ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-268807/2021 от 31.05.2022 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-25525/2022

г. Москва Дело № А40-268807/21

02 июня 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2022 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,

судей:

Мухина С.М., Никифоровой Г.М.,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания Аграровой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Управления Росреестра по г. Москве

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.03.2022 по делу № А40-268807/21

по заявлению ЗАО «Измайловская мануфактура»

к Управлению Росреестра по г. Москве

о признании незаконным решения,

при участии:

от заявителя:

Семенов С.В. по доверенности от 05.07.2021;

от заинтересованного лица:

не явился, извещен;

У С Т А Н О В И Л:

ЗАО «Измайловская мануфактура» (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене Уведомления Управления Росреестра по г. Москве (ответчик, Управление) от 30.11.2021 MFC-055/2021-1321859 (КУВД-001/2021-33881501) об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - здание с кадастровым номером 77:03:0005003:1058 общей площадью 654,9 кв.м, расположенное по адресу: город Москва, ул. Сиреневый бульвар, д. 8б, а также входящие в его состав помещения: этаж 1, Инвентарный номер: I, кадастровый номер: 77:03:0005003:4125; этаж 2, Инвентарный номер: II, кадастровый номер: 77:03:0005003:4126; этаж 3, Инвентарный номер: III, кадастровый номер: 77:03:0005003:4127).

Решением от 17.03.2022 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требовния.

Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.

В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.

Согласно материалам дела, 17.08.2021 общество обратилось в Управление с заявлением №MFC-055/2021-1321859 (КУВД-001/2021-33881501) о государственной регистрации ранее возникшего права собственности на вышеуказанный объект недвижимости – Здание с кадастровым номером 77:03:0005003:1058, а также входящие в его состав помещения: этаж 1, Инвентарный номер: I, кадастровый номер: 77:03:0005003:4125; этаж 2, Инвентарный номер: II, кадастровый номер: 77:03:0005003:4126; этаж 3, Инвентарный номер: III, кадастровый номер: 77:03:0005003:4127), что подтверждается Описью MFC-0558/2021-1321859-1.

30.08.2021 Управлением вынесено Уведомление КУВД-001/2021-338811501/1 о приостановлении государственной регистрации права собственности ЗАО «Измайловская мануфактура».

09.11.2021 в Управление были предоставлены дополнительные документы: Распоряжение от 04.02.1993 №207-р на 89 листах и Сопроводительное письмо от 26.10.2021, что подтверждается Описью MFC-0558/2021-1781987-1.

12.11.2021 Управлением вынесено Уведомление КУВД-001/2021-338811501/4 о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав.

30.11.2021 Управлением вынесено Уведомление КУВД-001/2021-338811501/5 об отказе в государственной регистрации права собственности ЗАО «Измайловская мануфактура».

Не согласившись с оспариваемым решением управления, общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.

Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ЗАО «Измайловская мануфактура» требований.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности оспариваемого ненормативного акта регистрирующего органа.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон № 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

На основании ст. 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.

В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.

Согласно пункту 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона № 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.

Отказывая в удовлетворении испрашиваемой государственной регистрации, Управление указало, что в состав здания входят жилые помещения, жилой дом является многоквартирным (МКД), таким образом, жилой дом не подлежит государственной регистрации, а подлежат входящие в его состав жилые помещения и соответствующие части земельного участка, в связи с чем, проведение государственной регистрации ранее возникшего права на заявленный объект недвижимости не представляется возможным.

Между тем, Управлением не учтено следующее.

Статья 40 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О государственной регистрации недвижимости" устанавливает особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с созданием, реконструкцией, прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства и не может быть применена к существующим правоотношениям по регистрации ранее возникшего права на здание 1850г. постройки, что подтверждается выпиской из технического паспорта БТИ предоставленной Истцом на государственную регистрацию.

Как верно указал суд первой инстанции, указанные частью 8 статьей 69 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основания для отказа в регистрации ранее возникшего права ответчиком в Уведомлениях о приостановке, отказе в возобновлении не указаны.

Кроме того, ответчиком не предоставлено надлежащих доказательств проведения строительства, переустройства, реконструкции здания, Управлением в материалы дела не представлены запросы в адрес Госинспекции по недвижимости города Москвы и/или Мосгосстройнадзора о предоставлении имеющихся сведений о данном объекте (год постройки, площадь, этажность, расположение не земельных участках, материал стен, сведения о наличии у объекта признаков самовольного строительства, сведения об осуществлении реконструкции объекта) и ответы на них.

В силу части 1 статьи 69 Закона права на объекты недвижимости, возникшие со дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Закон о регистрации), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

Таким образом, права собственности на объекты недвижимости признаются ранее возникшими правами, если правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы были оформлены в соответствии с порядком, действовавшим на момент их возникновения.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"), впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц и закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»(далее - Закон о регистрации) применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.

До вступления в силу Закона о регистрации, регистрация и государственный учет жилищного фонда независимо от принадлежности осуществлялся на основе регистрации и технической инвентаризации уполномоченными органами в соответствии с Инструкцией «О порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации», утвержденный приказом центрального статистического управления СССР от 15 июля 1985г. №380 (далее Инструкция).

Согласно п.п. 1.1. и 1.5. Инструкции, Постановлением Совета Министров СССР «О порядке государственного учета жилищного фонда» от 10.02.1985г. №136 (далее-Постановление 136) было установлено, что государственный учет жилищного фонда, независимо от его принадлежности, осуществлялся по единой в СССР системе на основе регистрации и технической инвентаризации.

