ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-221945/18 от 08.07.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-11539/2019

г. Москва Дело № А40-221945/18

09 июля 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2019 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Д.Г.Вигдорчика

судей С.А.Назаровой, Ю.Л.Головачевой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.И.Кикабидзе,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "ПСК"

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.01.2019

по делу № А40-221945/18, вынесенное судьей А.В. Полукаровым

по заявлению АО "ПСК"

к ФАС России

Третьи лица: 1. Департамент энергетики и тарифов Ивановской области; 2. ПАО «МРСК Центра и Приволжья»

о признании недействительным Приказа ФАС России от 07.09.2018 №1267/18 «Об отмене постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 29.12.2017 №181-э/6 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2018 год» в части установления индивидуальных тарифов в отношении ОАО «ПСК» (п.21 Приложения к Постановлению №181-э/6)»

при участии в судебном заседании:

от ПАО «МРСК Центра и Приволжья»-ФИО1 по дов.от 02.07.2019

от ПАО «МРСК Центра и Приволжья»-ФИО2 по дов.№Д-ИВ /128 от 02.07.2019

от ПАО «МРСК Центра и Приволжья»-ФИО3 по дов.№Д-ИВ/123 от 02.07.2019

от АО «ПСК»-ФИО4 по дов.№01-007 от 09.01.2019

Иные лица не явились, извещены.

У С Т А Н О В И Л:

АО "ПСК" (далее – Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным Приказа ФАС России от 07.09.2018 №1267/18 «Об отмене постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 29.12.2017 №181-э/6 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2018 год» в части установления индивидуальных тарифов в отношении ОАО «ПСК» (п.21 Приложения к Постановлению №181-э/6)».

Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.01.2019 заявленные АО "ПСК" требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с указанным определением АО "ПСК" подана апелляционная жалоба, в рамках которой податель жалобы просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.

В судебном заседании представитель АО "ПСК" доводы апелляционной жалобы поддержал, указал на незаконность оспариваемого решения.

Представители третьего лица ПАО «МРСК Центра и Приволжья» возражали против удовлетворения требований апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени её рассмотрения, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в соответствии с ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) рассмотрено обращение ПАО «МРСК Центра и Приволжья» по вопросу проверки законности действий Департамента энергетики и тарифов Ивановской области при принятии Постановления от 29.12.2017 №181-э/6 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2018 год» в части установления индивидуальных тарифов в отношении ОАО «ПСК» (п.21 Приложения к Постановлению №181-э/6).

По результатам рассмотрения обращения ПАО «МРСК Центра и Приволжья» ФАС России вынесен приказ от 07.09.2018 №1267/18 ««Об отмене постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 29.12.2017 №181-э/6 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2018 год» в части установления индивидуальных тарифов в отношении ОАО «ПСК».

Заявитель, обжалуя решение суда первой инстанции, указывает, что постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 29.12.2017 N 181-э/6 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ивановской области на 2018 год в указанной части принято Департаментом без превышения полномочий, установленных Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-Ф3 (об электроэнергетике), основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.

По мнению заявителя, в основе оспариваемого приказа антимонопольного органа лежат выводы, сделанные с нарушением гражданского законодательства и иных нормативных актов. Тем самым, считает, что законных оснований для его отмены не имелось.

Исходя из смысла части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов входит: проверка соответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) государственного органа закону или иному нормативному правовому акту; установление наличия, либо отсутствия факта нарушения оспариваемыми актами, действиями (бездействием) государственного органа прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, ФАС России в предусмотренном Правилами порядке рассмотрено заявление ПАО «МРСК Центра и Приволжья», по результатам рассмотрения которого принят Приказ ФАС России об отмене тарифного решения Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее - Департамент) в связи со следующим.

В соответствии с распорядительной частью Приказа Департамент энергетики и тарифов Ивановской области при установлении тарифов в сфере электроэнергетики для ОАО «ПСК» на 2018 год признан нарушившим 24, 30(1) Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства 29.12.2011 № 1178. (п. 1); с 10.09.2018 г. Отменено постановление от 29.12.2017 № 181-э/6 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2018 год» в части установления индивидуальных тарифов в отношении ОАО «ПСК» (п. 21 Приложения к Постановлению № 181-э/6) (п. 2), Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области предписано в срок до 01.10.2018 г. исключить величину необходимой валовой выручки ОАО «ПСК» из суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, и пересмотреть размер единых (котловых) тарифов (п. 3), на Департамент энергетики и тарифов Ивановской области возложена обязанность об исполнении пункта 3 настоящего приказа в течение 10 рабочих дней проинформировать Федеральную антимонопольную службу (п. 4).

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что судом первой инстанции верно установлены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, всесторонне, полно, и объективно исследованы имеющиеся в деле доказательства и определены подлежащие применению нормы материального права.

Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 № 123 определяет, что ФАС России является органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, и рассматривает заявления об отмене таких решений органов исполнительной власти субъектов в соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 № 123 (далее — Правила).

Так, согласно Постановлению Правительство РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службы» антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) (пункт 5.3.1.1. Положения о ФАС России ); за применением государственных регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса (пункт 5.3.1.22 Положения о ФАС России); осуществляет в установленном порядке отмену решений об утверждении тарифов в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых ими с превышением полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике и теплоснабжении (пункт 5.3.32 Положения о ФАС России); урегулирует в досудебном порядке споры, связанные с установлением и применением регулируемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях цен (тарифов), если федеральными законами не установлено иное (пункт 5.3.35 Положения о ФАС России).

Таким образом, ФАС России в пределах своей компетенции по осуществлению контроля в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) издало обоснованный и правомерный Приказ от 07.09.2018 №1267/18 «Об отмене Постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 29.12.2017 № 181 -э/6 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2018 год" в части установления индивидуальных тарифов в отношении ОАО «ПСК» (п. 21 Приложения к Постановлению №181-э/6) в силу следующего.

Согласно пункту 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства 29.12.2011 № 1178 (далее - Правила № 1178), основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 (далее - Критерии ТСО). Согласно пунктам 1 и 2 Критериев ТСО, для получения статуса территориальной сетевой организации необходимо подтвердить право собственности и (или) иное законное основание со сроком не менее долгосрочного периода регулирования на трансформаторные и иные подстанции с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА, а также на линии электропередач (воздушные и (или) кабельные), расположенные и используемые для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 Критериев ТСО. сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из номинальных классов напряжения.

Антимонопольным органом было установлено и заявителем не оспаривается, что АО «ПСК» является собственником электроподстанции ПС 110/6-6 кВ (кадастровый № 37-37- 01/344/2011-199 мощностью 50 МВА), что свидетельствует о соответствии АО «ПСК» пункту 1 Критериев ТСО.

По пункту 2 Критериев ТСО необходимо отметить, что линии электропередач, которые не имеют непосредственного соединения с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 Критериев ТСО, не участвуют в расчете суммарной протяженности электрической сети организации. При этом, протяженность линий необходимо считать по трассе прохождения кабельных или воздушных линий одинакового класса напряжения.

Таким образом, указание Заявителя на наличие в собственности кабельных линий напряжением 6 и 0,4 кВ (линейный объект Электросетевой комплекс КРАНЭКС), протяженность которых составляет 11 054 м, не указывает на соответствие АО «ПСК» пункту 2 Критериев ТСО, поскольку суммарная протяженность данных линий электропередачи составляет менее 15 км.

В отношении линии электропередачи АО «ПСК» ВЛ-110 кВ (кадастровый номер 37:05:010427:1082) установлены следующие обстоятельства:

По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (письмо исх. от 13.06.2018 № 14-С6193-ГЕ/18) зарегистрированная за АО «ПСК» протяженность линии электропередач ВЛ-110 кВ (кадастровый номер 37:05:010427:1082) до 27.12.2017 составляла 14 710 метров на основании сведений органа технической инвентаризации (технический паспорт от 07.02.2008). Согласно данному техническому паспорту (выдан ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ», № 32229, инв. №24:401:002:000322290), Литер 1 протяженностью 14 660 м (учетные участки №№ 1, 2, 3, 4 от ПС «Иваиово-220» Ивановского р-на до опоры 58 по ул. Напольной в г. Иваново) — не имеет непосредственного соединения с электроподстаицией ПС 110/6-6 кВ (кад. № 37-37-01/344/2011-199).

Таким образом, отрезок сети ВЛ-110 кВ Литер 1 не должен приниматься в расчет при оценке соответствия АО «ПСК» пункту 2 Критериев ТСО.

Иной технический паспорт объекта, свидетельствующий о наличии непосредственного соединения ВЛ-110 кВ (участков линии протяженностью не менее 15 км) с электроподстанцией ПС 110/6-6 кВ, в адрес ФАС России не представлен.

В соответствии в пунктом 30(1) Правил № 1178, орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов ежегодно, до 1 ноября года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, опубликовывает на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о территориальных сетевых организациях, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования.

В соответствии с выпиской из единого государственного реестра недвижимости (выдана филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Ивановской области) линия электропередач ВЛ-110 кв (инв. № 32229, иной № 24:401:002:000322290) имеет протяженность 16 340 м по состоянию на 27.12.2017. Необходимо отметить, что Экспертной группой Департамента экспертиза расчета индивидуальных тарифов АО «ПСК» на услуги по передаче электрической энергии проведена 22.12.2017.

