ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-48574/18 от 24.07.2018 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-33594/2018

г. Москва Дело № А40-48574/18

26 июля 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2018 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Суминой О.С.,

судей:

Марковой Т.Т., Кочешковой М.В.,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу "САМТ-Фонд"

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.05.2018 по делу № А40-48574/18, принятое судьей А.Б. Поляковой

по заявлению Росаккредитации

к "САМТ-Фонд"

о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя:

не явился, извещен;

от заинтересованного лица:

ФИО1 по дов. от 26.03.2018;

У С Т А Н О В И Л:

Федеральная служба по аккредитации (далее – Заявитель, Росаккредитация, административный орган) обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении Некоммерческой организации «Фонд развития сертификации спецавтотранспорта, средств механизации и технологий выполнения работ в строительстве» (далее – Ответчик, НО «САМТ-Фонд») к административной ответственности по статьей 14.48 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.05.2018г. НО «САМТ-Фонд» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.48 КоАП РФ, Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей.

НО «САМТ-Фонд» обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Ответчика при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции нарушены нормы материального права, неправильно оценены фактические обстоятельства дела.

Представитель НО «САМТ-Фонд» в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.

Росаккредитация, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направила, заявлений и ходатайств суду не представила.

Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с нормами действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Удовлетворяя заявление Росаккредитации, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по аккредитации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011г. № 845, Федеральная служба по аккредитации осуществляет полномочия по контролю за деятельностью аккредитованных лиц.

Полномочия Росаккредитации по контролю за деятельностью аккредитованных лиц закреплены статьей 27 Федерального закона от 28.12.2013г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Порядок осуществления государственного контроля установлен Федеральным законом от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона № 294-ФЗ государственный контроль (надзор) осуществляется посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Основания проведения внеплановой проверки предусмотрены частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ. Поступление в Федеральную службу по аккредитации информации о фактах несоответствия аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, фактах нарушения правил выполнения работ по сертификации и (или) фактах представления недостоверных результатов исследований (испытаний) и измерений или возможности таких нарушений, является основанием для проведения проверочных мероприятий в соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона № 412- ФЗ.

Приказом Росаккредитации от 16.10.2017г. №182-П-ВВ «О проведении внеплановой выездной проверки» с целью проверки сведений, указанных в обращениях гражданина, направленного в адрес Росаккредитации письмами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, а также результатов систематического наблюдения за исполнением аккредитованными лицами обязательных требований, было инициировано проведение внеплановой выездной проверки в отношении Некоммерческой организации «Фонд развития сертификации спецавтотранспорта, средств механизации и технологий выполнения работ в строительстве», аккредитованной в качестве органа по сертификации специальных и специализированных автотранспортных средств и услуг на автомобильном транспорте, аттестат аккредитации №РОСС RU.0001.10MT22 (далее - ОС) и испытательной лаборатории средств механизации и транспорта в строительстве «САМТ-Фонд», аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.21MT05 (далее - ИЛ).

Согласно пункту 7 Приказа №182-П-ВВ предметом проверки явилось соблюдение аккредитованным лицом (НО «САМТ-Фонд») обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Пунктом 8 Приказа №182-П-ВВ установлен срок проведения проверки с - 19.10.2017г. по 16.11.2017г.

Пунктом 13 Приказа №182-П-ВВ установлен перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проверки.

На основании приказа Росаккредитации от 16.10.2017г. №182-П-ВВ должностными лицами Управления контроля за деятельностью аккредитованных лиц Федеральной службы по аккредитации были осуществлены выходы по адресу фактического места осуществления деятельности ОС и ИЛ, указанному в Реестре аккредитованных лиц.

В ходе проведения внеплановой выездной проверки был рассмотрен протокол сертификационных испытаний (экспертизы технической документации и результатов испытаний) от 28.09.2017 N 2936/344/28/17, выданный ИЛ "САМТ-Фонд" и подтверждающий соответствие устройства звуковой сигнализации, тип KEL-MET SD-3/12V требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним", принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 60 в части Приложения 1, таблица 1.1, Правил ЕЭК ООН N 28-00.

