ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-58583/19 от 26.06.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-27944/2019

г. Москва                                                                                Дело № А40-58583/19

  июля 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме июля 2019 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                  Л.А. Москвиной,

судей:

ФИО1, ФИО2,

при ведении протокола             

секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № 13 апелляционную жалобу ООО "ПОЖСТАНДАРТ"

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.04.2019 по делу № А40-58583/19 (153-325)

по заявлению Федеральной службы по аккредитации

к ООО "ПОЖСТАНДАРТ" ( ОГРН  <***>)

о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя:

ФИО3 по дов. от 12.03.2019;

от ответчика:

не явился, извещен;

У С Т А Н О В И Л:

Федеральная служба по аккредитации (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности ООО "ПОЖСТАНДАРТ" (далее – ответчик, Общество) по ст. 14.48 КоАП РФ.

Решением суда от 17.04.2019 ООО "ПОЖСТАНДАРТ" привлечено к административной ответственности на основании ст. 14.48 КоАП РФ и наложен на него административный штраф в размере 400 000 руб. При вынесении данного решения суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении заявителем процедуры привлечения общества к административной ответственности и доказанности в действиях последнего события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.48 КоАП РФ.

С решением суда ООО "ПОЖСТАНДАРТ" не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Указал на неверное толкование и применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011г. №12 «О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 №228-ФЗ «О внесении изменений в АПК РФ», рассмотрел дело в отсутствие указанного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.

Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, в целях проверки сведений, содержащихся в письме Управления по контрразведывательному обеспечению кредитно-финансовой сферы Службы экономической безопасности Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - Управление «К» СЭБ ФСБ России) от 26.09.2018 № 8/К/3/2877, мотивированном представлении от 11.10.2018 № 3-04/7148, на основании приказа Федеральной службы по аккредитации от 12.10.2018 № 245-П-ВВ «О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя» (далее - приказ от 12.10.2018 № 245-П-ВВ) с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по аккредитации от 18.10.2018 № 260, Управлением контроля за деятельностью аккредитованных лиц Федеральной службы по аккредитации (далее - Росаккредитация) проведена внеплановая выездная проверка) в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ПожСтандарт» (далее - ООО «ПожСтандарт», аккредитованного в национальной системе аккредитации Российской Федерации в качестве органа по сертификации (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц № ТРПБ.RU.ПБ57, далее - ОС) и в качестве испытательной лаборатории (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц № ТРПБ.RU.ИН37, далее - ИЛ).

Установленные в ходе проведения внеплановой выездной проверки и зафиксированные в акте проверки от 14.11.2018 № 238-АВП, результаты испытаний, отраженные в протоколе испытаний дляцелейсертификации от 08.05.2018 ПИПБ0111/05-2018, являются недостоверными, поскольку не отвечают критериям правильности и надежности,  что свидетельствует о наличии в действияхООО«ПожСтандарт»состава административного  правонарушения, предусмотренного статьей 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного сотрудниками Росакрекдитации сделан вывод о совершенииООО"ПОЖСТАНДАРТ"административногоправонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п. 95 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции национального органа Российской Федерации по аккредитации вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.48 КоАП РФ.

В связи с указанными обстоятельствами 01.02.2019 Начальником Управления контроля за деятельностью аккредитованных лиц Федеральной службы по аккредитации ФИО4 в отсутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью «ПожСтандарт», извещенного в установленном законом порядке, был составлен протокол об административном правонарушении № 16/2019 по ст. 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ. Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут явиться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. №10, судом не установлено.

В соответствии с ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В рассматриваемом случае судом первой инстанции, вопреки доводам ответчика, дана надлежащая правовая оценка собранным по делу доказательствам, которую поддерживает и апелляционный суд.

При этом, суд правомерно указал на то, что в соответствии с Положением о Федеральной службе по аккредитации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845, Федеральная служба по аккредитации (далее - Росаккредитация) осуществляет федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц (пункт 5.1.7).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее -Федеральный закон № 412-ФЗ) к полномочиям Росаккредитации как национального органа по аккредитации относится осуществление федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц.

Частью 2 статьи 27 Федерального закона № 412-ФЗ установлено, что внеплановые проверки при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц проводятся по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также по следующим основаниям:

1) мотивированное представление должностного лица национального органа по аккредитации по результатам рассмотрения, в том числе предварительной проверки, информации о фактах нарушения законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, допущенного экспертной группой при проведении экспертизы, по результатам которой национальным органом по аккредитации принято решение об аккредитации или о подтверждении компетентности;

2) поступление в национальный орган по аккредитации информации о фактах несоответствия аккредитованного лица требованиям законодательства) Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, фактах нарушения правил выполнения работ по сертификации и (или) фактах представления недостоверных результатов исследований (испытаний) и измерений или возможности таких нарушений;

3) поступление от аккредитованного лица отчета об устранении несоответствий критериям аккредитации, выявленных в соответствии с пунктами 2 и 3 части 19 статьи 24 настоящего Федерального закона;

4) получение от аккредитованного лица уведомления об устранении выявленного несоответствия его деятельности требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по аккредитации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845, Росаккредитация осуществляет полномочия по контролю за деятельностью аккредитованных лиц.

Полномочия Росаккредитации по контролю за деятельностью аккредитованных лиц закреплены в статье 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее - Федеральный закон № 412-ФЗ).

Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, в целях проверки сведений, содержащихся в письме Управления по контрразведывательному обеспечению кредитно-финансовой сферы Службы экономической безопасности Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - Управление «К» СЭБ ФСБ России) от 26.09.2018 № 8/К/3/2877, мотивированном представлении от 11.10.2018 № 3-04/7148, на основании приказа Федеральной службы по аккредитации от 12.10.2018 № 245-П-ВВ «О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя» (далее - приказ от 12.10.2018 № 245-П-ВВ) с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по аккредитации от 18.10.2018 № 260, Управлением контроля за деятельностью аккредитованных лиц Федеральной службы по аккредитации (далее - Росаккредитация) проведена внеплановая выездная проверка) в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ПожСтандарт» (далее - ООО «ПожСтандарт», аккредитованного в национальной системе аккредитации Российской Федерации в качестве органа по сертификации (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц № ТРПБ.RU.ПБ57, далее - ОС) и в качестве испытательной лаборатории (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц № ТРПБ.RU.ИН37, далее - ИЛ).

