ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-19984/2019
г. Москва Дело № А40-226799/18
23 мая 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме мая 2019 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей: | Т.Б. Красновой, ФИО1, |
при ведении протокола | секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Волгоградской области и Комитета финансов Волгоградской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.02.2019 по делу № А40-226799/18, принятое судьей М.М. Кузиным,
по заявлению 1.Администрации Волгоградской области, 2.Комитета финансов Волгоградской области
к Министерству финансов РФ
третьи лица: 1) Комитет по делам национальностей и казачества Волгоградской области, 2)Управление Федерального казначейства по Волгоградской области, 3) Федеральное казначейство, 4) Министерство культуры Российской Федерации, 5) Федеральное агентство по делам национальностей
об оспаривании приказов,
при участии:
от заявителей: ФИО2 по дов. от 12.03.2019; 2. ФИО2 по дов. от 17.01.2019
от ответчика: ФИО3 по дов 25.07.2016;
от третьих лиц: 1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; 3) ФИО4 по дов. от 13.12.2018; 4) не явился, извещен; 5) не явился, извещен;
У С Т А Н О В И Л:
Комитет финансов Волгоградской области (далее – ФИО5), Администрация Волгоградской области (далее – Администрация) обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными приказов Министерства финансов Российской Федерации (далее – ответчик, Минфин России) от 14.06.2018 №1013 и №1014.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2019 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, заявители обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителей, суд не дал надлежащую оценку обстоятельствам, имеющим значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неверно применены нормы права.
В отзывах на апелляционную жалобу заявители поддержали решение суда первой инстанции, возражали против доводов апелляционной жалобы.
Представитель заявителей доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель Федерального казначейства поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей не явившихся третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением Федерального казначейства по Волгоградской области (далее- Управление) в отношении Комитета по делам национальностей и казачества Волгоградской области (далее- Комитет) на основании поручения Федерального казначейства от 13.12.2017 № 07-04-05/17-960 «О проведении внеплановых Контрольных мероприятий», приказа Управления от 25 января 2018 г. № 5 5-ОД «О назначении внеплановой камеральной проверки в комитете по делам национальностей и казачества Волгоградской области» проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в Комитете за период с 01.01.2015 по 31.12.2016.
По итогам проверки Управлением составлен акт камеральной проверки от 23.03.2018, в котором зафиксированы выявленные нарушения, председателю Комитета вынесено представление от 24.04.2018 № 29-11-53/23-5295 (далее - Представление).
Представлением предложено Комитету по делам национальностей и казачества рассмотреть информацию о выявленном нарушении в течение 3-х месяцев и разработать план мероприятий по устранению причин и условий совершения выявленного нарушения.
Посчитав представление Управления от 24.04.2018 № 29-11-53/23-5295 незаконным, Комитет по делам национальностей и казачества обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
На основании выводов, сделанных в акте и отраженных в Представлении, Федеральным казначейством подготовлено Уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 18.05.2018 №07-04-04/09-9770, по результатам рассмотрения которого Министерством финансов Российской Федерации изданы приказы от 14.06.2018 №1013, №1014 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета» (далее - приказы).
В адрес комитета приказы поступили 22.06.2018.
В соответствии с приказами, Управлению надлежит исполнить бюджетную меру принуждения в отношении Администрации Волгоградской области (Комитета по делам национальностей и казачества Волгоградской области) путем бесспорного взыскания сумм средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Волгоградской области, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Волгоградской области, в размере 188 349,57 руб., рассчитанной по состоянию на 18.05.2018 (по платежному поручению от 21.06.2018 №862891) и в размере 103 333 руб., рассчитанной по состоянию на 18.05.2018 (по платежному поручению от 21.06.2018 №862895) соответственно.