Таким образом, суд первой инстанции верно установил, что антимонопольным органом сделан обоснованный вывод об отсутствии по состоянию на 01.11.2017 в распоряжении Департамента правоустанавливающих документов на линии электропередач, имеющих непосредственное соединение с трансформаторными подстанциями АО «ПСК», сумма протяженностей которых (при одинаковом классе напряжения) составляет не менее 15 км.

Также, в представленных в ФАС России Департаментом материалах дела отсутствовал технический паспорт объекта, свидетельствующий о наличии непосредственного соединения ВЛ-110 кВ с электроподстанцией ПС 110/6-6 кВ (кадастровый № 37-37-01/344/2011-199).

Судом первой инстанции установлено, что указанное в заявлении Заключение о результатах проведенной бухгалтерской экспертизы документов АО «ПСК» № 65, датированное 14.08.2018, не могло быть принято в расчет Департаментом в рамках рассмотрения тарифного дела АО «ПСК» на 2018 год, поскольку экспертиза была проведена органом регулирования 22.12.2017.

Действующим законодательством в электроэнергетике не предусмотрен фиксированный перечень документов, требуемых для подтверждения соответствия организации Критериям ТСО.

Следовательно, предоставление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов полного обосновывающего пакета документов, подтверждающего, в том числе, соответствие Критериям ТСО, находится в интересах регулируемой организации.

По запросу ФАС России Департаментом была представлена однолинейная схема электрической сети АО «ПСК».

Между тем, схема, представленная органом регулирования, не утверждена в установленном порядке.

В соответствии с Правилами оформления нормальных схем электрических соединений подстанций и графического отображения информации посредством программно-технических комплексов (СТО 56947007-29.240.10.035-2009), схема электрических соединений подстанции ежегодно утверждается техническим руководителем филиала ПАО «ФСК ЕЭС» (Магистральные электрические сети) и согласовывается диспетчерскими центрами АО «СО ЕЭС», в диспетчерском управлении или диспетчерском ведении которых находится электросетевое оборудование подстанции.

Однако, из представленной Департаментом схемы не представляется возможным сделать вывод, какие участки линий электропередачи АО «ПСК» имеют непосредственное соединение с электроподстанцией ПС 110/6-6 кВ.

При этом, в материалах дела ПАО «МРСК Центра» письмом от 04.06.2018 № МР1-МР7/06-03/17 были представлены результаты независимой экспертизы, выполненной ФГБОУ ВО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина (ИЕЭУ)» «Соответствие электроустановок ТСО АО «ПСК» Критериям ТСО», с заключением о несоответствии АО «ПСК» пункту 2 Критериев ТСО, а также заверенная ПАО «ФСК ЕЭС» МЭС Центра, ООО «ЭСК Еарант» однолинейная схема присоединения к ПС 220/110/10 кВ сетей ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Ивэнерго», филиала ПАО «ФСК ЕЭС», ООО «Торговый дом «Техуглеродсервис».

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, антимонопольным органом было верно установлено, что по состоянию на 01 ноября 2017 г. у Департамента отсутствовали основания для признания ОАО «ПСК» соответствующим пунктам 1, 2 Критериев № 184 и установления для организации индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год.

На основании изложенного, судом первой инстанции верно установлено, что оспариваемый заявителем приказ был издан ФАС России законно и обоснованно, в связи с выявленным фактом превышения полномочий Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области, выразившегося в нарушении пунктов 24, 30(1) Правил № 1178.

Во исполнение Приказа ФАС России Департаментом энергетики и тарифов вынесено постановление №222-э/1 от 28.09.2018 «О внесении изменений в ряд постановлений Департамента энергетики и тарифов Ивановской области», в соответствии с которым:

-из суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций. учтенной при установлении единых (котловых) тарифов исключена величина необходимой валовой выручки АО «ПСК»;

-пересмотрен размер единых (котловых) тарифов;

-отменены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2018 год, в части установления индивидуальных тарифов в отношении АО «ПСК».

Как было отмечено судом первой инстанции, антимонопольный орган вправе был запросить у Департамента дополнительные документы для рассмотрения, однако такая обязанность у антимонопольного органа отсутствует, в связи с чем, антимонопольный орган, исследовав представленные документы Департаментом, не нарушил требования закона.

Судом был рассмотрен довод заявителя о протяженности линии ВЛ-110 кВ, что на момент вынесения оспариваемого приказа ФАС России обладала информацией о том, что протяженность линии электропередач заявителя составляет 14 710 м.

Более того, АО «ПСК» не представлено доказательств направления в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области выписки из ЕГРН на линию электропередач ВЛ-110 кВ от 27.12.2017 года и ее получения последним.

Таким образом, судом первой инстанции установлены все необходимые обстоятельства по делу, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу не установлено.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права.

Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.01.2019 по делу № А40-221945/18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу АО "ПСК" – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: Д.Г. Вигдорчик

Судьи: С.А. Назарова

Ю.Л. Головачева

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.