ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-55273/2022
г. Москва Дело № А40-32278/22
22 сентября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей:
Ж.В. Поташовой, ФИО1,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания А.О. Казнаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Знак-Трейд СПб»
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2022 по делу № А40-32278/22 (148-181)
по заявлению ООО "Знак-Трейд СПб " (ИНН: <***>)
к Федеральной службе по аккредитации (ИНН: <***>)
об отмене приказа, об обязании возобновить действие сертификатов соответствия,
при участии:
от заявителя:
не явился, извещен;
от заинтересованного лица:
ФИО2 по доверенности от 11.05.2022;
У С Т А Н О В И Л:
ООО "Знак-Трейд СПб" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об отмене приказа Федеральной службы по аккредитации от 16.11.20221 № 228 «О приостановлении действия сертификатов» в части приостановления действия сертификатов соответствия ООО «Знак-Трейд СПб» № ТС RU С- RU.HO12.B.01046 от 03.11.2017 и № ТС RU С- RU.HO12.B.01065 от 09.02.2018, об обязании Федеральную службу по аккредитации возобновить действие сертификатов соответствия № ТС RU C- RU.HO12.B.01046 от 03.11.2017 и № ТС RU C- RU.HO12.B.01065 от 09.02.2018.
Решением суда от 30.06.2022 заявление ООО "Знак-Трейд СПб" оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось ООО "Знак-Трейд СПб" и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзыве на апелляционную жалобу Федеральная служба по аккредитации с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Федеральной службы по аккредитации поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителя Федеральной службы по аккредитации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Знак-Трейд СПб» получило уведомление № 40192/04-ЕМ от 17.11.2021 о приостановлении действия сертификатов соответствия № ТС RUC- RU.HO12.B.01046 от 03.11.2017 и № ТС RUC- RU.HO12.B.01065 от 09.02.2018, с требованием предоставить пояснение по данным сертификатам в течение 15 рабочих дней.
ООО «Знак-Трейд СПб» направило в Росаккредитацию на электронную почту, указанную в запросе, свои пояснения от 16.11.2021 г. № 537, в которых указало, что компания, которая проводила инспекционный контроль по указанным сертификатам, с последующим продлением сроков действия сертификатов, была ликвидирована еще до вступления в силу изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании", которые внесены Федеральным законом от 22.12.2020 г. N 460-ФЗ. Кроме того, ООО «Знак-Трейд СПб» просило в своем письме не приостанавливать действия выданных сертификатов, ссылаясь на п.6. ст. 3 ФЗ № 460 - ФЗ от 22.12.2020, п.1 ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, и возобновить их действие.
Кроме того, ООО «Знак-Трейд СПб» направило в Росаккредитацию все решения о проведении инспекционного контроля и продлении сертификатов, которые должны были выложить в единый реестр в соответствии с подп. «к» п. 14 Постановления Правительства РФ от 19.06.2021 N 936 "О порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными и порядке приостановления, возобновления и прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными", с пояснениями, что организация, осуществившая инспекционный контроль, не может выполнить данные требования, т.к. она была ликвидирована еще до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 19.06.2021 N 936, а ООО «Знак-Трейд СПб» не имеет возможности доступа к внесению такой информации в единый реестр.
Заявитель полагает, что направил с письмом все необходимые документы и попросил не приостанавливать действия сертификатов до их окончания срока действия, которое завершается в сентябре 2022 г.
На основании вышеизложенного, заявитель указывает, что требования о внесении результатов инспекционного контроля в единый реестр касаются только тех испытаний, которые были проведены после вступления в силу изменений, внесенных ФЗ № 460 - ФЗ от 22.12.2020 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании", а также после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 19.06.2021 N 936 и обратной силы не имеют, что указано в п. п.6. ст. 3 ФЗ № 460 - ФЗ от 22.12.2020 г.
Заинтересованное лицо прислало письмо от 21.01.2022 г. № 1708-СО о том, что сертификаты приостановлены.
