ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-100783/19 от 22.09.2021 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва

29 сентября 2021 года Дело № А41-100783/19

Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2021 года.

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,

судей: Гречишкина А.А., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от истца: Чичкова Е.Н., доверенность от 30.12.2020;

от ответчиков: представители не явились, извещены;

от третьих лиц: представители не явились, извещены;

рассмотрев 22 сентября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу

ответчика - Рослесхоза

на решение от 02 апреля 2021 года

Арбитражного суда Московской области,

на постановление от 21 июня 2021 года

Десятого арбитражного апелляционного суда

по делу № А41-100783/19

по иску Администрации Одинцовского городского округа

о внесении изменений в сведения ГКН и установлении границ земельного участка

к Рослесхозу, Управлению Росреестра по Московской области,

третьи лица: ИЛАН РАН, Мособлкомлес, ГКУ МО «Мособллес», ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Московской области, МКУ «Служба кладбищ»,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Одинцовского городского округа (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Рослесхозу, Управлению Росреестра по Московской области (далее - Управление) (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений) о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) путем установления границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010215:1191, площадью 30.560+/-1.369 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, с. Ромашково, ул. Советская, уч. 43В, территория «Кладбище Ромашковское» (стр. 10 заключения эксперта ООО «Элит Хаус Гео» от 17.03.2020):

Имя точки

X, м

V, м

Н6

Н7

Н8

Н9

Н10

Н11

Н12

Н13

Н14

Н15

Н16

Н17

Н18

Н19

Н20

Н21

Н22

Н23

Н24

Н25

Н26

Н27

Н28

Н29

Н30

Н31

Н32

Н33

Н34

Н35

Н36

Н37

Н38

Н39

Н40

Н41

Н42

Н43

Н44

Н45

Н46

О внесении изменений в ЕГРН путем установления границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010215:368, площадью 35.237+/-3.499 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе с. Немчиновка (стр. 14 заключения эксперта ООО «Элит Хаус Гео» от 17.03.2020):

Имя точки

X, м

V, м

Н46

Н45

Н44

Н43

Н42

Н41

Н40

Н39

Н38

Н37

Н36

Н35

Н34

Н33

Н32

Н31

Н30

Н29

Н28

Н27

Н26

Н25

Н24

Н23

Н22

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ИЛАН РАН, Мособлкомлес, ГКУ МО «Мособллес», ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Московской области и МКУ «Служба кладбищ».

Решением Арбитражного суда Московской области от 02 апреля 2021 года исковые требования к Рослесхозу удовлетворены, в удовлетворении требований к Управлению отказано.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Рослесхоз обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.

Ответчики и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на территории Одинцовского городского округа по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, с. Ромашково, ул. Советская, уч. 43В, расположено кладбище, площадью 24.463+/-27 кв.м (земельный участок с кадастровым номером 50:20:0010215:1191).

Захоронения на указанной территории кладбища производилась с 1990 года, кладбище существует уже более 200 лет, внесено в Единый реестр кладбищ, расположенных на территории Московской области, а также в реестр собственности муниципального образования Одинцовского городского округа за номером У258.015032, что подтверждается выпиской от 05.06.2019 № 2.13/839 из реестра муниципального имущества.

Согласно пункту 5 Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014 № 1178/52 (далее - Порядок), земельные участки, находящиеся под объектами похоронного назначения, а также здания, строения и сооружения, расположенные на территории объектов похоронного назначения, должны быть оформлены в государственную или муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с указанным Порядком МКУ «Служба кладбищ» приступило к формированию земельного участка с целью дальнейшей его постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности.

23.11.2018 между СКУ «Служба кладбищ» и ООО «Вента» заключен муниципальный контракт № 23/11/2018-3 на геодезические работы в отношении кладбища Ромашковское городского поселения Одинцово.

Заключением установлено, что при проведении геодезических работ в рамках муниципального контракта выявлено, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010215:1191, закрепленные на местности объектом искусственного происхождения (забором), не соответствуют сведениям ЕГРН в части границы, смежной с земельным участком с кадастровым номером 50:20:0010215:368.

Земельный участок с кадастровым номером 50:20:0010215:368 представляет собой участок земель лесного фонда для ведения лесного хозяйства и научных исследований, площадью 39.975 кв.м, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации и находящийся на праве постоянного бессрочного пользования у ИЛАН РАН.

Несоответствие фактических границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010215:1191 сведениям ЕГРН о местоположении границ данного земельного участка привело к пересечению фактических границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010215:368 и смежного с ним земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010215:1191 на площади 4.718 кв.м.

