ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-208635/2021 от 15.03.2022 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-6854/2022

г. Москва Дело № А40-208635/21

22 марта 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2022 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи И.В.Бекетовой,

судей:

И.А.Чеботаревой, В.А.Свиридова,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания Н.А.Третяком,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве

на решение Арбитражного суда города Москвы от 14.01.2022 по делу №А40-208635/21

по заявлению ФКУ ЦБИТ МЧС России (ИНН <***>)

к Управлению Росреестра по Москве (ИНН <***>)

третьи лица: 1) ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),

2) ТУ Росимущества в городе Москве,

о признании незаконным решения,

при участии:

от заявителя:

ФИО1 по дов. от 27.12.2021;

от заинтересованного лица:

ФИО2 по дов. от 17.01.2022;

от третьих лиц:

1-2) не явились, извещены;

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное казенное учреждение «Центральная база измерительной техники Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – заявитель, ФКУ ЦБИТ МЧС России) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Управлению Росреестра по Москве (далее – заинтересованное лицо, Управление) о не устранении причин приостановления государственной регистрации от 04.08.2021 № КУВД-001/2021-10696287/5 в государственной регистрации права оперативного управления Федерального казенного учреждения «Центральная база измерительной техники Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: расположенного по адресу: 115516, <...> с кадастровым номером: 77:05:0005008:1231; об обязании произвести регистрацию права оперативного управления за ФКУ ЦБИТ МЧС России на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: расположенного по адресу: 115516, <...> с кадастровым номером: 77:05:0005008:1231.

Решением суда от 14.01.2022 заявление ФКУ ЦБИТ МЧС России удовлетворено.

С таким решением суда не согласилось Управление и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.

В отзыве на апелляционную жалобу заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы жалобы, представитель ФКУ ЦБИТ МЧС России поддержал обжалуемое решение суда.

Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.

Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 23.03.2021 ФКУ ЦБИТ МЧС России обратилось в Управление с заявлением для регистрации права оперативного управления на нежилое здание с кадастровым номером: 77:05:0005008:1231, расположенное по адресу: 115516, <...>.

Основанием для государственной регистрации права оперативного управления была представлена заверенная копия Распоряжения ТУ Росимущества в городе Москве от 05.03.2021 №77-244-р «О закреплении федерального недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным казенным учреждением «Центральная база измерительной техники Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее - Распоряжение), акт приема-передачи нефинансовых активов от 05.03.2021 № 005.

Согласно Распоряжению ТУ Росимущества в городе Москве, прекращается право оперативного управления в отношении указанного объекта за Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)) и закрепляется право оперативного управления за ФКУ ЦБИТ МЧС России.

Право собственности зарегистрировано за Российской Федерацией.

Уведомлением от 05.04.2021 №MFC-0558/2021-492674 Управление приостановило осуществление регистрационных действий.

Во исполнение уведомления о приостановлении государственной регистрации, ФКУ ЦБИТ МЧС России предоставило в регистрирующий орган следующие документы:

Заверенную копию Распоряжения ТУ Росимущества в городе Москве от 05.03.2021 №77-244-р «О закреплении федерального недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным казенным учреждением «Центральная база измерительной техники Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в 1 экз.

Заверенную копию письма от 10.02.2021 №ИВ-116-127, направленного ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в Федеральное агентство по Управлению государственным имуществом о том, что ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) не возражает против прекращения прав оперативного управления и передачи ФКУ ЦБИТ МЧС России недвижимого имущества (ограждение), расположенного по адресу: <...> с кадастровым номером 77:05:005008:1231, площадью 4 657,5 кв. м.

Заверенную копию письма от 20.04.2021 №ИВ-116-576, направленного ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о том, что ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ; не возражает против прекращения прав оперативного управления и передачи ФКУ ЦБИТ МЧС России недвижимого имущества, (ограждение), расположенного по адресу: <...> с кадастровым номером 77:05:005008:1231, площадью 4 657,5 кв. м.

Заверенную копию нотариальной доверенности №77 АГ 6816195 от 24.05.2021 на представителей.

Также, во исполнение уведомления, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) 12.07.2021 подано заявление о прекращении права оперативного управления на данный объект.

26.07.2021 заявителем вновь было подано заявление о возобновлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации ранее приостановленных в заявительном порядке от 27.07.2021 № MFC-0558/2021-1206279-1.

04.08.2021 Управление вынесло уведомление о не устранении причин приостановления государственной регистрации прав № КУВД-001/2021-10696287/5.

Не согласившись с указанным уведомлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон №218-ФЗ) отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона №218-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника, представителя собственника или иного лица, указанного в п. 1-3 ст. 15 Федерального закона №218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 4 ст. 15 Федерального закона № 218-ФЗ).

В силу части 4 статьи 18 Федерального закона №218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона №218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона №218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).

При этом, понятие «правовой экспертизы» представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Федерального закона №218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.

В настоящем случае, как следует из текста оспариваемого уведомления, Заявителем не устранены причины приостановления государственной регистрации, а именно:

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, заявленный к регистрации объект имеет следующие характеристики: нежилое здание, расположенное по адресу: <...>, с кадастровым номером 77:05:0005008:1231, общая площадь 4630,4 кв.м.

Положениями абз. 6 ч. 2 п. 179 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требование к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 №943 (далее - Правила ведения ЕГРН) предусмотрено, что в случае несовпадения сведений ЕГРП и государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости по отдельным характеристикам сведения о таком объекте недвижимости включаются в раздел ЕГРН, открываемый на соответствующий объект недвижимости, в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, , сведениям о характеристиках объекта недвижимости, которые внесены в государственный кадастр недвижимости и в отношении которых в ЕГРП не вносились изменения в связи с необходимостью соблюдения установленных законодательством Российской Федерации требований для их изменения и отсутствии такого подтверждения, присваивается статус "актуальные незасвидетельствованные".

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что статус «актуальные незасвидетельствованные» присваивается тем сведениям о характеристиках объекта недвижимости, которые внесены в государственный кадастр недвижимости и в отношении которых в ЕГРП не вносились изменения в связи с необходимостью соблюдения установленных законодательством Российской Федерации требований для их изменения и отсутствии такого подтверждения.

В соответствии п. 178 Порядка ведения ЕГРН перед внесением в ФГИС ЕГРН характеристики каждого объекта недвижимости, содержащиеся в ЕГРП и государственном кадастре недвижимости, проверяются на полное совпадение. Внесение сведений в ЕГРН осуществляются органом регистрации прав (п. 1 ст. 13 Закона о недвижимости) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, О сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.

Данные обстоятельства, как указано Управлением, препятствуют проведению заявленных регистрационных действий.

Вместе с тем, Управлением не учтено следующее.

Согласно положениям пункта 71 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество» (далее - Приказ №278), уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а не устранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.

Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, не устранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В нарушение пункта 71 Приказа №278 указанные в уведомлении основания изложены таким образом, что невозможно установить, в отношении каких конкретно характеристик объекта имеется статус «актуальные незасвидетельствованные» и какие конкретные действия должен предпринять Заявитель в целях устранения указанного основания приостановления.

Указанное является существенным нарушением прав ФКУ ЦБИТ МЧС России.

В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ иное Управлением не доказано.

Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ФКУ ЦБИТ МЧС России при обращении в Управление полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий.

Следовательно, у Управления отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого уведомления.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования ФКУ ЦБИТ МЧС России подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.

Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда города Москвы от 14.01.2022 по делу № А40-208635/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: И.В. Бекетова

Судьи: И.А. Чеботарева

В.А. Свиридов

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.