ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-30416/2021
г. Москва Дело № А40-249418/20
16 июля 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2021 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей:
Никифоровой Г.М., ФИО1,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Омаровым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «ГСК
«Лаврский» в лице к/у ФИО2
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.04.2021 по делу № А40-249418/20
по заявлению ООО «ГСК «Лаврский» в лице к/у ФИО2
к Москомстройинвесту
о признании незаконным и отмене постановления
в присутствии:
от заявителя:
ФИО3, по дов. от 28.10.2020;
от заинтересованного лица:
ФИО4 по дов. от 28.07.2020;
У С Т А Н О В И Л:
ООО «ГСК «Лаврский» в лице конкурсного управляющего ФИО2 (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании постановления Москомстройинвест (ответчик, административный орган) № 1 от 23.11.2020 по делу № 05-07-20-610 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ.
Решением от 15.04.2021 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, деятельность ООО "ГСК "ЛАВРСКИЙ" связана с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства Объекта(ов): гостиница с подземным гаражом-стоянкой: Олимпийский просп. вл. 10.
В рамках реализации проекта строительства вышеуказанного Объекта(ов) у ООО ТСК "ЛАВРСКИЙ" имеется: земельно-правовые отношения: оформлено дополнительное соглашение от 27.05.2011 к договору аренды земельного участка от 16.04.1999 № М-01-013941 № б/н от 27.05.2011, кадастровый номер земельного участка: 77:01:0003044:35; получено разрешение на строительство: №RU77158000-009832 от 21.08.2014, срок действия до 21.12.2016.
По данным Москомстройинвеста на дату совершения правонарушения у ООО ТСК "ЛАВРСКИЙ" имеются зарегистрированные договоры участия в долевом строительстве.
Таким образом, в соответствии с ч.1 ст. 3 ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ ООО ТСК "ЛАВРСКИЙ" является застройщиком Объекта(ов), осуществляет привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства Объекта(ов).
По состоянию на 02.06.2020 (крайний срок предоставления отчета 01.06.2020) ежеквартальная отчетность ООО ТСК "ЛАВРСКИЙ" (ИНН/КПП <***>/770201001) за 1 квартал 2020 года об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства в Москомстройинвест не представлена, что нарушает п.6 ч.б ст.23 ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ и п.5 Порядка (заключение от 21.07.2020 №209-1/2020).
По факту выявленного нарушения в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением по делу об административном правонарушении № 1 от 23.11.2020 по делу № 05-07-20-610 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 120 000 руб.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, ввиду следующего.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд апелляционной инстанции считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10, судом не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.
Согласно ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства.
Субъектом правонарушения является лицо, не выполнившее в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Объективная сторона совершенного правонарушения выражена в невыполнении ООО ТСК "ЛАВРСКИЙ" в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Субъективная сторона (вина). Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п.6 ч.б ст.23 ФЗ от 30.12.2004 № 214-ФЗ Москомстройинвест вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.1 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.10.2018 №656/пр утвержден Порядок предоставления застройщиком отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства (далее - Отчетность) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - Порядок).
В силу п.2 Порядка отчетность составляется застройщиком по форме, утвержденной настоящим приказом. К отчетности должна прилагаться бухгалтерская (финансовая) отчетность (промежуточная по итогам I - III кварталов и годовая по итогам IV квартала), составленная в соответствии с требованиями законодательства РФ о бухгалтерском учете.
В соответствии с п.3 Порядка отчетность предоставляется застройщиком в контролирующий орган ежеквартально при условии, что в течение отчетного периода действовал хотя бы один договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства (далее - договор участия в долевом строительстве), или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору участия в долевом строительстве.
Согласно п.5 Порядка отчетность предоставляется застройщиком в контролирующий орган не позднее 30 календарных дней после окончания отчетного периода, за исключением отчетности за IV квартал, которая предоставляется застройщиком в контролирующий орган не позднее 90 календарных дней после окончания IV квартала.