В ходе проверки "САМТ-Фонд" также было представлено Руководство по качеству ИЛ "САМТ-Фонд" (РК ИЛ СМТС 01-07-2017), утвержденное 01.08.2017 директором САМТ-Фонд ФИО2 и руководителем ИЛ ФИО3

Нарушения, выявленные в ходе рассмотрения указанных материалов, отражены в Акте проверки от 17.11.2017 N 176-АВП и заключаются в следующем.

Пункт 4 статьи 26 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" устанавливает, что исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами).

Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации.

Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.

Из пункта 1 части 1 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" следует, что данный федеральный закон регулирует отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации, иными установленными настоящим Федеральным законом лицами в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия (за исключением работ, выполняемых органами государственной власти по оценке соответствия, работ, выполняемых органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами) по подтверждению соответствия морских судов и речных судов (за исключением маломерных судов), авиационной техники, объектов гражданской авиации).

Статьей 4 Федерального закона N 412-ФЗ определено, что аккредитация в национальной системе аккредитации - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации; критерии аккредитации - совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации; область аккредитации - сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур.

Таким образом, поскольку отношения в области оценки соответствия являются предметом технического регулирования, то и общественные отношения, связанные с соблюдением аккредитованным лицом критериев аккредитации в процессе осуществления деятельности в своей области аккредитации также входят в предмет технического регулирования.

В свою очередь, законодательство об аккредитации в части установления требований, которым должно удовлетворять аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в своей области аккредитации, является частью законодательства о техническом регулировании, что справедливо для Критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 "Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации", а также иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к аккредитованным лицам при осуществлении ими деятельности в области оценки соответствия.

В силу пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ, аккредитованные лица обязаны соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности.

Исходя из содержания части 7 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ, критериями аккредитации устанавливаются требования к системе менеджмента качества, работникам, помещениям, оборудованию, техническим средствам и иным материальным ресурсам заявителя, аккредитованного лица.

Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 помимо Критериев аккредитации также утвержден перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации.

Пунктом 17 Критериев аккредитации предусмотрено наличие системы менеджмента качества и соблюдение в деятельности лаборатории требований системы менеджмента качества, установленных в руководстве по качеству в соответствии с пунктом 23 критериев аккредитации.

Пунктом 23 Критериев аккредитации предусмотрено наличие разработанного лабораторией руководства по качеству, содержащего требования системы менеджмента качества, которое оформляется в виде единого документа или в виде совокупности документов, подписывается руководителем лаборатории, скрепляется печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя (при наличии).

Пунктом 18 Критериев аккредитации определена обязанность испытательной лаборатории соблюдать требования нормативных правовых актов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.

Согласно пункту 23.7 Критериев аккредитации, система управления документацией (правил документооборота) испытательной лаборатории в том числе должна включать в себя правила учета и документирования результатов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила формирования и внесения изменений в протоколы исследований (испытаний) и измерений, требования к содержанию таких протоколов.

В Перечень документов в области стандартизации, в том числе включен ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий".

Для того чтобы аккредитованное лицо удовлетворяло установленным Критериям аккредитации, оно сообразно своему статусу (испытательная лаборатория) обязано соблюдать положения стандартов, входящих в Перечень документов в области стандартизации. Таким образом, ИЛ "САМТ-Фонд" способно обеспечить в своей деятельности соответствие Критериям аккредитации при условии соблюдения требований ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009.

Необходимость соблюдения ИЛ требований ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, в том числе, обусловлена наличием ссылки на него в разделе 2 "Нормативные ссылки" РКИЛ.

Пунктом 1.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 предусмотрено, что данный стандарт устанавливает общие требования к компетентности лабораторий в проведении испытаний и/или калибровки, включая отбор образцов, испытания и калибровку, проводимые по стандартным методикам, нестандартным методикам и методикам, разработанным лабораторией.

Пункт 4.13.2 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 регулирует правоотношения, связанные с содержанием технических записей.