Во исполнение положений части 16 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ уведомление о проведении внеплановой выездной проверки по адресам мест осуществления деятельности ОС и ИЛ ООО «ПожСтандарт» (115280, Россия, <...>, Россия, <...>, Россия, <...>) было направлено в адрес / ООО «ПожСтандарт» письмом Росаккредитации от 16.10.2018 № 318-У с приложением заверенной копии приказа Росаккредитации о проведении внеплановой выездной проверки от 12.10.2018 № 245-П-ВВ. Указанное письмо направлено почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также посредством электронной почты на электронный адрес «info@pojstandart.ru», указанный в реестре аккредитованных лиц.

В период с 17.10.2018 по 14.11.2018 уполномоченными должностными лицами Управления контроля за деятельностью аккредитованных лиц были осуществлены выходы по адресам (115280, Россия, <...>, Россия, <...>, Россия, <...>), указанным в Реестре аккредитованных лиц в качестве адресов фактического осуществления деятельности ОС и ИЛ.

Пунктом 7 приказа от 12.10.2018 № 245-П-ВВ установлено, что предметом проверки являлось соблюдение аккредитованным лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В процессе проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с пунктами 11, 13 приказа от 12.10.2018 № 245-П-ВВ, были рассмотрены протоколы испытаний, выданные ИЛ ООО «ПожСтандарт» для целей оценке соответствия продукции, документы системы менеджмента качества ИЛ, в том числе Руководство по качеству ИЛ ООО «ПожСтандарт» СМК ИЛ-01.РК.01/05-2017 «Редакция № 5» (далее - РК ИЛ), документированная процедура «Управление испытательным и измерительным оборудованием» СМК ИЛ-02.ДП. 13/02-2017 «Редакция № 2» (далее - СМК ИЛ-02.ДП. 13/02-2017), документированная процедура «Порядок проведения работ по испытаниям» СМК ИЛ-02.ДП.09/02-2017 «Редакция № 02» (далее - СМК ИЛ02.ДП.09/02-2017), документированная процедура «Управление компетентностью персонала» СМК ИЛ-02.ДП.08/04-2017 «Редакция № 04» (далее - СМК ИЛ- 02.ДП.08/04-2017), документы по оснащенности ИЛ средствами измерений, испытательным оборудованием, стандартными образцами. Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки уполномоченными сотрудниками Росаккредитации также был осуществлен анализ документов, подтверждающих соответствие испытательного оборудования и средств измерений требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Нарушения, выявленные в ходе осуществления внеплановой выездной проверки ООО «ПожСтандарт», зафиксированы в акте проверки от 14.11.2018 № 238-АВП и заключаются в следующем.

Статьей 4 Федерального закона № 412-ФЗ определено, что аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также - аккредитация) - это подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации; критерии аккредитации - это совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации. Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 утверждены Критерии аккредитации и перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (далее - Критерии аккредитации). Пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона № 412-ФЗ в отношении аккредитованных лиц установлена обязанность соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности.

Согласно части 7 статьи 13 Федерального закона № 412-ФЗ критериями аккредитации устанавливаются требования к системе менеджмента качества, работникам, помещениям, оборудованию, техническим средствам и иным материальным ресурсам заявителя, аккредитованного лица.

Пункт 17 Критериев аккредитации предусматривает наличие у аккредитованной испытательной лаборатории системы менеджмента качества и соблюдение в деятельности лаборатории требований системы менеджмента качества, установленных в руководстве по качеству в соответствии с пунктом 23 настоящих критериев аккредитации.

В силу пункта 18 Критериев аккредитации установлена обязанность наличия у аккредитованной испытательной лаборатории нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, а также соблюдение лабораторией требований данных документов.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) установлено, что подтверждение соответствия осуществляется в целях: удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, документам по стандартизации, условиям договоров; содействия приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг; повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках; создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Пункт 4 статьи 26 Федерального закона № 184-ФЗ устанавливает, что аккредитованнаяиспытательнаялаборатория(центр) оформляетрезультаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.

Из приведенных норм следует, что испытательные лаборатории, будучи аккредитованными в национальной системе аккредитации, проводя испытания (исследования) продукции для целей оценки (подтверждения) соответствия, априори призваны соблюдать и обеспечивать публичные (общественные) интересы; основным объективированным результатом деятельности испытательных лабораторий является представление для целей оценки (подтверждения) соответствия результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции, оформленных протоколами испытаний, что означает официальное подтверждение испытательной лабораторией безопасности такой продукции для потребителя.

В процессе рассмотрения представленных ООО «ПожСтандарт» в соответствии со статьей 13 приказа от 12.10.2018 № 245-П-ВВ документов и сведений в том числе был рассмотрен протокол испытаний от 08.05.2018 № ПИПБ0111/05-2018, выданный ИЛ для целей сертификации.

Объект испытаний: выключатель автоматический для защиты от сверхтоков, товарного знака «1ЕК», тип ВА47-60, номинальным током 60А, на номинальное переменное напряжение 400В, выпускаемый в соответствии с Национальным стандартом Китая GD 10963.1-2005.

Протокол испытаний утвержден заместителем руководителя ИЛ ООО «ПожСтандарт» ФИО5

Испытания проводил инженер-испытатель ФИО6 Согласно разделу 3 протокола испытаний от 08.05.2018 № ПИПБ0111/05-2018 основанием для проведения работ являлось направление в аккредитованную испытательную лабораторию от 22.08.2018 № 03180/ИК1. В пункте 9 «Нормативная документация на заявленную продукцию» протокола идентификации продукции от 26.03.2018, оформленном ОС и переданном в ИЛ, указано: «ГОСТ Р 50345-2010 «Аппаратура малогабаритная электрическая. Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Автоматические выключатели для переменного тока» п.п. 8.4, 8.10, 8.11, прил. ДБ п. 1.1».

В разделе 3 протокола испытаний от 08.05.2018 № ПИПБ0111/05-2018 указано, что целью испытаний являлось определение в соответствии с требованиями подпунктов 8.4, 8.10, 8.11 ГОСТ Р 50345-2010 «Аппаратура малогабаритная электрическая. Автоматические выключатели для "защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Автоматические выключатели для переменного тока» (далее- ГОСТ Р 50345- 2010), пунктом 1.1 Приложения «ДБ» показателей:

- испытание на стойкость против аномального нагрева и огня (испытание раскаленной проволокой);

 - испытание на стойкость к воздействию открытого пламени; - испытание на определения сравнительного и контрольного индексов трекингостойкости во влажной среде;

- метод испытания давлением шарика.

