ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Город Москва Дело № А40-68012/13
Резолютивная часть постановления объявлена 21.08.2014 года
Полный текст постановления изготовлен 28.08.2014 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Л.А. Тутубалиной,
судей: Т.В. Федосеевой, А.Л. Новосёлова
при участии в заседании:
от истца – ФИО1, дов. от 14.03.2014,
от ответчика – ФИО2, дов. от 23.09.2013, ФИО3, дов. от
15.07.2013,
рассмотрев 21 августа 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу
ГКУ «ИС района Бирюлево Восточное»
на решение от 21 августа 2013 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Каревой Н.Ю.,
на дополнительное решение от 27 февраля 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Каревой Н.Ю.,
на постановление от 22 апреля 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Веклич Б.С., Овчинниковой С.Н., Тетюк В.И.,
по иску ООО «Строй Трест»
к ГКУ «ИС района Бирюлево Восточное»
о взыскании задолженности, пени, расходов на оплату услуг представителя,
УСТАНОВИЛ:
ООО «СтройТрест» обратилось с исковым заявлением к ГКУ города Москвы «Инженерная службы района Бирюлево Восточное» о взыскании 4 045 000 руб. задолженности и 135 912 руб. пени по государственному контракту № 6/13-КС от 29.12.2012, а также взыскании 97 000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
Решением суда от 21.08.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014, с Государственного казенного учреждения города Москвы «Инженерная служба района Бирюлево Восточное» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «СтройТрест» взысканы 4 045 000 рублей задолженности, 135 912 руб. пени, 44 490 руб. госпошлины и 20 000 рублей расходов на оплату услуг представителя.
ГКУ города Москвы «Инженерная служба района Бирюлево Восточное» обратилось со встречным исковым заявлением к ООО «СтройТрест» о взыскании 4 045 000 руб. неустойки по государственному контракту № 6/13-КС от 29.12.2012 за некачественное выполнение работ, оказание услуг.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 20.08.2013 встречное исковое заявление и приложенные к нему документы возвращены ГКУ города Москвы «Инженерная служба района Бирюлево Восточное».
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2013 определение Арбитражного суда города Москвы от 20.08.2013 отменено с передачей вопроса на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении встречный иск принят к производству суда.
Поскольку к моменту направления вопроса по встречному иску на новое рассмотрение первоначальный иск был рассмотрен по существу, но решение суда не вступило в законную силу, в соответствии с частью 1 статьи 178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции рассмотрел встречный иск с принятием дополнительного решения.
Дополнительным решением суда от 27.02.2014 в удовлетворении встречного иска отказано.
При этом суды исходили из доказанности истцом фактов задолженности ответчика в оплате выполненных истцом работ, и недоказанности ответчиком нарушений истцом договорных обязательств о качественном выполнении работ.
Не согласившись с принятыми решением, дополнительным решением и постановлением, ответчик подал кассационную жалобу, просит их отменить в связи с нарушением норм материального права, несоответствием изложенных в них выводов обстоятельствам дела и принять новый судебный акт.
Ответчик ссылается на то, что судом неправильно определена природа взаимоотношений сторон, как подрядных, считает, что между сторонами имели место отношения по возмездному оказанию услуг, в связи с чем применение статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации является ошибочным.
Ответчик указывает, что вопросы качества оказания услуг фактически не исследованы, не применены условия пунктов 3.3, 3.8 и 4.2.22 договора, Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 № 1018, что повлекло ошибочные выводы судов.
Как считает ответчик, суд подменил понятие проверка работ понятием приемка работ, не учел положения пункта 1 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, ответчик указывает на нарушение судом статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, что привело к фактическому уменьшению штрафных санкций до 0 % без заявления истцом о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и без учета раздела 7 контракта.
Не учтено судом, по мнению ответчика, несоблюдение истцом претензионного порядка разрешения спора, в связи с чем не применена часть 1 статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о возложении судебных расходов на истца.
Ответчик указывает на то, что в большей части решения суда не содержат мотивов, по которым суд отверг те или иные доводы ответчика. Доводы ответчика о наличии доказательств некачественного выполнения услуг и работ не рассмотрены судом и им не дана оценка, не учтены положения нормативных актов субъекта о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы с населением.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Заслушав стороны, рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции считает дополнительное решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части дополнительного решения суда подлежащими отмене с направлением дела в части встречного иска на новое рассмотрение, с оставлением без изменения решения суда первой инстанции по первоначальному иску и постановления апелляционного суда в этой части в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 29.12.2012 между истцом (подрядчик) и ответчиком (заказчик) заключен государственный контракт №6/13-КС на выполнение работ по комплексному содержанию придомовых и дворовых территорий, внутриквартальных проездов района Бирюлево Восточное гjhjlfМосквы в соответствии с техническим заданием, календарным планом, сметной документацией и нормативно-правовыми актами.