Не согласившись с указанными приказами, заявители обратились в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований Комитета финансов Волгоградской области, Администрации Волгоградской области, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 1 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно пункту 5 статьи 306.2 БК РФ под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях БК РФ понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных БК РФ бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
Из указанных норм БК РФ видно, что БК РФ не предусматривает в качестве оснований для издания Министром финансов Российской Федерации приказа о применении бюджетных мер принуждения иные документы, такие как представление, предписание, извещение о принятии решения о бесспорном взыскании, основанием издания приказа является только уведомление о применении бюджетных мер принуждения.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения пункт 1 статьи 132 БК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 132 БК РФ (в редакции на момент предоставления субсидии) установлено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 БК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Среди межбюджетных трансфертов, указанных в статье 129 БК РФ, предусмотрены субсидии.
Согласно пункту 2 статьи 26.19 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ), из федерального бюджета могут предоставляться субсидии бюджету субъекта Российской Федерации для долевого финансирования расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
Исходя из указанных норм БК РФ и Закона № 184-ФЗ в их системном взаимодействии, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления (расходования) субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также определять уровни объемов и порядок расчета таких объемов предоставляемых субсидий, субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования (софинансирования).
Согласно пункту 2 статьи 115 Конституции Российской Федерации и абзацу четвертому статьи 23 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Следовательно, Правила предоставления субсидий должны соблюдаться всеми без исключения участниками межбюджетных отношений, получающими субсидии из федерального бюджета.
Такие участники межбюджетных отношений в соответствии со статьёй 6 БК РФ именуются получателями средств федерального бюджета.
В соответствии с указанными нормами бюджетного законодательства и в целях реализации Закона №184-ФЗ, федерального закона о федеральном бюджете на 2015 год и мероприятий федеральной целевой программы, утвержденной Постановлением № 718, были утверждены Правила.
Указанными Правилами предусмотрено, что субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)» предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию региональных целевых программ, утверждаемых в форме государственных программ субъектов Российской Федерации или подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации и предусматривающих поддержку общественных инициатив и мероприятий, направленных на формирование и укрепление гражданского патриотизма и российской гражданской идентичности, а также на реализацию мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия на территории Российской Федерации (далее соответственно - региональные программы, мероприятия, субсидии) (пункт 1 Правил).
В соответствии с пунктом 4 Правил условиями предоставления субсидий является наличие в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, софинансирование которых осуществляется посредством предоставления субсидии с учетом установленного уровня софинансирования.
При этом для целей софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации перечень мероприятий, предусмотренных правовыми актами (программами) субъектов Российской Федерации, должен соответствовать нормативным правовым актам Российской Федерации (то есть программам, утвержденным постановлением № 718 (подпункт «б» пункта 4 Правил).
Указанное требование названных Правил, являющиеся условиями предоставления субсидий из федерального бюджета, вытекают из принципа целевого и адресного назначения субсидий, установленного статьёй 38 БК РФ.
Названные Правила содержат также ряд обязательных условий, к которым относится также обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значений показателей, установленных региональными программами, иными нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, значениям показателей результативности использования субсидии, установленным соглашением между главным распорядителем средств федерального бюджета и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии (подпункт «в» пункта 4 Правил (в ред. от 25.03.2015).
Указанные условия свидетельствуют о том, что в случае утверждения субъектом Российской Федерации (далее - субъект РФ) соответствующих федеральной программе мероприятий в программе субъекта РФ по указанные цели, на осуществление которых в бюджете субъекта РФ предусмотрены соответствующие бюджетные обязательства субъекта РФ в виде ассигнований, утвержденных законом о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год, и правил субъекта РФ о предоставлении субсидий из бюджета субъекта РФ, Российская Федерация предоставит субсидии на софинансирование таких мероприятий.
Также, кроме указанных условий, Правила содержат финансовые условия предоставления субсидий, определяющие объемы субсидий, порядок расчетов объемов предоставляемых субсидий, уровни софинансирования и порядок использования (расходования) предоставляемых субсидий с учетом принципа софинансирования.
В частности, соблюдение уровней софинансирования как за счет средств субсидий из федерального бюджета, так и за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, обеспечивается следующим условием указанных Правил: если размер средств, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных на текущий финансовый год региональной программой, прошедшей конкурсный отбор, не позволяет обеспечить установленный для субъекта Российской Федерации уровень софинансирования, то размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, подлежит сокращению с целью обеспечения соответствующего уровня софинансирования (пункт 22 Правил № 718).