Приказом Минстроя России от 03.04.2020 №187/пр установлено, что предоставление застройщиками отчетности об осуществлении, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль(надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с приказом Минстроя России от 12.10.2018 №656/пр «Об утверждении формы и порядка предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства», с изменениями, внесенными приказом Минстроя России от 01.11.2019 №668/пр, за IV квартал 2019 года и I квартал 2020 года осуществляется в срок до 1 июня 2020 года.
В соответствии с п.7 Порядка отчетность предоставляется в контролирующий орган в виде электронного документа посредством личного кабинета застройщика в единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС).
В соответствии с п.9 Порядка датой предоставления отчетности является дата размещения отчетности в личном кабинете застройщика в ЕИСЖС.
Материлами дела доказано, что по состоянию на 02.06.2020 (крайний срок предоставления 01.06.2020) ежеквартальная отчетность ООО ТСК "ЛАВРСКИЙ" (ИНН/КПП <***>/770201001) за 1 квартал 2020 года об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства в Москомстройинвест не представлена, что нарушает п.6 ч.б ст.23 ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ и п.5 Порядка (заключение от 21.07.2020 №209-1/2020).
Событие, вменяемого заявителю административного правонарушения, подтверждается представленными ответчиком доказательствами: протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ, поскольку, исходя из положений ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ, у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом требований ст.ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ административное наказание назначено административным органом в пределах санкции ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы общества о том, что была произведена передача прав и обязанностей по инвестиционному контракту №5-2305/н-2 и договору аренды земельного участка к третьему лицу, ООО ТСК "ЛАВРСКИЙ" утратило статус застройщика и, в связи с этим, у него отсутствует обязанность по предоставлению отчетности в административный орган, а также о том, что непредоставление отчетности заявителя связана с тем, что конкурсному управляющему своевременно не была обеспечена передача бухгалтерской и иной документации, печатей, штампов застройщика, вследствие чего ООО ТСК "ЛАВРСКИЙ" не могло обеспечить предоставление за указанный период отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, ввиду следующего.
ФИО2 назначена конкурсным управляющим ООО ТСК "ЛАВРСКИЙ" решением Арбитражного суда города Москвы от 01.09.2020 по делу №А40-171042/18.
В соответствии с ч.2 ст. 126 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника.
Отчетность застройщика за 1 квартал 2020 года должна быть предоставлена не позднее 01.06.2020, т.е. до момента назначения конкурсным управляющим ООО 'ТСК "ЛАВРСКИЙ" ФИО2.
Все действия конкурсного управляющего, указанные в заявлении, а именно:
- направление запросов на передачу документов от 09.10.2020 и 06.10.2020;
- подача заявления в Арбитражный суд г.Москвы о получение исполнительного листа в отношении бывшего руководителя от 05.10.2020;
- подача заявления в отдел судебных приставов о возбуждении исполнительного производства от 05.11.2020 и другие были произведены за пределами сроков исполнения обязанности по предоставлению отчетности, на момент исполнения которой руководителем Общества являлся ФИО5
Таким образом, действия конкурсного управляющего нельзя оценивать как доказательства принятия всех зависящих от ООО ТСК "ЛАВРСКИЙ" мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
В данном случае, необходима оценка действий или бездействий должностного лица Общества, которое на момент сроков исполнения предписания осуществляло руководство деятельностью Общества, т.е. ФИО5
Заявитель предоставляет документы из бухгалтерской отчетности, а именно: расчет по форме СЗВ-Стаж по 2019 году; расчет по форме СЗВ-М за ноябрь 2019 года; расчет по страховым взносам за 2018 год, что свидетельствует о том, что в Обществе работал один сотрудник - руководитель ФИО5, которым осуществлялось руководство организацией, а также подавалась отчетность в государственные органы, такие как Налоговая инспекция, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, об осуществлении деятельности ООО ТСК "ЛАВРСКИЙ".
Учитывая изложенное, ООО ТСК "ЛАВРСКИЙ", в лице руководителя ФИО5 имел возможность для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Кроме того, бездействия сотрудников юридического лица и его руководителей не могут являться основанием для освобождения указанного юридического лица от ответственности за допущенное им административное правонарушение.
