ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-40118/21 от 09.11.2021 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 09АП-55141/2021

г. Москва                                                                                Дело № А40-40118/21

09 ноября 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2021 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  М.В. Кочешковой,

судей Т.Т. Марковой, О.С. Суминой,

при ведении протокола помощником судьи Д.Д. Полушкиной,

рассмотрев в открытом судебном  заседании апелляционную жалобу ООО «Фенсма» на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.07.2021г. по делу № А40-40118/21,

по заявлению ООО «Фенсма»  

к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

о признании незаконным и отмене постановления,

при участии в судебном заседании:

от ООО «Фенсма» - ФИО1, дов. от 11.01.2021

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Фенсма» (далее – Заявитель, ООО «Фенсма», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее – Ответчик, Департамент, Административный орган) о признании незаконным и отмене постановления Департамента от 09.02.2021г. №0401-127/2021/ЮЗАО о привлечении к административной ответственности по статье 4.46 КоАП г.Москвы с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.07.2021г. в удовлетворении заявления ООО «Фенсма» отказано.

ООО «Фенсма» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Общества при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

В судебном заседании представитель ООО «Фенсма» доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направил, заявлений и ходатайств суду не представил.

Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Судом первой инстанции установлено, что 3 декабря 2020 года в период времени с 01 ч. 52 мин. до 02 ч. 30 мин. сотрудниками ГПБУ «Мосэкомониторинг» произведен замер уровня шума на территории, прилегающей к жилым домам 9 и 11 по ул. Косыгина города Москвы.

В период проведения измерений на территории указанной строительной площадки велись работы с использованием экскаватора, осуществляющего перемещение грунта, двух автобетоносмесителей, глушение двигателей которых не обеспечивалось, а также наблюдались сварочные работы.

По данным информационного щита по указанному адресу: генеральной подрядной организацией является ООО «Фенсма», заказчиком ООО «Яндекс», в указанной локации ведутся работы по строительству делового центра по адресу: Москва, ЮЗ АО, ул. Косыгина, 15.

Протоколом проведения измерения уровня шума от 07.12.2020г. № 376 ГПБУ «Мосэкомониторинг» в указанный период времени зафиксировано превышение нормативов допустимого уровня шума во всех контрольных точках.

В контрольной точке № 1, непосредственно прилегающей к жилому дому 11 по ул. Косыгина зафиксированы превышения нормативов допустимых уровней шума, установленных СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», с учетом расширенной неопределенности на 9,2 дБА по эквивалентному уровню звука и на 0,4 дБА по максимальному уровню звука. Зафиксированные превышения обусловлены производством работ на территории строительной площадки, расположенной по адресу: Москва, ЮЗ АО, ул. Косыгина, 15.

Зафиксирован единичный проезд транспортных средств по ул. Академика Зельдовича и проезд транспортных средств по ул. Косыгина. В период проведения измерений в контрольных точках № 3 и № 4 проезд транспортных средств по ул. Академику Зельдовича не наблюдался и не прослушивался.

Таким образом, административный орган пришел выводу, что исходя из материалов проведенного обследования (в т.ч. протокол проведения измерений уровня шума от 07 декабря 2020 года № 376, фотоматериалы), выявлены факты превышения нормативных показателей допустимых значений, установленных для территории жилой застройки в ночное время при производстве строительных работ.

На основании выявленных нарушений должностным лицом Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в отношении ООО «Фенсма» составлен протокол от 14.01.2021г. М 1212-1885/2020 об административном правонарушении, предусмотренном статье 4.46 КоАП г.Москвы. 

Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 14.01.2021г. № 1212-1885/2020, вынесенным при участии представителя Общества, ООО «Фенсма» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 4.46 КоАП Москвы, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

Указанное постановление вынесено в отсутствии полномочного представителя общества при наличии сведений о надлежащем извещении законного представителя Общества.

Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным лицом уполномоченного органа, что не оспаривается Заявителем, положения статей 4.5, 28.2, 25.1. 29.7 КоАП РФ соблюдены Административным органом, нарушений процедуры привлечения Заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» не имеется.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.

Статьей 4.46 Закона г. Москвы от 21.11.2007г. № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» установлено, что нарушение установленных правовыми актами города Москвы условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.50 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере сорока тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.

Данная норма является бланкетной, которая предусматривает нарушение конкретных норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими режим осуществления подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время.