В связи с наличием пересечения с землями лесного фонда администрация не может оформить права на указанный земельный участок.

Администрация направила в адрес Рослесхоза и Управления претензию от 20.09.2019, в которой просила внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) в части указания координат поворотных точек местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010215:368 путем исключения из его состава части земельного участка в границах наложения, согласно геодезическим данным, указанным в заключении кадастрового инженера ООО «Вента» от 11.09.2019.

Рослесхоз письмом от 11.10.2019 сообщил, что оснований для изменения границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010215:368 не имеется.

Управление письмом от 23.10.2019 сообщило, что исправление сведений ГКН в отношении вышеуказанных земельных участков возможно на основании заявления правообладателя.

На основании указанных обстоятельств администрация обратилась в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.

Судами установлено, что из содержания выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010215:1191 следует, что земельный участок расположен по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, с. Ромашково, ул. Советская, уч. 43В, площадь 24.463+/-27 кв.м, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования - размещение кладбища, дата постановки на кадастровый учет - 18.06.2013, правообладатель - муниципальное образование Одинцовский городской округ Московской области, дата регистрации права - 28.05.2014, находится в постоянном (бессрочном) пользовании МКУ «Служба кладбищ».

Из содержания выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010215:368 следует, что адресом является: Московская область, Одинцовский район, в районе с. Немчиновка, площадь 39.975 кв.м, дата постановки на кадастровый учет - 08.02.2008, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - для ведения лесного хозяйства и научных исследований, правообладатель - Российская Федерация, дата регистрации права - 11.06.2015, находится в постоянном (бессрочном) пользовании ИЛАН РАН.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.

Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление № 10/22), и абзаца 2 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 54 «О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество».

Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.

В соответствии с пунктом 5.20(3) Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.

Предметом доказывания по делам об установлении границ земельных участков являются, в том числе факт и момент возникновения у истца права на земельный участок, факт наложения границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику.

Суды установили, что в рассматриваемом случае права администрации на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0010215:1191 подтверждены следующим.

Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 137-ФЗ) установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; - земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27.09.2013 № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;

- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;

- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 1).

В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; - земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;

- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 2).

В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли (пункт 3).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ), местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона № 8-ФЗ, создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона № 8-ФЗ, выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения.

Согласно пункту 4 статьи 16 Федерального закона № 8-ФЗ, предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 5 статьи 16 Федерального закона № 8-ФЗ, размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.

Соответственно, как правомерно отметили суды, для того, что бы предоставлять участок земли на кладбище, соответствующий субъект должен обладать каким-либо правом на соответствующую территорию.

Кроме того, независимо от разрешения вопроса о том, на каком праве соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления владеет и в силу какого права распоряжается земельным участком, на котором расположено кладбище, данный орган имеет законные основания для формирования, установления местоположения границ земельного участка под кладбище и постановки такого участка на кадастровый учет.

Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.

Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона № 8-ФЗ, решение о создании других мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются.

Места погребения могут быть: по принадлежности - государственные, муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские; по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.

Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона № 8-ФЗ установлено, что общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Из анализа статьи 9 Закона Московской области от 17.07.2007 № 115/2007-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Московской области» следует, что в ведении органов исполнительной государственной власти Московской области находится только Московское областное мемориальное кладбище.

Суды правомерно заключили, что из совокупности приведенных положений следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:20:0010215:1191, занимаемый захоронениями общественного кладбища и ранее выделенный под него, на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона № 137-ФЗ находится в муниципальной собственности, и право на данный земельный участок является разграниченным в силу закона.

Суды указали, что в целях определения границ земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, с. Ромашково, ул. Советская, уч. 43В, фактически занятого захоронениями и необходимого для использования кладбища, а также в целях определения, существует ли наложение земельного участка, фактически занятого захоронениями, на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 50:20:0010215:368, администрацией заявлено ходатайство о проведении судебной землеустроительной экспертизы.

Определением суда первой инстанции от 11.03.2020 назначено проведение судебной землеустроительной экспертизы. Проведение судебной экспертизы поручено эксперту экспертной организации ООО «Элит Хаус Гео» Маковееву И.Б.

На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:

1. Определить площадь и границы земельного участка (с указанием координат поворотных точек), расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, с. Ромашково, ул. Советская, уч. 43В, фактически занятого захоронениями и необходимого для использования по назначению кладбища с учетом санитарных норм и обеспечения доступа к нему.