Пунктом 2.2 контракта установлена его цена – 43 727 782,01 руб. Срок выполнения работ по контракту предусмотрен с 01.01.2013 по 31.12.2013 (пункт 8.2 контракта).
Судами правильно установлены юридически значимые обстоятельства по первоначальному иску о выполнении истцом обязательств по контракту в части работ по этапам 1, 2, 3 на основании двусторонних актов от 31.01.2013 №2, от 28.02.2013 №2, от 31.03.2013 №3 на общую сумму 12 360 538,64 руб., частичном выполнении ответчиком обязательств по оплате работ и наличии задолженности в оплате работ по указанным этапам в размере 4 045 000 руб., о нарушении ответчиком договорных сроков оплаты работ, влекущем начисление пени на основании пункта 7.5. контракта из расчета 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки, что составляет 43 568,13 руб.
С учетом изложенного, выводы судов о наличии правовых оснований для взыскания по первоначальному иску долга по оплате работ и пени основаны на совокупности имеющихся в материалах дела доказательств и соответствуют закону.
Суды квалифицировали правоотношения сторон как подрядные.
Учитывая предмет контракта и конкретные виды подлежащих выполнению работ и оказанию услуг, контракт включает в себя не только возмездное оказание услуг, но и выполнение работ, результат по которым является овеществленным (например, уборка и вывозка снега в зимний период, текущий ремонт дворовых территорий и внутриквартальных проездов), следовательно, нормы, регулирующие подрядные отношения судами применены правильно.
Дополнительное решение суда по встречному иску и постановление апелляционного суда в отношении дополнительного решения подлежат отмене в связи со следующим.
В соответствии с контрактом подрядчик обязан качественно и в установленный срок выполнять работы в соответствии с условиями контракта, техническим заданием и календарным планом (пункт 4.2.1), в строгом соответствии с требованиями перечисленных в пункте 4.2.3 контракта Правил и Инструкций.
Согласно пункту 7.2 контракта за каждое выявленное нарушение условий контракта подрядчик может быть оштрафован на 1% от установленной стоимости работ, подлежащих оплате за отчетный период (месяц), в котором допущено нарушение.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не может согласиться с выводом судов об отказе в удовлетворении встречного иска, поскольку данный вывод сделан без учета условий контракта (пунктов 3.3, 3.4, 3.4.1, 3.5, 4.2.22, , 5.1.3, 5.1.107.2), правовых актов субъекта – Города Москвы, перечисленных в пункте 4.2.3 контракта, при необоснованном признании ненадлежащими доказательствами актов оперативных ежедневных проверок, проводимых заказчиком самостоятельно согласно пункту 3.3 контракта, материалов с портала «Наш город», обязанность реагирования подрядчика на которые прямо предусмотрена контрактом (пункт 4.2.22).
В соответствии с пунктом 3.4 контракта оценка качества выполнения работ производится в соответствии с контрактом, нормативными и нормативно-правовыми актами, нормами, регламентами, правилами, инструкциями, стандартами, действующими на момент выполнения работ.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции признает ошибочным вывод суда о непринятии в качестве надлежащих доказательств оценки качества услуг и работ односторонних актов обследования по уборке дворовых территорий.
Составление таких односторонних актов стороны предусмотрели условиями контракта (пункт 3.3).
Согласно пункту 3.3. контракта оценка качества выполнения работ осуществляется в форме еженедельных комиссионных и оперативных ежедневных проверок, проводимых заказчиком, с участием представителей ОАТИ или заказчиком самостоятельно. При этом могут приниматься во внимание обращения граждан по вопросам выполнения работ по контракту, а также фото- и видео- материалы, поступивших из различных источников в распоряжение заказчика.
Согласно пункту 3.5 результаты проверок оформляются актом проверки, а пунктом 3.6 контракта предусмотрено, что результаты проверок могут оформляться с применением средств видео и фотофиксации нарушений с точным указанием места нарушения и времени его выявления.
При этом контрактом не предусмотрено предварительное уведомление подрядчика о еженедельных комиссионных и оперативных ежедневных проверках. На то они и оперативные ежедневные проверки, чтобы проверять качество оказываемых услуг по ежедневной санитарной уборке территории, результат которых невозможно передать заказчику.
Действия заказчика по проверке оказания услуг и выполнения работ в любое время предусмотрены и законом, статьей 715 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом также безосновательно не приняты во внимание сведения с портала «Наш город».