Санитарными нормами 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» (далее - СП 2.2.4/2.1.8.562-96), установлены допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки. В соответствии с пунктом 1.2 СП 2.2.4/2.1.8.562-96 санитарные нормы являются обязательными для всех организаций и юридических лиц на территории Российской федерации независимо от форм собственности, подчинения и принадлежности и физических лиц независимо от гражданства.

В таблице 3 указанного документа приведены допустимые уровни звукового давления, уровня звука, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории застройки. Пункт 9 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 определяет допустимые уровни звука с 23 ч. до 7 ч. на территориях непосредственно прилегающих, в том числе к жилым домам.  

В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

- органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты;

- при планировании и застройке городских и сельских поселений, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации производственных объектов, создании и освоении новой техники, производстве и эксплуатации транспортных средств должны разрабатываться меры, обеспечивающие соблюдение нормативов допустимых физических воздействий;

- запрещается превышение нормативов допустимых физических воздействий.

Согласно требованиям постановления Правительства Москвы от 19 мая 2015 года № 299-ПП «Об утверждении Правил проведения земляных работ, установки временных, размещения временных объектов в городе Москве»:

2.1. В целях обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности на участке проведения работ и прилегающей территории проведение работ должно соответствовать требованиям защиты прилегающих территорий от неблагоприятных воздействий, связанных с производством работ, их транспортным обслуживанием и инженерным обеспечением, в том числе от шумовых воздействий, вибрации, загазованности и запыления атмосферного воздуха;

2.5.15. При выполнении работ в ночное время суток необходимо: обеспечивать глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке; исключить громкоговорящую связь; исключить забивку свай, шпунта и производство прочих работ, сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы; исключить работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.

Согласно статье 2 Закона города Москвы от 12 июля 2002 года № 42 «О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве» (далее - Закон) к действиям, нарушающим покой граждан и тишину в ночное время на защищаемых территориях и в защищаемых помещениях в городе Москве, относятся: производство ремонтных, строительных, разгрузочно-погрузочных работ, повлекшее нарушение покоя граждан и тишины в ночное время; иные действия, повлекшие нарушение покоя граждан и тишины в ночное время на защищаемых территориях и в защищаемых помещениях в городе Москве.

Согласно статье 1 Закона ночное время - период времени с 23 часов до 7 часов.

Согласно статье 3 Закона нарушение покоя граждан и тишины в городе Москве влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 1.3.4 Распоряжения Правительства Москвы от 30 июня 2004 года № 1312-РП «О мерах по информированию жителей города Москвы о производстве работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов и реконструкции зеленых насаждений» производство работ в ночное время суток разрешается при выполнении следующих условий:

-  обеспечивать глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке;

-  исключить громкоговорящую связь;

-  не производить сварочные работы без установки защитных экранов;

-  исключить забивку фундаментных свай и производство прочих работ, сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы;

-  не допускать освещение прожекторами фасадов жилых зданий, примыкающих к строительной площадке;

-  исключить работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.

По факту нарушения условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума, вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Административным расследованием установлен шум от работ, осуществлявшихся ООО «Фенсма» в ночной период суток при строительстве на объекте по адресу: Москва. ЮЗАО. ул. Косыгина. 15, согласно измерениям, превысил допустимые уровни на 9,2 дБА по эквивалентному уровню звука и на 0,4 дБА по максимальному уровню звука (протокол проведения измерения уровня шума от 07.12.2020г. № 376 ГПБУ «Мосэкомониторинг»)

В ходе проведения административного расследования у ООО «Фенсма» (подрядчик), ООО «Яндекс» (заказчик) были истребованы документы (определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении).

Согласно Договору подряда (далее - Договор) от 31.07.2020г. № 10342763 подрядчиком является ООО «Фенсма», которое принимает на себя обязательства по выполнению Работы подготовительного периода, Работы по сносу. Работы по Строительству и иные работы, связанные с Работами и обязуется передать Заказчику результаты Работ. Результаты работ по Сносу и Работ по Строительству и иных работ обязуется выполнять в установленные в Договоре сроки и в соответствии с действующим Законодательством.

