ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-54236/2019
г. Москва Дело № А40-182990/19
28 октября 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2019 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей:
В.А.Свиридова, ФИО1,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЦБ РФ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2019 по делу № А40-182990/19, принятое судьей Гилаева Д.А. (21-719)
по заявлению ЦБ РФ
к СПАО «ИНГОССТРАХ»
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя:
не явился, извещен;
от лица, привлекаемого к ответственности:
ФИО2. по дов. от 11.10.2019, ФИО3, по дов. от 25.01.2019
У С Т А Н О В И Л:
Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России, заявитель, административный орган) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении СПАО «Ингосстрах» (далее – страховщик) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 08.07.2019 г. № АП-ПР-59-2-5- 19/250ДСП.
Решением суда от 08.08.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Банк России обратился с апелляционной жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд. По мнению заявителя, в действиях страховой компании имеется событие и состав административного правонарушения, условия лицензии нарушены.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик поддержал решение суда первой инстанции, возражал против доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Банк России поступил акт о проведении контрольного мероприятия от 28.05.2019 № ВН-15-3-14/13990ДСП (далее - Акт), составленный Дальневосточным главным управлением Центрального банка Российской Федерации на основании решения Банка России о проведении контрольного мероприятия от 08.05.2019 № ЗП-59-2-4/305 и поручения на проведение контрольного мероприятия от 20.05.2019 № ПЗТ15-3/158, содержащий сведения о нарушении Страховщиком законодательства Российской Федерации.
В соответствии с решением Банка России о проведении контрольного мероприятия от 08.05.2019 № ЗП-59-2-4/305 и поручением на проведение контрольного мероприятия от 20.05.2019 № ПЗТ15-3/158 осуществлена проверка дистанционно с использованием информационно коммуникационных технологий, в ходе которой были созданы условия для приобретения полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) в виде электронного документа на сайте Страховщика (без совершения сделки), результаты проверки зафиксированы Актом.
Актом о проведении контрольного мероприятия от 28.05.2019 № ВН-15-3- 14/13990ДСП установлено отсутствие возможности на стадии заполнения заявления о заключении договора ОСАГО в виде электронного документа (далее - Е-ОСАГО) на сайте Страховщика выбрать СТО в регионе проживания страхователя - Приморский край.
Согласно снимкам с экрана сайта Страховщика, приложенным к Акту, при заполнении заявления о заключении договора Е-ОСАГО на сайте Страховщика: у страхователя отсутствует право указать СТО, на которой страхователь хочет осуществить ремонт транспортного средства при наступлении страхового случая, а также не осуществляется информирование страхователя об отсутствии у Страховщика заключённых договоров на организацию восстановительного ремонта транспортного средства в регионе проживания страхователя; не обеспечено на стадии заполнения заявления о заключении договора Е-ОСАГО право страхователя сообщить Страховщику о своём желании кроме получения страхового полиса в виде электронного документа получить данный страховой полис, оформленный на бланке строгой отчётности, посредством почтового отправления.
Письмом Службы от 30.05.2019 № 59-2-5/44003ДСП в адрес СПАО «Ингосстрах» направлены копии актов о проведении контрольного мероприятия.
В ответ на Акт Страховщик письмом от 14.06.2019 № 14-4908 (вх. № 279644 от 17.06.2019) сообщил, что в связи с тем, что в субъекте Российской Федерации, на территории которого проводилось контрольное мероприятие: Приморский край, г. Владивосток у Страховщика отсутствуют заключенные договоры со СТО, соответствующие требованиям к организации восстановительного ремонта транспортного средства, предусмотренным Законом об ОСАГО, в процессе заполнения заявления перечень СТО для выбора не предоставлялся.
Однако Банк России посчитал невозможность выбора СТО из перечня по причине его отсутствия нарушением положений пункта 7 Указания № 4190-У, пункта 3.1 статьи 15 Закона об ОСАГО.
