ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-214001/17 от 27.02.2018 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-1566/2018

г. Москва Дело № А40-214001/17

05 марта 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2018 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кочешковой М.В.,

судей:

Марковой Т.Т., Лепихина Д.Е.,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

ГКФХ ИП Хачатуряна Э.С.

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.12.2017г. по делу № А40-214001/17, принятое судьей Кузиным М.М.

по заявлению ГКФХ ИП Хачатуряна Э.С.

к Домодедовской таможне

об оспаривании постановления

при участии:

от заявителя:

Юдин Д.П. по дов. от 17.10.2017;

от заинтересованного лица:

не явился, извещен;

У С Т А Н О В И Л:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальный предприниматель Хачатурян Э.С. (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Домодедовской таможни (далее –ответчик) от 18.10.2017 № 10002000-2336/2017 по привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.16.2 КоАП РФ, об изменении указанного постановления в части назначения административного наказания до 50 000 руб.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.12.2017 изменено постановление Домодедовской таможни от 18.10.2017 № 10002000-2336/2017 о привлечении Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хачатурян Э.С. к административной ответственности, предусмотренной по ч.3 ст.16.2 КоАП РФ в части размера административного наказания, судом снижен размер административного штрафа до 50.000 руб.

Заявитель, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.

Представитель таможенного органа в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.

Представитель таможенного органа через канцелярию суда представил в суд отзыв на апелляционную жалобу, который содержит ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.

Из материалов дела следует, 04.05.2017 ГКФХ ИП Хачатурян Э.С, подал на таможенный пост Аэропорт Домодедово (грузовой) (через систему электронного декларирования декларацию на товары (далее - ДТ) № 10002010/040517/0028390 для помещения под действие таможенной процедуры «Выпуск для внутреннего потребления» товаров, прибывших из Узбекистана а именно: приматы живые, яванская макака (МАСАСА FASCICUrARIS).

К таможенному оформлению в качестве приложения к декларации были представлены:- контракт UZ-17 от 18.04.2017, -инвойс № 37 от 18.04.2017,-сертификат СИТЕС № 003606 от 14.04.2017. Яванские макаки (МАСАСА FASCICULARIS) входят в ПРИЛОЖЕНИЕ II «Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения» (Вместе с «Перечнем видов млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий, рыб, беспозвоночных и растений, экспорт, реэкспорт и импорт...») (Заключена в г. Вашингтоне 03.03.1973). В соответствии с п. 4 статьи IV для импорта всякого образца видов, указанных в приложении II, будет требоваться предварительное предоставление разрешения на экспорт или же сертификата на реэкспорт.

Согласно поступившей в отдел административных расследований Домодедовской таможни служебной записке оперативно - розыскного отдела от 08.08.2017 № 15-16/330, предоставленный при декларировании живых животных, указанных в спорной декларации сертификат СИТЕС № 003606 от 14.04.2017 является поддельным ввиду следующих обстоятельств.

Домодедовской таможней в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации было направлено письмо об оказании содействия (письмо от 22.05.2017 № 15-09/10275) с целью проверки достоверности вышеуказанного сертификата СИТЕС. Согласно полученному ответу, сертификат СИТЕС от 14.04.2017 № 003606 на вывоз 35 яванских макак из Республики Узбекистан в Российскую Федерацию специалистами Госкомэкологии Республики Узбекистан не выдавался.

Из ДТ № 10002010/040517/0028390 и пакета документов к ней следует, что при декларировании в ДТ живых животных (а именно: яванская макака (МАСАСА FASCICULARIS) -20 шт.) ГКФХ ИП Хачатуряном Э.С. был предоставлен сертификат СИТЕС № 003606 от 14 апреля 2017 г., который, согласно имеющейся информации уполномоченными органами не выдавался.

Телеграммой от 29.08.2017 № 18 -13/17297 заявитель вызывался в таможенный орган для вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении. Указанная телеграмма получена заявителем 31.08.2017.

06.09.2017 в отсутствие законного представителя заявителя, таможенным органом вынесено Определение о возбуждении дела об административном правонарушении №10002000-2336/2017. Копия указанного определения направлена в адрес заявителя.

