ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
| Дело № А41-13158/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.06.2019
Полный текст постановления изготовлен 25.06.2019
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,
судей Каменской О.В., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1 по доверен. от 09.01.2019, ФИО2 по доверен. от 09.01.2019,
от заинтересованных лиц
от Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы – ФИО3 по доверен. от 07.02.2019,
рассмотрев 18 июня 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы
на постановление от 26.03.2019
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Диаковской Н.В., Иевлевым П.А., Панкратьевой Н.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стаффтранс»
к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы
об оспаривании ненормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ: ООО «Стаффтранс» (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (далее - Министерство) и Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (далее - Департамент) о:
- признании незаконным решения Межведомственного координационного совета по формированию маршрутной сети смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между Москвой и Московской областью, оформленное протоколом от 20.09.2017 № 17-29-57/7, в части отмены смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок сообщением «Московская область - Москва» пункта 3.1, подпункта 2 и 3, маршрутов: рег/номер 501к Люберцы (м-н Турист) - Москва (м. Выхино), 25 МК класса, по нерегулированному тарифу и 373к Люберцы (ул. Строителей) - Москва (м. ВДНХ), 12 МК класса, по нерегулированному тарифу, эксплуатируемых перевозчиком ООО «Стаффтранс», «о признании целесообразным отмену маршрутов, указанных в подпункте 2 и 3, с последующим исключением из Реестра»;
- признании незаконным решения Межведомственного координационного совета по формированию маршрутной сети смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между Москвой и Московской областью, оформленное протоколом от 25.10.2017 № 17-29-64/7, в части отмены смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок сообщением «Московская область - Москва» пункта 3.2, подпунктах 1, 2, 3, 4, 5, 6 маршрутов: рег/номер 600 маршрут № 405к ст. Люберцы - Москва (м/р Жулебино), 4 МК класса, по нерегулированному тарифу, рег/номер 608 маршрут № 556к ст. Люберцы-Москва (м/р Капотня), 4 МК класса, по нерегулированному тарифу, рег/номер 614 маршрут № 517к Люберцы (ул. Гоголя) - Москва (м. Кузьминки), 12 МК класса, по нерегулированному тарифу, рег/номер 629 маршрут № 573к ст. Люберцы - Москва (Федеративный просп.), 6 МК класса, по нерегулированному тарифу, рег/номер 2027 маршрут № 539к ст. Люберцы -Москва (м/р Кожухово), 8 МК класса, по нерегулированному тарифу, рег/номер 2028 маршрут № 534к ст. Быково - г. Люберцы - Москва (м. Рязанский проспект), 10 МК класса, по нерегулированному тарифу, эксплуатируемых перевозчиком ООО «Стаффтранс», «о признании целесообразным отмену маршрутов, указанных в подпунктах 1, 2, 3, 4, 5, 6 с последующим исключением из Реестра»;
- признании незаконным решения Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 14.11.2017 № исх-11805/, оформленного и подписанного заместителем руководителя ФИО4 на имя и.о. генерального директора ООО «Стаффтранс» ФИО5;
- признании незаконным распоряжения Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 17.11.2017 № 320-Р «Об изменении и отмене некоторых смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Московской области, отмене некоторых межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Московской области и внесении изменений в соответствующие Реестры маршрутов регулярных перевозок», в части, а именно: пункта 1 в части отмены смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Московской области, приложения 1 к распоряжению, Перечня отмененных смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью, начальный остановочный пункт которых находиться на территории Московской области, в части пунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