08.07.2019 должностным лицом Банка России составлен протокол об административном правонарушении № АП-ПР-59-2-5-19/250ДСП в отношении Страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия события административного правонарушения, так как вменяемые действия не являются нарушением условий лицензии.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
Диспозицией, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, является осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО), законодательство РФ об ОСАГО состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона об ОСАГО, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с абз. 6 п. 7 Указания Банка России от 14.11.2016 № 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указание ЦБ № 4190-У), одновременно с заполнением заявления страхователь вправе с использованием сайта страховщика сообщить страховщику о своем желании кроме получения страхового полиса в виде электронного документа (далее - страховой полис) получить данный страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности, в офисе страховщика либо посредством почтового отправления.
Абзацем 1 п. 7 Указания ЦБ № 4190-У установлено, что заявление, заполняемое на сайте страховщика, должно содержать сведения в объеме, предусмотренном для заявления, составляемого на бумажном носителе, с указанием даты начала срока действия договора, наступающей не ранее чем через три дня после дня направления заявления страховщику, а также сведения об адресе электронной почты, на который будет направлен страховой полис в случае заключения договора.
Предусмотренная Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Положение № 431-П) форма заявления о заключении договора ОСАГО содержит исчерпывающий перечень информации и сведений, которую страхователь должен указать при заполнении заявления о заключении договора ОСАГО (форма прилагается).
При этом, данная форма не предполагает необходимости и возможности в процессе заполнения заявления внести в него сведения о желании получить полис на бланке БСО по почте.
Следовательно, предусмотренное Указанием ЦБ № 4190-У требование об «одновременном с заполнением заявления праве страхователя сообщить страховщику о своем желании кроме получения страхового полиса в виде электронного документа» не может быть реализовано в рамках заполнения заявления о заключения договора ОСАГО и предполагает возможность выражения волеизъявления страхователя на другой вкладке, что и было реализовано страховщиком.
То есть, с учетом требований к порядку и наполненности заявления о страховании ОСАГО, предусмотренный Указанием ЦБ № 4190-У термин «одновременности» предполагает возможность наличия двух параллельных по времени с технической точки зрения процессов, а именно возможность одновременного оформления полиса и возможность выражения желания получить полиса на бланке БСО в разных вкладках.
Подтверждением данного вывода является то, что ни Указание № 4190-У, ни Закон об ОСАГО не устанавливают, на каком именно шаге, на какой именно странице, в каком формате либо в каком виде (под каким названием, «кнопкой» и т.п.), такой функционал должен быть осуществлен в Личном кабинете ОСАГО.
Таким образом, СПАО «Ингосстрах» обеспечило возможность реализации страхователями своего права, установленного п. 7.2 ст. 15 Закона об ОСАГО, при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде электронного документа, на получение полиса на бланке строгой отчетности (далее - БСО), разместив в Личном кабине ОСАГО на своем официальном сайте www.ingos.ru (далее - Сайт Страховщика) соответствующий функционал получения полиса Е-ОСАГО на БСО посредством почтового отправления в закладке «Внести изменения в полис», что полностью соответствует требованиям Закона об ОСАГО, Положению № 431-П и Указанию № 4190-У.
Исходя из изложенного, в отсутствие указания закона, каким именно образом, где и под каким наименованием, должен размещаться раздел/ «кнопка» о просьбе направить полис Е-ОСАГО на бланке БСО страхователю, страховщик как должник в альтернативном обязательстве вправе реализовать такой функционал по своему усмотрению с единственным условием - такой запрос должен быть доступен на сайте страховщика при оформлении полиса Е-ОСАГО.
В качестве подтверждения реализации вышеуказанной возможности направляю скриншоты с сайта СПАО «Ингосстрах».
Функционал по направлению страхователю полиса Е-ОСАГО на БСО путем почтового отправления был реализован в рамках доработки Сайта Страховщика в 2018 году.
Страховщиком дополнительно размещена подробная информация об этапах замены электронного полиса на БСО и последствиях такого оформления (в том числе даны ответы на часто задаваемые вопросы), а также описан порядок выдачи страхователю страхового полиса, оформленного на БСО как в офисе (филиале) СПАО «Ингосстрах», так и путем направления посредством почтовой/курьерской отправки (включая обязанность страхователя оплатить такую доставку).
Доказательством надлежащей работы функционала по заказу отправки полиса почтой/в офис также является статистика электронного журнала/отчета, о полученных заявках на отправку полиса почтой (прилагаются).