При этом термин «уровни софинансирования» по смыслу означает пропорцию (в процентном соотношении либо в соотношении между конкретными суммами средств или в коэффициентах в виде десятичной дроби, например, 0,3 0,7) между объемами средств субсидии из федерального бюджета и собственными средствами бюджета субъекта РФ на осуществление программных мероприятий. Применительно к уровням софинансирования, Правила предусматривают порядок расчета такого уровня исходя из расчетного уровня дотаций, направляемых из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
В частности, пунктом 12 Правил предусмотрено, что уровень, равный 0,7 / РБО, где РБО - уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год после распределения дотаций, рассчитанный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации», а 0,7 - средний уровень софинансирования. Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 95 процентов и ниже 5 процентов (пункт 13 Правил в ред. от 25.03.2015).
Указанными Правилами установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета в течение 20 дней со дня подведения итогов конкурса по отбору региональных программ представляет в Правительство Российской Федерации проект решения Правительства Российской Федерации о распределении между субъектами Российской Федерации, региональные программы которых прошли отбор, бюджетных ассигнований, направляемых на предоставление субсидий.
Следовательно, уровень софинансирования по субъектам Российской Федерации на финансовый год устанавливает Главным распорядителем бюджетных средств (далее - ГРБС) (пункт 15 Правил).
При этом как указано выше, субъекты РФ должны предусматривать в своих законах о бюджетах на соответствующий финансовый год средства на исполнение расходных обязательств субъекта РФ за счет собственных средств бюджетов субъектов РФ не менее 5 % в зависимости от конкретного мероприятия.
Указанное также следует из подпункта «а» пункта 4 Правил, согласно которому объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счет субсидии, утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации с учетом установленного для субъекта Российской Федерации уровня софинансирования расходного обязательства из федерального бюджета.
Согласно пункту 7 Правил Предоставление субсидии бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании соглашения по форме, утверждаемой главным распорядителем средств федерального бюджета.
Указанные положения в их системном взаимодействии означают, что соглашением о предоставлении субсидии устанавливается не только адресное распределение субсидии и собственных средств бюджета субъекта РФ, но и конкретные размеры (объемы) выделяемых средств, как субсидии за счет федерального бюджета, так и за счет собственных средств бюджета субъекта РФ по каждому программному мероприятию.
При этом субъект Российской Федерации вправе увеличить долю своих расходов в целях сокращения расходов за счет средств бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников (то есть за счет перераспределения средств внутри консолидированного бюджета субъекта РФ, без участия в таком перераспределении средств федерального бюджета (статья 31 БК РФ).
Таким образом, указанные Правила предоставления субсидий из федерального бюджета содержат условия софинансирования, определяемые долевым соотношением между средствами субсидии из федерального бюджета и средствами бюджета субъекта РФ, направляемыми на исполнение расходных обязательств субъекта РФ.
При этом Правила содержат верхний и нижний пределы средств, предоставляемых из федерального бюджета, а конкретное соотношение объемов средств федерального и регионального бюджетов устанавливается в заключаемом между ГРБС и высшим исполнительным государственным органом субъекта РФ Соглашении о предоставлении субсидий из федерального бюджета, которые стороны согласуют между собой, устанавливая в Соглашении конкретные суммы расходов за счет двух бюджетов (в том числе за счет консолидированного бюджета субъекта РФ) на выполнение мероприятий региональной программы, и, заключая такое Соглашение, одновременно принимают на себя расходные обязательства в объемах сумм бюджетных средств, указанных в Соглашении.
Согласно абзацу двадцатому статьи 6 БК РФ под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (абзац 21 статьи 6 БК РФ).
Кроме того, указанные обязательства одновременно являются публичными обязательствами Российской Федерации и субъекта РФ в силу абзаца 22 статьи 6 БК РФ, согласно которому под публичными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публичноправовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Согласно пункту 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Приведенные Правила содержат положения об обязательном возврате остатков средств субсидии, неиспользованной в текущем финансовом году субъектом Российской Федерации, в федеральный бюджет по окончании соответствующего финансового года (п. 20 Правил).
