ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-64188/2021
г. Москва Дело № А40-18230/21
20 декабря 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2021 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей:
В.А.Свиридова, ФИО1,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.08.2021 по делу №А40-18230/21 (84-126)
по заявлению РБОО «Мужество и Гуманизм»
к 1) Управлению Росреестра по Москве, 2) ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования»
третьи лица: 1) ФГБУ «ФКП РОСРЕЕСТРА» в лице управления ФГБУ «ФКП РОСРЕЕСТРА» по <...>) ДГИ г. Москвы
об оспаривании действий, об обязании,
при участии:
от заявителя:
не явился, извещен;
от ответчиков:
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен;
от третьих лиц:
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен;
У С Т А Н О В И Л:
РБОО «Мужество и Гуманизм» (далее – Заявитель, Общество) обратилось с заявлением о признании незаконными действия ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования»по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости расположенного по адресу <...>, с кадастровым номером 77:01:0002026:2379 в размере 124 710 936 рублей, выразившиеся в составлении Акта об утверждении кадастровой стоимости AOKC-77/2020/000014 от 11.09.2020 г.; о признании незаконными действий Управления Росреестра по Москве (далее – заинтересованное лицо, Управление) по внесению 15.09.2020 г. в ЕГРН изменений в сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости расположенного по адресу <...>, с кадастровым номером 77:01:0002026:2379, с определением измененной стоимости в размере 124 710 936 рублей; об обязании Управление Росреестра по Москве, исключить запись, изменяющую кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости.
Решением суда от 17.08.2021 требования Общества удовлетворены частично. Арбитражный суд г. Москвы признал незаконными действия ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования»по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости. В части заявленных требований о признании незаконными действия Управления Росреестра по городу Москве по внесению в ЕГРН изменений в сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости отказал. Обязал Управление устранить нарушение прав заявителя путем исключения записи, изменяющую кадастровую стоимость объекта недвижимости.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Управления, суд первой инстанции должен был применить способ защиты не в виде обязания Управления исключить из ЕГРН данные о кадастровой стоимости, а установить, что настоящее решение является основанием для исключения сведений о кадастровой стоимости из ЕГРН, поскольку со стороны Управления отсутствуют незаконные действия.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступали.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, РБОО «Мужество и Гуманизм» на праве собственности принадлежит нежилое помещение, расположенное по адресу <...>, с кадастровым номером 77:01:0002026:2379 (далее - «Нежилое помещение») что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 20.11.2001 г. серия 77 НН № 054917.
По состоянию на 01 января 2018 года кадастровая стоимость Нежилого помещения была установлена в размере 104 823 000 (рублей, что подтверждается Решением Московского городского суда от 13 мая 2020 года по делу № За-271/2020, оставленным без изменения Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 04 августа 2020 года по делу № 66а-3483/.2020, а также письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 23.10.2020 г. № 51-6333/2020.
После получения письма Управления Росреестра по Москве от 23.10.2020 г. №51-6333/2020 Заявитель, в результате проверки действительности установления кадастровой стоимости 104 823 000 рублей, 02 ноября 2020 года обратился за информацией в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН).
Из выписки из ЕГРН от «02» ноября 2020 года № КУВИ-002/2020-35238373, заявителю стало известно, что кадастровая стоимость Нежилого помещения по состоянию на 02.11.2020 г. составляет 124 710 936 рублей.
Сведения о новой кадастровой стоимости были внесены в ЕГРН 11 августа 2020 года на основании Акта об утверждении кадастровой стоимости АОКС-77/2020/000014 от 11.09.2020 г.
05 ноября 2020 года Заявитель обратился в Управление Росреестра по городу Москве с заявлением о предоставлении разъяснений об основаниях изменения кадастровой стоимости Нежилого помещения.
В своём ответе от 09 декабря 2020 года № 51-7232/2020 Управление Росреестра по городу Москве пояснило, что «11» августа 2020 года в сведения ЕГРН внесены изменения в части учетно-регистрационных действий Нежилого помещения, а перечень оснований данного внесения изменений, повлекших увеличение кадастровой стоимости не представляет. Также в данном ответе Управление обращает внимание на то, что согласно ст. 7 Закона № 273-ФЗ полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории города Москвы, действующей с 2019 года, с предоставлением разъяснений по её определению наделено ГБУ. Таким образом, Заявитель дополнительно обратился с запросом о предоставлении разъяснений об основаниях изменения кадастровой стоимости Нежилого помещения в адрес ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования».
Как следует из ответа ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» № 02-15935/20-1 от 29 декабря 2020 года внесение сведений в ЕГРН и определение кадастровой стоимости Нежилого помещения произошло на основании изменения количественных и (или) качественных характеристик объекта недвижимости.
Какие-либо подтверждения изменений характеристик Нежилого помещения, повлиявших на внесение изменений в ЕГРН Управлением Росреестра по городу Москве и ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» представлены не были.
