ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-35433/2022
город Москва Дело № А40-31402/22
04 июля 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2022 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В. Поташовой,
судей:
В.А.Свиридова, И.В.Бекетовой,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Н.А. Третяком,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №15 апелляционную жалобу
Правительства Ставропольского края
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.04.2022
по делу № А40-31402/22
по заявлению Правительства Ставропольского края
(ИНН 2634011856, ОГРН 1022601978607)
к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации
(ИНН 7705596339, ОГРН 1047796323123)
о признании незаконным решения от 08.11.2021 №БА-96625/02,
при участии:
от заявителя:
не явился, извещен;
от заинтересованного лица:
Кимлык И.С. по дов. от 17.12.2021;
У С Т А Н О В И Л:
правительство Ставропольского края (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы о признании незаконным решения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее – заинтересованное лицо) от 08.11.2021 № БА-96625/02.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.04.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Правительство Ставропольского края обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт о признании незаконным решения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 08.11.2021 № БА-96625/02.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Министерства промышленности и торговли Российской Федерации возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменений, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Представил письменный отзыв.
Представитель Правительства Ставропольского края в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, в соответствии с представлением Счетной палаты Российской Федерации от 03.02.2021 № ПР08-7/08-02 по итогам контрольного мероприятия «Аудит эффективности реализации мер государственной поддержки создания и развития индустриальных (промышленных) парков и технопарков, включая использование представленных на эти цели имущественных комплексов и земельных участков», проведенного в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, Минпромторг России письмом от 30.04.2021 № 36355/02 запросило в правительстве Ставропольского края документы, касающиеся реализации соглашения между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Правительством Ставропольского края о реализации проекта по созданию регионального индустриального парка на территории г. Буденновска от 14.07.2016 № 16412.1670154770.02.009.
Постановлением правительства Ставропольского края от 20 апреля 2016 № 152-п уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края на осуществление координации проекта по созданию регионального индустриального парка на территории города Буденновска и взаимодействие с Минпромторгом России в рамках реализации Соглашения определено министерство экономического развития Ставропольского края, в связи с чем запрашиваемые документы направлены в адрес Минпромторга России письмом министерства экономического развития Ставропольского края от 05.07.2021 № МЭР-17/4107.
Минпромторгом России по результатам рассмотрения представленных документов установлены факты нарушения правительством Ставропольского края ряда положений Соглашения и Правил отбора субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 № 1119 «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков» (далее - Правила).
В связи с чем, Минпромторгом России письмом заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Беспрозванных А.С. от 08.11.2021 № БА-96625/02 (зарегистрировано в правительстве Ставропольского края за № 66529 от 09.11.2021) направлено в адрес правительства Ставропольского края решение о расторжении Соглашения и взыскании предоставленной субсидии в полном объеме, то есть возложено на правительство Ставропольского края обязанность по возврату в доход федерального бюджета денежных средств в размере 384 200 000 рубля (далее - Решение Минпромторга России).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд города Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.01.2016 № 15 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение затрат по созданию инфраструктуры индустриальных парков или технопарков, за исключением технопарков в сфере высоких технологий (далее - Правила).
На основании Правил между Минпромторгом России и Правительством Ставропольского края 14.07.2016 заключено соглашение № 16412.1670154770.02.009 о реализации проекта по созданию регионального индустриального парка на территории г. Буденовска (далее - Соглашение).
Предметом Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2016-2017 годах бюджету Ставропольского края субсидии на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков или технопарков, за исключением технопарков в сфере высоких технологий (создание, модернизация и (или) реконструкция объектов коммунальной, технологической и транспортной инфраструктуры, а также зданий, строений и сооружений, предназначенных для резидентов индустриальных парков и технопарков, за исключением технопарков в сфере высоких технологий, государственной и (или) частной формы собственности) (пункт 1.1 Соглашения в редакции дополнительного соглашения о 28.03.2017 № 2).
Согласно разделу II Соглашения (в редакции дополнительного соглашения о 28.03.2017 № 2) размер субсидии на 2016 год составил 200 020 738 рублей (52% от общего объема расходов бюджета Ставропольского края за 3 предшествующих года). Размер субсидии на 2017 год составил 184 179 262 рубля (48% от общего объема расходов бюджета Ставропольского края за 3 предшествующих года).
Пунктом 7.4 Соглашения определено, что Министерство принимает в одностороннем порядке решение о расторжении Соглашения в случае не достижения значений показателей, указанных в подпункте «а» пункта 15 Правил отбора субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков (далее - Правила по отбору субъектов Российской Федерации), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 № 1119 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2015 № 733).
По итогам контрольного мероприятия «Аудит эффективности реализации мер государственной поддержки создания и развития индустриальных (промышленных) парков и технопарков, включая использование представленных на эти цели имущественных комплексов и земельных участков» Счетной палатой Российской Федерации в адрес Минпромторга России было направлено представление от 03.02.2021 № ПР08-7/08-02 (далее - Представление Счетной палаты) с требованием о рассмотрении вопроса о расторжении в одностороннем порядке Соглашения в связи с не достижением планового значения показателя «Количество резидентов ИП на конец 10-го года реализации проекта (накопленным итогом)», предусмотренного подпунктом «а» пункта 15 Правил по отбору субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.04.2016 № 152-п министерство экономического развития Ставропольского края определено уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края на осуществление координации проекта по созданию регионального индустриального парка на территории города Буденновска и взаимодействие с Минпромторгом России в рамках реализации Соглашения.
