ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-178057/18 от 25.04.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

127994, Москва, ГСП -4, проезд Соломенной Сторожки, дом 12

адрес веб-сайта: http://9aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 09АП-18971/2019

город  Москва

07.05.2019

дело № А40-178057/18

резолютивная часть постановления оглашена  25.04.2019

постановление изготовлено в полном объеме  07.05.2019

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по                     г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.12.2018

по делу № А40-178057/18, принятое судьей Ласкиной С.О.

по заявлению ЗАО «Новые инвестиции» (ОГРН  <***>)

к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по г. Москве, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве

третьи лица: Департамент городского имущества г. Москвы, ИФНС России № 8 по г. Москве

о признании незаконными действий, об обязании;

при участии:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 09.04.2018;

от заинтересованных лиц – ФИО2 по доверенности от 26.12.2018, ФИО3 по доверенности от 04.03.2019;

от третьих лиц – не явились, извещены;

установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.12.2018 признаны незаконнымидействия ФГБУ «ФКП Росреестра», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, выраженные во внесении записи в Единый государственный реестр недвижимости в части указания в качестве акта об утверждении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0003040:5026 в размере 127.139.045, 57 руб. решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при территориальном органе в г. Москве от 08.11.2016 № 51-6319/2016 и на ФГБУ «ФКП Росреестра», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность восстановить нарушенные права заявителя в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке.

Управление Росреестра, не согласившись с принятым решением,  обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, по мотивам, изложенным в жалобе.

В качестве третьих лиц в деле участвуют Департамент городского имущества г. Москвы, ИФНС России № 8 по г. Москве.

Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители заявителя и заинтересованных лиц в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 25.06.2018 ЗАО «Новые инвестиции» получены от ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по г. Москве 4 выписки из Единого государственного реестра недвижимости  о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0003040:5026.

В соответствии с указанными выписками кадастровая стоимость объекта недвижимости указана по состоянию на 01.01.2016, 09.11.2016, 29.11.2016, 29.12.2016 в размере 127.139.045, 57 руб.

По мнению заявителя, кадастровой палатой неправильно указано в строке выписок «реквизит акта об утверждении кадастровой стоимости» - решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 № П/481 в г. Москве при территориальном органе в г. Москве  от 08.11.2016 № 51-6319/2016.

При этом заявитель указывает, что постановлением Правительства г. Москвы №688-ПП от 21.11.2014 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в г. Москве по состоянию на 01.01.2014, в том числе объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0003040:5026.

26.12.2016 Правительством г. Москвы принято постановление № 937-ПП                    «О внесении изменений в постановление Правительства г. Москвы от 21.11.2014 № 688-ПП».

По мнению общества, кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 127.139.045, 57 руб. утверждена на основании изменений в постановление № 688-ПП, а не на основании решения Комиссии от 08.11.2016 № 51-6319/2016.

Полагая, что указанные действия заинтересованных лиц являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств и правовых оснований.

Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что изначально кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 8.720.230, 58 руб. утверждена и указана в приложении к постановлению Правительства г. Москвы № 688-ПП «Таблица 3.4. Результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства на территории кадастрового округа Восточный г. Москвы (200001-300000)».

Новая кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере                127.139.045, 57 руб. утверждена на основании изменений внесенных в постановление Правительства г. Москвы 688-ПП (приложение к постановлению № 937-ПП № 3.58 «Результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства на территории кадастрового округа Центрального г. Москвы»).

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ                   «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает, что акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.

Согласно пп. 6 ст. 9 Устава г. Москвы  к правовым актам г. Москвы относятся акты Правительства г. Москвы.

В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона г. Москвы от 20.12.2006 № 65                                 «О Правительстве г. Москвы» порядок принятия правовых актов Правительства                   г. Москвы определяется Правительством г. Москвы.

Согласно п. 5 ст. 19 Закона г. Москвы от 20.12.2006 № 65 «О Правительстве                 г. Москвы» и абз. 1 п. 3.1.3 постановления Правительства г. Москвы от 21.02.2006               № 112-ПП «О Регламенте Правительства г. Москвы» постановления Правительства               г. Москвы могут быть признаны утратившими силу, отменены или приостановлены последним. При этом решения принимаются в форме постановления или распоряжения.

Таким образом, положения постановления Правительства г. Москвы могут быть изменены только субъектом законодательной инициативы (Правительством г. Москвы) на основании другого законодательного акта субъекта Российской Федерации.

В соответствии с данными нормами законодательства Российской Федерации и г. Москвы, у Комиссии отсутствуют полномочия для внесения изменений в правовой акт г. Москвы.

Утвержденная постановлением Правительства г. Москвы № 688-ПП кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 8.720.230, 58 руб. действовала до момента вступления в силу изменений (26.12.2016) в правовой акт субъекта Российской Федерации (города федерального значения Москвы) на основании постановления Правительства г. Москвы от 26.12.2016 № 937-ПП.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ                        «О государственном кадастре недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

Следовательно, результаты            государственной кадастровой оценки объектов недвижимости утверждаются органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В соответствии с подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010              № 42 в структуре записи об объекте недвижимости в ЕГРП подлежат указанию сведения о кадастровой стоимости, в том числе, кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения, реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.