В ходе проведения внеплановой выездной проверки ООО «Пожстандарт» и рассмотрения представленных ООО «ПожСтандарт» в соответствии с требованием пункта 13 приказа от 12.10.2018 № 245-П-ВВ документов и сведений выявлены следующие факты, указывающие на недостоверность результатов испытаний, содержащихся в выданном ИЛ для целей сертификации протоколе испытаний от 08.05.2018 № ПИПБ0111/05-2018.

Подпунктами «а» и «б» пункта 23.9 Критериев аккредитации предусмотрено наличие правил управления оборудованием для проведения исследований (испытаний) и измерений, включающих идентификацию каждой единицы оборудования и программного обеспечения (в том числе наименование изготовителя, идентификацию типа и серийного номера или другую уникальную идентификацию), а также определение места нахождения оборудования (при необходимости).

Пункт 23 Критериев аккредитации предусматривает наличие разработанного лабораторией руководства по качеству, содержащего требования системы менеджмента качества, которое оформляется в виде единого документа или в виде совокупности документов, подписывается руководителем лаборатории, скрепляется печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя (при наличии).

Приказом Минэкономразвития от 30.05.2014 № 326, которым утверждены Критерии аккредитации, также утвержден Перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие требованиям аккредитации, в который включен ГОСТ ИСО/МЭК 17025 - 2009 «Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» (далее - ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009).

Согласно абзацу первому РК ИЛ ООО «ПожСтандарт» руководство по качеству является основополагающим документом системы менеджмента качества ИЛ ООО «ПожСтандарт».

Абзацем вторым РК ИЛ ООО «ПожСтандарт» установлено, что содержание руководства по качеству разработано с учетом требований пункта 23 Приказа Минэкономразвития России № 326 и ГОСТ Р ИСО МЭК 17025-2009.

 Пунктом 1 раздела 4 РК ИЛ установлено, что основной целью в области качества деятельности ИЛ является обеспечение максимальной достоверности и точности результатов испытаний, являющихся свидетельством компетентности ИЛ при выполнении работ в рамках области аккредитации испытательной лаборатории.

Пунктом 3 раздела 4 РК ИЛ установлена обязанность руководства и работников ИЛ соблюдать Критерии аккредитации, действовать в соответствии с ГОСТ Р ИСО МЭК 17025-2009.

Пунктом 1.1 раздела 1 ГОСТ Р ИСО МЭК, 17025-2009 установлено, что настоящий стандарт устанавливает общие требования к компетентности лабораторий в проведении испытаний и/или калибровки, включая отбор образцов, испытания и калибровку, проводимые по стандартным методикам, нестандартным методикам и методикам, разработанным лабораторией.

Согласно пункту 5.1.1 раздела 5 ГОСТ Р ИСО МЭК 17025-2009 правильность и надежность испытаний и/или калибровки, проводимых лабораторией, определяют следующие факторы: человеческий фактор (см. 5.2); помещения и условия окружающей среды (см. 5.3); методики испытаний и калибровки и оценка пригодности методик (см. 5.4); оборудование (см. 5.5); прослеживаемость измерений (см. 5.6); отбор образцов (см. 5.7); обращение с объектами испытаний и калибровки (см. 5.8).

Учитывая юридико-техническую презумпцию соответствия содержания нормативного акта его наименованию, для того чтобы аккредитованное лицо удовлетворяло установленным Критериям аккредитации, оно сообразно своему статусу обязано соблюдать положения стандартов, входящих в названный перечень. Следовательно, аккредитованная испытательная лаборатория способна обеспечить в своей деятельности соответствие Критериям аккредитации только при условии соблюдения требований ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009.

Подпунктом 5.10.1 пункта 5.10 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 предусмотрено, что результаты каждого испытания, калибровки или серии испытаний шли калибровок, проведенных лабораторией, должны быть сообщены точно, четко, недвусмысленно и объективно в соответствии со всеми специальными инструкциями, содержащимися в методиках проведения испытания или калибровки.

Согласно подпункту 5.5.2 пункта 5.5 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 оборудование и его программное обеспечение, используемые для проведения испытаний, калибровки и отбора образцов, должны обеспечивать требуемую точность и соответствовать техническим требованиям, предъявляемым к данным испытаниям и/или калибровке.

Подпунктом 5.5.4. пункта 5.5 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 установлено, что каждая единица оборудования и ее программное обеспечение, используемые при проведении испытаний и калибровки и оказывающие влияние на результат, должны, если это практически осуществимо, быть однозначно идентифицированы.

В силу подпункта 5.5.5 пункта 5.5 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 каждая единица оборудования и ее программное обеспечение, существенные для проведения испытаний и/или калибровки, должны быть зарегистрированы. Записи должны включать в себя в том числе идентификацию каждой единицы оборудования и ее программного обеспечения.

Частью 2 статьи 1 Федерального закона, от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Федеральный закон № 102-ФЗ) установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

В соответствии с  пунктом 14 части 3 статьи 1 Федерального закона № 102-ФЗ сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при выполнении работ по оценке соответствия продукции и иных объектов обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона № 102-ФЗ установлено, что в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

Пунктом 14 РК ИЛ установлено, что для проведения испытаний в соответствии с областью аккредитации ИЛ обеспечена необходимыми средствами измерений, испытательным и вспомогательным оборудованием, на основании договоров аренды, что обеспечивает соответствие ИЛ пункту 21 Критериев аккредитации, устанавливающего требования к наличию на законном основании, предусматривающем право пользования испытательного оборудования и средств измерений, необходимых для проведения работ по испытаниям. Испытательное оборудование и средства измерений, используемые при проведении испытаний, сведения об определяемых характеристиках, показателях точности, типе средств измерений, приведены в соответствующих формах Паспорта ИЛ. Во исполнение требований пунктов 23.9, 23.13, 23.21 Критериев аккредитации в ИЛ разработаны правила управления испытательным оборудованием и средствами измерений, используемыми при проведении испытаний продукции. Управление осуществляется в соответствии с документированнойпроцедуройСМКИЛ-02.ДП.13/02-2017«Управление испытательным и измерительным оборудованием». Управление испытательным оборудованием и средствами измерений осуществляется с целью обеспечения их постоянной пригодности для выполнения измерений, проведения испытаний продукции с требуемой точностью.

