ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-339431/19 от 06.07.2020 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-15018/2020

г. Москва                                                                                Дело № А40-339431/19

10 июля 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме июля 2020 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи              Т.Б.Красновой,

судей:

ФИО1, В.А.Свиридова,

при ведении протокола             

секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

ГУ МВД России по г. Москве

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.02.2020 по делу № А40-339431/19

по заявлению ГУ МВД России по г. Москве

к ООО «АРСЕНАЛВАЙН» (ИНН <***> , ОГРН <***> )

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ,

при участии:

от заявителя:

ФИО2 по дов. от 23.12.2019

от ответчика:

ФИО3 по дов. от 30.12.2019

У С Т А Н О В И Л:

ГУ МВД России по г.Москве (далее также – административный орган, заявитель) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении ООО «Арсеналвайн» (далее также - Общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.02.2020 в удовлетворении требования административного органа отказано.

Не согласившись с указанным решением, заявительобратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило в удовлетворении жалобы отказать.

В судебном заседании представитель ГУ МВД России по г. Москве поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель Общества поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил оставить в силе решение суда первой инстанции.

Определением от 18.05.2020 судебное разбирательство по апелляционной жалобе ГУ МВД России по г. Москве откладывалось на 06.07.2020 на основании постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 № 821.

Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.

Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, ООО «Арсеналвайн» имеет лицензию на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции № 773АП0008016, выданную 06.09.2018 Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Местом нахождения обособленного подразделения лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности, является: г.Москва, ул.5-я Магистральная, д.15, стр.3, пом.III, этаж 2 комната 7.   

12.12.2019 в отношении Общества заявителем был составлен протокол об административном правонарушении № АА№0030846  по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.. Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и составлении протокола послужило нарушение ООО «Арсеналвайн» требований статей 18, 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон №171-ФЗ). Согласно протоколу об административном правонарушении Общество осуществляло без соответствующей лицензии хранение алкогольной продукции. В протоколе приведен перечень алкогольной продукции с указанием количества бутылок, которые были зафиксированы сотрудниками полиции в момент отгрузки покупателю на 1 этаже стр. 3 по адресу: ул. 5-я Магистральная, стр. 15.

Протокол об административном правонарушении вместе с заявлением и иными доказательствами по делу направлен в Арбитражный суд г. Москвы для рассмотрения по подведомственности на основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ и статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд г. Москвы, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из недоказанности события и состава вменяемого административного правонарушения.

Апелляционная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда.

В соответствии с частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно пункту 2 статьи 129 ГК РФ нахождение в обороте отдельных видов объектов гражданских прав, определяемых в порядке, установленном законом, допускается по специальному разрешению.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 18 Закона № 171-ФЗ закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежат лицензированию.

Под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа (пункт 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другому лицу и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.17 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Согласно статье 8 Закона РФ №3-Ф3 от 07.02.2011 «О полиции» деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Приказом МВД России от 01.04.2014 №199 утверждена Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (далее – Инструкция).

Проведение обследования с учетом территориальной компетенции (обслуживаемой территории) назначает должностное лицо органа внутренних дел, указанное в Перечне должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств путем издания (подписания) распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (п. 2 Инструкции).

Для принятия решения о проведении обследования сотрудник подразделения органа внутренних дел, правомочного осуществлять оперативно-розыскную деятельность, располагающий сведениями о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства Российской Федерации, в случае, если не имеется достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, представляет руководителю проект распоряжения и мотивированный рапорт.

В рапорте должны быть изложены:

- Сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

- Полученная в результате проведения предшествовавших оперативно-розыскных мероприятий информация, относящаяся к объекту обследования.

- Соответствующее основание для проведения оперативно-розыскного мероприятия из числа указанных в статье 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

- Сведения, указывающие на возможность получения достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела посредством проведения обследования.

-  Дата, время и место предлагаемого проведения обследования.

-  Сведения о лицах, которых предлагается привлечь к проведению обследования.

- Информация о наличии в месте проведения обследования предметов, документов и материалов, содержащих сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну (п. 3-4 Инструкции).

Подписанное распоряжение регистрируется в журнале учета распоряжений о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (п. 5 Инструкции).

Перед началом обследования представителю юридического лица либо физическому лицу предъявляется для ознакомления распоряжение о проведении обследования, копия которого вручается ему под роспись (п. 10 Инструкции).

Для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия к участию в изъятии привлекаются с их согласия не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с лицами, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам, а также не являющихся работниками органов исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования (п. 14 Инструкции).

Как установлено судом,  оперуполномоченным 9 отдела ОРЧ 3 УЭБ и ПК ГУ МВД РФ по г.Москве был составлен Рапорт о наличии «оперативной» информации по осуществлению ООО «Арсеналвайн» хранения алкогольной продукции без лицензии.

Резолюцией руководителя подразделения от 16.10.2019 сотруднику полиции предписано провести проверку в соответствии с законом.

Указанный рапорт не содержал дату, время и место предлагаемого проведения обследования.

Распоряжение о проведении гласного оперативно-разыскного мероприятия не выносилось.

Согласно запросу от 17.10.2019 №4/9/4177 была проявлена инициатива о выделении Межрегиональным управлением Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу (далее - МРУ РАР по ЦФО) своих сотрудников в качестве специалистов без указания даты, времени, места, объекта или субъекта проверки, при этом сотрудники МРУ РАР по ЦФО в мероприятии участие так и не приняли.

