ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-19060/2020
г. Москва Дело № А40-311612/19
июня 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме июня 2020 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: | Мухина С.М., ФИО1, |
при ведении протокола | секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУП ГОРОДА
МОСКВЫ "МОСГОРТРАНС" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.2020 по делу № А40-311612/19 принятому по заявлению ГУП города Москвы «Мосгортранс»
к УФАС по Москве
третье лицо: ИП ФИО2
о признании незаконным и отмене решения
в присутствии:
от заявителя: | ФИО3 по дов. от 17.03.2020; |
от заинтересованного лица: | не явился, извещен; |
от третьего лица: | не явился, извещен; |
У С Т А Н О В И Л:
Государственное унитарное предприятие города Москвы «Мосгортранс» (далее- Заявитель, Заказчик, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением об оспаривании решения Московского УФАС России от 29.07.2019 по делу №077/10/19-6371/2019 о проведении проверки по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта.
Решением от 10.02.2020 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований ввиду отсутствия к тому правовых и фактических оснований.
Не согласившись с принятым решением, предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что в данном случае исполнитель допустил существенное нарушение условий контракта и не предпринимал должных мер, направленных на надлежащее исполнение контракта, что, по его мнению, свидетельствует о наличии оснований для включения сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Закона о контрактной системе.
От антимонопольного органа поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии его представителя.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, в связи с чем, спор рассмотрен в его отсутствие в порядке ст.123, 156 АПК РФ.
Представитель предприятия в суде апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, решение просил отменить по изложенным в ней основаниям.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя предприятия, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из фактических обстоятельств и материалов дела, 03.12.2018 между Предприятием и предпринимателем заключен гражданско-правовой договор №213668 на оказание услуг по предоставлению в аренду (субаренду) нежилого помещения, в соответствии с п.1.1 которого исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по предоставлению в аренду (субаренду) нежилого помещения в объеме, установленном в техническом задании (приложение №1 к контракту), а Заказчик обязуется принять результат оказанных услуг и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Договором.
В силу п.3.1 названного Договора услуги по нему подлежали оказанию в период с 01.12.2018 по 31.05.2019. При этом исполнитель не вправе досрочно оказать услуги по согласованию с заказчиком (п. 3.2 Договора).
Предпринимателем были оказаны услуги по предоставлению в аренду (субаренду) нежилого помещения, однако у сторон имеются разногласия в отношении качества оказанных услуг, что в свою очередь влияет на сумму, подлежащую оплате исполнителю, о чем свидетельствуют акты сдачи-приемки оказанных услуг от 31.12.2018 № 1, от 31.01.2019 № 2, от 28.02.2019 № 3, от 31.03.2019 № 4, отчеты оказанных услуг по предоставлению в аренду (субаренду) нежилого помещения от 31.12.2018, от 31.01.2019, от 28.02.2019, от 31.03.2019. Полагая, что услуги оказаны надлежащим образом и в полном объеме, предпринимателем в адрес Предприятия была направлена претензия от 21.05.2019 № 23/31, которая оставлена последним без удовлетворения.
Вместе с тем, Заказчиком 03.04.2019 принято решение об отказе от исполнения Договора в одностороннем порядке, мотивированное ненадлежащим исполнением Третьим лицом своих обязательств по нему, что выразилось в отсутствии у предпринимателя санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии помещений санитарным правилам.
Впоследствии все полученные в ходе исполнения этого Договора документы и сведения были направлены Предприятием в Московское УФАС России для решения вопроса о необходимости включения сведений о предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков.
Оспариваемым решением антимонопольный орган отказал Заявителю во включении таких сведений в упомянутый реестр, поскольку счел представленные Заказчиком доказательства ненадлежащего исполнения предпринимателем взятых на себя обязательств по Договору недостаточными для применения к предпринимателю мер публично-правовой ответственности.
Не согласившись с выводами антимонопольного органа об отсутствии у него правовых оснований ко включению сведений о предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков, полагая исполнение последним своих обязательств по Договору ненадлежащим, свои собственные действия по расторжению этого Договора- правомерными, а выводы антимонопольного органа, изложенные в оспариваемом решении ошибочными и не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, Заявитель обратился в Арбитражный суд г.Москвы с требованием о признании оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Отказывая в удовлетворении указанных требований, суд обоснованно признал выводы антимонопольного органа, изложенные в оспариваемом решении верными, исходя из следующего.
Требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для дела обстоятельства, применил нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал правомерный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Оспариваемое решение принято уполномоченным органом в рамках его компетенции, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включая в реестр недобросовестных поставщиков.
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 (далее - Правила №1062).
В соответствии с пунктом 4 Правил №1062, ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях надлежащего исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом, как следует из пункта 2 части 2 статьи 11 Закона о размещении заказов, одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в конкурсах по размещению государственного и муниципального заказа.
В силу части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов, в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение 3 рабочих дней, с даты подтверждения этих фактов.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными нормоположениями, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе, приведшее к невозможности исполнения контракта в установленные сроки.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
В настоящем случае, как верно установлено ответчиком и судом первой инстанции, законных оснований для включения третьего лица в реестр не имелось, поскольку у предпринимателя отсутствовала обязанность по представлению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии помещений санитарным правилам Заказчику.
Кроме того, поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд учитывает, в том числе, и выводы вступившего в законную силу решения Арбитражного суда г.Москвы по делу №А40-186800/19.
Учитывая приведенные обстоятельства и нормы права, регулирующие спорные правоотношения, коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о доказанности ответчиком законности принятого им решения и отсутствии в данном случае, оснований для включения сведений о третьем лице, как недобросовестном поставщике, в РНП.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.02.2020 по делу №А40-311612/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: В.И. Попов
Судьи: С.М. Мухин
Л.Г. Яковлева