ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва Дело № А40-262048/18
02 апреля 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2019 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Гармаева Б.П., Поповой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Петровым Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 28 января 2019 года по делу № А40-262048/18,
принятое судьей Дубовик О.В.
по иску Жилищно-строительный кооператив № 3 Работников академии наук
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Департаменту городского имущества города Москвы
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от истца ФИО1 по доверенности от 25.03.2019,
ФИО2 по доверенности от 25.03.2019,
ФИО3 по доверенности от 25.03.2019,
ФИО4 по доверенности от 24.07.2018
от ответчика ФИО5 по доверенности от 29.11.2018
У С Т А Н О В И Л:
Жилищно-строительный кооператив №3 работников Академии наук (далее - истец) обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 1 780 832,65 руб., пени в размере 389 117,54 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.01.2019 заявленные требования удовлетворены.
На указанное решение суда ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что требования о взыскании задолженности в части отопления необоснованны, поскольку не представлены акты приема-передачи тепловой энергии. Полагает, что Департамент не является надлежащим ответчиком.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители ответчика возражали против доводов жалобы, считают решение законным и обоснованным.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу решения арбитражного суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, ЖСК-3 РАН осуществлял управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: <...> и <...>.
Данные многоквартирные дома построены на средства ЖСК-3 РАН в 1965 году, что также отражено в представленных в материалы дела технических паспортов в отношении указанных объектов недвижимости.
На основании Постановления Правительства Москвы от 06.09.1999 г. № 608 и Государственной программы г. Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) «Жилище», Адресной инвестиционной программы на 2014-2018 годы, многоквартирный дом по адресу: ул. Профсоюзная, д. 98, корп. 6 был расселен, жилые помещения перешли в собственность города Москвы с сентября 2016 по сентябрь 2017 г., сняты с кадастрового учета 27 марта 2018, дом был снесен в августе 2017 года.
Многоквартирный дом по адресу: ул. Профсоюзная, д. 98, корп. 7 на основании той же Программы был расселен, все жилые помещения, кроме двух перешли в собственность города Москвы с октября 2016 по август 2018, подъезды дома № 1, 2, 4, 5 отданы под снос в декабре 2017 (письмо ПАО «МОЭК» от 15.01.2018). Подъезд № 3 передан истцом под снос/демонтаж дома по акту от 11.10.2018 г.
В спорный период - с августа 2016 по настоящее время - истцом оказывались услуги по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества, коммунальные услуги, в том числе коммунальную услугу по отоплению помещений. В материалы дела представлен договор энергоснабжения № 07.659583-ТЭ от 01.05.2008г., заключенный между ЖСК-3 РАН и ПАО «МОЭК».
Начисление платы за коммунальную услугу отопления ежемесячно производились истцом, в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, по тарифам, установленным ресурсоснабжающей организации - ПАО «МОЭК» органами исполнительной власти города Москвы. Справка о порядке расчета платы за коммунальную услугу отопления прилагается.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает на то, что город Москва как собственник не исполнил свои обязательства по оплате коммунальной услуги по отоплению, в результате чего у города образовалась задолженность в размере 2 169 950,19 руб. за период с октября 2016 по август 2018 по всем квартирам в данных многоквартирных домах, а именно:
- по квартирам с 1 по 85 в доме по адресу: <...> в размере 492 658,55 руб., в том числе основной долг 379 905,98 руб. и пени 112 752,57 руб.;
- по квартирам с 1 по 85 в доме по адресу: <...> в размере 1 677 291,64 руб., в том числе основной долг 1 400 926,67 руб. и пени 276 364,97 руб., что отражено в представленном в материалы дела расчете исковых требований.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», установлено, что организации, осуществляющие на день вступления в силу настоящего Постановления деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании заключенных в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договоров управления многоквартирным домом, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденным настоящим Постановлением стандартом в течение 2 месяцев со дня вступления в силу настоящего Постановления.
Приказом Минрегиона России от 02.04.2013 № 124 «Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, - www.reformagkh.ru.
Согласно п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и п. 1 ст. 36 ЖК РФ (далее - ЖК РФ) собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
В силу пункта 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Исходя из норм п. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги определяется из показаний приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 11 той же статьи ЖК РФ предусмотрено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с п. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Согласно ч. 3 ст. 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальной услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом не были представлены акты приема-передачи тепловой энергии за спорный период не может быть принят во внимание, поскольку такие акты в судебном заседании суда первой инстанции были представлены.
Кроме того наличие или отсутствие таких актов между исполнителем коммунальной услуги и ресурсоснабжающей организацией не влияет на правоотношения между исполнителем коммунальной услуги и ее потребителем, то есть собственником помещений в многоквартирном доме.
Согласно разъяснению, данному в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.11.2010 № 4910/10, так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказываться размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Также отклоняется довод заявителя жалобы, что он является ненадлежащим ответчиком по делу.
Судом первой инстанции применительно к положениям статьи 125 ГК РФ, статьи 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», сделан обоснованный вывод о том, что интересы субъекта Российской Федерации города Москвы в судах в отношении споров, касающихся всех полномочий собственника имущества (владения, пользования, распоряжения), в том числе, и содержания, оплаты и др., представляет в отношении нежилых помещений функциональный орган исполнительной власти города Москвы Департамент имущества города Москвы, являющийся главным распорядителем бюджетных средств в пределах своей компетенции.
В силу пункта 1 статьи 125 ГК РФ от имени субъекта Российской Федерации выступать представителем в суде может орган государственной власти в рамках его компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Положению о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, Департамент имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим полномочия собственника в отношении имущества города Москвы (пункт 1), полномочия по осуществлению защиты интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах (пункт 6.10), выполнению функций главного распорядителя, получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета города Москвы в соответствии с возложенными полномочиями (пункт 6.5).
Таким образом, Департамент городского имущества как орган власти представляет в данном споре не интересы собственно Департамента, а интересы собственника имущества - города Москвы, как его полномочный представитель, и участвует в деле именно в связи с осуществлением полномочий собственника в отношении имущества города.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 января 2019 года по делу № А40‑262048/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: Т.Ю. Левина
Судьи: Б.П. Гармаев
Г.Н. Попова