1 представления УФК по Тюменской области, на основании которого издан оспариваемый по делу приказ.

При таких обстоятельствах вывод апелляционного суда об отказе в удовлетворении заявленных требований о  признании недействительным приказа Министерства финансов Российской Федерации от 19.05.2017 № 378 соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделан при правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы заявителей жалоб, приведенные ими в обоснование несогласия с обжалуемым судебным актом, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в  силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации недопустимо в кассационной инстанции.

Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого в кассационном порядке судебного акта не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь  статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

            постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2018 года по делу № А40-165153/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий-судья:                                    И. Ю. Григорьева              Судьи:                                                                                 В. В. Кузнецов   

                                                                                                          О. В. Каменская