Также Правилами предусмотрено условие принудительного возврата средств (путем взыскания) неиспользованных субсидий либо использованных с нарушением целевого назначения или условий предоставления (расходования) субсидий, а также в случае отсутствия потребности в субсидиях (п. 26 Правил).
Положения Правил, регулирующие обязательный и принудительный возврат неиспользованных средств субсидий (межбюджетных трансфертов) и (или) образовавшихся их остатков в федеральный бюджет, предусмотрены пунктом 5 статьи 242 БК РФ.
Положения пункта 5 статьи 242 БК РФ являются императивными и подлежат неукоснительному соблюдению всеми участниками бюджетных отношений (в том числе межбюджетных отношений), получателями средств федерального бюджета.
Таким образом, с учетом вышеуказанных положений БК РФ о расходных и бюджетных обязательствах, Российская Федерация и Волгоградской области, заключая Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета, и, предусматривая в Соглашении конкретные суммы расходных обязательств за счет двух бюджетов, вытекающие из федерального закона о федеральном бюджете, распоряжений Правительства Российской Федерации о предоставлении субсидий, из закона Волгоградской области о республиканском бюджете на 2015 год и региональной программы, одновременно принимают на себя публичные обязательства по осуществлению соответствующих расходов на выполнение мероприятий как федеральной целевой программы, утверждённой Постановлением № 718, так и региональной программы, на софинансирование которой в соответствующей (доле) пропорции предоставляются субсидии из федерального бюджета.
Во исполнение Постановления № 718, Правил между Минкультуры России (ГРБС на момент заключения Соглашения) и Администрацией Волгоградской области заключено Соглашение о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета бюджету Волгоградской области (далее - ВО, Субъект) на софинансирование расходных обязательств Субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) по реализации мероприятий федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)» от 28.04.2015 № 1581-01-41/15-15 (в редакции дополнительного соглашения от 23.10.2015 № 1, подписанного Минкультуры России, Федеральным агентством по делам национальностей (ГРБС на момент подписания дополнительного соглашения) и Администрацией Волгоградской области).
Предметом Соглашения (в том числе в ред. доп. соглашений, приложение № 1 к Соглашению) является предоставление бюджету Субъекта Российской Федерации субсидии на софинансирование расходных обязательств Субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) по реализации мероприятий государственной программы Субъекта Российской Федерации, аналогичным мероприятиям федеральной целевой программы, утвержденной Постановлением № 718.
В соответствии с пунктом 2.1. Соглашения субсидия предоставляется при соблюдении Субъектом Российской Федерации условий предоставления субсидий, предусмотренных Постановлением № 718. Пунктом 1.2 Соглашения установлено, что субсидия предоставляется на софинансирование расходных обязательств Субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по реализации мероприятий федеральной целевой программы, утвержденной Постановлением № 718, указанных в Приложениях № 1, № 5 к Соглашению (в приложении № 1 указаны федеральные средства на субсидии, в приложении № 5 - бюджетные средства Волгоградской области, т.е. расходные обязательства).
Пунктом 5.1. Соглашения предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Соглашения.
Указанные выше условия Соглашения в их совокупности позволяют прийти к выводу, что в случае сокращения расходных обязательств ВО, подлежащих исполнению в объемах, установленных Соглашением, предоставленные средства субсидий из федерального бюджета подлежат сокращению, а возникшие остатки субсидий по состоянию на 1 января текущего финансового года, подлежат возврату в федеральный бюджет.
В случае невозврата остатков субсидий в федеральный бюджет, последние подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
В то же время указанные условия Соглашения устанавливают принцип соблюдения долей между средствами субсидий и собственными средствами бюджета ВО при расходовании бюджетных средств, то есть принцип соблюдения пропорции между средствами двух бюджетов при софинансировании расходных обязательств ВО, который Субъектом как публично-правовым образованием при осуществлении фактических расходов был нарушен. При соблюдении указанных условий (пропорции) и, в случае сокращения общего объема расходов (за счет двух бюджетов) в результате, например, эффективного проведения торгов, такое сокращение расходов не может возникнуть только у бюджета Субъекта, оно возникает также и в отношении средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета.