Процедура управления испытательным и измерительным оборудованием устанавливает: правила транспортирования средств измерений и испытательного оборудования в места осуществления деятельности ИЛ; правила хранения испытательного оборудования и средств измерений; метод идентификации единиц испытательного оборудования с указанием следующей информации: наименование организациисобственника оборудования, тип, заводской номер, результат аттестации, срок следующей аттестации, подпись ответственного лица и дата аттестации; обязательное условия наличия и соблюдение требований паспорта на оборудование и управлению оборудованием, которые являются обязательной составляющей комплекта закупки или предмета аренды; правила проведения первичной/периодической аттестации испытательного оборудования, поверки/калибровки средств измерений; порядок проведения технического обслуживания оборудования; порядок регистрации сведений о повреждениях, неисправностях, ремонте оборудования, если таковые имели место; управления испытательным оборудованием и средствами измерений: график поверки средств измерений, график аттестации испытательного оборудования и т.п.

Управление арендованным испытательным и измерительным оборудованием в части транспортировки, обеспечения наличия по месту использования актуальной эксплуатационной документации, составления графиков поверки/аттестации оборудования, своевременного метрологического обеспечения, технического обслуживания и ремонта оборудования, ведения соответствующих записей осуществляет арендодатель в соответствии с договором аренды.

Инженеры-испытатели выполняют работы на оборудовании строго в соответствии с эксплуатационной документацией. Обязательным условием эксплуатации оборудования является наличие актуального свидетельства о поверке/аттестации оборудования.

Пунктом 4.8 СМК ИЛ-02.ДП. 13/02-2017 предусмотрено, что каждая единица испытательного оборудования идентифицируется. На корпус испытательного оборудования приклеивается этикетка, содержащая наименование организациисобственника оборудования, тип, заводской номер, результат аттестации, срок следующей аттестации, подпись ответственного лица и дата аттестации. Форма этикетки приведена в Приложении 1 настоящей процедуры. Каждое средство измерения так же идентифицируется, на корпус СИ крепится этикетка, содержащая информацию о наименовании организации-собственника, типе, заводском номере, дате и результатах поверки и дате следующей поверки. На этикетке ставится подпись лица ответственного за поверку СИ. Форма этикетки представлена в Приложении 2.

При рассмотрении документов системы менеджмента качества ИЛ выявлено, что указанными документами не установлены правила идентификации программного обеспечения.

Одновременно в ходе проверки оснащенности ИЛ средствами измерений (далее - СИ) и рассмотрения формы по оснащенности ИЛ СИ установлено, что в указанных документах не идентифицировано программное обеспечение в том числе следующих средств измерения: измеритель комбинированный Testo 416 (информация о программном обеспечении указана в документах об утверждении типа средств измерений, а именно - в описании типа средств измерений, в том числе с регистрационным номером 17273-11); термометр инфракрасный Testo 845 (информация о программном обеспечении указана в документах об утверждении типа средств измерений, а именно - в описании типа средств измерений, в том числе с регистрационным номером 51475-12); прибор комбинированный Testo 610 (информация о программном обеспечении указана в документах об утверждении типа средств измерений, а именно - в описании типа средств измерений, в том числе с регистрационным номером 53505-13); измеритель-регулятор микропроцессорный 2ТРМ0 (информация о программном обеспечении указана в документах об утверждении типа средств измерений, а именно - в описании типа средств измерений, в том числе с регистрационным номером 17023-08); измеритель дифференциального давления Testo 512 (информация о программном обеспечении указана в документах об утверждении типа средств измерений, а именно - в описании типа средств измерений, в том числе с регистрационным номером 47453-11); приборы для измерения геометрических параметров многофункциональные Константа К5 (информация о программном обеспечении указана в документах об утверждении типа средств измерений, а именно - в описании типа средств измерений, в том числе с регистрационным номером 18106-13); измерительрегулятор программныйТРМ251 (информация о программном обеспечении указана в документах об утверждении типа средств измерений, а именно - в описании типа средств измерений, в том числе с регистрационным номером 38551-08); прибор для измерения и регулирования температуры многоканальный Термодат 13К5 (информация о программном обеспечении указана в документах об утверждении типа средств измерений, а именно - :в описании типа средств измерений, в том числе с регистрационным номером 17602-15).

Согласно информации, указанной в разделе 5 протокола испытаний от 08.05.2018 № ПИПБ0111/05-2018, при проведении испытаний были использованы следующие средства измерений, программное обеспечение которых не идентифицировано: измеритель потока воздуха «TESTO 416» № 02150190, прибор комбинированный «TESTO-610» (термогигрометр) № 39222967/105, что указывает на нарушение ИЛ требований подпунктов 5.5.4, 5.5.5 пункта 5.5 ГОСТ ИСО/МЭК 17025- 2009 в части применения при проведении испытаний для целей сертификации, по результатам которых оформлен протокол испытаний от 08.05.2018 № ПИПБ0111/05- 2018, средств измерения, программное обеспечение которых не идентифицировано.

В ходе проверки установлено, что невозможно идентифицировать оборудование, имеющееся в ИЛ, по заводским номерам, указанным непосредственно на оборудовании, с Паспортом ИЛ и документами, подтверждающими соответствие средств измерений требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении средств измерений, и документами, подтверждающими пригодность испытательного оборудования для проведения испытаний в соответствии с документами, содержащимися в утвержденной области аккредитации ИЛ.

Формой по оснащенности ИЛ СИ определено место установки или хранения СИ. Вместе с тем в ходе проверки по адресу места осуществления деятельности ИЛ: 142211, РОССИЯ, <...>, представители не продемонстрировали наличие всего оборудования, которое в соответствии с формами по оснащенности располагается по указанному адресу. Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о применении ИЛ при проведении испытаний для целей сертификации средств измерений с неидентифицированным программным обеспечением в нарушение требований подпункта 5.1.1 пункта 5.1, подпунктов 5.5.4, 5.5.5 пункта 5.5 ГОСТ ИСО/МЭК 17025- 2009, части 1 статьи 9 Федерального закона № 102-ФЗ, пунктов 8, 14 РК ИЛ, что свидетельствует о недостоверности результатов, представленных в протоколе испытаний от 08.05.2018 № ПИПБ0111/05-2018.

