ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-201823/18 от 16.04.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-13880/2019

г. Москва                                                                                Дело № А40-201823/18

  апреля 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2019 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи    Суминой О.С.,

судей:

Марковой Т.Т., ФИО1,

при ведении протокола             

секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Пермского края в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2018 по делу № А40-201823/18

принятое судьей Кукиной С.М.,

по исковому заявлению 1) Пермский край в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края,

2) Правительство пермского края,

3) Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края

к 1) Министерству финансов РФ,

2) Федеральному казначейству РФ,

3) Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю

третьи лица: 1) Министерство финансов Пермского края,

2) Министерство сельского хозяйства РФ

о признании недействительными приказы Министерства финансов РФ от 13.06.2018 г. № 983, 984, 985, 986, 987, 988, 989, 990 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы РФ, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета», об обязании совершить действия.

в присутствии:

от заявителя:

1, 3 не явились, извещены; 2. ФИО2 по дов. от 29.10.2018

от заинтересованного лица:

не явились, извещены;

от третьего лица:

1. ФИО3 по дов. от 14.01.2019; 2. ФИО2 по дов. от 19.10.2018

У С Т А Н О В И Л:

1) Пермский край в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, 2) Правительство пермского края, 3) Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (далее - заявители) обратились в арбитражный суд с заявлением к 1) Министерству финансов РФ, 2) Федеральному казначейству РФ, 3) Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю о признании недействительными приказы Министерства финансов РФ от 13.06.2018 г. N 983, 984, 985, 986, 987, 988, 989, 990 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы РФ, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета", об обязании совершить действия.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2018 в удовлеторении требований заявителей отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пермский край в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается, что судом не дана надлежащая оценка обстоятельствам, имеющим значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и неправильно применены нормы материального права.

С учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие лиц, участников процесса, извещенных и не явившихся в судебного заседание.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приказами Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) от 13.06.2018 N N 983, 984, 985, 986, 987, 988, 989, 990 в отношении Правительства Пермского края (Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края) были применены меры бюджетного принуждения в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Пермского края, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Пермского края.

Согласно Приказу Минфина России от 13.06.2018 N 983 сумма взыскания составила 1 519 790 рублей 65 копеек;

Согласно Приказу Минфина России от 13.06.2018 N 984 сумма взыскания составила 450 614 рублей 85 копеек;

Согласно Приказу Минфина России от 13.06.2018 N 985 сумма взыскания составила 1 320 168 рублей 61 копеек;

Согласно Приказу Минфина России от 13.06.2018 N 986 сумма взыскания составила 318 546 рублей 80 копеек;

Согласно Приказу Минфина России от 13.06.2018 N 987 сумма взыскания составила 2 213 955 рублей 93 копеек;

Согласно Приказу Минфина России от 13.06.2018 N 988 сумма взыскания составила 570 225 рублей 13 копеек;

Согласно Приказу Минфина России от 13.06.2018 N 989 сумма взыскания составила 243 615 рублей 08 копеек;

Согласно Приказу Минфина России от 13.06.2018 N 990 сумма взыскания составила 4 499 011 рублей 11 копеек.

Оспариваемые приказы были приняты Минфином России на основании уведомления Федерального казначейства от 16.05.2018 N 07-04-04/09-9491 о применении бюджетных мер принуждения (далее - Уведомление).

Уведомление было вынесено по результатам рассмотрения Федеральным казначейством материалов внеплановой камеральной проверки соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, за 2015-2016 годы, проведенной Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю (далее - УФК по Пермскому краю) в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.

По результатам внеплановой камеральной проверки УФК по Пермскому краю был составлен акт от 22.03.2018.

Полагая, что оспариваемые приказы являются незаконными, Заявители обратились в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об их оспаривании.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.

Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" (далее - ГП N 717.) В целях реализации мероприятий ГП N 717, постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1320-п утверждена государственная программа "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае" (далее - РП N 1320-п).

Ответственным исполнителем Региональной программы N 1320-п является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (паспорт РП N 1320-п).

В целях установления порядка предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия:

по поддержке племенного животноводства, в том числе племенного крупного рогатого скота мясного направления, постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2012 N 1257 (в редакции постановления Правительства от 27.01.2015 N 50) утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - Правила N 1257);

на возмещение части затрат процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства; на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства и животноводства в области развития оптово-распределительных центров; на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования, правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460 (далее - Правила N 1460);

на развитие семейных животноводческих ферм, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 165 (в редакции постановления Правительства от 26.12.2014 N 1512) утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее -Правила N 165);

на гидромелиоративные мероприятия, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 N 922 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (Приложение N 7 к ФЦП "Развитие мелиорации земель сельскохозяйствования на значения России на 2014-2020 годы") (далее - Правила N 922);

Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации).