2. С учетом ответа на вопрос № 1 установить, соответствует ли граница земельного участка, фактически занятая кладбищем, границам земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010215:1191.

3. В случае, если граница земельного участка, определенная при ответе на вопрос № 1, не совпадает с границей земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010215:1191, внесенной в ЕГРН, установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010215:1191 с указанием площади и координат поворотных точек, фактически занятого кладбищем (с приложением графического материала).

4. Определить, существует ли наложение земельного участка, фактически занятого кладбищем, границы которого определены при ответе на вопрос № 1, на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 50:20:0010215:368.

5. Если да, то определить площадь и координаты данного наложения, с приложением графического материала.

6. Определить площадь и координаты земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010215:368 за вычетом площади наложения, с приложением графического материала.

Согласно заключению эксперта, в исследовании по первому и второму вопросам установлено, что граница земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010215:1191, фактически занятого захоронениями, не соответствует сведениям о границе, внесенным в ЕГРН.

Определенная экспертом граница с улицей Советской (земли с неразграниченной собственностью) не соответствует кадастровой границе земельного участка: разница в местоположении составила до 12,04 м в точке н16, площадь наложения на неразграниченные земли составила 1.359 кв.м.

Суды указали, что в своем иске администрация не заявила требований об уточнении границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010215:1191 с неразграниченными землями - с улицей Советская, поэтому экспертом разработан вариант № 2 установления границы земельного участка с сохранением границы с улицей Советская по сведениям ЕГРН.

Составлен чертеж границ приложение 5 с вариантом № 2 установления границы. Площадь земельного участка составила 29.201+/-1.369 кв.м, что не соответствует площади по документам: больше ее на 4.738 кв.м.

В таблице 3.2 приведены координаты характерных точек, дирекционные углы и линейные размеры границ.

Экспертом составлен чертеж границ приложение 6, на котором указана уточненная (измененная) граница земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010215:368.

Территория земельного участка выделена зеленым цветом, уточненная граница земельного участка указана пунктирной линией красного цвета.

Из границы земельного участка исключена часть площадью 4.738 кв.м, фактически занятая захоронениями (выделена на чертеже штриховкой красного цвета).

Площадь земельного участка в уточненной границе с учетом фактической границы кладбища составила 35.237+/-3.499 кв.м, что не соответствует площади по документам: меньше ее на 4.738 кв.м.

В таблице 5.1 приведены координаты характерных точек, дирекционные углы и линейные размеры границ земельного участка.

Указанное заключение эксперта в силу положений части 1 статьи 64, статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно признано судами надлежащим доказательством и оценено в совокупности с иными доказательствами.

Правовые основы проведения судебных экспертиз в арбитражном процессе регулируются положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в заключении эксперта должны быть отражены, в том числе: содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование; иные сведения в соответствии с федеральным законом.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 73-ФЗ, эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. В соответствии со статьей 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 25 Федерального закона № 73-ФЗ, на основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Заключение должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

С учетом требований изложенных выше норм права надлежащим образом выполненное экспертное заключение должно содержать подробное описание проведенных исследований, сделанные в результате этих исследований выводы и ответы на поставленные арбитражным судом вопросы.

Суды правомерно заключили, что заключение эксперта соответствует указанным выше нормам. Суды не установили оснований сомневаться в достоверности и объективности сделанных выводов.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что факт наличия пересечений земель лесного фонда и участка с кадастровым номером 50:20:0010215:1191 подтвержден.

Результатом разрешения судами заявленного требования об установлении границ земельного участка является установление границ смежного земельного участка, принадлежащего администрации, если судом будет установлено, что администрация обладает данным земельным участком на законном праве; границ смежного земельного участка, принадлежащего Рослесхозу.

Таким образом, как обоснованно отметили суды, граница земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010215:1191 подлежит уточнению в соответствии с результатами экспертного заключения, а из земель лесного фонда надлежит исключить земельный участок в площади наложения.

Согласно пункту 3 Постановления № 10/22, если на стадии принятия иска суд придет к выводу о том, что избранный способ защиты права собственности или другого вещного права не может обеспечить его восстановление, данное обстоятельство не является основанием для отказа в принятии искового заявления, его возвращения либо оставления без движения.

Принимая решение, суд в силу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд указывает также в мотивировочной части решения мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле.

