ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-184411/18 от 13.06.2019 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

Дело № А40-184411/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 13.06.2019

Полный текст постановления изготовлен 20.06.2019

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,   

судей Каменской О.В., Латыповой Р.Р.,

при участии в заседании:

от заявителя – не явился, извещен,

от заинтересованного лица – не явился, извещен,

рассмотрев 13 июня 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу

ООО «Гамма-Сертификация»

на решение от 21 сентября 2018 года

Арбитражного суда города Москвы,

принятое судьей Сизовой О.В.,

на постановление от 30 января 2019 года

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Захаровым С.Л., Чеботаревой И.А., Красновой Т.Б., 

по заявлению Росаккредитации

к ООО «Гамма-Сертификация»

о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ: Росаккредитация (далее заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении к административной ответственности ООО «Гамма-Сертификация» (далее – общество, заинтересованное лицо) по части 2 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.09.2018 заявленные требования удовлетворены, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

ООО «Гамма-Сертификация» подана кассационной жалобой, согласно которой заинтересованное лицо просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт, которым производство по делу прекратить за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Стороны в судебное заседание не явились, считаются извещенными в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в их отсутствие. Росаккредитацией представлен письменный отзыв на жалобу.

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Судами установлено, что в целях проверки сведений, содержащихся в документах, направленных письмом Управления по контрразведывательному обеспечению кредитно-финансовой сферы Службы экономической безопасности Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 16.02.2018 № 8/К/3/336, приказом Росаккредитации от 14.03.2018 № 24-П-ВД инициирована внеплановая документарная проверка в отношении общества, аккредитованного в качестве органа по сертификации (далее - ОС), аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.11 ГА02.

В ходе проведения проверочных мероприятий Росаккредитацией письмом от 03.04.2018 № 8290/04-СМ направлен запрос в адрес Управления по контрразведывательному обеспечению кредитно-финансовой сферы Службы экономической безопасности Федеральной службы безопасности Российской Федерации о содействии в получении информации о фактическом выезде за границу сотрудников ООО «Гамма-Сертификация» с целью проведения работ по подтверждению соответствия.

Письмом от 12.04.2018 № 8/К/3/1121 Управлением «К» Службы экономической безопасности Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Росаккредитацию представлена запрошенная информация.

По итогам рассмотрения документов и сведений, направленных письмом Управления по контрразведывательному обеспечению кредитно-финансовой сферы Службы экономической безопасности Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 16.02.2018 № 8/К/3/336, а также в результате рассмотрения сведений, имеющихся в распоряжении Росаккредитации, данных Национальной части реестров сертификатов соответствия, оформленных по единой форме, выявлены несоответствия ООО «Гамма-Сертификация» требованиям Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 (далее - Критерии аккредитации), Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее - Федеральный закон № 412-ФЗ), а также факту выдачи органом по сертификации ООО «Гамма-Сертификация» сертификатов соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании.

По результатам рассмотрения сведений, имеющихся в распоряжении Росаккредитации, в том числе переданных ОС ООО «Гамма-Сертификация» посредством Федеральной государственной информационной системы Федеральной службы по аккредитации (ФГИС Росаккредитации) и внесенных в Национальную часть Единого реестра зарегистрированных сертификатов соответствия, оформленных по единой форме, а также полученных в рамках проверочных мероприятий материалов и документов по сертификации ОС ООО «Гамма-Сертификация», установлено, что с целью подтверждения соответствия серийновыпускаемой импортной Обуви детской (для детей до 1 года, ясельной, малодетской (дошкольной, для школьников-мальчиков, для школьников-девочек, мальчиковой, девичьей) с верхом из натуральной кожи, в том числе лаковой кожи, замши, нубука, в том числе с отделкой из полимерных, текстильных материалов, натурального меха, в том числе утепленной, с маркировками «ARMA№I JU№IOR», «ARMA№I», «ARMA№I BABY», «ЕА7», «АХ», «ARMA№I EXCHA№GE)), «EMPOPJO ARMA№I»: пинеток (для детей до 1 года), сапог, сапожек, полусапог, ботинки, полуботинок, в том числе типа «кроссовые», туфель) требованиям технического регламента Таможенного союза TP ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 797 (далее - TP ТС 007/2011), в Национальной части Единого реестра выданных сертификатов соответствия, оформленных по единой форме, зарегистрирован сертификат соответствия от 15.01.2018 № ТС RU С-1Т.ГА02.В.00659, выданный органом по сертификации ООО «Гамма-Сертификация», статус сертификата соответствия на момент проведения проверочных мероприятий -»Действует».