Условиями предоставления субсидии являются:

наличие региональной программы;

наличие в законе субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходного обязательства субъекта Российской Федерации по реализации региональной программы;

возврат субъектом Российской Федерации средств федерального бюджета в порядке и на условиях, которые установлены Правилами N 999;

Субсидия предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации в соответствии с заключенным Соглашением (пункт 33 Правил N 1257; пункт 14 Правил N 922; пункт 12 Правил N 1512).

Перечисление средств субсидии в бюджет субъекта Российской Федерации осуществляется на основании заявки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о перечислении субсидии (пункт 15 Правил N 1512; пункт 19 Правил N 922;).

Согласно пункту 29 Правил N 1512, пункту 21 Правил N 922, пункту 46 Правил N 1257 в случае несоблюдения условий, установленных соглашением и Правилами, соответствующие средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством.

Поскольку возврат субъектом Российской Федерации средств федерального бюджета в порядке и на условиях, которые установлены правилами N 999, Минфин России считает необходимым отметить, что Правила N 999 являются общими при распределении и предоставлении всех видов субсидии, определяемых их целевым назначением (пункты 3 и 4 Правил N 999).

При этом положения Правил N 999 необходимо учитывать при оценке действий государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по эффективному (неэффективному) использованию средств субсидий, предоставленных из федерального бюджета).

Правила N 999 предусматривают, в том числе порядок предоставления субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, и в этой связи также должны приниматься во внимание (пункт 6 Правил N 999).

Пунктом 22 Правил N 999 предусмотрено применение мер бюджетного принуждения, установленных бюджетным законодательством в случае нецелевого использования субсидии и (или,) нарушения субъектом Российской Федерации условий ее предоставления.

В соответствии с абзацем четвертым статьи 23 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Следовательно, условия Правил N N 1257, 922, 1512, 1460 и 999 обязательны для всех, в том числе для участников межбюджетных отношений, связанных с предоставлением субсидий из федерального бюджета.

В целях реализации мероприятий ФЦП между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти заключены следующие Соглашения:

Соглашение от 05.02.2015 N 76/17-С (в ред. дополнительного соглашения N 11 от 30.10.2015 N 1682/17-С) о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета субсидии бюджету Пермского края на поддержку:

племенного животноводства в рамках подпрограммы "Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства" (далее - Мероприятие N 1-1) предоставлена субсидия в размере 56 289 400 рублей 00 копеек по КБК 082 0405 25Г5042 521 (код цели - 837);

на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие молочного скотоводства в рамках подпрограммы "Развитие молочного скотоводства" (Мероприятие N II-1) предоставлена субсидия в размере 9 124 500 рублей 00 копеек по КБК 082 0405 25Б5443 521 (код цели - 855);

на развитие семейных животноводческих ферм в рамках подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" (Мероприятие N III-1) предоставлена субсидия в размере 52 041 000 рублей 00 копеек.

Соглашение от 02.02.2016 N 50/17-с (в редакции дополнительных соглашений N 4 от 15.07.2016 N 1081/17-С и N 6 от 28.12.2016 N 1543/17-С) о предоставлении в 2016 году субсидии бюджету Пермского края на реализацию следующих мероприятий: на поддержку племенного крупного рогатого скота мясного направления (далее -Мероприятие N IV-1) предоставлена субсидия в размере 1 698 100 рублей 00 копеек по КБК 082 0405 25Г0450500 521 (код цели - 838);

на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства (далее -Мероприятие N V-1) предоставлена субсидия в размере 23 800 100 рублей 00 копеек по КБК 082 0405 2510450380 521 (код цели - 001);

на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства и животноводства в области развития оптово-распределительных центров (далее - Мероприятие N V-2) предоставлена субсидия в размере 17 856 600 рублей 00 копеек по КБК 082 0405 25ДО 154500 521 (код цели - 857);

на возмещение части процентной ставки по долгосрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования (далее - Мероприятие N V-3) предоставлена субсидия в размере 14 495 100 рублей 00 копеек по КБК 082 0405 2540150550 521 (код цели - 048);

Соглашение от 14.07.2016 N 362/20-С о предоставлении в 2016 году из федерального бюджета бюджету Пермского края на реализацию следующих мероприятий:

на гидромелиоративные мероприятия (далее - Мероприятие N VI-1) предоставлена субсидия в размере 13 188 000 рублей 00 копеек по КБК 082 0405 2580050760 521 (код цели-551).

Предметом Соглашения N 76/17-с является предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Пермского края на поддержку племенного животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" государственной программы Российской Федерации "государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы".

Пунктом 1.3 Соглашения N 76/17-с Высший орган исполнительной власти использует субсидии, указанные в пункте 1.2 Соглашения, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации в пределах годовых объемов субсидий, утвержденных Пермскому краю.