Пунктом 23.12. Критериев аккредитации предусмотрено наличие у аккредитованной испытательной лаборатории наличие правил обеспечения и контроля надлежащих внешних условий для осуществления деятельности лаборатории (температура, влажность воздуха, освещенность, уровень шума и иные внешние  условия, оказывающие влияние на качество результатов исследований (испытаний) и измерений (в зависимости от области аккредитации), включающих: а) сведения о конкретных показателях внешних условий, в том числе допустимых отклонениях от них, а также технических требованиях к помещениям; б) правила периодического документирования и контроля показателей, характеризующих состояние внешних условий, в том числе правила предотвращения влияния внешних условий, не соответствующих установленным требованиям, на результаты конкретных исследований (испытаний) и измерений и иных работ, проводимых лабораторией.

Подпунктом 5.1.1 пункта 5.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 помещения и условия окружающей среды (п. 5.3) названы в качестве самостоятельных факторов, определяющих правильность и надежность испытаний, проводимых лабораторией.

Согласно подпункту 5.3.1 пункта 5.3 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 условия проведения испытаний и/или калибровки, в частности источники энергии, освещение и окружающая среда, должны быть такими, чтобы обеспечивалось правильное проведение испытаний и/или калибровки. Лаборатория должна обеспечить, чтобы условия окружающей среды не приводили к недостоверным результатам или не оказывали неблагоприятного воздействия на требуемое качество любого измерения. Особое внимание должно быть уделено тем случаям, когда отбор образцов и испытания и/или калибровки проводятся не в стационарных помещениях лаборатории. Технические требования к помещениям и условиям окружающей среды, которые могут оказать влияние на результаты испытаний и калибровки, должны быть документированы.

Подпунктом 5.3.2 пункта 5.3 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 установлено, что лаборатория должна контролировать и регистрировать условия окружающей среды в соответствии с техническими требованиями, методиками и процедурами, если они влияют на качество результатов. Особое внимание следует уделять, например, биологической стерильности, пыли, электромагнитным помехам, радиации, влажности, электроснабжению, температуре, уровню шума и вибрации применительно к соответствующей технической деятельности. Испытания и калибровка должны быть прекращены, если условия окружающей среды подвергают опасности результаты испытаний и/или калибровки.

В силу подпункта 5.3.6 пункта 5.3 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 должны быть приняты меры по обеспечению порядка и чистоты в лаборатории. При необходимости должны быть разработаны специальные процедуры.

Подпунктом 5.5.6 пункта 5.5 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 установлено, что в лаборатории должны быть процедуры по безопасному обращению, транспортированию, хранению, использованию и плановому обслуживанию измерительного оборудования с целью обеспечения надлежащего функционирования и предупреждения загрязнения или порчи.

Пунктом 4.7 СМК ИЛ-02.ДП. 13/02-2017 установлено, что средства измерений и оборудование содержатся в помещениях ИЛ, в которых поддерживаются внешние условия, обеспечивающие их защиту от коррозии, порчи и преждевременного износа (температура, чистота, уровень влажности, размещение и пр.). Температурные условия поддерживаются за счет отопительной системы и системы кондиционирования. В помещениях ИЛ регулярно проводится уборка, предотвращающая вероятность загрязнения оборудования.

В ходе проверки установлено, что средства измерений испытательное и вспомогательное оборудование сильно загрязнено, уборка в помещениях ИЛ не проводится.

Вышеизложенное свидетельствует о проведении ИЛ сертификационных испытаний, результаты которых изложены в протоколе для целей сертификации от 08.05.2018 № ПИПБ0111/05-2018, в загрязненных помещениях, не отвечающих требованиям подпунктов 5.3.1, 5.3.6 пункта 5.3 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, пункта 4.7 СМК ИЛ-02.ДП. 13/02-2017 об исключении неблагоприятного воздействия окружающей среды на результаты проводимых испытаний.

Пунктом 18 РК ИЛ в том числе установлено, что в соответствии требованием подпункта «а» 23.12 Критериев аккредитации сведения помещениях ИЛ, их площади, назначении, характеристиках температуры, освещенности, уровня шума, помех, их допустимых значениях, наличии специального оборудования приведены в Паспорте ИЛ. В соответствии требованием подпункта «б» 23.12 Критериев аккредитации параметры окружающей среды в помещениях, в которых проводятся испытания, поддерживается в состоянии, соответствующем требованиям НД на испытания исключающем отрицательные воздействия на результаты испытаний неблагоприятное влияние на требуемую точность. Помещения, оборудованные для проведения испытаний, защищены от таких отрицательных воздействий, как вибрация, шум, наличие влаги. В местах осуществления деятельности ИЛ при планировании, подготовке и проведении испытаний инженером-испытателем регистрируются параметры окружающей среды для обеспечения их соответствия установленным требованиям. Зарегистрированные показатели фиксируются в «Журнале регистрации параметров окружающей среды рабочего помещения» (Приложение 7 СМК ИЛ-02.ДП.09/02-2017 «Порядок проведения работ по испытаниям»).

Пунктом 4.4.1 СМК ИЛ-02.ДП.09/02-2017 в том числе установлено, что испытания проводятся в соответствии с нормативными документами, устанавливающими порядок проведения испытаний.

Согласно пункту 4.4.4 СМК ИЛ-02.ДП.09/02-2017 при проведении испытаний соблюдаются температурные и иные условия проведения испытаний, установленные в соответствующих методиках. Параметры окружающей среды регистрируются в «Журнале регистрации параметров окружающей среды рабочего помещения». Форма журнала приведена в Приложении 6 настоящей процедуры.

Согласно разделу «Условия проведения испытаний» пункта 7.1 протокола испытаний для целей сертификации от 08.05.2018 № ПИПБ0111/05-2018 испытания проводились 20.04.2018 при следующих значениях параметров окружающей среды: температура воздуха, °С.... 17; атмосферное давление, кПа.. ..99,5; относительная влажность, %....54.

В разделе «Условия проведения испытаний» пункта 7.2 протокола испытаний для целей сертификации от 08.05.2018 № ПИПБ0111/05-2018 испытания проводились 25.04.2018 при следующих значениях параметров окружающей среды: температура воздуха, °С.... 17; атмосферное давление, кПа....98,8; относительная влажность, %....56.