В соответствии с подпунктом 4.13.2.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, записи о первичных наблюдениях, производные записи и достаточный объем информации должны храниться в течение установленного времени в лаборатории для того, чтобы установить аудиторское заключение, записи о калибровке, записи о персонале и копии каждого протокола испытаний или выданного сертификата о калибровке. Записи о каждом испытании или калибровке должны содержать достаточно информации, чтобы обеспечить, по возможности, выявление факторов, влияющих на неопределенность, и проведение повторных испытаний или калибровки в условиях, максимально приближенных к первоначальным. Записи должны содержать сведения о персонале, ответственном за отбор образцов, проведение каждого испытания и/или калибровки и контроль результатов.

Примечанием 2 к подпункту 4.13.2.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 уточнено, что технические записи представляют собой сумму сведений (перечислены в пункте 5.4.7 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009) и информации, являющихся результатом проведения испытаний и/или калибровки и указывающих, достигнуты ли установленные показатели качества или параметры процессов.

Подпунктом 4.13.2.2 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 предписано, что наблюдения, данные и вычисления должны регистрироваться во время их проведения и идентифицироваться с конкретной задачей.

Подпунктом 5.1.1 пункта 5.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 установлено, что правильность и надежность испытаний и/или калибровки, проводимых лабораторией, определяют следующие факторы: человеческий фактор (пункт 5.2); помещения и условия окружающей среды (пункт 5.3); методики испытаний и калибровки и оценка пригодности методик (пункт 5.4); оборудование (пункт 5.5); прослеживаемость измерений (пункт 5.6); отбор образцов (пункт 5.7); обращение с объектами испытаний и калибровки (пункт 5.8).

Пункт 5.4 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 содержит в себе подпункт 5.4.7 "Управление данными".

Согласно подпункту 5.4.7.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 расчеты и передачи данных следует систематически проверять.

Протокол сертификационных испытаний (экспертизы технической документации и результатов испытаний) от 28.09.2017 N 2936/344/28/17 в разделе 5 "Результаты испытаний" содержит следующую информацию: "Звуковой сигнальный прибор издает непрерывный и монотонный звук.

При экспертизе технической документации установлено, что маркировка сообщений об официальном утверждении типа устройства звуковой сигнализации тип KEL-MET SD-3/12V нанесена в соответствии с требованиями Правил ЕЭК ООН N 28-00, см. рис. 1-2 Приложения 3 к настоящему протоколу; техническая документация оформлена правильно и в необходимом объеме; результаты ранее проведенных испытаний устройства звуковой сигнализации, тип KEL-MET SD-3/12V - положительные.".

Заключением испытателя - специалиста ИЛ СМТС "САМТ-Фонд" ФИО4, содержащегося в разделе 6 протокола сертификационных испытаний (экспертизы технической документации и результатов испытаний) от 28.09.2017 N 2936/344/28/17, установлено: "При испытаниях (экспертизы технической документации и результатов испытаний) устройств звуковой сигнализации, тип KEL-MET SD-3/12V, заводской номер б/н, ИЛ СМТС "САМТ-Фонд" установлено, что устройство звуковой сигнализации, тип KEL-MET SD-3/12V, соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним" (TP ТС 031/2012) (Приложения 1, таблица 1.1, Правила ЕЭК ООН N 28-00).".

В соответствии с содержанием статьи 2 TP ТС 031/2012 "сертификационные испытания" - испытания типового образца (образцов) трактора, прицепа или компонента, на основании результатов которых делается заключение о соответствии трактора, прицепа или компонента требованиям безопасности Технического регламента Таможенного союза; "компонент" - устройство, являющееся составной частью трактора или прицепа, поставляемое на сборочное производство или в качестве сменных (запасных) частей для трактора или прицепа, находящегося в эксплуатации, сертификация которого может проводиться отдельно от трактора или прицепа.