Пунктом 2.1.1. Соглашения N 76/17-с Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обязуется довести до Высшего исполнительной органа бюджетные ассигнования федерального бюджета, по направлениям и в объемах, предусмотренных в Приложении N 1 к Соглашению.

Пермский край в свою очередь обязуется:

осуществляет финансирование расходов по направлениям и в объемах, предусмотренных в приложении в размерах, предусмотренных в Приложениях N 1 и N 2 к Соглашению (пункт 2.2.1 Соглашений);

обеспечивает, согласно соответствующим Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской федерации адресное предоставление средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, сельскохозяйственным производителям (пункт 2.2.7 Соглашения).

обеспечивает целевое и эффективное использование субсидий в соответствии со значениями показателей результативности использования субсидий, установленными Государственной программой и предусмотренными в Приложении N 3 к Соглашению, а также достижение указанных значений (пункт 2.2.9 Соглашения).

В случае использования субсидии не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в доход федерального бюджета на основании бюджетного законодательства Российской Федерации (пункт 3.2 Соглашения).

Пунктом 3.3 Соглашения Высший исполнительный орган несет ответственность за целевое использование субсидий, предоставленных бюджету Пермского края, достоверность, полноту и своевременность представления в Министерство сведений, а также соблюдение условий, установленных Соглашением.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Соглашения (пункт 3.4 Соглашения N 76/17-с).

Предметом Соглашения N 50/17-с с учетом дополнительного соглашения N 4 от 15.07.2016 N 1081/17-с является предоставление субсидий из федерального бюджета бюджету Пермского края на поддержку племенного крупного рогатого скота мясного направления; на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства; на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства и животноводства в области развития оптово-распределительных центров.

Согласно пункту 2.2 Соглашения N 50/17-с размер субсидий, предоставляемых из федерального бюджета Пермскому краю, составляет в 2016 году 1 175 891 700 рублей (48,4% от общего объема расходов Пермского края, в целях софинансирования которых предоставляются Субсидии).

Пунктом 2.4 Соглашения N 50/17-с общий объем финансового обеспечения за счет внебюджетных источников составляет в 2016 году 163 124 000 рублей.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обязалось:

обеспечить предоставление Субсидий Пермскому краю в порядке и при соблюдении Субъектом условий предоставления субсидий, установленных Соглашением, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете (сводной бюджетной росписи) на 2016 финансовый год и лимитов бюджетных обязательств (пункт 4.1.1 Соглашения).

Пермский край в свою очередь обязался:

обеспечивать выполнение условий предоставления Субсидий (пункт 4.3.1 Соглашения);

выполнять иные обязательства, уставленные бюджетным законодательством Российской Федерации, правилами предоставления субсидий и Соглашением (пункт 4.3.10 Соглашения).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5.1 Соглашения N 50/17-с).

Предметом Соглашения от 14.07.2016 N 362/20-С является предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Пермского края по реализации мероприятий Программы - гидромелиоративные мероприятия.

Пунктом 1.4 Соглашения установлено, что размер субсидий, предусмотренных Пермскому краю, подлежит сокращению в случаях, если размер средств, предусмотренных в бюджете Пермского края на реализацию мероприятий Программы, не позволяет обеспечить установленную долю расходов бюджета Пермского края в финансировании расходного обязательства Пермского края, софинансируемого за счет субсидии.

Министерство обязалось: - довести до Высшего исполнительного органа субсидии, предусмотренные на реализацию мероприятий Программы в размерах, согласно приложению N 1 к Соглашению N 362/20-С.

Пермский край в свою очередь обязался:

осуществлять финансирование расходов по направлениям и в размерах, предусмотренных в приложениях N 1 и N 2 к Соглашению N 362/20-с (пункт 2.2.1 Соглашения);

обеспечивать выполнение обязательств по финансированию мероприятий Программы, указанных в пункте 1.1 Соглашения N 362/20-с в объемах, предусмотренных в Приложении N 2 к Соглашению (пункт 2.2.6 Соглашения);

вернуть в федеральный бюджет не использованные по состоянию на 1 января текущего года остатки средств субсидии, предоставленные из федерального бюджета бюджету Пермского края.

В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения Пермским краем условий ее предоставления, к Пермскому краю применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные законодательством Российской Федерации (абзац 2 пункта 2.2.10 Соглашения).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Соглашения (пункт 3.3 Соглашения N 362/20-с).