Следовательно, запись о кадастровой стоимости объекта в размере                  127.139.045, 57 руб. могла быть внесена в ЕГРП только на основании решения органа власти.

Заинтересованными лицами во исполнение положений ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств существования такого решения до 26.12.2016.

Кадастровая      стоимость      объекта       в      размере      127. 139. 045, 57      руб.      утверждена постановлением Правительства г. Москвы № 937-ПП от 26.12.2016.

Сведения о кадастровой стоимости объекта в размере 127.139.045, 57 руб.          не могли быть внесены в ЕГРП ранее на основании постановления Правительства                   г. Москвы № 937-ПП, так как данное постановление принято только 26.12.2016.

Решение Комиссии от 08.11.2016 № 51-6319/2016 ввиду законодательных ограничений не отменено и не признано утратившим силу постановление 688-ПП, а являлось основанием для инициирования внесения изменений в данный правовой акт субъекта Российской Федерации, не относится к решениям органов власти, о которых следует в п. 7 ч. 1 ст.15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ                                       «О государственном кадастре недвижимости».

Таким образом, актом, утверждающим новую кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере 127.139.045, 57 руб. является постановление Правительства            г. Москвы № 688-ПП, а не решение Комиссии от 08.11.2016 № 51-6319/2016.

Учитывая изложенное, сведения в Едином государственном реестре недвижимости относительно актов об утверждении кадастровой стоимости объекта в размере 127.139.045, 57 руб. недостоверны и подлежат изменению. При этом судом учтены доводы заявителя, указывающие на  нарушение   его  прав, поскольку   имеет  для  общества   неблагоприятные  налоговые последствия.

При этом из текста решения Комиссии от 08.11.2016 № 51-6319/2016 следует, что Комиссия не утверждала новую кадастровую стоимость, а установлено, что при  определении  кадастровой  стоимости объекта недвижимости использованы недостоверные сведения о данном объекте недвижимости.

В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ                   «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, заказчик работ обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого принято указанное решение, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 № 114.

 Согласно п. 3 указанного порядка вновь определенная стоимость подлежит утверждению органом, который утвердил результаты определения кадастровой стоимости, то есть Правительством г. Москвы.

26.12.2016 Правительство г. Москвы постановлением № 937-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства г. Москвы от 21.11.2014 № 688-ПП» утверждена новая стоимость ряда объектов недвижимости.

Учитывая, что новая кадастровая стоимость установлена не решением Комиссии, а утверждена постановлением Правительства г. Москвы, доводы заинтересованных лиц и третьего лица - ИФНС России № 8 по г. Москве правомерно отклонены арбитражным судом.

Согласно п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Порядок утверждения кадастровой стоимости четко регламентирован нормами Федерального закона от 29.07.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в соответствии со ст. 24.17 которого, результаты определения кадастровой стоимости утверждаются нормативным актом субъекта Российской Федерации, который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).

Таким образом, иные, кроме содержащихся в указанном акте (в постановлении Правительства г. Москвы № 937-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства г. Москвы от 21.11.2014 № 688-ПП) об утверждении результатов определения кадастровой стоимости данные о размере кадастровой стоимости в отношении конкретного объекта, включая сведения, справки и кадастровые паспорта, полученные от уполномоченных по ведению государственного кадастра органов и учреждений, подчиненных Росреестру, не считаются достоверными и не должны приниматься во внимание при определении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества.

Приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 № 114 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.

Пунктом 3 указанного Порядка определено, что заказчик обеспечивает определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре их кадастровой стоимости, и представление в орган кадастрового учета информации о произведенном определении кадастровой стоимости с приложением сведений о кадастровом номере объекта недвижимости, его кадастровой стоимости по состоянию на дату проведения оценки и с описанием произведенных работ (расчет кадастровой стоимости) в течение десяти рабочих дней с даты принятия указанного решения.

Из представленного Управлением Росреестра письма от 14.12.2016 № ДГИ-И-56464/16 следует, что Департаментом городского имущества г. Москвы направлены в адрес регистратора копии решений комиссии без информации о произведенном определении кадастровой стоимости с приложением сведений о кадастровом номере объекта недвижимости, его кадастровой стоимости по состоянию на дату проведения оценки и с описанием произведенных работ.

В соответствии с п. 1 ст. 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ в течение 10 рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ по определению кадастровой стоимости утверждает результаты определения кадастровой стоимости.

Согласно п. 4 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 № 114, определение кадастровой стоимости осуществляется на основании отчета об определении кадастровой стоимости с использованием достоверных сведений об объекте недвижимости.

Заявитель не оспаривает кадастровую стоимость объекта недвижимости, а считает незаконными действия, выраженные во внесении недостоверных сведений в Единый государственный реестр недвижимости об акте, утверждающем новую кадастровую стоимость.

Оценив доводы лиц участвующих в деле и представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных правовых позиций в совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недоказанности заинтересованным лицами обоснованности оспариваемых действий надлежащими доказательствами.

Действия заинтересованных лиц не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, требования заявителя судом первой инстанции правомерно удовлетворены по основаниям, предусмотренным ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с возложением обязанности восстановить нарушенные права заявителя в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, нарушений судом первой инстанции норм процессуального права не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

            Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.12.2018 по делу № А40-178057/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья                                                      Т.Т. Маркова

Судьи                                                                                               М.В. Кочешкова

                                                                                                                      О.С. Сумина