В силу содержания абзаца второго пункта 4 статьи 6 TP ТС 032/2012 испытания в целях сертификации проводит аккредитованная испытательная лаборатория (центр), включенная в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

Согласно подпункту 5.3.3 пункта 5 статьи 6 TP ТС 032/2012 орган по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) направляет на испытания в аккредитованную испытательную лабораторию (центр) образец (образцы) трактора, прицепа или компонента на соответствие требованиям безопасности настоящего Технического регламента Таможенного союза.

Пунктом 3.4 ГОСТ Р 51000.4-2011 "Национальный стандарт Российской Федерации. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий" установлено следующее определение: "Испытательная лаборатория: лаборатория, которая проводит испытания" Пунктом 2.3.4 ГОСТ 31894-2012 "Термины и определения в области оценки (подтверждения) соответствия в Таможенном союзе" установлено: "испытательная лаборатория (центр) в рамках Таможенного союза: Проводящая испытания организация (ее часть), аккредитованная в национальной системе аккредитации в качестве испытательной лаборатории (центра) и включенная в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.".

Пунктом 3.10 ГОСТ Р 51000.4-2011 "Национальный стандарт Российской Федерации. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий" определено: "Испытание: техническая операция, заключающаяся в определении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой".

Рассмотренный протокол испытаний от 28.09.2017 N 2936/344/28/17 не содержит в себе результатов испытаний, полученных непосредственно ИЛ при проведении испытаний, за исключением определения характера издаваемого устройством звука. В протоколе испытаний также отсутствует информация о применении средств измерений, позволяющих определить звуковые и акустические параметры звуковой сигнализации, измерение которых предусмотрено методом испытаний, изложенным в Правилах ЕЭК ООН N 28 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения звуковых сигнальных приборов и автомобилей в отношении их звуковой сигнализации".

При этом ИЛ не хранит документы, содержащие первичные технические записи, информацию о полученных результатах и условиях проведения испытаний, что не позволяет установить факт проведения ИЛ испытаний.

В ходе проведения внеплановой выездной проверки руководителем ИЛ ФИО3 дано объяснение о том, что первичные записи ведутся сотрудниками ИЛ на отдельных листах "в достаточном объеме для оформления протокола испытаний", а после оформления результатов испытаний в протокол технические записи уничтожаются.

Поскольку документы, содержащие первичные технические записи, содержащие информацию о полученных результатах испытаний, ИЛ "САМТ-Фонд" не представлены, установить факт проведения испытаний и контроля параметров окружающей среды в каждый из дней периода проведения испытаний, а также достоверность и объективность полученных в ходе испытаний результатов, невозможно.

Отсутствие записей о первичных результатах испытаний, свидетельствует об отсутствии системы обеспечения прослеживаемости испытаний и измерений, что не позволяет подтвердить наличие предусмотренного ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 фактора, гарантирующего правильность и надежность испытаний, установить объективность и достоверность результатов, полученных в ходе проведения испытаний, факт их проведения.

Таким образом, заключение, сделанное ИЛ о соответствии устройств звуковой сигнализации, тип KEL-MET SD-3/12V, заводской номер б/н, требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним" (TP ТС 031/2012) (Приложения 1, таблица 1.1, Правила ЕЭК ООН N 28-00) без фактического проведения испытаний свидетельствует о предоставлении ИЛ недостоверных результатов и необъективного заключения о соответствии продукции установленным требованиям.

В соответствии с подпунктом "с" пункта 4.1.5 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 лаборатория должна определять политику и процедуры, позволяющие обеспечить конфиденциальность информации и прав собственности ее заказчиков, включая процедуры защиты электронного хранения и передачи результатов";

Пунктом 4.7.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 установлено, что лаборатория должна сотрудничать с заказчиками или их представителями для уточнения запроса заказчика и мониторинга деятельности лаборатории в связи с выполняемой работой при условии, что лаборатория обеспечивает конфиденциальность по отношению к другим заказчикам.

Такое сотрудничество может включать в себя предоставление заказчику или его представителю разумного доступа к соответствующим участкам лаборатории, с тем чтобы наблюдать за испытаниями и/или калибровкой, проводимыми для заказчика; подготовку, упаковку и отправку образцов (проб), прошедших испытания и/или калибровку, необходимых заказчику с целью проверки.