При этом с учетом изложенных пунктов Соглашений N 76/17-с и N 50/17-с, N 362/20-с заявителю при заключении Соглашения было известно об условиях предоставления и расходования субсидии из федерального бюджета, а также о мерах, подлежащих применению в соответствии с бюджетным законодательством за нарушение указанных условий Соглашения, однако нарушения указанных условий были допущены заявителем.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета; бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации; принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Вместе с тем Минфин России обращает внимание, что расходное обязательство, возникающее при реализации Мероприятий Программы в соответствии с условиями соглашений N 76/17-с и N 50/17-с, N 362/20-с, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации - Пермского края.

При этом Российская Федерация осуществляет софинансирование данного расходного обязательства путем предоставления субсидии бюджету Пермского края (пункт 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, а так же путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Следовательно, при реализации мероприятий Программы получатель субсидии должен был обеспечить уровень софинансирования, то есть процентного соотношения средств федерального и регионального бюджета, установленного Соглашениями N 76/17-с и N 50/17-с, N 362/20-с, а именно:

из федерального бюджета 56 289 400 рублей 00 копеек, из бюджета Пермского края - 80 400 000 рублей 00 копеек (приказ N 983, Мероприятие N 1-1);

из федерального бюджета 9 124 500 рублей 00 копеек, из бюджета Пермского края -1 000 000 рублей 00 копеек (приказ N 984, Мероприятие N II-1);

из федерального бюджета 52 041 000 рублей 00 копеек, из бюджета Пермского края - 50 200 000 рублей 00 копеек (приказ N 985, Мероприятие N III-1);

из федерального бюджета 1 698 100 рублей 00 копеек, из бюджета Пермского края 17 300 000 рублей 00 копеек (приказ N 986, Мероприятие N IV-1);

из федерального бюджета 23 800 100 рублей 00 копеек, из бюджета Пермского края - 5 450 000 рублей 00 копеек (приказ N 987, Мероприятие N V-1);

из федерального бюджета 23 800 100 рублей 00 копеек, из бюджета Пермского края - 5 450 000 рублей 00 копеек (приказ N 987, Мероприятие N V-1);

из федерального бюджета 17 856 600 рублей 00 копеек, из бюджета Пермского края - 13 458 400 рублей 00 копеек (приказ N 988, Мероприятие N V-2);

из федерального бюджета 14 495 100 рублей 00 копеек, из бюджета Пермского края - 4 700 000 рублей 00 копеек (приказ N 989, Мероприятие N V-3);

из федерального бюджета 13 188 000 рублей 00 копеек, из бюджета Пермского края - 10 436 500 рублей 00 копеек (приказ N 990, Мероприятие N VI-1).

Вместе с тем, как показала проверка:

1) (стр. 09-12 акта проверки от 22.03.2018) на финансовое обеспечение Мероприятия N 1-1 в 2015 году в соответствии с Приложениями N 1 и N 2 к Соглашению N 76/17-с предусмотрены средства в размере 136 689 400 рублей 00 копеек (приказ N 983), в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 56 289 400,00 рублей;

за счет средств бюджета Пермского края - 80 400 000,00 рублей.

Согласно данным Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) на 01.01.2016, а так же Сводному списку "Субсидия на поддержку племенного животноводства в Пермском крае в рамках подпрограммы "Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства" за 2015 год, фактические расходы средств составили в сумме 132 998 842 рублей 41 копейка, в том числе:

56 289 400 рублей 00 копеек - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;

76 709 442 рубля 41 копейка - за счет средств бюджета Пермского края.

При общем объеме фактически использованных средств в размере 132 998 842 рублей 41 копейка субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 54 769 609 рублей 35 копеек (132 998 842,41 х 56 289 400,00 / 136 689 400,00), что не соответствует объему финансирования, предусмотренному Соглашением.

Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 1 519 790 рубль 65 копеек (56 289 400,00-54 769 609,35) (приказ N 983).

2. (стр. 12-14 акта проверки от 22.03.2018) на финансовое обеспечение Мероприятия N II-1 в 2015 году в соответствии с Приложениями N 1 и N 2 к Соглашению N 76/17-с предусмотрены средства в размере 10 124 500 рублей 00 копеек (приказ N 984), в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 9 124 500,00 рублей;

за счет средств бюджета Пермского края - 1 000 000,00 рублей.

Согласно данным Отчета за 2018 по ф. 0503127, а так же Бюджетной росписи за период с 25.12.2014 по 31.12.2015, фактические расходы средств составили в общей сумме 9 624 500 рублей 00 копеек, в том числе:

9 124 500 рублей 00 копеек - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;

500 000 рублей 00 копеек - за счет средств бюджета Пермского края.

При общем объеме фактически использованных средств в размере 9 624 500 рублей 00 копеек (8 200 805,29 + 2 951 014,60-455 000,00) субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской федерации в размере не более 8 673 885 рублей 15 копеек (9 624 500,00 х 9 124 500,00 / 10 124 500,00), что не соответствует объему финансирования, предусмотренному Соглашением.

Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 450 614 рублей 85 копеек (9 124 500,00-8 673 885,15) (приказ N 984).

3. (стр. 17-19 акта проверки от 22.03.2018) на финансовое обеспечение Мероприятия N III-1 в 2015 году в соответствии с Приложениями N 1 и N 2 к Соглашению N 76/17-с предусмотрены средства в размере 102 241 ООО рублей 00 копеек (приказ N 985), в том числе:

за счет средств федерального бюджета 52 041 000,00 рублей;

за счет средств бюджета Пермского края 52 200 000,00 рублей.

Согласно данным Отчет за 2015 год по ф. 0503127, Бюджетной росписи за период с 25.12.2014 по 31.12.2015, а также Сводного списка получателей мер государственной поддержки по направлению "Развитие семейных животноводческих ферм" на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в 2015 году, фактические расходы средств составили в общей сумме 99 647 365 рублей 00 копеек, в том числе:

52 041 000 рублей 00 копеек - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;

47 606 365 рублей 00 копеек - за счет средств бюджета Пермского края.

При общем объеме фактически использованных средств в размере 99 647 365 рублей 00 копеек субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской федерации в размере не более 50 720 831 рубля 39 копейки (44 150 020,00 х 19 530 000,00 / 44 713 900,00), что не соответствует объему финансирования, предусмотренному Соглашением.

Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 1 320 168 рублей 61 копеек (52 041 000,00-50 720 831,39) (приказ N 985).

4. (стр. 22-25 акта проверки от 22.03.2018) на финансовое обеспечение Мероприятия N IV-1 в 2016 году в соответствии с Приложениями N 1 и N 2 к Соглашению N 50/17-с предусмотрены средства в размере 18 998 100 рублей 00 копеек (приказ N 986), в том числе:

за счет средств федерального бюджета 1 698 100,00 рублей;

за счет средств бюджета Пермского края 17 300 000,00 рублей.

Согласно данным Отчета об исполнении бюджета на 01.01.2017 (ф. 0503127) (далее - Отчет за 2016 год по ф. 0503127), фактические расходы средств составили в общей сумме 15 434 243 рублей 92 копеек, в том числе:

1 698 100,00 рублей - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;

13 736 143 рубля 92 копейки - за счет средств бюджета Пермского края.

При общем объеме фактически использованных средств в размере 15 434 243 рублей 92 копеек субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской федерации в размере не более 1 379 553 рубля 20 копеек (15 434 243,92 х 1 698 100,00 / 18 998 100,00), что не соответствует объему финансирования, предусмотренному Соглашением.

Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 318 546 рублей 80 копеек (1 698 100,00-1 379 553,20) (приказ N 986).

5. (стр. 7-9 акта проверки от 22.03.2018) на финансовое обеспечение Мероприятия N V-1 в 2016 году в соответствии с Перечнем к Соглашению N 50/17-с предусмотрены средства в размере 32 250 100 рублей 00 копеек (приказ N 987), в том числе:

за счет средств федерального бюджета 23 800 100,00 рублей;

за счет средств бюджета Пермского края 8 450 000,00 рублей.

Согласно данным Отчета за 2016 год по ф. 0503127, фактические расходы средств составили в общей сумме 29 250 100 рублей 00 копеек, в том числе:

23 800 100,00 рублей - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;

5 450 000,00 рублей - за счет средств бюджета Пермского края.

При общем объеме фактически использованных средств в размере 29 250 100 рублей 00 копеек субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 21 586 144 рубля 07 копеек (29 250 100,00 х 23 800 100,00 / 32 250 100,00), что не соответствует объему финансирования, предусмотренному Соглашением.

Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 2 213 955 рублей 93 копейки (23 800 100,00-21 586 144,07) (приказ N 987).

6. (стр. 25-27 акта проверки от 22.03.2018) на финансовое обеспечение Мероприятия N V-2 в 2016 году в соответствии с Перечнем к Соглашению N 50/17-с предусмотрены средства в размере 31 315 000 рублей 00 копеек (приказ N 988), в том числе:

за счет средств федерального бюджета 17 856 600,00 рублей;

за счет средств бюджета Пермского края 12 458 400,00 рублей.

Согласно данным Отчета за 2016 год по ф. 0503127, фактические расходы средств составили в общей сумме 30 315 000 рубля 00 копеек, в том числе:

17 856 600,00 рублей - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;

12 458 400,00 рублей - за счет средств бюджета Пермского края.

При общем объеме фактически использованных средств в размере 30 315 000 рубля 00 копеек субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской федерации в размере не более 17 286 374 рублей 87 копеек (30 315 000,00 х 17 856 600,00 / 31 315 000,00), что не соответствует объему финансирования, предусмотренному Соглашением.

Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 570 225 рублей 13 копеек (17 856 600,00-17 286 374,87) (приказ N 988).

7. (стр. 27-29 акта проверки от 22.03.2018) на финансовое обеспечение Мероприятия N V-3 в 2016 году в соответствии с Перечнем к Соглашению N 50/17-с предусмотрены средства в размере 19 195 100 рублей 00 копеек (приказ N 989), в том числе:

за счет средств федерального бюджета 14 495 100,00 рублей;

за счет средств бюджета Пермского края 4 700 000,00 рублей.

Согласно данным Отчета за 2016 год по ф. 0503127, фактические расходы средств составили в общей сумме 17 309 184 рублей 37 копеек, в том числе:

13 314 573,73 рублей - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;

3 994 610,64 рублей - за счет средств бюджета Пермского края.

При общем объеме фактически использованных средств в размере 17 309 184 рублей 37 копеек субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской федерации в размере не более 13 070 958 рублей 65 копеек (17 309 184,37 х 14 495 100,00 / 19 195 100,00), что не соответствует объему финансирования, предусмотренному Соглашением.

Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 243 615 рублей 08 копеек (13 314 573,73-13 070 958,65) (приказ N 989).

8. (стр. 32-34 акта проверки от 22.03.2018) на финансовое обеспечение Мероприятия N VI-1 в 2016 году в соответствии с Приложениями N 1 и N 2 к Соглашению N 362/20-с предусмотрены средства в размере 23 624 500 рублей 00 копеек (приказ N 990), в том числе:

за счет средств федерального бюджета 13 188 000,00 рублей;

за счет средств бюджета Пермского края 10 436 500,00 рублей.

Согласно данным Отчета за 2016 год по ф. 0503127, фактические расходы средств составили в общей сумме 15 386 000 рубля 00 копеек, в том числе:

13 188 000,00 рублей - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;

2 198 000,00 рублей - за счет средств бюджета Пермского края.

При общем объеме фактически использованных средств в размере 15 386 000 рублей 00 копеек субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской федерации в размере не более 8 588 988 рублей 89 копеек (34 248 028,00 х 29 537 800,00 / 35 445 800,00), что не соответствует объему финансирования, предусмотренному Соглашением.

Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 998 130 рублей 94 копейки (15 386 000,00-13 188 000,00 / 23 624 500,00) (приказ N 990).

При таких обстоятельствах, Минфин России считает, что УФК по Пермскому краю пришло к правомерному выводу о совершении Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края бюджетного нарушения, выразившегося в несоблюдении условий предоставления и расходования субсидии из федерального бюджета на финансирование мероприятий в рамках государственной программы.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Соглашений N 76/17-с и N 50/17-с, N 362/20-с Стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (пункт 3.4 Соглашений N 76/17-с иN 50/17-с и пункт 3.3 Соглашения N 362/20-с).

В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения Субъектом Российской Федерации условий ее предоставления к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 2.2.10 Соглашения N 362/20-с, пункт 3.2 Соглашений N 76/17-с и N 50/17-с).

Бюджетные нарушения, допущенные Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, зафиксированы УФК по Пермскому краю в акте камеральной проверки от 22.03.2018.

Понятие бюджетного нарушения, а так же основания применения бюджетной меры принуждения закреплены в статьях 306.1 и 306.2 Бюджетного кодекса российской Федерации (далее - БК РФ).

Пунктом 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Согласно пункту 5 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.

В соответствии со статьями 306.2 и 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 Кодекса, на основании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения органов государственного (муниципального) финансового контроля.

При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса. Бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения уведомления.

В соответствии с пунктом 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской 6 Федерации от 30 июня 2004 года N 329, Минфин России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кроме прочего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, валютной, банковской деятельности, издает приказы, имеющие как нормативный характер, так и ненормативный характер.

Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения устанавливается финансовым органом (пункт 4 статьи 306.2 БК РФ). Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.08.2014 N 74н утвержден Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств).

Пунктом 2 Порядка N 74н предусмотрено, что бюджетные меры принуждения подлежат применению Федеральным казначейством или Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с решением Министерства финансов Российской Федерации о применении бюджетных мер принуждения, принятым на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения Счетной палаты Российской Федерации, направленного председателем Счетной палаты Российской Федерации, или уведомления о применении бюджетных мер принуждения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, направленного руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в течение 30 календарных дней после получения Министерством финансов Российской Федерации уведомления.

Нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) (статья 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Федеральным казначейством с учетом вышеуказанных норм бюджетного законодательства было направлено в Минфин России уведомление от 16.05.2018 N 07-04-04/09-9491 о применении к Правительству Пермского края (Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края) бюджетных мер принуждения, в котором указана общая сумма бюджетного нарушения.