Кроме того, в соответствии с абз. 8 п. 7.2 Закона об ОСАГО непосредственно после оплаты страхователем страховой премии по договору обязательного страхования страховщик направляет страхователю страховой полис в виде электронного документа, который создается с использованием автоматизированной информационной системы обязательного страхования.
По желанию страхователя страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности, может быть выдан ему в офисе страховщика бесплатно или направлен страхователю за его счет посредством почтового отправления.
Таким образом, выдача страхового полиса законом поставлена в зависимость от факта оплаты страховой премии, действие по оплате страховой премии предшествует действию по выдаче страхового полиса.
Соответственно, право страхователя на получение полиса на бланке строгой отчетности может быть реализовано только после оплаты страховой премии, а не одновременно с заполнением заявления.
В случае разночтений в тексте Закона об ОСАГО и Правил ОСАГО должны применяться положения Закона об ОСАГО как нормативного акта, имеющего большую юридическую силу.
Судом первой инстанции верно установлено, что СПАО «Ингосстрах» соблюдены требования законодательства о ОСАГО в части порядка оформления договоров Е-ОСАГО в Личном кабинете на Сайте Страховщика, в действиях СПАО «Ингосстрах» отсутствует нарушение требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) - событие административного правонарушения.
Согласно п. 3.1 ст. 15 Закона об ОСАГО, в заявлении о заключении договора обязательного страхования страхователь вправе указать станцию (станции) технического обслуживания, которая соответствует предусмотренным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и выбрана им из предложенного страховщиком перечня станций технического обслуживания (СТО).
Закон об ОСАГО не содержит требований об обязательном наличии у страховщика СТО в каждом субъекте (регионе, крае, городе или ином населенном пункте т.п.) РФ.
Требование ст. 21 Закона об ОСАГО о наличии у страховщика своего представителя (филиал), уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховом возмещении и прямом возмещении убытков, а также на осуществление страхового возмещения и прямое возмещение убытков в каждом субъекте РФ исполняется СПАО «Ингосстрах» в полном объеме.
СПАО «Ингосстрах» реализована предусмотренная п. 3.1 ст. 15 Закона об ОСАГО возможность выбора страхователем станции технического обслуживания (далее - СТО) при заключении договора Е-ОСАГО, что фиксируется в электронном заявлении о заключении договора Е-ОСАГО.
При этом страхователь вправе указать СТО, из предложенного страховщиком перечня СТО, соответствующих требованиям к организации восстановительного ремонта, предусмотренным Правилами ОСАГО (п. 3.1 ст. 15 Закона об ОСАГО).
Законодательство об ОСАГО не обязывает при заключении договора Е-ОСАГО предоставлять страхователю список СТО, которые не соответствуют специальным требованиям Закона об ОСАГО и/или в отношении которых договорные отношения со страховщиком отсутствуют либо направлять страхователю какие-либо специальные сообщения при отсутствии списка таких специализированных СТО (наоборот, страховщик дословно обязан дать список только СТО, соответствующих Закону об ОСАГО с которыми у него заключены договоры).
Направление уведомлений об отсутствии в регионе проживания страхователя соответствующих требованиям законодательства СТО ни Закон об ОСАГО, ни Указание № 4190-У не предусматривает.
Требование о необходимости представления страхователю списка СТОА Указанием № 4190-У установлено только для случаев, когда в регионе проживания страхователя страховщиком заключены договоры со СТОА, соответствующим требованиям Закона об ОСАГО.
Таким образом, Банком России не были представлены доказательства факта нарушения СПАО «Ингосстрах» условий, предусмотренных разрешением (лицензией), что указывает на отсутствие объективной стороны состава правонарушения и исключает возможность привлечения СПАО «Ингосстрах» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности ЦБ РФ события и состава вменяемого административного правонарушения в действиях Общества, что исключает производство по делу об административном правонарушении ( статья 24.5 КоАП РФ).
Следовательно, в данном случае, отсутствуют правовые основания для привлечения СПАО «Ингосстрах» к административной ответственности.
Доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения, поскольку они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом решении, что указывает на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела.
Кроме того, на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, истек.
В связи с изложенным, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2019 по делу № А40-182990/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: И.А. Чеботарева
Судьи: В.А. Свиридов
ФИО1
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.