В поле 6 сертификата соответствия «Полное наименование заявителя» заявителем указано «Уполномоченное изготовителем лицо – Общество с ограниченнойответственностью «НОРМА-СТАНДАРТ».

В поле 7 сертификата соответствия «Полное наименование изготовителя» в качестве изготовителя указано «G.A. OPERATIO№S SpA», адрес места нахождения: Италия.

В поле 11 у сертификата соответствия указано, что сертификат соответствия выдан на основании протоколов испытаний от 10.01.2018 № ЗК-644/18, № 4К-644/18, № 5К-644/18, № 6К-644/18, № 7К-644/18, № 8К-644/18, № 9К-644/18, № 10К-644/18, № 11К-644/18, от 10.01.2018 № 12К-644/18, № 13К-644/18, 14К-644/18, 15К-644/18, 16К-644/18, 17К-644/18, 18К-644/18, 19К-644/18, 20К-644/18, выданных испытательной лабораторией Филиала ТОО «КазСертТест» в городе Чебоксары Российской Федерации, Чувашская Республика (аттестат аккредитации № KZ.H.00.1699); сертификата соответствия на систему менеджмента качества № РОСС IT. СТ11.К00094, зарегистрированного 22.05.2017 года, выданного органом по сертификации систем менеджмента качества ООО «НОВАСТАНДАРТ» (аттестат аккредитации № RA.RU.13CT11).

Сертификат подписан ФИО1 - руководителем (уполномоченным лицом) органа по сертификации, и ФИО2 - экспертом органа по сертификации.

К копии сертификата соответствия от 15.01.2018 № ТС RU С-1Т.ГА02.В.00659 приложены следующие документы: заявка от 14.11.2017 № 644j в соответствии с которой заявитель ООО «НОРМА-СТАНДАРТ» (уполномоченное изготовителем лицо в соответствии с Договором по выполнению функций изготовителя от 17.05.2017 № №C-0000041-ZES- 05-2017) в лице генерального директора ФИО3 просит провести подтверждение соответствия продукции «Обувь детская (для детей до 1 года, ясельная, малодетская дошкольная, для школьников-мальчиков, для школьников-девочек, мальчиковая, девичья) с верхом из натуральной кожи, в том числе лаковой кожи, замши, нубука, в том числе с отделкой из полимерных, текстильных материалов, натурального меха, в том числе утепленная, с маркировками «ARMA№I JU№IOR», «ARMA№I», «ARMA№I BABY», «ЕА7», «АХ», «ARMA№I EXCHA№GE)), «EMPORIO ARMA№I»: пинетки (для детей до 1 года), сапоги, сапожки, полусапоги, ботинки, полуботинки, в том числе типа кроссовые», туфли, серийного выпуска изготовителем «G.A. OPERATIO№S SpA»« требованиям TP ТС 007/2011 в форме сертификации по схеме 2с.