В разделе «Условия проведения испытаний» пункта 7.3 протокола испытаний для целей сертификации от 08.05.2018№ ПИПБ0111/05-2018 указано, что испытания проводились 17.04.2018 при следующих значениях параметров окружающей среды: температура воздуха, °С.... 18; атмосферное давление, кПа....99,7; относительная влажность, %....56.

В разделе «Условия проведения испытаний» пункта 7.4 протокола испытаний для целей сертификации от 08.05.2018№ ПИПБ0111/05-2018 указано, что испытания проводились 07.05.2018 при следующих значениях параметров окружающей среды: температура воздуха, °С.... 17; атмосферное давление, кПа.... 100,1; относительная влажность, %....56.

В ходе проведения проверочных мероприятий ИЛ не представлен Журнал регистрации параметров окружающей среды рабочего помещения, подтверждающий соблюдение ИЛ требования о контроле условий окружающей среды при проведении испытаний.

Соответственно, в нарушение требований пункта 18 РК ИЛ, пунктов 4.4.1, 4.4.4 СМК ИЛ-02.ДП.09/02-2017, подпункта 5.3.2 пункта 5.3 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 отсутствие объективных данных, подтверждающих осуществление ИЛ контроля и фиксации условий окружающей среды при проведении испытаний, а также несоблюдение требований подпункта 5.3.6 пункта 5.3, подпункта 5.5.6 пункта 5.5 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 в части поддержания надлежащих условий проведения испытаний и состояния средств измерений, гарантирующих точность и надежность полученных результатов испытаний, что свидетельствует о недостоверности результатов испытаний, указанных в протоколе испытаний от 08.05.2018 № ПИПБ0111/05-2018.

К числу обязательных требований к ИЛ относится соблюдение пункта 21 Критериев аккредитации, который устанавливает требование к обязательному наличию по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации, в том числе по месту осуществления временных работ, на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, помещений, испытательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также иных технических средств и материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.

В результате рассмотрения форм по оснащенности ИЛ средствами измерений, испытательным оборудованием и вспомогательным оборудованием, осмотра помещений ИЛ по адресам мест осуществления деятельности (142201, РОССИЯ, <...>, РОССИЯ, <...>) выборочного анализа области аккредитации ИЛ, исходя из методикоориентированной модели области аккредитации любой испытательной лаборатории, обусловленной положениями Федерального закона № 412-ФЗ, Федерального закона № 184-ФЗ, приказа Минэкономразвития России от 23.05.2014 № 288 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации», ГОСТ Р 51000.4-2011 «Национальный стандарт Российской Федерации. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий», ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, установлено следующее.

Подпунктом 5.5.1 пункта 5.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 оборудование указано в качестве самостоятельного критерия, определяющего правильность и надежность испытаний и/или калибровки, проводимых лабораторией. Пунктом 14 РК ИЛ в том числе установлено, что для проведения испытаний в соответствии с областью аккредитации ИЛ обеспечена необходимыми средствами измерений, испытательным и вспомогательным оборудованием, на основании договоров аренды, что обеспечивает соответствие ИЛ пункту 21 Критериев аккредитации, устанавливающего требования к наличию на законном основании, предусматривающем право пользования испытательного оборудования и средств измерений, необходимых для проведения работ по испытаниям.

Пунктом 2.3 Руководящего документа РД 50-286-81 «Методические указания. Система государственных испытаний продукции. Обеспечение единства испытаний. Основные положения», разработанными и введенными в действие 13 Постановлением Госстандарта СССР от 22.12.1981 № 5574 (далее - РД 50-286-81), установлено, что испытания продукции должны проводиться по программам и аттестованным методикам испытаний на аттестованном испытательном оборудовании и с применением поверенных средств измерений в аттестованных испытательных подразделениях.

Согласно п. 2.6 РД 50-286-81 аттестованное испытательное оборудование должно обеспечивать воспроизведение необходимых условий испытаний с нормированной точностью. ГОСТ 16504-81 «Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения», введенный постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 08.12.1981 № 5297 (далее - ГОСТ 16504-81) установлено, что испытания - это экспериментальное определение количественных и (или) качественных характеристик свойств объекта испытаний как результата воздействия на него, при его функционировании, при моделировании объекта и (или) воздействий.

ГОСТ 16504-81 определено, что испытательное оборудование - это средство испытаний, представляющее собой техническое устройство для воспроизведения условий испытаний; аттестация испытательного оборудования - определение нормированных точностных характеристик испытательного оборудования, их соответствия требованиям нормативно-технической документации и установление.

Пунктом 4.1 ГОСТ Р 51672-2000 «Метрологическое обеспечение испытаний продукции для целей подтверждения соответствия. Основные положения», утвержденного постановлением Госстандарта России от 22.11.2000 № 311-ст (далее -ГОСТ Р 51672-2000), установлено, что основная цель метрологического обеспечения испытаний - получение достоверной измерительной информации о значениях показателей качества и безопасности продукции.

Пунктом 5.5 ГОСТ Р 51672-2000 установлено, что испытательное оборудование должно быть аттестовано в соответствии с ГОСТ Р 8.568 с учетом требований нормативных документов на методы испытаний.

Согласно разделу 3 протокола испытаний от 08.05.2018 № ПИПБ0111/05-2018 целью проведения испытаний являлось определение в соответствии с требованиями подпунктов 8.4, 8.10, 8.11 ГОСТ Р 50345-2010, пункта 1.1 приложения «ДБ» к ГОСТ Р 50345-2010 показателей: испытание на стойкость против аномального нагрева и огня (испытание раскаленной проволокой); испытание на стойкость к воздействию открытого пламени; испытание на определения сравнительного и контрольного индексов трекингостойкости во влажной среде; метод испытания давлением шарика.

Пунктом 8.4.1 раздела 8.4 «Превышение температуры» ГОСТ Р 50345-2010 установлено, что превышение температуры частей выключателя, указанное в таблице 6, измеренное при условиях, определенных в 9.8.2, не должно превосходить предельных значений, установленных в данной таблице.

В абзаце первом раздела 9.2 «Условия испытаний» установлено, выключатель устанавливают отдельно, вертикально, на открытом воздухе при температуре окружающей среды от 20 °С до,25 °С, если не указано иное, вместе, защищенном от чрезмерного внешнего нагрева или охлаждения.