РБОО «Мужество и Гуманизм» полагая, что действия Управления Росреестра по Москве и ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» по перерасчету кадастровой стоимости объекта нарушают права заявителя, поскольку влекут искажение объёма налоговых обязательств в части суммы налога на имущество организаций, обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании их незаконными.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что действия ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» нарушили права и законные интересы Истца.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно п.1 ч.5 ст.8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон N 218-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в ЕГРН как дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Статьей 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями указанного Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 Федерального закона.
В соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Проведение оценки Здания Учреждением при отсутствии к тому оснований, с оформлением соответствующего Акта №АОКС-77/2020/000014 от 11.09.2020 г. не может служить основанием для внесения сведений в ЕГРН о кадастровой стоимости с применением с 11.08.2020 года.
Согласно абз.1 ст.24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Учреждение не является уполномоченным органом по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки.
Следовательно, у Учреждения полностью отсутствовали правовые основания для пересмотра кадастровой стоимости Здания, установленного решением суда по делу №3а-271/2020 от 13.05.2020 года. Издание Акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости №АОКС-77/2020/000014 от 11.09.2020 противоречит законодательству.
Учитывая отсутствие в реальности факта изменений как количественных и качественных характеристик Здания, так и сведений о нем, действия Учреждения по пересмотру кадастровой стоимости Здания с оформлением Акта а также действия Управления по внесению в ЕГРН сведений о новой кадастровой стоимости Здания являются незаконными.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В части требований к Управлению Росреестра по Москве заявление РБОО «Мужество и Гуманизм» о признании незаконными действия Управления по внесению 15.09.2020 года в ЕГРН кадастровой стоимости Здания с кадастровым номером 77:01:0002026:2379 в размере 124 710 936 руб. судом первой инстанции правомерно отказано, ввиду следующего.
В соответствии с распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 29.12.2016 № 41602 полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, наделено ГБУ города Москвы «Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования».
В кадастре недвижимости ЕГРН содержатся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0002026:2379 в размере 124 710 936 рублей с датой определения 11.08.2020.
Указанные сведения были внесены в кадастр недвижимости ЕГРН 15.09.2020 на основании Акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 11.09.2020 N АОКС-77/2020/000014, изданного ГБУ города Москвы «Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования».
Необходимо отметить, что Положение об Управлении, утвержденное Приказом Росреестра от 23.01.2017 № П/0027, не наделяет Управление полномочиями по корректировке кадастровой стоимости, установленной решениями ГБУ «Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования».
Более того, Закон об оценке, Закон о регистрации и иные нормативные правовые акты также не наделяют Управление полномочиями по корректировке кадастровой стоимости.
Таким образом, действующее законодательство не наделяет органы Росреестра какими-либо функциями по определению кадастровой стоимости объекта налогообложения, указанные органы не уполномочены рассматривать вопросы, связанные с правомерностью установления, изменения и утверждения величин кадастровой стоимости.
Внесение изменений о кадастровой стоимости объекта недвижимости в ЕГРН установлено ст. 17 Закона об оценке и осуществляется в соответствии с Законом о регистрации.
Согласно п. 1 ч. 5 ст. 8 Закона о регистрации сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в ЕГРН как дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Пунктом 3 ст. 34 Закона о регистрации установлено, что документы (содержащиеся в них сведения), указанные в частях 1, 3 - 15 статьи 32 Закона о регистрации и полученные органом регистрации прав в связи с принятием органом государственной власти, органом местного самоуправления, судом соответствующих актов, являются основанием для внесения сведений в ЕГРН.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Управление обязано вносить сведения о кадастровой стоимости на основании решений судов, решений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и актов, поступивших из ГБУ города Москвы «Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования».
Статья 22 Закона об оценке регламентирует порядок рассмотрения споров о кадастровой стоимости.
Согласно вышеуказанной норме результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в случае ее создания.
С учетом изложенного, действующее законодательство не наделяет Росреестр и его территориальные управления какими-либо функциями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Соответственно, Управление не уполномочено рассматривать основания для принятия решений ГБУ «Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования» об установлении кадастровой стоимости, а также вопросы, связанные с ее изменением.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ установлен перечень способов защиты гражданских прав. Из указанной статьи следует, что приведенный в ней перечень способов защиты прав не является исчерпывающим. Однако не поименованные в нем способы должны быть прямо предусмотрены законом.
Исходя из указанного требования, заявитель фактически не согласен с размером кадастровой стоимости объекта недвижимости. Однако в силу главы 2 КАС РФ споры по результатам определения кадастровой стоимости относятся к подведомственности судов общей юрисдикции.
В соответствии с действующим законодательством Управление обязано вносить сведения о кадастровой стоимости на основании решений судов, решений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и актов, поступивших из ГБУ города Москвы «Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования».
В указанной связи, суд первой инстанции правомерно посчитал необходимым обязать Управление Росреестра по Москве исключить из ЕГРН данные о кадастровой стоимости Здания на основании Акта об определении кадастровой стоимости АОКС-77/2020/000014 от 11.09.2020 г.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.08.2021 по делу №А40-18230/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: И.А. Чеботарева
Судьи: В.А. Свиридов
ФИО1
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.