В соответствии со сведениями, указанными в заявке, к ней прилагались следующие документы: копия свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения (ОГРН № <***>),зарегистрировано 21.02.2017 Инспекцией Федеральной налоговой службы № 31 по г. Москве; копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц в отношении юридического лица ООО «НОРМА-СТАНДАРТ» от 21.02.2017 (ОГРН № <***>); уведомление Федеральной службы государственной статистики о государственной регистрации ООО «НОРМА-СТАНДАРТ» от 21.02.2017 (ОГРН № <***>); копия сертификата соответствия на систему менеджмента качества на соответствие требованиям TOQT °f*pMCO9001-2015 (ISO9001:2015) от 22.05.2017 № РОСС IT. СТ11.К00094; копия Договора по выполнению функций изготовителя от 17.05.2017 № №C-0000041-ZES-05-2017; копия технического описания продукции; макет этикетки; копия декларации о безопасности товаров с переводом от 01.05.2017; копия декларации о маркировках с переводом от 01.05.2017; копия декларации о материалах с переводом от 01.05.2017; информационное письмо о нахождении продукции.

Судами установлено, что в имеющихся в распоряжении Росаккредитации материалах дела сертификата соответствия содержатся следующие документы: перечень филиалов изготовителей; копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц в отношении юридического лица ООО «НОРМА-СТАНДАРТ» от 21.02.2017 (ОГРН № <***>); копия сертификата соответствия на систему менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) от 22.05.2017 № РОСС IT. СТ11.К00094 с приложением области сертификации системы менеджмента качества; копия уведомления Федеральной службы государственной статистики о государственной регистрации ООО «НОРМА-СТАНДАРТ» от 21.02.2017 (ОГРН № <***>); копия свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения (ОГРН № <***>), зарегистрировано 21.02.2017 Инспекцией Федеральной налоговой службы № 31 по г. Москве; копия договора по выполнению функций изготовителя от 17.05.2017 № №C-0000041-ZES-05-2017; копия акта отбора образцов от 22.11.2017 № 644 по заявке от 14.11.2017 № 644; копия направления продукции в испытательную лабораторию Филиала ТОО «КазСертТест» в городе Чебоксары Российской Федерации, Чувашская Республика (аттестат аккредитации № KZ.H.00.1699) от 22.11.2017 № 644 для проведения испытаний.

29.05.2014 Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в г. Астане подписали Договор о евразийском экономическом союзе (далее - Договор о евразийском экономическом союзе), который согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16.07.2015 № 1775-о «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии со статьей 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации, является составной частью правовой системы Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Договора о Евразийском экономическом союзе техническое регулирование в рамках союза осуществляется, в том числе исходя из принципа применения и исполнение технических регламентов Союза в государствах-членах без изъятий.

В силу части 3 статьи 51 Договора о Евразийском экономическом союзе, порядок, правила и процедуры технического регулирования в рамках Союза устанавливаются согласно приложению № 9 к данному договору.

Пунктом 5 приложения № 9 «Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза» к договору о Евразийском экономическом союзе (далее - Протокол о техническом регулировании) установлено следующее:

«Оценка соответствия объектов технического регулирования, устанавливаемая в технических регламентах Союза, проводится в формах регистрации (государственной регистрации), испытаний, подтверждения соответствия, экспертизы и (или) в иной форме.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах декларирования соответствия и сертификации.

Формы, схемы и процедуры оценки соответствия устанавливаются в технических регламентах Союза на основе типовых схем оценки соответствия, утверждаемых Комиссией.

Оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза осуществляется до выпуска ее в обращение.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом Союза, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента Союза...».

В силу части 4 статьи 12 ТР ТС 007/2011, подтверждение соответствия продукции требованиям настоящего Технического регламента в форме сертификации осуществляется аккредитованным органом по сертификации с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра) по одной из схем - 1с, 2с, 3с или 4с.

Согласно части 5 статьи 12 ТР ТС 007/2011 для подтверждения соответствия продукции требованиям настоящего Технического регламента в форме сертификации заявитель направляет в орган по сертификации заявку на проведение работ и копии документов, подтверждающих государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Если заявителем является продавец, то он дополнительно представляет копии документов, подтверждающих происхождение продукции, копии контракта (договора), копии товарно-транспортных документов.