Суды обоснованно заключили, что требования, изложенные в редакции администрации, являются некорректными, однако это не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

Судами учтено, что иск администрации связан с установлением границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010215:1191.

Таким образом, как обоснованно заключили суды, границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0010215:1191 и 50:20:0010215:368 подлежат уточнению в соответствии с результатами экспертного заключения, а из земель лесного фонда надлежит исключить участок в площади наложения.

При этом суды обоснованно отклонили как ошибочные и основанные на неверном толковании закона доводы Рослесхоза, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, в частности, о том, что границы земельного участка лесного фонда установлены в соответствии с действующим законодательством, земли лесного фонда являются собственностью Российской Федерации, правовых оснований для требования об установлении границ спорного земельного участка в площади большей, чем по правоустанавливающим документам, не имеется, администрация не наделена полномочиями по оспариванию содержащихся в ЕГРН сведений.

Судами установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:20:0010215:1191, фактически занятый захоронениями, с момента принятия Федерального закона № 8-ФЗ и Федерального закона № 137-ФЗ в силу положений данных нормативных актов фактически переведен из земель лесного фонда в иную категорию земель, и является собственностью муниципального образования.

Суды указали, что иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты нарушенного права, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.

В рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.

Истцом по данной категории дел может выступать лицо, которому земельный участок, в отношении которого он просит установить границы, принадлежит ему на праве собственности либо на ином вещном праве, а ответчиком - правообладатель смежного земельного участка, с которым возник спор по установлению смежной границы земельных участков.

Доказательства наличия у Рослесхоза оснований для отнесения земельного участка в силу его значимости, особого статуса, либо в силу иных причин, к объектам федеральной собственности, а также полномочий на содержание и обустройство спорного земельного участка в обозначенных целях в случае сохранения его в границах лесного фонда, судам не представлено.

Довод Рослесхоза о необходимости инициирования процедуры перевода земельного участка лесного фонда, занятого спорным участком, в земли иных категорий, то есть избрание иного способа внесудебной защиты, обоснованно признан судами несостоятельным, поскольку в данной конкретной ситуации с учетом всех обстоятельств дела не может являться самостоятельным основанием для отказа в праве на судебную защиту и отказе в удовлетворении требований, основанных на законе.

По указанным причинам судами отклонены аналогичные и другие доводы, изложенные в отзыве Мособлкомлеса, а также в возражениях ИЛАН РАН.

Довод Рослесхоза о пропуске администрацией срока исковой давности обоснованно отклонен судами, поскольку земельный участок с кадастровым номером 50:20:0010215:1191 находится во владении администрации, в связи с чем в силу абзаца пятого статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации на требования об установлении границ смежных земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0010215:1191 и 50:20:0010215:368 исковая давность не распространяется.

Также суды правомерно отметили, что установление границ и площади лесного участка за вычетом площади пересечения с границами земельного участка под кладбищем является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих изменений в сведения о площади и границах местоположения лесного участка.

Довод ИЛАН РАН о неправомерном отказе судом первой инстанции в применении срока исковой давности обоснованно отклонен апелляционным судом.

Апелляционный суд указал, что администрация является правообладателем земельного участка и в рассматриваемом споре ее требования направлены на устранении всяких нарушений его права, что, как правомерно заключил суд первой инстанции, на основании положений статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исключает применение исковой давности.

Довод ИЛАН РАН о самовольном занятии части лесного участка также обоснованно отклонен апелляционным судом, поскольку проведенной при рассмотрении дела в суде первой инстанции экспертизой установлен факт наложения границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010215:1191 и земельного участка земель лесного фонда с кадастровым номером 50:20:0010215:368, в связи с чем захоронения не занимают участок земель лесного фонда.

Довод Рослесхоза об установлении границ участка лесного фонда в соответствии с действующим законодательством и отнесением данного участка к федеральной собственности, что исключает возможность размещения на нем кладбища, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку судебной экспертизой установлено, что установленная в ЕГРН граница земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010215:1191 не соответствует его фактической границе.

Учитывая, что земли лесного фонда фактически не заняты захоронениями, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных к Рослесхозу требований и отказе в удовлетворении заявленных требований к Управлению.

Кроме того, суды правомерно отметили, что согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона № 8-ФЗ, существующие места погребения не подлежат сносу.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.

Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.

Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.

Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.

Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 02 апреля 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2021 года по делу № А41-100783/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Рослесхоза - без удовлетворения.

Председательствующий-судья В.В. Кузнецов

Судьи А.А. Гречишкин

Е.Е. Шевченко