ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
03 июля 2018 года
Дело № А40-165800/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2018 года
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2018 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,
судей Ананьиной Е. А., Шевченко Е. Е.,
при участии в заседании:
от заинтересованного лица – ФИО1 по доверен. от 25.07.2016,
от третьего лица – ФИО2 по доверен. от 06.03.2018,
рассмотрев 26 июня 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики
на решение от 22.11.2017
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Аксеновой Е. А.,
на постановление от 16.03.2018
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Суминой О. С., Марковой Т. Т., Лепихиным Д. Е.,
по заявлению Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 02.07.2004, 360000, <...>)
к Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 15.01.2003, 109097, Москва, ул. Ильинка, д.9, стр.1)
третье лицо Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики
о признании недействительным приказа от 10.08.2017 №589
УСТАНОВИЛ: Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным приказа Министерства финансов Российской Федерации от 10.08.2017 № 589 о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.11.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерством сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики подана кассационная жалоба, согласно которой заявитель просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы указывает, что Минсельхозом России из федерального бюджета в 2016 году предоставлены субсидии в размере 15 893 400 руб. на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства в 2016 году, из которых 2 318 035 руб. использованы с нарушением условий в части обеспечения финансирования за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственным производителям на уплату страховых премий в области растениеводства; за счет средств федерального бюджета в сумме 15 893 400 руб.; за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики в сумме 2 639 000 руб.
Заявитель жалобы ссылается на то, что при проведении проверки Министерством представлено документальное подтверждение непреодолимой силы, препятствующей исполнению соответствующих обязательств, то есть в связи с ликвидацией Северо-Кавказского филиала ООО СК «Полис», в период проверки не представилось возможным погасить кредиторскую задолженность по субсидиям на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии в области растениеводства в сумме 1 519 984 руб., что отражено в актах плановой выездной проверки от 30.03.2017 и от 27.06.2017.
Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики считает, что субъектом Российской Федерации заявленное софинансирование было осуществлено, но в объеме меньшем, чем предусмотрено условиями заключенного соглашения, в связи с тем, что Северо-Кавказский филиал ООО СК «Полис» находится в стадии ликвидации.
Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республикив судебное заседание не явился, считается извещенным в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в его отсутствие.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными.
Представитель Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.
Письменные отзывы на жалобу не представлены.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Судами установлено, что в Министерство финансов Российской Федерации на исполнение поступило уведомление о применении бюджетных мер принуждения №07-04-04/09-1146 от 12.07.2017.
Минфин России издан приказ № 589 от 10.08.2017 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета», согласно которому Федеральному казначейству указано на необходимость исполнить бюджетную меру принуждения в отношении Правительства Кабардино-Балкарской Республики путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Кабардино-Балкарской Республики за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Кабардино-Балкарской Республики в сумме 1 987 949 руб. 70 коп., путем перечисления взысканных средств в федеральный бюджет.
Заявитель, полагая что приказ Минфина России № 589 от 10.08.2017 не соответствует закону, в том числе Минфином России при издании указанного приказа № 589 от 10.08.2017 допущена ошибка в расчетах, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В соответствии с пунктом 6 ст. 166 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министр финансов имеет право в случае выявления бюджетных нарушений принять решение:
- о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат;
- о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии со статьями 306.2, 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 Кодекса, на основании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения органов государственного (муниципального) финансового контроля.
При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 Порядка № 74н предусмотрено, что бюджетные меры принуждения подлежат применению Федеральным казначейством или Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с решением Министерства финансов Российской Федерации о применении бюджетных мер принуждения, принятым на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения Счетной палаты Российской Федерации, направленного председателем Счетной палаты Российской Федерации, или уведомления о применении бюджетных мер принуждения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, направленного руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в течение 30 календарных дней после получения Министерством финансов Российской Федерации уведомления.
Суды установили, что заявитель приказ в части порядка издания не оспаривает.
Суды также установили, что выездная проверка и оформление акта проверки осуществлены Управлением Федерального казначейства в пределах предоставленных статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочий, уведомление оформлено Федеральным казначейством также в пределах предоставленных полномочий. Федеральное казначейство подтвердило суммы бюджетного нарушения, указанные в уведомлении.
Основания отказа в применении бюджетных мер принуждения установлены пунктом 6 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Отсутствие в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения оснований для применения бюджетных мер принуждения или его формирование и направление в финансовый орган с нарушениями порядка, установленного в соответствии с пунктом 3 статьи 268.1 или пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса, является основанием для принятия финансовым органом решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения.
Установив, что в уведомлениях о применении мер бюджетного принуждения, направленных в Министерство финансов Российской Федерации, указаны основания для применения бюджетных мер, а также учитывая, что указанное уведомление сформировано и направлено с соблюдением установленного законодательством порядка, суды пришли к обоснованному выводу, что оснований для принятия Министерством финансов Российской Федерации решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения не имелось.
Суды установили, что акт проверки вместе с материалами проверки направлен Управлением Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике в Федеральное казначейство. В рамках предоставленных полномочий и в соответствии с п. 67 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 по результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки руководитель Федерального казначейства принимает решение о наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
Суды установили, что уведомление о применении бюджетных мер принуждения № 07-04-04/09-1147 в заключительной части содержит основания применения норм бюджетного принуждения, а именно перерасход средств федерального бюджета составил сумму 1 987 949 руб. 70 коп.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу, что уведомление Федерального казначейства о применении бюджетной меры принуждения 07-04-04/09-1147 является законным и обоснованным, изданный на основании данного уведомления приказ Министерства финансов Российской Федерации № 589 соответствует нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного вывод судов об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным приказа Министерства финансов Российской Федерации от 10.08.2017 № 589 соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделан при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя жалобы, приведенные им в обоснование несогласия с обжалуемыми судебными актами, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в кассационной инстанции.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.11.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2018 по делу № А40-165800/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий-судья: И. Ю. Григорьева Судьи: Е. А. Ананьина
Е. Е. Шевченко