Согласно пункту 5.3.4 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 использование участков, оказывающих влияние на качество испытаний и/или калибровки, и доступ к ним следует контролировать. Лаборатория должна установить степень контроля на основе конкретных обстоятельств.

Пунктом 23.6 Критериев аккредитации установлено, что руководство по качеству должно предусматривать наличие правил обеспечения конфиденциальности информации, в том числе поступающей от третьих лиц.

В соответствии с пунктом 4.1.1.2 РК ИЛ обязана обеспечивать конфиденциальность коммерческой или иной информации, получаемой в результате своей деятельности.

Вместе с тем, в ходе проверочных мероприятий 30.10.2017 по адресу: 143345, <...>, СТО "Спецавтотехника", установлено, что в соответствии с договором аренды от 01.10.2017 N 7А011 нежилого помещения ООО "КБ Спецавтотехника" передает в аренду в том числе часть площадью 527, 34 кв. м нежилого помещения общей площадью 1775,5 кв. м. Арендуемая часть помещения не имеет ограждений, отделяющих ее от общего пространства, но при этом на арендуемой части нежилого помещения проводятся испытания, хранятся и подготавливаются образцы продукции, а также проводятся иные мероприятия в соответствии в утвержденной областью аккредитации ИЛ "САМТ-Фонд".

Также, 30.10.2017 должностными лицами Росаккредитации было установлено присутствие в этом помещении (во время проведения испытаний) посторонних лиц, не являющихся сотрудниками ИЛ и представителями заказчиков, что подтверждается показаниями сотрудников НО "САМТ-Фонд" и опрошенных посторонних лиц.

На основании изложенного установлено нарушение пункта 17 Критериев аккредитации в части соблюдения правил, установленных системой менеджмента качества ИЛ.

Пунктом 19 Критериев аккредитации установлено требование к наличию у работников (работника) лаборатории, непосредственно выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, высшего образования, либо среднего профессионального образования или дополнительного профессионального образования по профилю, соответствующему области аккредитации; опыта работы по исследованиям (испытаниям), измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее трех лет; допуска к работам по проведению исследований (испытаний) и измерений, связанным с использованием сведений, составляющих государственную тайну (при необходимости).

Допускается наличие у работников лаборатории, непосредственно выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, опыта работы по исследованиям (испытаниям), измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее одного года, при условии выполнения ими работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям под контролем лиц, отвечающих требованиям настоящего пункта критериев аккредитации (за исключением лабораторий, проводящих сертификационные испытания средств связи и выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям оборудования для работы во взрывоопасных средах).

Пунктом 20 Критериев аккредитации установлено требование к наличию у работников, участвующих в выполнении работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям, навыков и профессиональных знаний, необходимых для выполнения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.

Подпунктом 5.2.1 пункта 5.2 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 в части технических требований, предъявляемых к персоналу испытательной лаборатории, установлено, что руководство лаборатории должно гарантировать компетентность всех, кто работает со специальным оборудованием, проводит испытания и/или калибровки, оценивает результаты и подписывает протоколы испытаний и сертификаты о калибровке. За стажерами должен быть обеспечен соответствующий надзор. Специфические задачи следует поручать персоналу с учетом соответствующего образования, подготовки, опыта и/или проявляемого мастерства.

В некоторых технических областях (например, в области неразрушающего контроля) может потребоваться, чтобы сотрудники, выполняющие некоторые задания, прошли сертификацию. Лаборатория несет ответственность за выполнение установленных требований к сертификации персонала. Требования к сертификации персонала могут быть регламентированы, введены в стандарты для конкретной технической области или предъявлены заказчиком (Примечание 1).

Персонал, ответственный за содержание протоколов испытаний, помимо соответствующей квалификации, подготовки, опыта и удовлетворительных знаний по проводимым испытаниям, должен также обладать необходимым знанием технологии производства объектов испытаний, материалов, продукции или того, как они применяются или должны применяться, а также дефектов или возможных ухудшений качества при использовании или обслуживании; знанием основных требований, содержащихся в законодательстве и стандартах; пониманием значимости обнаруженных отклонений по сравнению с нормальным использованием соответствующих изделий, материалов, продукции и др.