В зависимости от схемы сертификации заявитель представляет копии эксплуатационных документов, технической и конструкторской документации, сведения о сырье, материалах и комплектующих изделиях.

В соответствии с частью 6 статьи 12 ТР ТС 007/2011 орган по сертификации рассматривает заявку и приложенные к ней документы, принимает решение по заявке, проводит идентификацию продукции и отбор образцов для испытаний, организует проведение испытаний образцов продукции на соответствие требованиям настоящего технического регламента, проводит анализ полученных результатов испытаний, содержащихся в протоколе, дает заключение о соответствии (несоответствии) требованиям настоящего Технического регламента, проводит оценку производства изготовителя (анализ состояния производства), если это предусмотрено схемой сертификации, принимает решение о выдаче сертификата соответствия или отказе в его выдаче, осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, если это предусмотрено схемой сертификации, ведет реестр выданных им сертификатов соответствия, выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия, информирует об этом уполномоченные органы, обеспечивающие формирование и ведение национальных частей Единого реестра выданных сертификатов соответствия.

Частью 7 статьи 12 ТР ТС 007/2011 установлено, что аккредитованная испытательная лаборатория (центр) проводит испытания и оформляет протокол испытаний типовых образцов продукции.

Системная взаимосвязь пункта 5 приложения № 9 Протокола о техническом регулировании и частей 4, 5 и 6 статьи 12 ТР ТС 007/2011 указывает на обязательность осуществления процедуры оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям ТР ТС 007/2011 в форме сертификации в соответствии с положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза, утвержденных Комиссией Таможенного союза.

Решением комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 621 утверждено Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза (далее - Положение о порядке применения типовых схем), к которому отсылает пункт 5 Протокола о техническом регулировании и с которым гармонизировано содержание ТР ТС 007/2011 в части применяемых органами по сертификации схем подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза.

Из содержания пункта 5 Положения о порядке применения типовых схем следует, что выбор форм и схем оценки соответствия должен осуществляться с учетом суммарного риска от недостоверной оценки соответствия и вреда от применения продукции, прошедшей оценку соответствия. При выборе форм и схем необходимо учитывать следующие основные факторы: степень потенциальной опасности продукции; чувствительность заданных показателей к изменению производственных и (или) эксплуатационных факторов; статус заявителя (изготовитель, уполномоченное изготовителем лицо, продавец, поставщик); адекватность степени доказательств соответствия и затрат на проведение оценки соответствия целям технического регламента.

Пунктом 7 Положения о порядке применения типовых схем определено, что типовая схема подтверждения соответствия представляет собой набор действий (элементов), результаты которых используются для принятия решения о соответствии (несоответствии) продукции требованиям технического регламента.

Пунктом 18 Положения о порядке применения типовых схем установлено, что в зависимости от типовой схемы сертификации, подтверждение соответствия в форме сертификации осуществляется аккредитованным органом по сертификации продукции, аккредитованным органом по сертификации систем менеджмента, включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

Согласно пункту 22.2.1 Положения о порядке применения типовых схем, схема 2с включает следующие процедуры:

- подачу заявителем в орган по сертификации продукции заявки на проведение сертификации с прилагаемой технической документацией, в состав которой в обязательном порядке включается сертификат на систему менеджмента (копия сертификата), выданный органом по сертификации систем менеджмента, подтверждающий соответствие системы менеджмента требованиям, определенным в техническом регламенте;

- рассмотрение заявки и принятие органом по сертификации продукции решения о проведении сертификации продукции;

- отбор органом по сертификации продукции образцов для проведения испытаний;

- проведение испытаний образцов продукции аккредитованной испытательной лабораторией; обобщение органом по сертификации продукции результатов анализа представленной заявителем технической документации, результатов испытаний образцов продукции и выдачу заявителю сертификата соответствия;

- нанесение единого знака обращения; инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, контроль за стабильностью функционирования системы менеджмента.