- признании незаконным распоряжения Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 17.11.2017 № 320-Р, в части, а именно: пункт 2 в части исключения смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Московской области, из Реестра, утвержденного распоряжением Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 03.07.2017 № 109-р «Об утверждении Реестра смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Московской области, начальный остановочный пункт которых находиться на территории Московской области», а именно: рег/номер 600 маршрут № 405к ст. Люберцы - Москва (м/р Жулебино), 4 МК класса, по нерегулированному тарифу, рег/номер 608 маршрут № 556к ст. Люберцы -Москва (м/р Капотня), 4 МК класса, по нерегулированному тарифу, рег/номер 614 маршрут № 517к Люберцы (ул. Гоголя) - Москва (м. Кузьминки), 12 МК класса, по нерегулированному тарифу, рег/номер 629 маршрут № 573к ст. Люберцы - Москва (Федеративный просп.), 6 МК класса, по нерегулированному тарифу, рег/номер 2027 маршрут № 539к ст. Люберцы - Москва (м/р Кожухово), 8 МК класса, по нерегулированному тарифу, рег/номер 2028 маршрут № 534к ст. Быково - г. Люберцы - Москва (м. Рязанский проспект), 10 МК класса, по нерегулированному тарифу, рег/номер501к Люберцы (м-н Турист) - Москва (м. Выхино), 25 МК класса, по нерегулированному тарифу, рег/номер 373к Люберцы (ул. Строителей) - Москва (м. ВДНХ), 12 МК класса, по нерегулированному тарифу, эксплуатируемых перевозчиком ООО «Стаффтранс».
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.11.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2019 указанное решение суда первой инстанции отменено; заявленные требования частично удовлетворены; апелляционный суд признал незаконным решение Межведомственного координационного совета по формированию маршрутной сети смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между Москвой и Московской областью, оформленное протоколом от 20.09.2017 № 17-29-57/7, в части отмены смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок сообщением «Московская область - Москва» пункта 3.1, подпункта 2 и 3, маршрутов: рег/номер 501к Люберцы (м-н Турист) - Москва (м. Выхино), 25 МК класса, по нерегулированному тарифу и 373к Люберцы (ул. Строителей) - Москва (м. ВДНХ), 12 МК класса, по нерегулированному тарифу, эксплуатируемых перевозчиком ООО «Стаффтранс», «о признании целесообразным отмену маршрутов, указанных в подпункте 2 и 3, с последующим исключением из Реестра»; признал незаконным решение Межведомственного координационного совета по формированию маршрутной сети смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между Москвой и Московской областью, оформленное протоколом от 25.10.2017 № 17-29-64/7, в части отмены смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок сообщением «Московская область - Москва» пункта 3.2, подпунктах 1, 2, 3, 4, 5, 6 маршрутов: рег/номер 600 маршрут № 405к ст. Люберцы - Москва (м/р Жулебино), 4 МК класса, по нерегулированному тарифу, рег/номер 608 маршрут № 556к ст. Люберцы-Москва (м/р Капотня), 4 МК класса, по нерегулированному тарифу, рег/номер 614 маршрут № 517к Люберцы (ул. Гоголя) - Москва (м. Кузьминки), 12 МК класса, по нерегулированному тарифу, рег/номер 629 маршрут № 573к ст. Люберцы - Москва (Федеративный просп.), 6 МК класса, по нерегулированному тарифу, рег/номер 2027 маршрут № 539к ст. Люберцы -Москва (м/р Кожухово), 8 МК класса, по нерегулированному тарифу, рег/номер 2028 маршрут № 534к ст. Быково - г. Люберцы - Москва (м. Рязанский проспект), 10 МК класса, по нерегулированному тарифу, эксплуатируемых перевозчиком ООО «Стаффтранс», «о признании целесообразным отмену маршрутов, указанных в подпунктах 1, 2, 3, 4, 5, 6 с последующим исключением из Реестра»; признал незаконным распоряжение Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 17.11.2017 № 320-Р «Об изменении и отмене некоторых смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Московской области, отмене некоторых межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Московской области и внесении изменений в соответствующие Реестры маршрутов регулярных перевозок», в части, а именно: пункта 1 в части отмены смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Московской области, приложения 1 к распоряжению, Перечня