Согласно пункту 9.8.2 раздела 9.8 ГОСТ Р 50345-2010 ток, равный In, при любом подходящем напряжении пропускают одновременно через все полюса выключателя в течение времени, достаточного для того, чтобы превышение температуры достигло установившегося значения, либо в течение условного времени, выбирают то, что больше. Практически это условие достигается, когда изменение превышения температуры не превосходит 1 К за 1 ч. Для четырехполюсных выключателей с тремя защищенными полюсами испытание вначале проводят пропусканием заданного тока только через три защищенных полюса. Затем испытание повторяют, пропуская тот же ток через полюс, предназначенный для присоединения нейтрали, и соседний защищенный полюс.

В ходе проверки установлено, что в ИЛ отсутствует испытательное оборудование, необходимое для реализации метода испытаний, изложенного в пункте 9.8.2 ГОСТ Р 50345-2010, также информация о применении при проведении испытаний такого испытательного оборудования в разделе 5 протокола испытаний для целей сертификации от 08.05.2018 № ПИПБО111/05-2018 отсутствует.

Пунктом 8.10 ГОСТ Р 50345-2010 установлено, что выключатели должны быть достаточно термостойкими. Соответствие проверяют испытанием по 9.14.

Подпунктом 9.14.1 пункта 9.14 ГОСТ Р 50345-2010 предусмотрено, что образцы без съемных крышек при их наличии выдерживают 1 ч в камере тепла при температуре (100±2) °С; съемные крышки при их наличии выдерживают в течение 1 ч в камере тепла при температуре (70±2) °С. Во время испытаний образцы не должны претерпевать изменений, препятствующих их дальнейшей эксплуатации, а заливочный компаунд при его наличии не должен вытечь настолько, чтобы открылись части, находящиеся под напряжением. После испытания и естественного охлаждения образцов приблизительно до комнатной температуры находящиеся под напряжением части, которые были недоступны, должны оставаться недоступными при монтаже, как в нормальных условиях эксплуатации, даже если применяют стандартный испытательный палец с усилием не более 5 Н. После испытания маркировка должна оставаться четкой. Обесцвечивание, вздутия или незначительные смещения заливочного компаунда не учитывают, если при этом не снижается безопасность, требования к которой установлены настоящим стандартом.

В силу подпункта 9.14.2 пункта 9.14 ГОСТ Р 50345-2010 наружные части АВДТ, выполненные из изоляционного материала и предназначенные для удержания в нужном положении токопроводящих частей или частей защитной цепи, подвергают испытанию давлением шарика с помощью устройства, приведенного на рисунке 16, исключая, где это применимо, изоляционные части, необходимые для удержания в нужном положении выводов для защитных проводников, смонтированных в коробке, которые необходимо испытывать согласно 9.14.3. Подлежащую испытанию часть устанавливают на стальной опоре так, чтобы предназначенная для испытания поверхность оказалась в горизонтальном положении, и к этой поверхности с усилием 20 Н 1 прижимают стальной шарик диаметром 5 мм.

Испытание проводят в камере тепла при температуре (125±2) °С. Через 1 ч шарик снимают с образца, образец охлаждают в течение 10 с. до приблизительно комнатной температуры путем погружения в холодную воду. Измеренный отпечаток шарика не должен превышать 2 мм в диаметре. Подпунктом 9.14.3 пункта 9.14 ГОСТ Р 50345-2010 наружные части АВДТ из изоляционных материалов, не предназначенные для удержания в нужном положении токопроводящих частей или частей защитной цепи, даже если они находятся в контакте с последними, подвергают испытанию давлением шарика в соответствии с 9.14.2, но при температуре более высокой из двух: либо (70±2) °С, либо (40±2) °С плюс наибольшее превышение температуры соответствующей части, определенное при испытании по 9.8.

В ходе проверки установлено, что в ИЛ отсутствует камера тепла и стандартный испытательный палец, необходимые для реализации метода испытаний, изложенного в пункте 9.14 ГОСТ Р 50345-2010, а информация о применении при проведении испытаний такого испытательного оборудования в разделе 5 протокола испытаний для целей сертификации от 08.05.2018 № ПИПБ0111/05-2018 отсутствует.

Кроме того в ходе рассмотрения протокола испытаний для целей сертификации от 08.05.2018 № ПИПБ 0111/05-2018 установлено, что в разделе 7.2 указанного протокола испытаний содержатся результаты испытаний продукции на стойкость в воздействию открытого пламени FV (ПВ): Пламя - вертикальный образец.

Согласно пп. ДБ.2.2.1 пункта ДБ.2.1 приложения «ДБ» (обязательное) к ГОСТ Р 50345-2010 метод проведения испытаний на стойкость к воздействию пламени горелки Бунзена частей материалов выключателей установлен в пункте ДБ.2.2.3.

Подпунктом ДБ.2.2.3 пункта ДБ.2.2 установлено, что методика проведения испытания - в соответствии с ГОСТ 28779 (метод FVB)).

Пунктом 6 ГОСТ 28779-90 (МЭК 707-81) «Материалы электроизоляционные твердые. Методы определения воспламеняемости под воздействием источника зажигания», утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 12.12.90 № 3116 (далее - ГОСТ 28799-90), установлено, что для проведения испытаний используют камеру объемом 1 м без воздушной тяги. Камера должна быть снабжена вентилятором для удаления продуктов горения, которые могут быть токсичными. Вентилятор должен отключаться на время испытания и включаться сразу после его проведения.

В ходе проверки установлено, что в ИЛ отсутствует испытательная камера, необходимая для реализации метода испытаний, изложенного в ГОСТ 28779-90 (МЭК 707-81) «Материалы электроизоляционные твердые. Методы определения воспламеняемости под воздействием источника зажигания», также информация о применении при проведении испытаний такого испытательного оборудования в разделе 5 протокола испытаний для целей сертификации от 08.05.2018 № ПИПБ0111/05-2018 отсутствует.

В разделе 7.3 протокола испытаний для целей сертификации от 08.05.2018 № ПИПБ0111/05-2018 содержатся результаты испытаний по определению сравнительного и контрольного индексов трекингостойкости.

Пунктом 5.4 ГОСТ 27473-87 (МЭК 112-79) (СТ СЭВ 6463-88) «Материалы электроизоляционные твердые. Метод определения сравнительного и контрольного индексов трекингостойкости во влажной среде», утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 17.11.87 № 4188 (далее - ГОСТ 27473-87), установлены следующие требования к испытательным растворам:

Раствор А. (0,1±0,002)% по массе хлорида аммония (NHC1) в дистиллированной или деионизированной воде. Удельное сопротивление при (23±1) °С составляет (395±5) Ом см.