В соответствии с пунктом 22.2.2 Положения о порядке применения типовых схем, заявитель предпринимает все необходимые меры по обеспечению стабильности функционирования системы менеджмента и условий производства для изготовления продукции, соответствующей требованиям технического регламента, формирует техническую документацию и подает заявку на сертификацию своей продукции в один из органов по сертификации продукции, имеющий данный вид продукции в области аккредитации.

В заявке указывается документ, на соответствие которому сертифицирована система менеджмента с учетом того, что в техническом регламенте могут быть установлены один или несколько документов, на соответствие которым проводится сертификация системы менеджмента.

Одновременно заявитель представляет сертификат на систему менеджмента (копию сертификата).

В силу пункта 22.2.3 Положения о порядке применения типовых схем, рассмотрение заявки, отбор и испытание образцов осуществляется в соответствии с пунктами 22.1.3, 22.1.4.

Согласно пункту 22.1.3 Положения о порядке применения типовых схем, орган по сертификации продукции анализирует техническую документацию, представленную заявителем, и сообщает заявителю решение по заявке, содержащее условия проведения сертификации.

В соответствии с пунктом 22.1.4 Положения о порядке применения типовых схем, орган по сертификации производит отбор образцов продукции у заявителя для проведения испытаний.

Согласно содержанию пункта 22.2.4 Положения о порядке применения типовых схем, при положительных результатах анализа технической документации и испытаний орган по сертификации продукции оформляет сертификат соответствия и выдает его заявителю.

При этом необходимо учитывать, что согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ), схема подтверждения соответствия - это перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям.

Из приведенных нормативных положений следует, что результаты действий органа по сертификации в рамках избранной схемы сертификации являются как доказательством соответствия сертифицируемой продукции требованиям законодательства о техническом регулировании, так и основанием для выдачи сертификата соответствия в отношении такой продукции. При этом исключительно результаты действий, входящих в схему 2с, могут использоваться для принятия решения о соответствии (несоответствии) продукции требованиям технического регламента.

При этом результат каждого включенного в схему подтверждения соответствия действия является самостоятельным доказательством соответствия продукции установленным требованиям, и для вывода о соответствии продукции таким требованиям необходимо последовательно выполнить все входящие в схему подтверждения соответствия действия и получить совокупность доказательств - результатов указанных действий. Значит, при осуществлении оценки соответствия невыполнение какого-либо действия, включенного в схему подтверждения соответствия, всякое иное отступление от схемы подтверждения соответствия не позволяет обеспечить получение всех необходимых доказательств соответствия продукции установленным требованиям.

Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326, которым утверждены Критерии аккредитации, также утвержден Перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации (далее - Перечень документов в области стандартизации), в который включен ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг, утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 21.12.2012 № 1941-ст (далее - ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012). Учитывая юридико-техническую презумпцию соответствия содержания нормативного акта его наименованию, для того чтобы аккредитованное лицо удовлетворяло установленным критериям аккредитации, оно сообразно своему статусу (в рамках настоящего дела речь идет об органе по сертификации) обязано соблюдать положения стандартов, входящих в названный перечень. Следовательно, ООО «Гамма-Сертификация» способно обеспечить в своей деятельности соответствие критериям аккредитации только при условии соблюдения требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012.

Указанным стандартом в том числе подтверждается необходимость последовательного выполнения органом по сертификации действий, включенных в схему сертификации.

Судами в ходе рассмотрения материалов дела сертификата соответствия от 15.01.2018 № ТС RU С-1Т.ГА02.В.00659 установлено, что заявка от 14.11.2017 № 644 на проведение сертификации продукции не заверена подписью генерального директора ООО «НОРМА-СТАНДАРТ» ФИО3, отсутствует печать ООО «НОРМА-СТАНДАРТ».