При этом установленная Соглашением пропорция средств бюджетов, вытекающая из объемов принятых сторонами расходных обязательств, должна применяться к общему остатку неиспользованных бюджетных средств при реализации программных мероприятий.
Возникновение остатка средств только в средствах Субъекта указывает на нарушение баланса интересов Российской Федерации, предоставившей субсидии, которые были израсходованы Субъектом в полном объеме (то есть с перерасходом), а собственные средства Субъекта при этом незаконно сэкономлены, в нарушение принятых на себя расходных обязательств.
Соответственно, при фактическом расходовании бюджетных средств как федерального, так и областного бюджетов, ВО не вправе в одностороннем порядке изменять уровни софинансирования в обход условий Соглашения и в целях оправдания получения остатков (экономии) средств бюджета Субъекта, а также в силу абзаца пятого статьи 31 БК РФ.
Как следует из материалов дела, в период с 07.02.2018 по 23.03.2018 Управлением Федерального казначейства по Волгоградской области (далее - УФК по ВО) в отношении Комитета по делам национальностей и казачества Волгоградской области (далее - Облкомказачества) проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации за период с 01.01.2015 по 31.12.2016.
Указанные контрольные мероприятия проведены в рамках предоставленных пунктом 3 статьи 166.1 и статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) полномочий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществляемых Федеральным казначейством, в том числе через свои территориальные органы, в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ и пунктами 39 - 43 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (далее - Правила № 1092).
По результатам проверки органом внутреннего финансового контроля (пункт 3 статьи 265 БК РФ) оформлен акт камеральной проверки от 23.03.2018 (пункт 44 Правил № 1092, далее - Акт проверки), копия которого в тот же день вручена должностному лицу Облкомказачества, о чем имеется запись на последнем листе Акта проверки.
Согласно Акту проверки УФК по ВО в деятельности Комитета ВО выявлены бюджетные нарушения в виде нарушения условий софинансирования, установленных Соглашение о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на софинансирование расходных обязательств Субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) по реализации мероприятий федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)» от 28.04.2015 №1581-01-41/15-15 (в редакции дополнительного соглашения от 23.10.2015 №1) (далее - Правила, Соглашение, Субсидия соответственно) на общую сумму 5 367 770 тыс. рублей.
Следовательно, с учетом указанных выше положений действующего законодательства и Соглашения, орган внутреннего финансового контроля пришел к обоснованным выводам о нарушении условий софинансирования при фактическом исполнении расходных обязательств Волгоградской области Облкомказачеством.
Кроме того, указанные выводы контрольного органа основаны на отчетах о расходовании бюджетных средств, в том числе субсидий, которые Обком казачество направлял в Федеральное агентство по делам национальностей, а также на платежных документах, полученных в процессе контрольных мероприятий.
Направление таких отчетов предусмотрено условиями указанного выше Соглашения (Приложение № 6 к Соглашению).
При этом, оспаривая приказы № 1013, № 1014, Комитет финансов Волгоградской области, по сути, оспаривает сведения отчетов Облкомказачество, на основе сведений из которых, отраженных в акте проверки и уведомлении о БМП, принят указанные приказы.
В частности, из Акта проверки (страницы 11 - 13) следует, что на мероприятие № 1 «Привлечение молодежи, как наиболее активной части населения, к формированию культуры межнационального общения (молодежный форум "Межнациональный диалог.
Дом Дружбы", комплекс региональных фестивалей "ЭтноВолга" (далее - Мероприятие № 1) общий объем средств за счет субсидии из федерального бюджета и средств бюджета ВО (далее - за счет средств двух бюджетов) был предусмотрен в размере 1 675 770 рублей 00 копеек, из которых: - за счет средств федерального бюджета (субсидия) 1 075 770 рублей; - за счет бюджета ВО 600 000 рублей.