Телеграммой от 12.09.2017 № 18-13/18235 заявитель вызывался в таможенный орган для составления протокола об административном правонарушении.

От представителя заявителя поступило письменное заявление, согласно которому ИП извещен о дате, времени и месте составления протокола.

04.10.2017 при участии представителя ГКФХ ИП Хачатурян Э.С. Рощина Д.Н., действующего на основании ордера № 3771 от 17.09.2017, составлен протокол об административном правонарушении № 10002000-2336/2017.

Определением от 04.10.2017 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ГКФХ ИП Хачатурян Э.С.

От представителя заявителя поступило письменное заявление, согласно которому ИП извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

18.10.2017 при отсутствии надлежащим образом уведомленного заявителя вынесено оспариваемое постановление о привлечении ГКФХ ИП Хачатурян Э.С. к административной ответственности по ч. 3 ст.16.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Также 18.10.2017 выдано предписание о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления.

Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее также - ТК ТС) все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством государств -членов ЕАЭС. Из пункта 2 указанной статьи следует, что товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством ЕАЭС. Согласно пункту 3 данной статьи товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством государств - членов ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств -членов ЕАЭС, решениями Комиссии ЕАЭС и нормативными правовыми актами государств -членов ЕАЭС, изданными в соответствии с международными договорами государств -членов ЕАЭС, которыми установлены такие запреты и ограничения.

Согласно пункту 1 статьи 176 ТК ТС при помещении товаров под таможенную процедуру лица, определенные ТК ТС, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для выпуска товаров. При совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные органы вправе требовать представления только документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и представление которых предусмотрено таможенным законодательством ЕАЭС. Пунктом 2 указанной статьи установлено, что перечень документов и сведений, необходимых для выпуска товаров, и сроки их представления устанавливаются ТК ТС.

В соответствии с п. 1 ст. 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС. Из п. 3 указанной статьи следует, что таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

В силу п. 2 ст. 179 ТК ТС таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

Статьей 189 ТК ТС определено, что декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 188 ТК ТС, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

Пунктами 1, 2 ст. 181 ТК ТС предусмотрено, что при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.

Согласно пункту 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено ТК ТС.

Пунктом 2 указанной статьи установлено, что к таким документам относятся: документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию; документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической следки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта: транспортные (перевозочные) документы; документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений; документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных ТК ТС; документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей; документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров; документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств -членов ЕАЭС, и др.

Если в документах, указанных в настоящем пункте, не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация. Пункт 4 указанной статьи устанавливает, что при таможенном декларировании товаров представляются оригиналы документов либо их копии. Таможенный орган вправе проверить соответствие копий представленных документов их оригиналам в случаях, установленных законодательством государств -членов ЕАЭС.

В соответствии со статьей 186 ТК ТС декларантами могут быть: 1) лицо государства - члена ЕАЭС: заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена; имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки; 2) иностранные лица: физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования; лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 ТК ТС; организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - члена ЕАЭС в установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур временноговвоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств; лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства -члена ЕАЭС.

Согласно статье 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан:

1) произвести таможенное декларирование товаров;

2) представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларации если иное не установлено таможенным законодательством ЕАЭС;

3) предъявить декларируемые товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа;

4) уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с настоящим Кодексом;

5) соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре;

6) выполнять иные требования, предусмотренные ТК ТС.

Статьей 189 ТК ТС определено, что декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

Согласно пункту 7 статьи 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Таким образом, в действиях (бездействии) предпринимателя имеется объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.16.2 КоАП РФ.

Предприниматель имел возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению запретов и ограничений при таможенном декларировании товаров, объективных препятствий к соблюдению требований таможенного законодательства судом апелляционной инстанции не установлено.

Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины декларанта в совершенном правонарушении.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено.

Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.

Судом первой инстанции, с учетом конкретных обстоятельств дела (совершение правонарушения впервые) снижен размер административного штрафа до 50.000 руб., выводы суда в части снижения административного штрафа таможенным органом не оспариваются.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь ч. 51 ст. 211, ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2017 по делу № А40-214001/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.

Председательствующий судья: М.В. Кочешкова

Судьи: Т.Т. Маркова

Д.Е. Лепихин

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.