В ходе проверки на основании представленных документов, установлено, что часть сотрудников ИЛ, участвующих в проведении испытаний, не имеет высшего образования, либо среднего профессионального образования или дополнительного профессионального образования по профилю, соответствующему области аккредитации ИЛ, что свидетельствует о несоблюдении ИЛ "САМТ-Фонд" требований подпункта 5.1.1 пункта 5.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 в части обеспечения правильности и надежности испытаний и/или калибровки, проводимых лабораторией, а именно - ненадлежащем определении человеческого фактора в соответствии с требованиями пункта 5.2 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009.

Помимо протокола испытаний от 02.10.2017 N 2939/383/Тр/17 должностными лицами Росаккредитации, проводившими проверку, также были рассмотрены протоколы испытаний от 21.08.2017 N 2870.6/344/24/17, N 2870.5/344/24/17, N 2870.4/344/24/17, N 2870.3/344/24/17, N 2870.2/344/24/17, N 2870.1/344/24/17, от 28.09.2017 N 2936/344/28/17, от 04.09.2017 N 2893/344/Тр/17, от 21.07.2017 N 2814.2/344/Тр/17, от 21.07.2017 N 2814.3/344/Тр/17, от 02.10.2017 N 2939/383/Тр/17, выданные с нарушениями установленных требований. Аналогичность и системность выявленных нарушений свидетельствует об отсутствии у сотрудников ИЛ достаточных навыков и профессиональных знаний, необходимых для выполнения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации.

На основании выявленных несоответствий установлено несоблюдение "САМТ-Фонд" Критериев аккредитации при осуществлении своей деятельности, что свидетельствует о нарушении пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Учитывая вышеизложенные выводы и установленные актом проверки от 17.11.2017 N 176-АВП обстоятельства, результаты испытаний, проведенных ИЛ "САМТ-Фонд" по местам осуществления деятельности, указанным в реестре аккредитованных лиц и отраженные в протоколе испытаний (экспертизы технической документации и результатов испытаний) от 28.09.2017 N 2936/344/28/17, являются недостоверными и необъективными, не отвечающими критериям правильности и надежности.

Изложенные фактические обстоятельства с учетом вышеприведенных нормативных положений свидетельствуют о том, что испытательной лабораторией "САМТ-ФОНД" при выдаче протокола испытаний (экспертизы технической документации и результатов испытаний) от 28.09.2017 N 2936/344/28/17 не были соблюдены требования, установленные TP ТС 031/2012, Критериями аккредитации, РК ИЛ, Правилами ЕЭК ООН N 28-00, что свидетельствует представлении испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных и необъективных результатов исследований (испытаний) и измерений продукции.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 14.48 КоАП РФ.

По факту выявленных нарушений в отношении "САМТ-Фонд" 02.02.2018 г. составлен протокол об административном правонарушении по ст. 14.48 КоАП РФ.

Согласно ч. 3 ст. 23.1 КАП РФ рассмотрение дел об административном правонарушении по ст. 14.48 КоАП РФ, отнесено к подведомственности арбитражных судов.

При составлении протокола об административном правонарушении требования ст. 28.1, 28.4, 28.2 КоАП РФ административным органом были соблюдены.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ на дату принятия судебного акта не истек.

Доводы заинтересованного лица о нарушении Росаккредитацией при проведении внеплановой выездной проверки требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" обосновано отклонены судом первой инстанции.

Судом первой инстанции правильно учтено, что результаты проверки не были оспорены ответчиком в судебном порядке. Иные доводы НО «САМТ-Фонд» по настоящему делу судом рассмотрены и отклонены как необоснованные, не подтвержденные материалами дела.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявления Росаккредитации.

Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда города Москвы от 03.05.2018 по делу № А40-48574/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: О.С. Сумина

Судьи: Т.Т. Маркова

М.В. Кочешкова

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.