В соответствии с актом отбора образцов от 22.11.2017 № 644 представителем ОС (экспертом по сертификации ФИО4) с участием представителя заявителя по сертификации (генерального директора ООО «НОРМА-СТАНДАРТ» ФИО3) в помещении склада готовой продукции ООО «НОРМА-СТАНДАРТ» по адресу «Россия, 121596, <...>, пом. II, комн. 4» произведён отбор образцов продукции, из них для идентификации 576 пар, для сертификационных испытаний 54 пар. Образцы отобраны в соответствии с ГОСТ 9289-78 «Обувь. Правила приемки». Однако акт отбора образцов не заверен подписью эксперта по сертификации ФИО4 и генерального директора генерального директора ООО «НОРМА-СТАНДАРТ» ФИО3

В соответствии с направлением от 22.11.2017 № 644 ОС направляет образцы (пробы) продукции на исследования (испытания/измерения) для целей подтверждения соответствия продукции требованиям ТР ТС 007/2011 в испытательную лабораторию филиала ТОО «КазСертТест» в г. Чебоксары, (аттестат аккредитации KZ.H.00.1699). При этом направление не заверено подписью эксперта по сертификации ФИО4

Одновременно судами установлено, что в материалах сертификата соответствия частично отсутствуют документы, указанные в качестве приложения к заявке на проведение сертификации, в том числе техническое описание продукции и макет маркировки. Также отсутствуют протоколы испытаний от 10.01.2018 № ЗК-644/18, № 4К-644/18, № 5К-644/18, № 6К-644/18, № 7К-644/18, № 8К-644/18, № 9К-644/18, № 10К-644/18, № 11К-644/18, от 10.01.2018 № 12К-644/18, № 13К-644/18, 14К-644/18, 15К-644/18, 16К-644/18, 17К-644/18, 18К-644/18, 19К-644/18, 20К-644/18, послужившие основанием для выдачи сертификата соответствия.

Исходя из вышеизложенного, сертификат соответствия от 15.01.2018 № ТС RU С-1Т.ГА02.В.00659 выдан с нарушениями положений частей 4, 5, 6 и 7 статьи 12 ТР ТС 007/2011, пунктов 7, 8, 9, 22, 22.2.1 - 22.2.4 Положения о порядке применения типовых схем, ОС ООО «Гамма-Сертификация» не соблюдены требования пунктов 7.3.1, 7.4.2 - 7.4.4, 7.4.6 - 7.4.8, 7.12.1, 8.4.2 ГОСТ ИСО/МЭК 17065-2012, а именно: сертификат соответствия выдан ОС ООО «Гамма-Сертификация» при отсутствии заверенной печатью подписи руководителя юридического лица, являющегося заявителем на подтверждение соответствия продукции; при отсутствии решения органа по сертификации ООО «Гамма-Сертификация» по заявке; при отсутствии прилагаемой к заявке технической документации; при отсутствии заключения органа по сертификации ООО «Гамма-Сертификация» по результатам идентификации продукции; при отсутствии подписанного представителем заявителя и экспертом по сертификации акта отбора образцов; при отсутствии подписанного экспертом по сертификации направления образцов в испытательную лабораторию; при отсутствии решения органа по сертификации ООО «Гамма-Сертификация» о выдаче сертификата соответствия.

Кроме того, в соответствии с информацией, направленной письмом Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы от 29.06.2018 № 14-86/39550 в ответ на запрос Росаккредитации от 31.05.2018 № 14100/04-АС, сертификат соответствия от 15.01.2018 № ТС RU С-1Т.ГА02.В.00659 применялся при совершении таможенных операций, связанных с декларированием и выпуском в обращение продукции (товаров) на территорию Российской Федерации.

Таким образом, суды обоснованно заключили, что вышеизложенное свидетельствует о нарушении ООО «Гамма-Сертификация» правил выполнения работ по сертификации и выдаче сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании, что повлекло за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технического регламента.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.47 КоАП РФ.