Заявитель считает, что данное решение Федеральной службы по аккредитации неправомерно, нарушает нормы права, указанные в Федеральном Законе № 460 - ФЗ от 22.12.2020 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании", Постановления Правительства РФ от 19.06.2021 N 936, ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нарушает законные права ООО «Знак-Трейд СПб» и подлежит отмене по вышеуказанным доводам.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Отношения в области аккредитации регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее - Федеральный закон № 412-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона № 412-ФЗ аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется в целях обеспечения доверия к результатам оценки соответствия и создания условий для взаимного признания государствами - торговыми партнерами Российской Федерации результатов оценки соответствия.
Пунктом 1 части 1 статьей 13 Федерального закона № 412-ФЗ установлена обязанность аккредитованного лица по соблюдению критериев аккредитации при осуществлении своей деятельности.
Приказом Минэкономразвития России от 26.10.2020 № 707 утверждены критерии аккредитации и перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (далее - Критерии аккредитации).
Статьей 27 Федерального закона № 412-ФЗ за Росаккредитацией закреплены полномочия по контролю за деятельностью аккредитованных лиц.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845 (далее - Положение), Федеральная служба по аккредитации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, а также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации.
Как следует из статьи 2 Федерального закона № 184-ФЗ сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона № 184-ФЗ предусмотрено, что сертификат соответствия включает в себя помимо прочего срок действия сертификата соответствия. При этом срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом.
Пунктом 24.14 TP ТС 014/2011 установлено, что срок действия сертификата соответствия устанавливается для выпускаемых изделий серийного производства - не более пяти лет, для выпущенной партии срок не устанавливается.
В соответствии с Порядком формирования и ведения единого реестра, утвержденного Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 № 1856 «О порядке формирования и ведения реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии» (вместе с «Положением о формировании и ведении реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии») (далее -Порядок формирования и ведения единого реестра) в единый реестр передаются и вносятся сведения о выданных в рамках обязательного подтверждения соответствия сертификатах соответствия, удостоверяющих соответствие продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентов Таможенного союза). При этом наряду со сведениями о сертификатах соответствия передаются и вносятся сведения и электронные образы (скан-копии) документов о результатах проведения органами по сертификации инспекционного контроля (планового и внепланового) за объектами сертификации (в случае, если его проведение предусмотрено схемой сертификации, техническими регламентами, документами по стандартизации), сведения о датах (периоде), на которые запланировано его проведение, информация о периодичности его проведения в соответствии с требованиями технических регламентов, документов по стандартизации, а также сведения о переносе даты (периода) его проведения с указанием соответствующей причины (пункт 12).
Как установлено материалами настоящего дела, в единый реестр внесены сведения о сертификатах соответствия Заявителя ТС RU С- RU.HQ12.B.01046 от 03.11.2017 и ТС RUС -RU.no12.В.01065 от 09.02.2018, в том числе о сроке их действия до 02.11.2022 и до 08.02.2023 соответственно.
Таким образом, срок действия сертификатов соответствия установлен органом по сертификации установлен в соответствии с требованиями пункта 24.14 TP ТС 014/2011.
Периодическая оценка сертифицированной продукции представляет собой систематическую оценку ее соответствия в течение всего срока действия сертификата соответствия продукции с целью установления, что продукция продолжает соответствовать требованиям, установленным техническим регламентом и подтвержденным при сертификации (пункт 131 решения №44).
Вместе с тем, непроведение инспекционного контроля в соответствии с пунктом 7.4 ГОСТ Р 58984-2020 является основанием для приостановления или прекращения действия сертификата соответствия (ранее аналогичное положение было закреплено в пункте 6.3 ГОСТ 31815-2012).
Необходимость проведения и периодичность проведения не реже одного раза в год инспекционного контроля продукции, указанной в сертификатах соответствия заявителя установлена пунктом 22.1 Положения о типовых схемах, подпунктом «н» пункта 11, пунктом 16 Решения № 44, пунктом 24.11 статьи 5 TP ТС 014/2011, пунктами 3.1-3.4 ГОСТ 31815-2012, разделом 4 «Общие положения» ГОСТ Р 58984-2020.