Отсутствие у конкурсного управляющего сведений и документов в связи с не передачей документации бывшим руководителем организации, не освобождают юридическое лицо (застройщика) от исполнения обязанности по предоставлению отчетности за I квартал 2020 и в по спорному делу правового значения не имеют, учитывая что назначение ФИО2 конкурсным управляющим ООО ТСК "ЛАВРСКИЙ" решением Арбитражного суда города Москвы от 01.09.2020 по делу №А40-171042/18 имело место уже после наступления срока для исполнения ООО ТСК "ЛАВРСКИЙ" обязательство по представлению отчетности за 1 квартал 2020 года.
Утверждение конкурсного управляющего, что у ООО ТСК "ЛАВРСКИЙ" отсутствует необходимость направлять в государственный орган какие-либо отчеты, так как ООО ТСК "ЛАВРСКИЙ" не имеет статуса «застройщика» в связи с уступкой всех прав и обязанностей по инвестиционному контракту от 23.01.2004 №01-00467 на строительство инвестиционного Объекта, а также заключением трехстороннего соглашения к Договору аренды земельного участка, по условиям которого все права и обязанности заявителя перешли к третьему лицу также несостоятельны.
Имея на момент привлечения денежных средств первого участника долевого строительства как земельный участок, так и разрешение на строительство, ООО ТСК "ЛАВРСКИЙ" приобрело статус застройщика Объекта.
Статус застройщика не находится в прямой зависимости от договора инвестирования и наличия действующего права на земельный участок, так как это привело бы к тому, что в какой-то момент времени на юридическое лицо, законно привлекшее денежные средства участников долевого строительства, перестало бы распространяться действие ряда статей ФЗ от 30.12.2004 № 214-ФЗ, в том числе ст.18 ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ «Использование денежных средств застройщиком».
Положениями действующего законодательства (в первую очередь ФЗ РФ от 30.12.2004 №214-ФЗ) не предусмотрена утрата своего статуса юридическим лицом, ставшим в установленном порядке застройщиком.
Переход прав на объект недвижимого имущества осуществляется только после государственной регистрации такового перехода в органах Росреестра.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно выписке ЕГРН №77/100/113/2020-43102 от 21.04.2020 право аренды земельного участка, а также договоры об участии в долевом строительстве, зарегистрированы на заявителя.
Таким образом, до момента государственной регистрации перехода прав на земельный участок, ООО ТСК "ЛАВРСКИЙ" являлся застройщиком объекта, расположенного по адресу: гостиница с подземным гаражом-стоянкой: Олимпийский просп. вл.10, на его деятельность распространялись положения ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ, равно как и обязанности по исполнению предписаний контролирующего органа.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.10.2018 №656/пр утвержден Порядок предоставления застройщиком отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В соответствии с п.3 Порядка отчетность предоставляется застройщиком в контролирующий орган ежеквартально при условии, что в течение отчетного периода действовал хотя бы один договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства (далее - договор участия в долевом строительстве), или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору участия в долевом строительстве.
Доводы общества о том, что он проходит процедуру банкротства не как застройщик, не имеют никакого юридического значения относительно обязанности предоставления им отчетности в контролируемый орган, так как он не потерял статуса застройщика, у него имеются неисполненные обязательства по договорам участия в долевом строительстве, действуют договоры участия в долевом строительстве, права и обязанности по котором не переданы третьему лицу, согласно записи в ЕГРН.
Предоставление застройщиками отчетности за 1 квартал 2020 года осуществляется в срок до 1 июня 2020 года (Приказ Минстроя России от 03.04.2020 №187/пр).
Таким образом, обязанность предоставления отчетности за 1 квартал 2020 возникла у ООО «ГСК «ЛАВРСКИЙ» до признания его несостоятельным (банкротом), так как процедура банкротства открылась только 01.09.2020.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
В соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.04.2021 по делу № А40-249418/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: Л.Г. Яковлева
Судьи: Г.М. Никифорова
ФИО1