отмененных смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью, начальный остановочный пункт которых находиться на территории Московской области, в части пунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; признал незаконным распоряжение Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 17.11.2017 № 320-Р, в части, а именно: пункт 2 в части исключения смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Московской области, из Реестра, утвержденного распоряжением Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 03 июля 2017 года № 109-р «Об утверждении Реестра смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Московской области, начальный остановочный пункт которых находиться на территории Московской области», а именно: рег/номер 600 маршрут № 405к ст. Люберцы - Москва (м/р Жулебино), 4 МК класса, по нерегулированному тарифу, рег/номер 608 маршрут № 556к ст. Люберцы-Москва (м/р Капотня), 4 МК класса, по нерегулированному тарифу, рег/номер 614 маршрут № 517к Люберцы (ул. Гоголя) - Москва (м. Кузьминки), 12 МК класса, по нерегулированному тарифу, рег/номер 629 маршрут № 573к ст. Люберцы - Москва (Федеративный просп.), 6 МК класса, по нерегулированному тарифу, рег/номер 2027 маршрут № 539к ст. Люберцы -Москва (м/р Кожухово), 8 МК класса, по нерегулированному тарифу, рег/номер 2028 маршрут № 534к ст. Быково - г. Люберцы - Москва (м. Рязанский проспект), 10 МК класса, по нерегулированному тарифу, рег/номер501к Люберцы (м-н Турист) - Москва (м. Выхино), 25 МК класса, по нерегулированному тарифу, рег/номер 373к Люберцы (ул. Строителей) -Москва (м. ВДНХ), 12 МК класса, по нерегулированному тарифу, эксплуатируемых перевозчиком ООО «Стаффтранс»; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Департаментом подана кассационная жалоба, согласно которой заинтересованное лицо просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Заявитель жалобы указывает, что процедура разработки, утверждения и изменения реестра регулярных перевозок на территории субъектов Российской Федерации, относится к исключительным полномочиям уполномоченных органов этих субъектов в области транспорта. Соответствующие решения принимаются уполномоченными органами в целях развития дорожно-транспортной сети, обеспечению потребности жителей в услугах пассажирского транспорта, безопасности перевозок. Суду не предоставлены полномочия оценивать эффективность и целесообразность указанных управленческих решений, принимаемых уполномоченными органами исполнительной власти в рамках их компетенции.
Представитель Департамента в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.
Представители ООО «Стаффтранс» возражали против удовлетворения кассационной жалобы, считая постановление Десятого арбитражного апелляционного суда законным и обоснованным.
Представленный ООО «Стаффтранс» в суд письменный отзыв на кассационную жалобу без приложения доказательств направления его копии в адреса сторон возвращается ООО «Стаффтранс» как представленный с нарушением частей 1, 2 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающих, что к отзыву, направляемому в арбитражный суд, прилагается также документ, подтверждающий направление отзыва другим лицам, участвующим в деле. Отзыв направляется заказным письмом с уведомлением о вручении в срок, обеспечивающий возможность ознакомления с отзывом до начала судебного заседания.
Министерство в судебное заседание не явилось, считается извещенным в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в его отсутствие. Письменный отзыв на жалобу не представлен.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Судами установлено, что на основании договоров, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ), обществу выданы карты маршрутов на смежные межрегиональные маршруты региональных перевозок: № 501к Люберцы (м-н Турист) - Москва (м. Выхино); № 373к Люберцы (ул. Строителей) -Москва (м. ВДНХ); №405к ст. Люберцы - Москва (м/р Жулебино); №556к ст. Люберцы - Москва (м/р Капотня); №517к Люберцы (ул. Гоголя) - Москва (м. Кузьминки); №573к ст. Люберцы - Москва (Федеративный просп.); №539к ст. Люберцы - Москва (м/р Кожухово); №534к ст. Быково - г. Люберцы - Москва (м. Рязанский проспект).