В соответствии с Представлением Счетной палаты письмами Министерства от 30.04.2021 № 36355/02 и от 02.07.2021 № 55571/02 у министерства экономического развития Ставропольского края были запрошены следующие документы: реестр резидентов или потенциальных резидентов индустриального парка на территории г. Буденновска; отчет о достижении плановых значений сводных показателей проекта по созданию регионального индустриального парка на территории г. Буденновска по состоянию на 01.01.2020, предусмотренный Соглашением.
Запрошенные документы представлены письмом министерства экономического развития Ставропольского края от 05.07.2021 № МЭР-17/4107.
В результате рассмотрения вышеуказанных документов Минпромторгом России установлено следующее: - в нарушение пункта 4.3.2 Соглашения и приложения № 3 к Соглашению не обеспечено достижение следующих сводных показателей проекта индустриального парка: «Площадь застройки индустриального парка или технопарка» (фактическое достижение - 12,85 га (16,30%) от планового значения - 78,8 га), «Выручка резидентов» (фактическое достижение - 2801,65 млн. руб. (7,47%) от планового значения - 37471,26 млн. руб.), «Количество созданных высокопроизводительных рабочих мест» (фактическое достижение - 75 ед. (4,95%) от планового значения -1515 ед.); - в нарушение пункта 4.3.2 Соглашения не обеспечено достижение значений показателей, указанных в подпункте «а» пункта 15 Правил по отбору субъектов Российской Федерации, а именно: показателя «количество высокопроизводительных рабочих мест на конец 10-го года реализации проекта (не менее 1500)»; показателя «количество резидентов индустриального парка на конец 10-го года реализации проекта накопленным итогом (не менее 10)».
Пунктом 7.5 Соглашения установлено, что расторжение Соглашения Минпромторгом России в одностороннем порядке влечет возврат предоставленной субсидии в полном объеме на момент получения уведомления Министерства о расторжении Соглашения в федеральный бюджет не позднее 10 календарных дней после получения соответствующего уведомления.
В этой связи, на основании пунктов 7.4 и 7.5 Соглашения, а также постановления Правительства Ставропольского края от 20.04.2016 № 152-п, Минпромторг России направил по единой межведомственной системе электронного документооборота в адрес министерства экономического развития Ставропольского края уведомление от 26.08.2021 № 72565/02 о расторжении Соглашения и о возврате предоставленной субсидии в полном объеме, а именно в размере 384 200 000 рублей.
В письме от 05.10.2021 № МЭР-17/6229 министерство экономического развития Ставропольского края сообщило, что у него отсутствуют полномочия по принятию решения о возврате представленной субсидии в доход федерального бюджета.
Письмом Минпромторга России от 08.11.2021 № БА-96625/02 в адрес Правительства Ставропольского края направлена копия уведомления от 26.08.2021 № 72565/02.
В письме от 25.11.2021 № МЭР-17/7431 министерство экономического развития Ставропольского края просило рассмотреть возможность корректировки условий Соглашения, в части переноса срока реализации проекта по созданию регионального индустриального парка на территории г. Буденовска.
В ответ на письмо от 25.11.2021 № МЭР-17/7431 Минпромторг России, письмом от 20.12.2021 № 112271/02, дополнительно уведомил министерство экономического развития Ставропольского края письмом об отсутствии оснований для продления сроков реализации проекта и достижения целевых показателей на 2022 год по следующим причинам: согласно пункту 26 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2020 № 2257), в отношении соглашений, заключенных в соответствии с Правилами до 01.03.2020, сроки исполнения обязательств по которым оканчиваются после 01.03.2020, в случае невозможности достижения показателей результативности в сроки, установленные в соглашениях на 2020 год, по независящим от субъекта Российской Федерации обстоятельствам в связи с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации допускается продление таких сроков до 12 месяцев без применения взыскания иных межбюджетных трансфертов в полном объеме в доход федерального бюджета в отношении субъекта Российской Федерации - получателя иных межбюджетных трансфертов в соответствии с Правилами на основании заявления с приложением документов, подтверждающих наступление таких обстоятельств, поступившего от субъекта Российской Федерации - получателя иных межбюджетных трансфертов в письменной форме до 01.02.2021; срок исполнения обязательств по Соглашению с Правительством Ставропольского края окончен в 2019 году.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что основания для продления сроков реализации проекта и достижения целевых показателей в рамках Соглашения отсутствуют.
Вопреки доводам жалобы об отсутствии полномочий у ответчика на принятие оспоренного решения, последнее принято в рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий.
Согласно ст. 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом. Заявления, жалобы и другие поданные по истечении процессуальных сроков документы, если отсутствует ходатайство о восстановлении или продлении пропущенных сроков, не рассматриваются арбитражным судом и возвращаются лицам, которыми они были поданы. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Оспариваемое письмо Минпромторга России получено Правительством Ставропольского края 09.11.2021.
16.02.2022 Правительством Ставропольского края в Арбитражный суд города Москвы подано заявление о признании незаконным решения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 08.11.2021 №БА-96625/02.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявителем пропущен трехмесячный срок обжалования, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Довод заявителя о том, что о нарушении своих прав общество узнало со дня со дня принятия Минпромторгом России письма от 20.12.2021 № 112271/02, обоснованно отклонен судом первой инстанции как несостоятельный.
Заявителем не доказано наличие обстоятельств, которые могли бы служить основанием для признания незаконным оспариваемого решения.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.04.2022 по делу
№А40-31402/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: Ж.В. Поташова
Судьи: В.А. Свиридов
И.В. Бекетова
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.