Раствор В. (0,1 ±0,002)% по массе хлорида аммония и (0,5±0,002)% массе сульфонат-натрий-алкил-нафталена в дистиллированной или деионизированной воде. Удельное сопротивление при (23±1) °С составляет (170±5) Ом-см.

Раствор А является предпочтительным.

В качестве более агрессивного загрязняющего вещества применяют раствор В. Для обозначения раствора В после величины СИТ и КИТ следует ставить букву «М» (например, СИТ 250М).

Когда используют другие растворы, а не растворы А и В, это указывают в протоколе испытаний, причем результаты не обозначают СИТ и КИТ.

Пунктом 4.6 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 в том числе установлено, что в лаборатории должны быть установлены политика и процедура(ы) по выбору и приобретению необходимых услуг и запасов, влияющих на качество испытаний и/или калибровки. Должны существовать процедуры по приобретению, получению и хранению реактивов и материалов, расходуемых при проведении испытаний и калибровке. Лаборатория должна обеспечивать сохранность полученных запасов, реактивов и расходных материалов, влияющих на качество испытаний и/или калибровки, до тех пор, пока они не будут проконтролированы или другим образом оценены как соответствующие стандартным техническим условиям (спецификациям) или требованиям, установленным методиками для данных испытаний и/или калибровки. Эти используемые услуги и запасы должны соответствовать установленным требованиям. Записи о действиях, предпринятых с целью проверки соответствия, должны сохраняться.

Вместе с тем в ходе проверки установлено, что в ИЛ отсутствуют испытательные растворы, а также реактивы, используемые для их приготовления, необходимые для реализации метода испытаний, изложенного в 4 ГОСТ 27473-87, также ИЛ не представлена информация, подтверждающая приобретение, получение и хранение реактивов.

Одновременно установлено, что по адресам мест осуществления деятельности ИЛ отсутствует устройство для измерения и контроля температуры восьмиканальное типа УКТ38-Щ4.ТП № 06078111002253877, указанное в формах по оснащенности ИЛ средствами измерений и, согласно разделу 5 протокола испытаний от 08.05.2018 № ПИПБ0111/05-2018, примененное при проведении испытаний продукции для целей сертификации.

Установлено, что ИЛ в нарушение требований пункта 21 Критериев аккредитации, пункта 4.6 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, пункта 14 РК ИЛ выдан протокол испытаний от 08.05.2018 № ПИПБ0111/05-2018 при отсутствии необходимых материальных ресурсов, в том числе испытательного оборудования, средства измерения и химических реактивов, необходимых для реализации методов испытаний, что свидетельствует о предоставлении ИЛ недостоверных результатов испытаний в протоколе испытаний для целей сертификации от 08.05.2018№ ПИПБ0111/05-2018.

Учитывая вышеизложенные фактические обстоятельства, установленные в ходе проведения внеплановой выездной проверки и зафиксированные в акте проверки от 14.11.2018 № 238-АВП, результаты испытаний, отраженные в протоколе испытаний дляцелейсертификации от 08.05.2018 № ПИПБ0111/05-2018, являются недостоверными,  поскольку  не  отвечают  критериям   правильности  и  надежности,  что свидетельствует о наличии в действияхООО«ПожСтандарт»состава административного правонарушения, предусмотренного  статьей 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст. 14.48 КоАП РФ представление испытательной лабораторией(центром)дляцелейоценки(подтверждения)соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения является установленный порядок, связанный с требованиями по проведению исследований и предоставлению результатов таких исследований.

Объективнаясторонаправонарушения,выражается в представлении испытательной лабораторией для целей оценки (подтверждения) соответствия заведомо необъективных результатов исследований.

Субъектом правонарушения является  ООО "ПОЖСТАНДАРТ", т.е. лицо, на которое возложена обязанность представления достоверных и объективных результатов исследований.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом доказано наличие в действиях ООО "ПОЖСТАНДАРТ" события вмененного административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.14.48 КоАП РФ, что подтверждается материалам дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обстоятельства, указанные в частях 1 или 2 ст. 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность, в материалы дела не представлено и судом не установлено.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у административного органа имелись законные основания для привлечения ответчика к административной ответственности, административным органом был соблюден установленный порядок привлечения к ответственности, в связи с чем, отсутствуют нарушения норм материального и процессуального права при вынесении оспариваемого постановления.

Довод жалобы о нарушении судом норм процессуального права в связи с тем, что суд перешел к рассмотрению дела из предварительного судебного заседания в основное при наличии возражений ответчика, признается несостоятельным.

Бесспорных оснований полагать, что суд первой инстанции перешел к рассмотрению дела по существу при наличии возражений ответчика, не явившегося в заседание суда, лишив его тем самым возможности защитить свои права и законные интересы, заявить свои возражения по делу и представить их обоснование, апелляционным судом также не установлено.

Определением от 13.03.2019 участники процесса извещены о возможности рассмотрения дела по существу в судебном заседании суда первой инстанции непосредственно после завершения предварительного судебного заседания при отсутствии возражений сторон.

Данное определение было в порядке ст. 121, 122 АПК РФ направлено ответчику почтовой связью заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу его местонахождения применительно к ст. 54 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 27 (абз. 2) Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству", если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в случае соблюдения требований ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Наличие указанных возражений является основанием для отмены судебного акта в том случае, если рассмотрение дела судом первой инстанции без их учета привело или могло привести к принятию неправильного решения. В данном случае таких обстоятельств не установлено. Апелляционная жалоба не содержит доводов по существу заявленных требований, свидетельствующих о неправомерности принятого судом первой инстанции решения.

Следует отметить, что представитель ответчика для участия в заседании суда апелляционной инстанции также не явился. Данное обстоятельство также свидетельствует об отсутствии со стороны суда первой инстанции нарушений норм процессуального права, способных привести к принятию неправильного решения.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к ссылкам на уже исследованные и оцененные надлежащим образом судом первой инстанции доказательства и обстоятельства.

Возражения ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем тех, которые суд изложил в настоящем судебном акте.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда города Москвы от 17.04.2019 по делу № А40-58583/19  оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья                                                                  Л.А. Москвина

Судьи                                                                                                           Е.В. ФИО1

ФИО2

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.