Фактический (кассовый) расход средств двух бюджетов на осуществление Мероприятия № 1 составил 1 382 235 рублей 34 копеек, из которых: - за счет средств федерального бюджета (субсидия) 1 075 683 рубля 34 копейки; - за счет бюджета ВО 306 552 рублей.
Из указанных объемов фактических расходов за счет средств двух бюджетов видно, что Субъектом получена экономия средств на сумму расходных обязательств бюджета ВО - 293 448 рублей, тогда как средства федерального бюджета израсходованы практически полностью (остаток 87 рублей), что отражено в приказе № 1013.
Нарушение условий софинансирования выразилось в перерасходе средств федерального бюджета на сумму 188 349 рублей 57 копеек (1 075 683 рубля 34 копейки - (1 382 235 рублей 34 копейки х (1 075 770 рублей / 1 675 770 рублей)).
На мероприятие № 2 Привлечение национальных общественных объединений к удовлетворению этнокультурных запросов населения Волгоградской области, в том числе к реализации социально значимых проектов национальных общественных объединений Волгоградской области в сфере этнокультурного развития, укрепления межнационального сотрудничества, к проведению праздничных мероприятий, памятных дат и этнокультурных праздников народов, проживающих на территории Волгоградской области: День России (комплекс мероприятий, посвященных празднованию Дня народного единства) (далее - Мероприятие № 2) общий объем средств за счет субсидии из федерального бюджета и средств бюджета ВО (далее -за счет средств двух бюджетов) был предусмотрен в размере 1 200 000 рублей 00 копеек, из которых: - за счет средств федерального бюджета (субсидия) 1 000 000 рублей; - за счет бюджета ВО 200 000 рублей. Фактический (кассовый) расход средств двух бюджетов на осуществление Мероприятия № 2 составил 1 070 000 рублей 00 копеек, из которых: - за счет средств федерального бюджета (субсидия) 995 000 рублей; - за счет бюджета ВО 75 000 рублей.
Из указанных объемов фактических расходов за счет средств двух бюджетов видно, что Субъектом получена экономия средств на сумму расходных обязательств бюджета ВО 125 000 рублей, тогда как средства федерального бюджета израсходованы практически полностью (остаток 5 000 рублей).
Нарушение условий софинансирования выразилось в перерасходе средств федерального бюджета на сумму 103 333 рубля 33 копейки (995 000 рублей -(1 070 000 рублей х (1 000 000 рублей /1 200 000 рублей), что отражено в приказе № 1014.
Расчет размера перерасхода средств федерального бюджета выполнен по методике, утвержденной приказом Минфина России от 31.03.2017 № 53н, и основан на математических принципах расчета долей в общем объеме средств.
Таким образом, из приведенных результатов контроля исполнения бюджетных и расходных обязательств ВО следует, что Облкомказачества в отсутствие экономических обоснований сократил расходные обязательства ВО за счет средств бюджета ВО и неосновательно получил экономию средств бюджета ВО за счет перерасхода средств федерального бюджета (субсидии) на общую сумму 291 682 рубля 90 копеек (995 000 рублей - 891 666 рублей 67 копеек), предоставленных ВО как публично-правовому образованию, на исполнение расходных обязательств Субъекта, тем самым нарушил условия софинансирования, установленные Правилами, утвержденными Постановлением № 718, и Соглашением.
При этом ВО, сократив свои расходные обязательства, по сути, не исполнила собственный закон о бюджете ВО на 2015 год, тем самым выявила снижение общей потребности в бюджетных средствах на указанное программное мероприятие, в том числе за счет предоставленной субсидии из федерального бюджета, которая при таких обстоятельствах была неосновательно получена в республиканский бюджет в повышенном размере, что также указывает на нарушение бюджетного законодательства и интересов Российской Федерации.