Решением Межведомственного координационного совета по формированию сети смежных межрегиональных маршрутов (далее – МКС) принято решение об установлении, изменении и отмене смежных межрегиональных маршрутов, в частности об отмене маршрутов № 501к Люберцы (м-н Турист) - Москва (м. Выхино); № 373к Люберцы (ул. Строителей) -Москва (м. ВДНХ), что отражено в пункте 3.1 протокола №17- 29-57/7 от 20.09.2017.
Решением МКС, оформленным протоколом №17-29-64/7 от 25.10.2017, приняты аналогичные решения об отмене маршрутов №405к ст. Люберцы - Москва (м/р Жулебино); №556к ст. Люберцы -Москва (м/р Капотня); №517к Люберцы (ул. Гоголя) - Москва (м. Кузьминки); №573к ст. Люберцы – Москва (Федеративный просп.); №539к ст. Люберцы -Москва (м/р Кожухово); №534к ст. Быково - г. Люберцы - Москва (м. Рязанский проспект).
Распоряжением Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры
Московской области от 17.11.2017 № 320-Р указанные изменения внесены в
Реестр смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между
Московской областью и Москвой.
Письмом от 14.11.2017 Министерство проинформировало общество о
принятых решениях.
Полагая указанные решения МКС об отмене маршрутов,
распоряжение Министерства, письмо Министерства незаконными, ООО «Стаффтранс» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что Министерство правомерно внесло изменения в реестр смежных межрегиональных маршрутов, отменив маршруты, ранее обслуживаемые обществом. Распоряжение принято на основании решений МКС, то есть в полном соответствии с требованиями закона № 220-ФЗ и Соглашения. Внесенные изменения, как следует из пункта 4 оспариваемого распоряжения, вступают в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования, что соответствует требованиям части 8 статьи 13 Закона № 220-ФЗ.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса, статьями 13, 20 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Соглашением между Правительством Москвы и Правительством Московской области об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью, заключенного в г. Москве 19.08.2016, Порядком установления, изменения, отмены смежных межрегиональных маршрутов регулируемых перевозок между городом Москвой и Московской областью, являющимся приложением к Соглашению, исходил из того, что решение об отмене смежных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью принимается при наличии заключения Межведомственного координационного совета о целесообразности отмены смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью, в срок не позднее 30 календарных дней с даты проведения заседания Межведомственного координационного совета, на котором было утверждено указанное заключение. Апелляционным судом установлено, что в данном случае обоснованного и мотивированного заключения о целесообразности отмены спорных маршрутов МКС не принималось; протоколами заседания МКС от 20.09.2017 № 17-29-57/7 и 25.10.2017 № 17-29-64/7 оформлены не мотивированные решения о целесообразности отмены спорных маршрутов регулярных перевозок с ранее установленными параметрами перевозок; доказательства, подтверждающие наличие оснований для отмены смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью, предусмотренных пунктом 16 Положения о МКС (Приложение № 1 к порядку), в дело не представлены.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований о признании незаконными оспариваемых решений МКС, оформленных протоколами от 20.09.2017 № 17-29-57/7 и от 25.10.2017 № 17-29-64/7, распоряжения Министерства от 17.11.2017 № 320-Р в части отмены спорных маршрутов.
Поскольку письмо Министерства от 14.11.2017, которым последнее проинформировало общество о принятых решениях, носит информационный характер, не обладает признаками ненормативного акта и не влечет для общества каких-либо правовых последствий, апелляционный суд правомерно счел, что оснований для удовлетворения требования о признании незаконным указанного письма Министерства от 14.11.2017 не имеется.
Вывод апелляционного суда соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделан при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя жалобы, приведенные им в обоснование несогласия с обжалуемым судебным актом, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в кассационной инстанции.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от26 марта 2019 года по делу № А41-13158/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий-судья: И. Ю. Григорьева
Судьи: О. В. Каменская
В. В. Кузнецов