Приложениями N 1 и N 2 Соглашений установлен размер субсидии из федерального бюджета и объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Пермского края (местных бюджетах) на исполнение расходных обязательств Пермского края по Соглашениям N 76/17-с и N 50/17-с, N 362/20-с.

При этом Правительством Пермского края (Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края) было нарушено условие предоставления и расходования субсидии из федерального бюджета, предусмотренное Пермскому краю Соглашениями N 76/17-с и N 50/17-с, N 362/20-с, что образует состав бюджетного нарушения, предусмотренного ст. 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Принцип софинансирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации заключается в одновременном расходовании переданных из федерального бюджета средств субсидии и средств бюджета субъекта Российской Федерации в установленной и согласованной между такими средствами пропорции на предусмотренные программные мероприятия (целевое использование), а не в получении экономии средств бюджета субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, суд установил, что нарушение условий софинансирования привело к необоснованной экономии бюджетных средств Пермского края за счет расходования средств федерального бюджета (субсидии), а также к необоснованному финансированию за счет средств федерального бюджета дефицита бюджета Пермского края, применительно к терминологии гражданского законодательства - к неосновательному обогащению бюджета Пермского края за счет средств федерального бюджета.

Ссылку заявителя на обоснованность расходования средств федерального бюджета в связи с достижением значений показателей использования субсидии суд считает несостоятельной, поскольку значения показателей результативности предоставления субсидии достигнуты с нарушением условий Соглашений.

Субъектом не соблюдены условия предоставления и расходования субсидии, выделенной из федерального бюджета на реализацию Мероприятий, а именно не обеспечен уровень софинансирования, предусмотренный Соглашениями 76/17-с и N 50/17-с, N 362/20-с (за счет средств бюджета Пермского края и за счет средств местных бюджетов), что повлекло перерасход средств федерального бюджета.

Факт перерасхода Субъектом средств федерального бюджета был установлен УФК по Пермскому краю, которое осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере на основании Указа Президента Российской Федерации от 02.02.2016 N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере", Положения о Федеральном казначействе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации Российской Федерации.

Внеплановая камеральная проверка проведена на основании приказа Управления Федерального казначейства по Пермскому краю от 10.01.2018 N 11 "О назначении внеплановой камеральной проверки" и поручения Федерального казначейства от 13.12.2017 N 07-02-06/17-960, начальником Контрольно-ревизионного отдела в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы УФК по Пермскому краю ФИО4; контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы УФК по Пермскому краю ФИО5

В ходе контрольных мероприятий, в пределах своих полномочий, УФК по Пермскому краю был составлен акт выездной проверки от 22.03.2018, с указанием на выявленные нарушения.

Бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 Бюджетного кодекса, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения уведомления.

При осуществлении полномочий Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения, обязательные к рассмотрению Министерством финансов Российской Федерации, содержащие основания для применения предусмотренных Бюджетным кодексом Российской бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.

На основании пункта 5 статьи 306.2 БК РФ при выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1092. (далее - Правила) Согласно абзацу третьему пункта 71 Правил уведомление о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения, в том числе подготовленное территориальным органом Федерального казначейства, направляется в Министерство финансов Российской Федерации руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства в определенный БК РФ срок.

Под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных мер принуждения (пункт 5 статьи 306.2 БК РФ).

Уведомление о применении бюджетной меры принуждения содержит описание совершенного бюджетного нарушения (бюджетных нарушений). Уведомление о применении бюджетных мер принуждения, в том числе подготовленное территориальным органом Федерального казначейства, направляется в Министерство финансов Российской Федерации руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства в определенный Бюджетный кодексом Российской Федерации срок.

Применение бюджетных мер принуждения осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. (Приказ Минфина России от 11 августа 2014 года N 74н) Пунктом 2 Порядка N 74н предусмотрено, что бюджетные меры принуждения подлежат применению Федеральным казначейством или Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с решением Министерства финансов Российской Федерации о применении бюджетных мер принуждения, принятым на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения Счетной палаты Российской Федерации, направленного председателем Счетной палаты Российской Федерации, или уведомления о применении бюджетных мер принуждения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, направленного руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в течение 30 календарных дней после получения Министерством финансов Российской Федерации уведомления.

Вместе с тем основанием для направления уведомления от 16.05.2018 N 07-04-04/09-9491 в Минфин России явились выявленные УФК по Пермскому краю в ходе проверки в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Пермского края бюджетные нарушения, совершенные органом исполнительной власти Ярославской области, выразившиеся в нарушении условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.

В соответствии с пунктом 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329, Минфин России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кроме прочего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, валютной, банковской деятельности, издает приказы, имеющие как нормативный характер, так и ненормативный характер.