В соответствии с пунктом 2.2.2 Договора обязуется соблюдать требования части 7 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Лицо, осуществляющее снос, обеспечивает соблюдение требований проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства, технических регламентов, техники безопасности в процессе выполнения работ по сносу объекта капитального строительства и несет ответственность за качество выполненных работ).

В соответствии с Договором подрядчик (ООО «Фенсма») подтверждает, что является лицом, осуществляющим снос Объекта в понимании статьи 55.31 ГрК РФ, а именно, в процессе сноса объекта капитального строительства принимаются меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде. Несет ответственность за соблюдение Законодательства, в том числе, несет ответственность за обеспечение безопасности условий труда, выполнение противопожарных и санитарно-экологических мероприятий при производстве Работ, предусмотренных Законодательством и требованиями нормативно-технической документации.

Согласно предоставленным ООО «Фенсма» Общему журналу работ, журналу сварочных работ и журналам строительных машин, в указанный период времени (03.12.2020г.) работы на Объекте проведены ООО «Фенсма».

Таким образом, Административным органом правильно установлено, что 3 декабря 2020 года в период времени с 01 ч. 52 мин. до 02 ч. 30 мин. на территории, прилегающей к жилым домам 9 и 11 по ул. Косыгина, ООО «Фенсма» допустило нарушение условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение нормативов допустимого уровня шума на 9,2 дБА по эквивалентному уровню звука и на 0,4 дБА по максимальному уровню звука, обусловленное производством работ на территории строительной площадки, расположенной по адресу: г. Москва, ЮЗАО, ул. Косыгина, 15, что является нарушением требований статей 11, 38 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 2 закона города Москвы от 12 июля 2002 года № 42 «О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве», пункта 2.5.15 Постановления Правительства Москвы от 19 мая 2015 года № 299-ПП «Об утверждении Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве», распоряжения Правительства Москвы «О мерах по информированию жителей города Москвы о производстве работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов и реконструкции зеленых насаждений» от 30.06.2004 № 1312-РП, СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.1996г. № 36.

Факт превышения нормативов допустимого уровня шума в ночное время (проверка проводилась 03.12.2020г. с 01-52ч. до 02-30ч.) подтверждается протоколом проведения измерений уровня шума от 07.12.2020г. № 376, протоколом об административном правонарушении от 14.01.2021г. № 1212-1885/2020.

Согласно протоколу проведения измерений уровня шума от 07.12.2020г. № 376 измерения производились более двух часов в период с 01-52ч. до 02-30ч., что соответствует ГОСТ 23337-2014.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Москвы от 24.06.2003г. № 480-ПП «О предоставлении данных государственного экологического мониторинга города Москвы» экологическая информация и иные данные, выдаваемые ГПБУ «Мосэкомониторинг» как на бумажных, так и на магнитных носителях, в дополнительных проверках и удостоверениях не нуждаются.

Таким   образом,   проведенные   замеры  уровня   шума   соответствуют требованиям ГОСТ23337-2014 и не требуют дополнительных подтверждений.

Суд первой инстанции правильно указал, что довод Общества о том, что в материалах дела имеются разночтения обстоятельств, на которые ссылается Административный орган в обжалуемом постановлении, не соответствуют действительности, поскольку все сведения изложенные в протоколе проведения измерений уровня шума от 07.12.2020г. № 376 соответствуют фабуле правонарушения в протоколе об административном правонарушении от 14.01.2021г. № 1212-1885/2020, на основании которого вынесено постановление о привлечении общества ООО «Фенсма» к административному правонарушению без искажения первоначальных сведений.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению Обществом требований законодательства, а также свидетельствующие о том, что оно приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлены.

На основании изложенного, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности все имеющиеся в деле доказательства и объяснения лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности Административным органом события и состава административного правонарушения, предусмотренных статьи 4.46 КоАП г. Москвы, а также вины ООО «Фенсма» в его совершении. Размер ответственности в рассматриваемом случае административным органом определен правильно, в порядке предусмотренных правил, определенных статьей 4.1 КоАП РФ в размере, установленном частью 1 статьи 4.46 КоАП г. Москвы.

Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемое Заявителем постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 09.02.2021г. №0401-127/2021/ЮЗАО является законным и обоснованным.

Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.07.2021 по делу № А40-40118/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу  – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья:                                                                М.В. Кочешкова

Судьи:                                                                                                                     Т.Т. Маркова

О.С. Сумина

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.