Правовая регистрация жилищного фонда производилась с целью установления права собственности (права оперативного управления на жилые дома и учета его по разновидностям как в городских, так и в сельских поселениях.

Учитывая изложеное, регистрация и государственный учет жилых домов осуществлялся на основе регистрации и технической инвентаризации уполномоченными органами, а именно: бюро технической инвентаризации, в соответствии с Инструкцией, на основании документов, подтверждающих право собственности на этот объект недвижимости.

Статья 8 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) предусматривает, что впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц и закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации юридических лиц и регистрации недвижимого имущества и сделок с ним, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН). Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

На основании Инструкции «О порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации», утвержденный приказом центрального статистического управления СССР от 15 июля 1985г. №380 осуществлялся Государственный учет жилых домов и жилых помещений в других строениях, предназначенные для постоянного проживания граждан, а также для использованых в установленном порядке в качестве служебных помещений и общежитий.

В Пункте 1.1 Инструкции «О порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации», утвержденный приказом центрального статистического управления СССР от 15 июля 1985г. №380 указывается, что Постановлением Совета Министров СССР "О порядке государственного учета жилищного фонда" от 10 февраля 1985 года N 136 установлено, что государственный учет жилищного фонда, независимо от его принадлежности, осуществляется по единой для СССР системе на основе регистрации и технической инвентаризации.

Государственному учету подлежат жилые дома и жилые помещения в других строениях, предназначенные для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных помещений и общежитий.

Жилые дома и жилые помещения в других строениях включаются в состав жилищного фонда после приемки их в эксплуатацию государственной приемочной комиссией, регистрации и технической инвентаризации.

Не учитываются в составе жилищного фонда дачи (летние садовые домики, другие строения и помещения, предназначенные для сезонного или временного проживания, независимо от длительности проживания в них граждан).

Правовая регистрация жилищного фонда производится с целью установления права собственности (права оперативного управления) на жилые дома и учета его по разновидностям как в городских, так и в сельских поселениях.

В соответствии с пунктом 1.5 Инструкции «О порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации», утвержденный приказом центрального статистического управления СССР от 15 июля 1985г. №380, Регистрации подлежат жилые дома, находящиеся на территории СССР, независимо от того, в чьем ведении они находятся:

- на праве государственной собственности, находящиеся в ведении местных Советов народных депутатов;

- на праве государственной собственности, находящиеся в ведении государственных учреждений, организаций и предприятий;

- жилые дома, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям, жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам;

- жилые дома (помещения), принадлежащие гражданам на праве личной собственности.

Ссылки Управления на нарушение указанных пунктов Инструкции «О порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации», утвержденный приказом центрального статистического управления СССР от 15 июля 1985г. №380, правомерно не приняты судом первой инстанции, поскольку согласно документам БТИ, предоставленных на государственную регистрацию Здание построено в 1850 г., Технический учет в БТИ производился, что и подтверждается этими документами и Постановлением Совета Министров СССР «О порядке государственного учета жилищного фонда» от 10.02.1985г. №136 (Постановление 136).

Управление в уведомлении об отказе в государственной регистрации указало, что правоустанавливающим документов, подтверждающим то, заявитель является правообладателем здания, является Распоряжение №207Р от 04.02.1993 (выдавший орган Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом).

Доказательства того, что имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания в материалах дела нет.

В Уведомлении Управления о невозможности возобновления от 13.11.2021 указывается, что Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" вводится в действие с 1 июля 2002 г., за исключением пункта 2 статьи 27, который вводится в действие со дня официального опубликования названного Закона

Поскольку право собственности возникло у ЗАО «Измайловская мануфактура» до введение в действие Закона о регистрации (до 31.01.1998), то в настоящий момент не представляется возможным однозначно установить, является ли ЗАО «Измайловская мануфактура» собственником жилого дома, расположенного по адресу г. Москва, б-р Сиреневый, д.8Б (предыдущий адрес: г. Москва, ул. 3-ая Парковая, д.49, корп. 8).

В связи с чем для принятия правомерного решения о проведении государственной регистрации ранее возникшего права государственным регистратором направлен соответствующий запрос в адрес Департамента городского имущества города Москвы и дополнительно в адрес МосгорБТИ.

Управление также указало, что полученные ответы от Департамента городского имущества города Москвы и МосгорБТИ подтверждают и не опровергают требования Заявителя и его ранее возникшее право.

Вместе с тем, с соответствии с часть 5 статьей 69 Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:

1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;

3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

Часть 6 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" устанавливает, что Порядок и сроки направления органом регистрации прав указанных в пункте 3 части 5 настоящей статьи запросов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган регистрации прав по его запросам, указанным в пункте 3 части 5 настоящей статьи, все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимого имущества в течение трех рабочих дней со дня получения такого запроса.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

При этом, государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Поскольку материалами дела доказано, что заявителем были представлены все необходимые документы, отвечающие требованиям ст. 21 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также соответствующие по форме и содержанию требованиям действующего законодательства, для совершения испрашиваемой государственной регистрации, Управления отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения.

Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение Управления является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.

На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем осуществления регистрационных действий по заявлению № КУВД-001/2021-33881501.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.

Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.

При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.

Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.

Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда г.Москвы от 17.03.2022 по делу № А40-268807/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: Л.Г. Яковлева

Судьи: С.М. Мухин

Г.М. Никифорова