Государственная информационная система города Москвы "Наш город. Программа развития Москвы" (gorod.mos.ru) (далее –портал) введена постановлением Правительства Москвы от 15.04.2013 N 234-ПП "Об интерактивном взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы с населением города Москвы" в целях обеспечения участия граждан в управлении городским хозяйством и развитии города Москвы.
Постановлением установлено, что данный портал является инструментом интерактивного взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с населением города Москвы и обеспечивает возможность размещения на нем пользователями сообщений по соответствующей тематике.
Сообщения пользователей, поступающие на портал, являются обязательными к рассмотрению и принятию необходимых мер всеми органами исполнительной власти города Москвы, к чьей компетенции относится соответствующее сообщение, и рассматриваются в порядке, отличном от порядка, установленного Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (пункт 1.3 постановления).
В пункте 4.2.22 контракта стороны предусмотрели обязанности подрядчика в случае поступления жалобы на портал «Наш город» относительно ненадлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств. В таком случае подрядчик обязан незамедлительно провести совместное с заказчиком и/или иным представителем органа исполнительной власти г. Москвы обследование соответствующей территории, составить акт, а также устранить замечания заявителя, если они подпадают под действия настоящего контракта, собственными силами.
Следовательно, условия данного пункта контракта согласованы сторонами с учетом указанного постановления Правительства Москвы.
При этом, вывод суда о том, что вышеуказанные действия (предусмотренные этим пунктом контракта) не были произведены истцом по встречному иску, является ошибочным.
Данным пунктом контракта обязанность незамедлительного проведения совместно с заказчиком и/или иным представителем органа исполнительной власти г. Москвы обследования соответствующей территории, составления акта и устранения замечаний заявителя возложена не на заказчика (истца по встречному иску), а на подрядчика.
Учитывая изложенное, выводы судов, что заказчиком не представлены доказательства, которые бы подтвердили наличие недостатков в работах, принятых без замечаний, а также что ссылка заказчика на официальный портал «Наш город» несостоятельна, поскольку вышеуказанный сайт является площадкой для взаимодействия физических лиц с государственными и муниципальными органами в отношении любых вопросов, возникающих у граждан, а, следовательно, отнести их к контракту, заключенному между истцом и ответчиком, не представляется возможным, противоречат материалам дела.
Все сведения с портала представлены в материалы дела на бумажных носителях, в них имеются сведения об адресах некачественной уборки территории и других нарушениях, соотносимых с адресами обслуживаемых подрядчиком территорий. Жалобы сопровождаются материалами проверок по сообщениям, обращениям граждан, в том числе по ряду проверок имеются двусторонние акты заказчика и подрядчика по результатам проверок. Данные доказательства подлежат оценке судом при разрешении спора по встречному иску с учетом указанных условий контракта и постановления Правительства Москвы.
На основании таких актов ежедневных оперативных проверок, а также жалоб населения района на портале «Наш город», с результатами их проверок, фото-, видео-материалов, заказчиком были начислены штрафные санкции, предъявленные во встречном иске.
Вывод судов о подтверждении выполнения работ и оказания услуг со 100% качеством в спорные периоды подписанными сторонами актами сдачи-приемки этапов работ, составленными согласно пункту 3.7 контракта, сделан без учета всей совокупности имеющихся в материалах дела доказательств и иных условий контракта.
Пунктом 3.4.1 контракта предусмотрено, что подписание заказчиком актов и иных документов по приемке работ не лишает его права представлять подрядчику возражения по объему, качеству и стоимости работ, в том числе по результатам проведенных уполномоченными контрольными органами проверок использования средств бюджета города Москвы.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что дополнительное решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в отношении дополнительного решения суда не являются законными и обоснованными, в связи с чем, и в соответствии с частями 1-3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные судебные акты подлежат отмене.
Так как для принятия обоснованного и законного решения по встречному иску требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в отмененной части в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 названного Кодекса подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении встречного иска необходимо учесть изложенное, всесторонне и полно установить юридически значимые обстоятельства дела, дать надлежащую правовую оценку имеющимся в деле доказательствам в их совокупности и взаимной связи, проверить в полном объеме доводы сторон и при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права принять законное и обоснованное решение.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом кассационной инстанции не рассматривается. В силу абзаца 2 части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Дополнительное решение Арбитражного суда города Москвы от 27 февраля 2014 года об отказе в удовлетворении встречного иска и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2014 года в части оставления без изменения указанного дополнительного решения отменить.
Дело в части встречного иска направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 августа 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2014 года по делу № А40-68012/13 в части оставления без изменения указанного решения суда оставить без изменения.
Председательствующий судья Л.А. Тутубалина
Судьи: Т.В. Федосеева
ФИО4