Следовательно, Минфин России в соответствии с указанными требованиями подготовил приказы от 13.06.2018 N N 983, 984, 985, 986, 987, 988, 989, 990 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета".

Уведомление в Министерство финансов Российской Федерации поступило 17.05.2018.

Следовательно, оспариваемые приказы NN 983, 984, 985, 986, 987, 988, 989, 990 изданы в пределах 30 дневного срока, установленного пунктом 6 статьи 306.2 БК РФ и Порядка N 74н. (уведомление от 16.05.2018, приказы от 13.06.2018), подписаны уполномоченным должностным лицом, следовательно, соответствует вышеуказанным положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, нормы и сроки, предусмотренные статьей 306.2 БК РФ при издании приказов Минфина России (30 дней) соблюдены.

При этом оспариваемые приказы от 13.06.2018 N N 983, 984, 985, 986, 987, 988, 989, 990 о бесспорном взыскании сумм средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Пермского края, не несут в себе нормативности характера.

Данными приказами Минфина России N N 983, 984, 985, 986, 987, 988, 989, 990 Федеральному казначейству поручалось исполнить в 2018 году бюджетную меру принуждения в отношении Правительства Пермского края (Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края) путем бесспорного взыскания сумм средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Пермского края, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Пермского края:

в сумме 1 590 790 рублей 65 копеек, рассчитанной по состоянию на 16.05.2018, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет, в соответствии со статьей 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (приказ N 983);

в сумме 450 614 рубля 85 копеек, рассчитанной по состоянию на 16.05.2018, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет, в соответствии со статьей 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (приказ N 984);

в сумме 1 320 168 рубля 61 копеек, рассчитанной по состоянию на 16.05.2018, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет, в соответствии со статьей 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (приказ N 985);

в сумме 318 546 рубля 80 копеек, рассчитанной по состоянию на 16.05.2018, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет, в соответствии со статьей 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (приказ N 986);

в сумме 2 213 955 рубля 93 копеек, рассчитанной по состоянию на 16.05.2018, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет, в соответствии со статьей 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (приказ N 987);

в сумме 570 225 рубля 13 копеек, рассчитанной по состоянию на 16.05.2018, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет, в соответствии со статьей 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (приказ N 988);

в сумме 243 615 рубля 08 копеек, рассчитанной по состоянию на 16.05.2018, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет, в соответствии со статьей 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (приказ N 989);

в сумме 4 599 011 рубля 11 копеек, рассчитанной по состоянию на 16.05.2018, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет, в соответствии со статьей 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (приказ N 990).

Учитывая, что субсидии из федерального бюджета предоставлены бюджету субъекта Российской Федерации, и ответственность за обеспечение исполнения условий их предоставления возложена на субъект Российской Федерации в рамках рассмотрения уведомления в соответствии с пунктом 3 Порядка Министерством финансов Российской Федерации принято решение о применении именно в отношении Правительства Пермского края бюджетной меры принуждения, в связи с чем и были изданы спорные приказы N N 983, 984, 985, 986, 987, 988, 989, 990 о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Пермского края.

В проверяемом периоде с 01.01.2015 по 31.12.2016 заявителем не выполнены условия расходования субсидии, выделенной из федерального бюджета на реализацию Мероприятий.

При этом бюджетные нарушения подтверждаются актом внеплановой камеральной проверки от 22.03.2018, проведенной УФК по Пермскому краю в отношении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, уведомлением о применении бюджетных мер принуждения от 16.05.2018 N 07-04-04/09-9491, а так же Соглашениями N N 76/17-с и N 50/17-с и N 362/20-с.

Внеплановая камеральная проверка и оформление акта проверки осуществлены УФК по Пермскому краю в пределах предоставленных статьей 269.2 БК РФ полномочий, Уведомление оформлено Федеральным казначейством так же в пределах предоставленных полномочий.

Таким образом, суд считает, что приказы от 13.06.2018 N N 983, 984, 985, 986, 987, 988, 989, 990 изданы Министерством финансов Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий и на основании статей 306.8 и 242 БК РФ, поскольку получателем средств федерального бюджета по Соглашениям N 76/17-с и N 50/17-с и N 362/20-с Правительством Пермского края (Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края) не выполнены обязательства по соблюдению условий предоставления межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно, не соблюдено условие софинансирования за счет средств бюджета Пермского края, что повлекло перерасход средств федерального бюджета.

При этом заявитель не представил доказательств того, что оспариваемыми приказами нарушены его права или законные интересы, либо созданы препятствия к осуществлению предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае не установлена.

Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда.

При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

            решение Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2018 по делу № А40-201823/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья:                                                       О.С. Сумина

Судьи:                                                                                                Т.Т. Маркова

                                                                                                            М.В. Кочешкова

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.