Нарушение условий софинансирования расходных обязательств, допущенное ВО, свидетельствует о нарушении условий предоставления (расходования) средств субсидий из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Пунктом 2 статьи 306.2 БК РФ предусмотрены бюджетные меры принуждения, к которым, в том числе отнесено бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Довод заявителя о достижении показателей результативности предоставления субсидии при таких обстоятельствах является несостоятельным, поскольку не может оправдывать незаконное получение экономии средств республиканского бюджета за счет перерасхода средств федерального бюджета.
Акт проверки и прилагаемые к нему материалы направлены в Федеральное казначейство для принятия решения о направлении в Минфин России уведомления о применении бюджетных мер принуждения (пункты 46, 47 и 71 Правил № 1092).
Рассмотрев Акт проверки и прилагаемые к нему материалы, руководитель Федерального казначейства направил в Минфин России уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 18.05.2018 № 07-04-04/09-9770 (далее - Уведомление о БМП), в котором в краткой форме отражены обстоятельства бюджетных нарушений, указанных в Акте проверки, и суммы средств субсидий, использованных с нарушением условий софинансирования, подлежащие бесспорному взысканию в доход федерального бюджета.
На основании указанного уведомления о БМП Министр финансов Российской Федерации издал оспариваемые приказы №1013, №1014, в соответствии с которыми из бюджета ВО бесспорно взыскана сумма средств в размере 5 367,77 тыс. рублей в доход федерального бюджета на счет главного распорядителя бюджетных средств - Федерального агентства по делам национальностей, которое предоставляло субсидии бюджету субъекта Российской Федерации.
Распорядительной частью приказа предписано Федеральному казначейству исполнить в 2018 году бюджетную меру принуждения в отношении Администрации Волгоградской области (Комитета по делам национальностей и казачества Волгоградской области) путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету ВО, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет ВО, в сумме, рассчитанной по состоянию на 18.05.2018, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет на счет получателя 40101810500000001901 «Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (Федеральное агентство по делам национальностей л/с <***>).
Во вводной части приказы содержат ссылки на основания их издания, такие как: факт бюджетного нарушения в виде нарушения условий предоставления (расходования) субсидии из федерального бюджета, установленных Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)» на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, являющимися приложением № 7 к федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 № 718, (далее - Правила, Постановление № 718), на Соглашение и Уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 18.05.2018 № 07-04-04/09-9770.
Приказы № 1013, № 1014 изданы Министром финансов Российской Федерации в пределах полномочий, предусмотренных пунктом 6 статьи 166 и пунктом 1 статьи 306.3 БК РФ, согласно которым Министр финансов Российской Федерации имеет право в случае выявления бюджетных нарушений принять решение о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат, а также в соответствии с пунктом 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329.
Таким образом, приказы № 1013, № 1014 изданы Минфином России обоснованно и направлены на восстановление баланса интересов публично-правового образования - Российской Федерации, за счет перерасхода бюджетных средств которой ВО получила необоснованную экономию средств республиканского бюджета при снижении общей потребности в бюджетных средствах на осуществление программных мероприятий и, в частности, - в средствах федерального бюджета.
Взысканная сумма средств не превышает размера ранее предоставленной суммы субсидии из федерального бюджета, следовательно, ее взыскание не влечет убытки в региональном бюджете и не нарушает права Комитета финансов ВО, поскольку такие средства являются средствами публично-правового образования - ВО, а не собственными средствами Комитета финансов ВО или Облкомказачества.
Ссылки заявителей на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.08.2018 по делу № А12-17790/2018 обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку законность и обоснованность ненормативного акта по смыслу норм главы 24 АПК РФ проверяются судом на момент его принятия.
Кроме того, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 11.03.2019 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.08.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2018 по делу № А12-17790/2018 отменены. Заявление Комитета по делам национальностей и казачества Волгоградской области о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Волгоградской области от 24.04.2018 № 29-11-53/23-5295 оставлено без удовлетворения.
Таким образом, апелляционный суд поддерживает выводы судом об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая приведенные данные и нормы права, апелляционная коллегия считает верными выводы суда первой инстанции об отсутствии, в данном случае, совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных по делу требований.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.02.2019 по делу № А40-226799/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: И.А. Чеботарева
Судьи: Т.Б. Краснова
ФИО1
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.