Суды отметили, что относительно правомерности квалификации вмененного обществу административного правонарушения по части 2 статьи 14.47 КоАП РФ Росаккредитация ссылалась на следующее.

Судами обоснованно отмечено, что письмо Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы от 29.06.2018 № 14-86/39550 в материалах дела имеется, следовательно, факт перемещения (ввоза) продукции через таможенную границу на территорию Российской Федерации подтвержден необходимым доказательством, имеющимся в материалах дела об административном правонарушении.

В соответствии с информацией, направленной письмом Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы от 29.06.2018 № 14-86/39550 в ответ на запрос Росаккредитации от 31.05.2018 № 14100/04-АС, сертификат соответствия от 15.01.2018 № ТС RU С-1Т.ГА02.В.00659 применялся при совершении таможенных операций, связанных с декларированием и выпуском в обращение продукции (товаров) на территорию Российской Федерации.

Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что вышеизложенное свидетельствует о нарушении ООО «Гамма-Сертификация» правил выполнения работ по сертификации и выдаче сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании, что повлекло за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технического регламента.

В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона № 184-ФЗ обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом.

В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 25 Федерального закона № 184-ФЗ, соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Согласно статье 29 Федерального закона № 184-ФЗ, для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенную процедуру отказа в пользу государства.

В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 1 ТР ТС 007/2011, настоящий технический регламент распространяется на продукцию, предназначенную для детей и подростков, ранее не находившуюся в эксплуатации (новую), выпускаемую в обращение на территории государств - членов Таможенного союза, независимо от страны происхождения.

Согласно статье 2 ТР ТС 007/2011 «выпуск продукции в обращение», размещение на рынке государств - членов Таможенного союза продукции, отправляемой со склада изготовителя, продавца либо лица, выполняющего функции иностранного изготовителя, или отгружаемой без складирования, или экспортируемой для реализации на территории государств - членов Таможенного союза.

В силу части взаимосвязанных положений пунктов 1, 4, 5, 6 и 7 статьи 12 ТР ТС 007/2011 подтверждение соответствия продукции, предназначенной для детей и подростков, требованиям ТР ТС 007/2011 осуществляется по схемам сертификации в соответствии с Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза, утвержденным Комиссией Таможенного союза (далее - Комиссия). При этом при подтверждении соответствия продукции в форме сертификации аккредитованная испытательная лаборатория (центр) проводит испытания и оформляет протокол испытаний типовых образцов продукции.

Системная взаимосвязь указанных норм права свидетельствует о том, что единственным доказательством соответствия продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, помещаемой под таможенные процедуры (выпускаемой в обращение), в рассматриваемом случае является сертификат соответствия установленной формы. Поскольку материалами дела об административном правонарушении подтвержден факт выдачи ООО «Гамма-Сертификация» сертификата соответствия от 15.01.2018 № ТС RU С-1Т.ГА02.В.00659 с нарушениями обязательных требований, указанный сертификат соответствия не может подтверждать соответствие продукции требованиям ТР ТС 007/2011, а такая продукция не может быть на законном основании выпущена в обращение на территории Российской Федерации как страны-участника Таможенного союза.

Следовательно, как Росаккредитация, так и суды правомерно и при наличии необходимых доказательств квалифицировали допущенные ООО «Гамма-Сертификация» нарушения по части 2 статьи 14.47 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Данная позиция отражена в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Суды установили, что факт совершения и вина ООО «Гамма-Сертификация» в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.47 КоАП РФ, подтверждены материалами дела.

В связи с изложенным суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что имелись все необходимые основания для привлечения ООО «Гамма-Сертификация» к административной ответственности по части 2 статьи 14.47 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.

Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.

Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.

Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.

Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 21 сентября 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от30 января 2019 года по делу № А40-184411/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий-судья:                                    И. Ю. Григорьева

Судьи:                                                                                  О. В. Каменская 

                                                                                                         Р. Р. Латыпова