Из вышеизложенного следует, что в течение пятилетнего срока действия сертификатов соответствия ТС RU С- RU.HO12.B.01046 и ТС RU С-RU.HOl 2.В.01065, не реже одного раза в год должен осуществляться инспекционный контроль (то есть до 02.11.2022 и 08.02.2023 соответственно).
Относительно сведений о сертификатах соответствия в едином реестре необходимо отметить, что сведения о выданных сертификатах соответствия: наименование и местонахождение заявителя; наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию; наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия; информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект; наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация; информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях; информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов; срок действия сертификата соответствия указаны в едином реестре.
Однако, сведения о проведении и результатах инспекционного контроля, об изменении сроков, электронные образы (скан-копии) доказательственных материалов, подтверждающих, что продукция продолжает соответствовать установленным требованиям в едином реестре в отношении сертификатов соответствия ТС RU С- RU.HO12.B.01046 и ТС RU С- RU.HO12,B.01065 отсутствует.
В соответствии с разделом 4 ГОСТ 31815-2012 предусмотрено инспекционный контроль может быть не только плановым, но внеплановым. Внеплановые инспекционные проверки проводятся по решению органа по сертификации в случаях поступления информации о нарушении или возможности нарушений требований к выпускаемой продукции, вызывающих необходимость проверки до планового срока проведения очередной инспекционной проверки.
Основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки может служить информация о претензиях к качеству и безопасности продукции от потребителей, торговых организаций, от средств массовой информации, а также органов и организаций, осуществляющих общественный или государственный контроль за продукцией, на которую выдан сертификат соответствия, в том числе информация, полученная органом по сертификации от органов государственного контроля (надзора) о выявленных нарушениях и необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия. Внеплановые инспекционные проверки могут также проводиться при получении сведений от держателя сертификата соответствия об изменениях, внесенных в техническую документацию и технологический процесс производства сертифицированной продукции.
Заявителем по сертификатам соответствия не был заключен договор о передаче сертификатов соответствия в связи с прекращением действия аккредитации органа по сертификации ООО «Центр подтверждения соответствия», а также полномочий по проведению инспекционного контроля. При этом Заявителю не предоставлено право самостоятельного прекращения действия сертификата соответствия в случае обнаружения недостатков продукции и ее несоответствия требованиям законодательства в области технического регулирования.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 г. № 367-0 следует, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Согласно части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
АПК РФ, определяя сроки подачи жалоб, устанавливает тем самым баланс между принципом правовой определенности, обеспечивающим стабильность правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с одной стороны, и правом на справедливое судебное разбирательство, с другой.
Как следует из материалов дела, Приказ Росаккредитации № 228 «О приостановлении действия сертификатов соответствия» вынесен 16.11.2021, уведомление Заявителю о принятом решении направлено в соответствии с пунктом 1 7 Правил № 936 направлено 17.11.2021.
На указанное уведомление ООО «Знак-Трейд СПб» направило в Росаккредитацию письмо исх.№ 537 от 16.11.2021 (вх. Росаккредитации №38242 от 06.12.2021).
Таким образом, срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ для обращения в суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта, завителем пропущен.
Заявление об изменении предмета иска заявителем подано 22.06.2022 и принято судом к рассмотрению 23.06.2022.
Таким образом, срок обжалования по заявленному обществом требованию истек.
Доказательства наличия уважительных причин пропуска срока на обращение в арбитражный суд, которые свидетельствовали бы об исключительных и непреодолимых обстоятельствах, не зависящих от воли Заявителя и препятствовавших своевременному обращению за судебной защитой, Заявитель не представил, тогда как совершение процессуального действия (подача настоящего заявления) в установленный срок находилось в пределах ответственности заявителя.
Поскольку пропуск процессуального срока на обращение в суд без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований в восстановлении пропущенного срока.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Росаккредитация исполнила процессуальные обязанности, установленные ч. 5 ст. 200 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2022 по делу №А40-32278/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: И.В. Бекетова
Судьи: Ж.В. Поташова
ФИО1
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.