ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
23 мая 2022 года
Дело № А40-165809/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2022 года
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2022 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Кузнецова В.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: акционерного общества «Наука и инновации» - ФИО1, представитель по доверенности от 21 января 2021 года;
от заинтересованного лица: Федеральной антимонопольной службы - извещено, представитель не явился;
от третьих лиц:
от общества с ограниченной ответственностью «Интеллектуальный капитал» - ФИО2, представитель по доверенности от 14 мая 2020 года;
от акционерного общества «Атомкомплект» - ФИО3, представитель по доверенности от 10 января 2022 года;
от акционерного общества «Единая электронная торговая площадка» - извещено, представитель не явился;
рассмотрев 17 мая 2022 года в судебном онлайн - заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Интеллектуальный капитал»
на решение от 19 ноября 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 2 февраля 2022 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу № А40-165809/21,
по заявлению акционерного общества «Наука и инновации»
к Федеральной антимонопольной службе
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Интеллектуальный капитал», акционерное общество «Атомкомплект», акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»
о признании незаконными решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 19 ноября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 февраля 2022 года, удовлетворено заявление акционерного общества «Наука и инновации» (далее - заявитель, АО «Наука и инновации») о признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы (далее - антимонопольный орган, ФАС России) от 7 июля 2021 года N 223ФЗ-351/21.
Не согласившись с выводами судов, ООО «Интеллектуальный капитал» обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
Кассационная жалоба рассмотрена с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседание).
В судебном заседании Представитель ООО «Интеллектуальный капитал» поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель АО «Наука и инновации» возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представитель АО «Атомкомплект» поддержал позицию заявителя.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением ФАС России от 7 июля 2021 года N 223ФЗ-351/21, принятым по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «Интеллектуальный капитал», в действиях АО «Наука и инновации» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению и поддержанию в силе патентно-правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности - изобретений и полезных моделей на основе патентных заявок, подаваемых за пределами Российской Федерации, выявлены нарушения части 6, пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), выразившиеся установлении требования о присутствии участника закупки на момент рассмотрения заявки на участие в закупке на отборочной стадии в рейтинге, опубликованном компанией Legal 500 на сайте http://www.legal500.com по практикам и юрисдикциям, которые соответствуют предмету закупки, и/или в рейтинге, опубликованном компанией Chambers and Partners на сайте https://chambers.com, по практикам и юрисдикциям, которые соответствуют предмету закупки, и/или в числе рекомендованных компанией Legal 500 или компанией Chambers and Partners («recommended firms, other recommended firms, other notable firms, other noted firms») по практикам и юрисдикциям, которые соответствуют предмету закупки.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, заявитель обратился в суд.
Осуществляя проверку законности оспариваемого решения суд первой инстанции, при повторном рассмотрении апелляционный суд, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о закупках, части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, пришли к выводу о несоответствии оспариваемого решения антимонопольного органа закону и нарушении прав заявителя.
Выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
В настоящем деле судами установлено, что закупка проводилась в соответствии с Единым отраслевым стандартом закупок (ЕОСЗ, Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
Часть 1 статьи 2 Закона о закупках, а также регламентируемые нормами Гражданского кодекса Российской Федерации организационно-правовые формы и правовой статус лиц, являющихся субъектами отношений закупки, регулируемой указанным Законом, и определенных нормами частей 2, 5 статьи 1 названного Закона (государственные корпорации, государственные компании, автономные учреждения, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50 процентов, бюджетные учреждения и унитарные предприятия (при соблюдении ряда дополнительных условий) свидетельствуют о воле законодателя на регулирование спорных отношений в целом как гражданско-правовых, то есть основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации). Субъекты, указанные в частях 2, 5 статьи 1, пункте 2 части 2 статьи 3.1 Закона о закупках, в силу норм Гражданского кодекса Российской Федерации, являются субъектами гражданских правоотношений и участниками гражданского оборота. Создавая такие юридические лица или участвуя в их деятельности, государство реализует невластные полномочия (статьи 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При закупках, осуществляемых субъектами, указанными в нормах Закона о закупках, стороны таких отношений выступают как юридически равноправные, никакая сторона не наделена властными полномочиями по отношению к другой стороне, что также свидетельствует о гражданско-правовом характере отношений.
Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 31 июля 2017 года N 305-КГ17-2243).
Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 года).
Приведенные правовые позиции, позволяя определить круг правомерных действий заказчика при установлении в документации о закупке, проводимой по правилам Закона о закупках, требований к участникам, отличающихся достаточной степенью строгости, указывают также на обстоятельства, наличие которых является индикатором нарушения принципов, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 указанного Закона, и которые подлежат выяснению антимонопольным органом, а впоследствии судом в целях выявления в действиях заказчика данного нарушения. Такие обстоятельства подразумевают фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов.
Направленные на обеспечение потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах и услугах отношения, регулируемые Законом о закупках, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг (статья 1).
Целесообразность введения повышенных требований к участникам, включая требования к опыту и квалификации, не может выступать в качестве самостоятельного предмета оценки в отрыве от названных выше обстоятельств, если только антимонопольным органом не будет доказано, что в конкретном случае цели обеспечения неравноправного участия хозяйствующих субъектов в закупке превалировали над целями эффективной хозяйственной деятельности заказчика.
Судами установлено, что наличие участника в рейтингах показывает масштабы деятельности юридической компании, в том числе работу с крупными частными компаниями (которые осуществляют свою закупочную деятельность по внутренним правилам) и организациями из государственного сектора. Присутствие участника закупки в рейтинге показывает положительный результат по оказанию юридических услуг.
Судами также отмечено, что все приведенные антимонопольным органом выводы свидетельствуют только о несогласии антимонопольного органа с целесообразностью установления АО «Наука и инновации» определенных критериев, но не о нарушении заказчиком требований Закона о закупках.
Выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального права.
Доводы ООО «Интеллектуальный капитал», приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19 ноября 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 февраля 2022 года по делу № А40-165809/21 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий-судья
Р.Р. Латыпова
Судьи
В.В. Кузнецов
Ю.С. Петропавловская