17.10.2019 года в 13-30 складские помещения ООО «Арсеналвайн» по адресу: <...> были блокированы сотрудниками полиции в штатском, которые заявили, что они прибыли для обыска помещений, занимаемых ООО «Арсеналвайн».

Согласно предъявленным служебным удостоверениям «мероприятие» проводилось под руководством начальника 9 отдела УЭБ Москвы ФИО4, также на складе присутствовали: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 (несмотря на то, что на «Рапорте» упомянута только одна ФИО сотрудника полиции – ФИО5).

При этом обыск (осмотр) проводился без предъявления каких-либо документов или распоряжений руководства, что является нарушением Инструкции, утвержденной Приказом МВД России №199. Сотрудники полиции, как указал заявитель, отказывались предъявить какие-либо документы, которые подтвердили бы законность и обоснованность их действий, что подтверждается объяснениями сотрудников Общества и пояснениями представителей организации - арендодателя и не оспаривается административным органом.

Привлеченные сотрудники МРУ РАР по ЦФО не участвовали в осмотре помещения и алкогольной продукции, хотя были выделены по запросу полиции от 17.10.2019 №4/9/41777 именно для этого действия. Протокол осмотра составлялся также без сотрудников МРУ РАР ЦФО.

Однако сотрудники МРУ РАР по ЦФО не обнаружили какого-либо нарушения Обществом действующего законодательства при совместной работе с полицейскими 17.10.2019.

В процессе проведения обыска (осмотра) сотрудники полиции описали партию алкогольной продукции, находящуюся в легальном обороте, которая отгружалась в этот период времени клиенту-покупателю и перемещалась со складского помещения (на которое оформлена соответствующая лицензия) на втором этаже на первый этаж для погрузки в автотранспорт.

В протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений указано, что осмотр проводился с участием генерального директора Общества, как законного представителя юридического лица. Однако в это же время генеральный директор участвовал в мероприятии по осмотру других помещений на втором этаже как законный представитель Общества, проводимого сотрудниками МРУ РАР по ЦФО, о чем свидетельствуют его подписи в протоколе осмотра от 17.10.2019, составленного сотрудниками Росалкогольрегулирования.

Как указывает Общество, понятые приехали вместе с сотрудниками полиции, все мероприятие просидели у входа, не участвовали в описи товара, общались с полицейскими как давно знакомые люди.

Протокол осмотра сотрудников полиции оформлен без приложения схемы помещения, схемы отгрузки, фотофиксации алкогольной продукции, без изучения товаросопроводительной документации.

В «Приглашении о вызове» б/н и без даты Обществу предлагалось явиться в 9 отдел ОРЧ 3 УЭБ и ПК ГУ МВД РФ по г.Москве 22.10.2019 с представлением документов и для дачи объяснений.

22.10.2019 уставные документы Общества и документы по закупкам 2017-2019 гг. были предоставлены в надлежащем и заверенном виде. Также были составлены письменные объяснения (ответы на вопросы) от 22.10.2019.

Определением от 28.10.2019 административный орган истребовал документы по закупке и товаросопроводительные документы на товар.

Письмом №05/11 от 05.11.2019 на определение административного органа были предоставлены повторно и дополнительно документы, подтверждающие легальность имеющейся алкогольной продукции, в том числе копии ТТН, заявка на перевозку, поэтажные планы помещений.

12.12.2019 в отношении Общества был составлен Протокол АА№0030846 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

Как указывает Общество, 17.10.2019 оно в соответствии со схемой отгрузки товара предварительно переместило товар из лицензируемого помещения со второго этажа на первый в погрузочную зону для дальнейшей погрузки товара в автомобильный транспорт для отправки покупателю – ООО «АРСЕНАЛ СПБ». Иного способа отгрузки со второго этажа, минуя первый, не имеется.

Данная схема отгрузки товара была проверена Росалкогольрегулированием при лицензировании складского помещения на втором этаже.

Сотрудники Росалкогольрегулирования, привлеченные к проверке 17.10.2019, не усмотрели в описываемом процессе отгрузки товара никакого нарушения и не выявили факта осуществления деятельности без лицензии, в то время как сотрудники полиции пришли к выводу, что подготовленный к отгрузке товар, находящийся на первом этаже, хранится в помещении при отсутствии лицензии.

Доказательств, опровергающих данные доводы, административный орган не представлил.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Как верно указал суд первой инстанции, административным органом в нарушение требований статей 1.5, 1.6 КоАП РФ не представлено достоверных и неоспоримых доказательств наличия события вменяемого Обществу правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ в виде нарушения лицензионных требований к обороту (хранению) алкогольной продукции, равно как и доказательств его вины, что свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.

С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

            Мотивы, по которым суд пришел к данным выводам, подробно изложены в судебном акте и оснований не соглашаться с ними апелляционная коллегия не усматривает.

            Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.

Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

С учетом изложенного апелляционная жалоба ГУ МВД России по г. Москве удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда г.Москвы от 17.02.2020 по делу № А40-339431/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья:                                                                             Т.Б.Краснова

Судьи:                                                                                                                                  В.А.Свиридов

                                                                                                                    ФИО1